Напоминание

Педагогический проект "Волшебство оригами"


Автор: Сюсюра Елена Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР - детский сад № 9
Населённый пункт: Ст. Старощербиновская
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Педагогический проект "Волшебство оригами"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Педагогический проект

«Волшебство оригами»

для детей старшего дошкольного возраста

Продолжительность проекта: краткосрочный - 3 недели

Вид проекта: информационно-практико-ориентированный

Участники проекта: воспитатель группы, дети старшей группы, родители

Интеграция образовательных областей:

- познавательное развитие

- социально-коммуникативное развитие

- художественно-эстетическое развитие

- речевое развитие

Проблема:

Что такое искусство оригами?

Где и когда возникло?

Какие поделки можно изготовить при помощи оригами?

Актуальность.

Необходимость создания данного проекта была продиктована тем, что в

детском саду отведено недостаточное количество часов на работу с бумагой и

большая часть из них посвящена вырезыванию из бумаги и составлению

плоских композиций. Реализуя образовательную программу, я пришла к

выводу, что существует актуальная потребность в ознакомлении детей с миром

бумаги, поскольку бумага с каждым годом все меньше места занимает в быту, и

ребенок мало её использует. Так же я считаю, что необходимо развивать и

поддерживать интерес к бумаге в ДОУ.

Недостаточная степень развития технических навыков тормозит работу

воображения, сковывает детскую инициативу, снижает качество результатов

деятельности. И наоборот: если ребенок успешно овладевает техническими

навыками: обрыванием, сминанием, сгибанием, скручиванием, это приводит к

успешному овладению сенсорными эталонами; приобретению поисковой

деятельности; усвоению простейших навыков совместной работы; активному

общению друг с другом и воспитателем; стимулированию творческого

отношения к работе. Работа с бумагой при направленном руководстве и при

использовании соответствующих возрасту методов и приемов дают обучающий

и развивающий эффект.

Я считаю, что большие возможности для развития творческих способностей

детей таит в себе искусство оригами.

Цель:

Развивать творческие способности у детей посредствам искусства

оригами

Задачи:

познакомить детей с искусством оригами

развитие интереса к моделированию и конструированию

развитие логического мышления

развитие коммуникативных способностей

развитие

творческой

инициативы

и

поисковой

деятельности

дошкольников

воспитание эстетического вкуса у детей при изготовлении поделок и

композиций

воспитание аккуратности, самостоятельности

Задачи для педагога:

создание информационной базы

создание условий для занятий оригами

Задачи для родителей:

Информировать родителей об искусстве оригами и его роли в развитие

детей

Проявляют интерес к деятельности детей в детском саду

активизировать роль родителей в развитии творческих способностей у

детей

В проекте выделены три этапа:

Первый – подготовительный

Просмотр презентации «История возникновения оригами»

Подбор иллюстраций с изображением моделей оригами

Консультации

на

тему

«Конструктивная

деятельность

в

старшем

дошкольном возрасте»

Просмотр презентации «Базовые формы оригами»

Совместная работа по изготовлению образцов поделок оригами.

Оформление материала в родительском уголке на тему «Воскресные дни

с родителями или как организовать досуг ребенка».

Беседы

«Оригами.

История

появления

и

развития»,

«Бумага,

разновидности»

Беседы об истории возникновения техники оригами, значении для детей

старшего дошкольного возраста

Второй этап – основной.

Рассматривание пооперационных схем изготовления поделок в технике

оригами.

Знакомство с техникой изготовления оригами

Занятия по конструированию из бумаги (оригами):

Базовая форма «квадрат», «двойной квадрат», «книжка», «дверь», «дом»,

«треугольник», «блин», «воздушный змей», «лягушка», «птица»

Дидактические игры: «Квадрат – треугольник», «Найди, где спрятался»

«Составь

узор»,

«Калейдоскоп»

(знакомство

с

геометрическими

понятиями: угол, сторона, квадрат, треугольник, центр, диагональ;

Изготовление в технике оригами героев сказок.

Организация выставки «Мои поделки по оригами».

Третий этап – итоговый.

Цель этого этапа – контроль и диагностика результатов реализации

системы

педагогической

работы

по

развитию

конструктивных

способностей детей старшего дошкольного возраста посредством техники

оригами.

Ожидаемый результат

Сформированные знания у детей об искусстве оригами

Освоение детьми базовых форм оригами

Умеют использовать в работе схемы

Умеют действовать в соответствии с замыслом

Самостоятельно изготавливать поделки оригами

Созданы условия для развития творческих способностей у детей

Владеют умением выстраивать композицию

Организация деятельности детей.

Период

Тема

Содержание

образовательного

материала

Форма работы

Ответственный

1

неделя

Знакомство

с оригами

Тема: «Оригами –

искусство

складывания из

бумаги»

Тема: Знакомство с

базовыми

формами

оригами: «квадрат»,

«двойной квадрат»,

«книжка», «дверь»,

«дом»,«треугольник»

«блин»,«воздушный

змей», «лягушка»,

«птица»

«Пингвины»

Г.Снегирев «Про

пингвинов»

«Пингвиненок»

«Найди где

спрятался»

«Квадрат –

треугольник»

Показ презентации на

тему «История

возникновения

оригами» с речевым

сопровождением.

Рассматривание

иллюстраций

Мастерская по

изготовлению

продуктов детского

творчества

чтение

лепка

дидактическая игра

дидактическая игра

Воспитатель:

Сюсюра Е.В.

2

неделя

«Забавные

животные»

Тема: «Пингвин»

Знакомство с

Мастерская по изгот.

продуктов детского

Воспитатель:

Сюсюра Е.В.

пошаговой картой,

изготовление фигуры

в технике оригами.

(пингвин)

Тема: «Котенок»

«Кто сказал мяу?»

С.Михалков

Знакомство с

пошаговой картой,

изготовление фигуры

в технике оригами.

(котёнок)

«Сложи из частей»

творчества

Чтение

Мастерская по изгот.

продуктов детского

творчества

Дидактическая игра

3

неделя

Тема: «Цветы для

мамы»

Знакомство с

пошаговой картой,

изготовление фигуры

в технике оригами.

(тюльпан)

Тема: «Животные из

сказки»

Загадки о животных

Знакомство с

пошаговой картой,

изготовление фигуры

в технике оригами.

( лиса, собака, заяц,

волк)

Композиция к сказке

«Заюшкина

избушка».

«Калейдоскоп»

Мастерская по изгот.

продуктов детского

творчества

Загадывание загадок

Мастерская по изгот.

продуктов детского

творчества

Театрализованная

деятельность

Драматизация по сказке

«Заюшкина избушка».

Дидактическая игра

Воспитатель:

Сюсюра Е.В.

Организация деятельности с родителями.

Беседы

Консультации: «Влияние оригами на развитие речи дошкольников»,

«Удивительные занятия оригами»

Памятка «Значение занятий Оригами для развития дошкольника»

Практическое задание «Поделки в технике оригами для всей семьи»

Методическое обеспечение проекта

Поэтапная схема изготовления «Тюльпан»

Поэтапная схема изготовления «Котёнок»

Поэтапная схема изготовления «Собачка»

Поэтапная схема изготовления «Лиса»

Поэтапная схема изготовления «Заяц»

Поэтапная схема изготовления «Волк»

Базовая форма «Блинчик»

Базовая форма «Квадрат»

Загадки о животных

Заворчал живой замок,

Лёг у двери поперёк,

Две медали на груди.

Лучше в дом не заходи. (Собака)

Мордочка усатая,

Шубка полосатая,

Часто умывается,

А с водой не знается. (Кошка)

На овчарку он похож:

Что ни зуб — то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть. (Волк)

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый — краса!

Как зовут её? (Лиса).

Что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной

И стоит среди травы —

Уши больше головы? (Заяц)

Я с иголочки одет,

Чёрный фрак и белый верх,

На двух лапках я хожу,

И по снегу, и по льду!

Ответ: Пингвин

Дидактическая игра "Калейдоскоп"

Цель: Развивать умение расчленять узор на геометрические фигуры разной

формы, цвета и величины по образцу.

Развивать зрительное восприятие, внимание и ориентировку в пространстве.

Совершенствовать

умение

называть

-

из

каких

фигур,

и

в

какой

последовательности сложен узор.

Материал. Карточка с узором из геометрических фигур разного цвета, формы

и величины. Узор выполнен путем наложения фигур меньшего размера на

фигуры большего размера. Набор таких же отдельных фигур.

Содержание.

Детям

предлагается

по

образцу

узора,

выполненного

из

геометрических фигур разного цвета, формы и размера, выложить из отдельных

фигур такой же узор, дети должны правильно подобрать фигуру по цвету,

форме и величине.

Дидактическая игра «Сложи узор»

Задачи: развивать умение различать геометрические фигуры, определять их

цвет, анализировать положение предметов в пространстве;

закреплять знание основных цветов, умение сравнивать геометрические

фигуры по размеру; развивать внимание, мыслительные операции.

Оборудование: большие карточки с геометрическим узором, набор

геометрических фигур (круги, квадраты, треугольники).

Игровое правило: брать только одну карту и геометрические фигуры к ней.

Ход игры:

1.Воспитатель предлагает детям рассмотреть большую карточку и ответить на

вопрос: «Из каких геометрических фигур составлен узор на образце?». Затем

дети определяют - какого цвета фигуры и где они расположены. После этого

ребенок выбирает нужные геометрические фигуры и выкладывает точно такой

же узор. (Если ребенку трудно выполнить задание, то используем способ

наложения фигур).

2.Если ребенок хорошо справляется, то можно попросить его выполнить такой

же узор по памяти.

3.Можно предложить ребенку составить свой узор.

Дошкольникам об истории появления бумаги и зарождении техники

«оригами».

«Оригами — это интересно!»

Цель: познакомить детей с искусством складывания фигурок из бумаги, с

историей появления бумаги, зарождения оригами.

Оборудование: презентация «Оригами», мультимедийный экран,

мультимедийный проектор, ноутбук.

Ход:

1.Организационный этап

Ребята, давайте поприветствуем, друг друга.

Давайте порадуемся солнцу и птицам,

А также порадуемся улыбчивым лицам,

И всем, кто живёт на этой планете,

«Здравствуйте!» - скажем, мы вместе,

«Здравствуйте!» и взрослые и дети.

Присаживайтесь на свои места. Сегодня у нас необычная встреча, а можно

сказать волшебная! Мы с вами мысленно побываем в Японии и Китае, и

узнаем и научимся много чему интересному! А, сейчас, я предлагаю вам

закрыть глаза и все вместе сказать волшебное слово на китайском языке. А

слово это «Оригами».

Слайд №2

Я рада вас приветствовать в городе «Оригами»!

За лесами, за горами лежит город «Оригами».

Там кораблик из бумаги. Там живут и феи, маги.

Домик беленький стоит, а живёт в нём Айболит,

Там ведь лето круглый год: Чудо-дерево растёт –

Всё сложили из бумаги, словно мы и вправду маги!

Вот мы и оказались в городе Оригами. На каждой улице этого города вы будете

узнавать много нового и интересного. И так первая улица, по которой мы

пройдемся, называется «Историческая».

Слайд №3

Ребята, а вы уже знакомы с искусством оригами? Слово «оригами» пришло к

нам из Японии. Оригами – это искусство складывания из бумаги без

использования другого подручного материала. В переводе с японского («ори -

ками» - «сложенная бумага»).

Слайд №4

Много веков назад японцы первыми в мире стали складывать из бумаги

различные фигурки. В Японии в течение веков монахи ставили в храмах на

алтари сложенные из бумаги фигурки. Так они совершали символические

подношения Божеству, ведь по-японски слова БОГ и БУМАГА звучат

одинаково – КАМИ., а «Ори» означает «сложенная».

Оригами — потрясающее искусство складывания фигур из бумаги с глубокой

историей. Искусство оригами появилось в глубокой древности. Зародилось оно

в Китае. Целых две тысячи лет назад китайцы изобрели бумагу. Примерно

тогда же и появилось искусство оригами. Позже искусство оригами было

завезено в Японию. Из обыкновенной бумаги японцы воистину могут творить

чудеса. Сделанные ими бумажные фигурки украшают храмы и жилища.

Слайд №5

В Японии считают, что бумажные шары-кусудамы, журавлики и другие

изделия являются талисманами и приносят счастье. Поэтому их часто дарят и

развешивают в качестве украшений во время народных праздников. Японские

маги, путешествуя по Европе, познакомили западный мир с искусством

оригами. Они были настоящими мастерам своего дела и за несколько секунд

могли сложить из бумаги птицу, насекомое, животное на потеху

многочисленным зрителям.

Слайд №6, 7, 8, 9

А знаете ли вы, что многие известные люди не только восхищались искусством

оригами, но и с огромным удовольствием складывали различные бумажные

фигурки? Среди таких людей были известный итальянский художник и

изобретатель Леонардо да Винчи, писатель Льюис Кэрролл, автор всемирно

известной книги «Алиса в стране Чудес» и другие.

Следующая улица – это улица «Легендарная»

Слайд №10

Легенда о тысяче журавликов.

Цуру (на японском языке) означает – журавлик. Птица с длинной шеей в Китае

и Японии считалась символом удачи и долгой жизни. Японцы с любовью и

тщательностью складывали журавликов на протяжении как минимум двухсот

лет.

В Хиросиме воздвигнуты памятники маленькой школьнице по имени Садако

Сасаки.

Слайд №11

Ей не было двух лет, когда Хиросима подверглась атомной бомбардировке.

Слайд №12

Девочка находилась тогда вблизи от взрыва атомной бомбы. Казалось бы,

девочка нисколько не пострадала и выросла милой, умной и здоровой.

Слайд №13

Она бегала быстрее всех в классе, увлекалась спортом. Её родители погибли, и

она жила в семье своего дяди. Но, через 10 лет девочка начала очень сильно

болеть, так как была облучена ядерным взрывом. Садако отвезли в больницу,

где поставили диагноз «Лейкемия» (заболевание крови). Чтобы как-то отвлечь

девочку, врач рассказал ей о древней японской легенде. В которой говорится о

том, что, если тяжело больной человек сделает 1000 бумажных журавлей, то

исполнится любое его желание.

Слабеющими пальцами Садако сгибала бумажные листки, надеясь, что

всемогущий Бог вернет ей здоровье и позволит вернуться к сверстникам. Она

трудилась каждую свободную минутку, делала журавликов из любой бумаги,

даже из лекарственных рецептов. История про девочку была написана в газетах

в разных странах. Люди со всего мира, узнав о Садако, складывали журавликов

и присылали их в Японию. 25 октября 1955 года Садако умерла. 644-й журавль

выпал из рук девочки, и она уснула навсегда.

Слайд №14

Вот таких журавликов делала девочка и остальные дети.

«Возьмите лист цветной бумаги и согните его…» Так начинаются все

указания по складыванию фигурок из оригами. Ведь единственный материал

для создания оригами и есть простой лист бумаги. Инструментов для работы не

нужно никаких. Только чистый лист бумаги и ваши руки. Все остальное

зависит от вас, вашего желания, фантазии и аккуратности.

Занятия оригами приносят радость и удивление, новые знания и

удовольствие.

Оригами увлекаются люди разных профессий, возраста и состояния здоровья.

Им могут заниматься даже слепые! Все, что для этого требуется, - это бумага,

терпение и настойчивость. С появлением интернета стало достаточно просто

находить разнообразные инструкции для складывания. Таким образом,

искусство оригами по-прежнему продолжает процветать.

Бумага — знакомое и простое всем слово. Но если немного пофантазировать —

то можно сделать самые разнообразные модели из бумаги и картона:

уникальные автомобили, самолеты, корабли, которые отправятся в

увлекательное путешествие! Волшебство возможно!

3.Физкультминутка

Следующая улица для путешествия называется улица «Отдыха»

На этой улице мы немного отдохнем.

Япония славится не только искусством Оригами, но и своей медициной, а в

особенности точечным массажем.

Давайте попробуем на себе этот замечательный массаж, повторяйте за мной.

1.Пошевелим пальчиками, разотрем ладошки, разогреем их.

2.Указательные пальцы поставим в уголки глаз и немного нажмем, легким

движением.

3. Потом, указательными пальцами ведем к внешнему уголку глаз, как бы

разглаживая. Нажимает легким движением.

4. Еще раз разотрем ладошки.

5. Закроем ладошками глаза.

6. Погладим брови кончиками пальцев.

7. Разогреваем ладошки.

8. Кончиками пальцев массируем над ухом область головы, легкими

движениями.

9. Разогреваем ладошки.

10. Разминаем пальцы.

11.Встряхнем пальчиками, как бы сбросим с них весь груз, и приготовим их к

работе.

Творческая работа.

Следующая улица «Творческая».

Здесь нас научат основным правилам оригами.

Слайд № 15

Есть правила оригамистов.

Давайте прочитаем их.

1) Работай старательно.

2) Складывай на столе.

3) Линию сгиба проводи аккуратно и с нажимом.

4) Всегда держи фигурку так, как тебе показывают.

5) Хочешь спросить – подними руку, не выкрикивай.

6) Сделал правильно сам – помоги соседу.

7) Соблюдай правила работы с ножницами.

8) После работы убери за собой весь мусор.

Итак, мы ознакомились с правилами и теперь давайте попробуем сделать

несколько фигурок в технике оригами.

Слайд № 16, 17, 18

5.Закрепление

Ребята, посмотрите на свои работы, как вы думаете, получились они у вас или

нет?

А сейчас нам нужно отправляться назад. Чтобы вернуться, закройте глаза и

назовите наш адрес: Краснодарский край, станица Старощербиновская, детский

сад № 9. Дети закрывают глаза и говорят адрес.

Где мы сегодня побывали?

Какие поделки мы сделали?

Что означает символ журавлика?

Вы, ребята, тоже должны жить в мире, помогать друг другу, любить и беречь

близких и родных

6.Рефлексия

Вы уже узнали, что если сложить из бумаги тысячу журавликов, исполнится

желание. Некоторые люди так и поступают – часами делают птичек. Неужели

действительно их желания исполняются? В чём же здесь секрет? А секрет

древней легенды состоит в том, чтобы складывать фигурки не себе, а подарить

их окружающим и получить в ответ тысячу улыбок. Тогда появятся новые

друзья, а с их помощью действительно и желания часто исполняются! Ребята, я

предлагаю вам изготовить дома любую фигурку в технике оригами, принести

её в школу и подарить её соседу по парте, обменятся фигурками.

Слайд № 19

7.Итог

Оригами – ты такой замечательный город,

Где умения детей с мечтою дружат.

Значит, надо продолжать мастерить и сочинять

Город-сказку, где добро, как птица кружит.

Работа

с

родителями

Консультация для родителей:

«Удивительные занятия

оригами»

Трудно встретить человека, который бы в детстве не был знаком с моделями,

сделанными из бумаги - самолетики, кораблики, хлопушки, шапочки из

квадрата бумаги. Но, пожалуй, не все знают, что это - японское искусство

сложенной бумаги и называется оригами.

Кому незнаком маленький японский журавлик, сложенный из квадрата бумаги?

А прилетел этот журавлик из седой старины 6-го века н.э., издревле почитался

японцами как символ надежды, долгой жизни и счастья. В древней Японии

искусство складывания передавалось от родителей к детям, "от сердца к

сердцу", из рук в руки, рождая великих мастеров.

Благодаря

своей

универсальности,

искусство

оригами

способно

легко

переходить от простой детской забавы к сложной художественной форме и

наоборот, поэтому оригами сегодня используется и в качестве развлечения, и

является важным фактором в образовании.

Для чего нам нужно искусство «оригами»?

Овладевая техникой оригами, ребенок учится общаться с бумагой, развивается

мелкая моторика пальцев. Психологи считают, что это очень важно для

нормального

формирования

речи

ребенка.

Специалисты

рекомендуют

малышам, которые только учатся говорить, а также дошкольникам как можно

чаще выполнять задания, связанные с работой пальцами - мастерить, шить,

играть на музыкальных инструментах. Оригами дает для этого огромный

простор - мелких движений не только много, а они еще и разнообразны. Очень

важно и то, что в процессе оригами работают обе руки. Поэтому оригами

гармонизирует работу обоих полушарий мозга, что способствует развитию

творческих задатков у ребенка.

Оригами

развивает у детей способность работать руками под контролем

сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения

пальцев, происходит развитие глазомера.

Оригами

способствует

концентрации

внимания,

так

как

заставляет

сосредоточиться

на

процессе

изготовления,

чтобы

получить

желаемый

результат.

Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления

детей, их творческого воображения, художественного вкуса.

Оригами стимулирует и развитие памяти, так, как ребенок, чтобы сделать

поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и

способы складывания.

Оригами

знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол,

сторона, квадрат, треугольник и т.д.), одновременно происходит обогащение

словаря специальными терминами.

Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования

у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ

приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и

перевод их

значения в практическую деятельность

(самостоятельное

выполнение действий).

Оригами легко соединить с игрой: сложив из бумаги поделки, ребенок может

пересказывать с их помощью знакомые сказки, придумывать свои истории и

обыгрывать их, что немаловажно для развития речи ребенка. Достоинство

оригами еще и в том, что этим увлекательным делом можно заняться с детьми

где угодно: дома, на даче, в поезде и т.д. Для этого не нужно специальных

приспособлений, инструментов - достаточно иметь обычный лист бумаги.

Оригами

совершенствует трудовые умения ребенка,

формирует культуру

труда. И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе

искусство оригами.

Общие правила при обучении

технике оригами:

1. Заготовки для поделок дошкольникам должен

готовить взрослый.

2. Заготовка должна иметь точно квадратную

форму.

3. Бумага для поделок должна быть тонкой,

упругой, хорошо сгибающейся, цветной.

4. Показ изготовления должен производиться на

столе (в индивидуальной работе) или на доске (на общем занятии). Во втором

случае заготовка для показа должна быть в два раза больше, чем у детей.

5. При показе не должно быть лишних поворотов и переворотов изделия.

6. Обучение складыванию каждой поделки должно быть поэтапным: показ

одного приёма – выполнение детьми, показ второго – выполнение детьми.

7. Линии сгибов изделия должны тщательно проглаживаться.

8. Совмещение углов и сторон в процессе складывания должно быть точным.

9. После того, как игрушка будет полностью готова, необходимо повторить

приёмы

складывания.

В

итоге

ребёнок

должен

уметь

самостоятельно

изготовить поделку от начала до конца.

С какого возраста можно начинать заниматься оригами?

Опыт

показывает, что некоторые задания прекрасно могут быть выполнены детьми

уже в 3-4 года. В 4-5 лет ребёнок способен выполнять более сложные фигуры и

составлять

из

них

композиции

на

разную

тематику.

Благодаря

этой

удивительной

технике,

вместе

с

ребёнком

вы

можете

отправиться

в

удивительные путешествия по Африке, Антарктиде, или заглянуть на дно

океана и познакомиться с морскими обитателями. Фантазия вашего ребёнка

подскажет, в каком направлении вам двигаться!

Вы и сами можете сделать с детьми простые поделки. Дети с

удовольствием будут использовать их в своих играх. А что-то можно и

преподнести в подарок близким.

Оригами - это приятное времяпрепровождение для

всей семьи!

ПАМЯТКА

«ЗНАЧЕНИЕ ЗАНЯТИЙ ОРИГАМИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКА»

• дисциплинируют;

• развитие мелкой моторики пальцев;

• развитие глазомера;

• развитие внимания, памяти;

• развитие творческих задатков, творческого воображения, художественного

вкуса;

• развитие конструктивного мышления;

• знакомство с геометрическими понятиями;

• развитие речи;

• воспитывают усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное

отношение к предметам и материалу (бумаге);

• способствуют формированию добрых чувств к близким и дают возможность

выразить эти чувства, ведь оригами позволяет сделать подарок своими руками;

• влияют на формирование самостоятельности, уверенности в себе, самооценки;

• позволяют детям испытать свои возможности и проявить способности.

Фотоотчет проекта



В раздел образования