Напоминание

Как написать сочинение по картине?


Автор: Клейменычева Ольга Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "Компрессорная СОШ"
Населённый пункт: п.Луч, Ртищевский район, Саратовская область
Наименование материала: презентация
Тема: Как написать сочинение по картине?
Раздел: среднее образование





Назад




КАК НАПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ

ПО КАРТИНЕ?

Клейменычева О.Н.

Учитель русского языка и литературы

МОУ «Компрессорная СОШ»

Ртищевского района

Саратовской области

СОЧИНЕНИЕ- ОДНО ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ СРЕДСТВ РАЗВИТИЯ

РЕЧИ, ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА.

Для начала должны понять, что любое сочинение –

это вид творческой работы, «отрицающий»

переписывание. Подбирая материал для написания

сочинения по картине, безусловно, необходимо

обращаться к источникам фактического материала,

но лишь для того, чтобы сформировать собственное

представление о предложенном произведении

изобразительного искусства.

В школьном курсе русского языка в основном

предлагаются картины русских художников XIX-XX

веков. При этом младшие классы «работают» с

художественными полотнами, простыми по

композиции и цветовой гамме. Чем старше

учащиеся, тем сложнее картина – по жанру, обилию

деталей, цветовому решению и творческой манере

автора.

3.

Поэтому предварительно обязательно познакомьтесь

с личностью художника, историей создания картины

и, если необходимо, с особенностями жанра:

пейзажа, бытовой зарисовки, портрета, натюрморта и

т.д

АНАЛИЗ КАРТИНЫ

.

1

. Жанр картины (портрет, пейзаж, натюрморт, бытовая зарисовка,

другое ).

2. Кто и что изображены?

( в центре, на переднем плане, на заднем плане, справа, слева)

3. Настроение, вызываемое этим произведением.

4. Основные микротемы картины.

5. Изобретательно-выразительные средства (формат, композиция, свет,

цвет, колорит).

6. Роль этих средств в выражении основной идеи картины, авторской

позиции

.

4

Подготовив фактический материал, внимательно

рассмотрите картину и приступайте к написанию

плана.

Вступление.

Необходимо назвать картину, автора и жанр. Оно

может содержать:

-приглашение к разговору;

- представление автора;

- обозначение проблемы (она должна быть четко

сформулирована);

- переход к основной части.

Объем вступительной части должен быть

небольшим – всего 3-4 предложения

ВСТУПЛЕНИЕ

ФИО- один из известнейших русских художников ..

ФИО- автор необыкновенно красивых картин.

Одна из них сейчас передо мной.

Об одной из них я хочу рассказать. Она написана в…

году. Сама картина явилась плодом многих наблюдений

художника за природой(жизнью).

В основу её легла тема торжества жизни( любви к

природе), удачно введённой в полотно.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Содержит детальное описание. При написании

основной части определите, что изображено на

переднем, заднем плане полотна, что является

фоном. Уточните мелкие детали, которые

расположены справа и слева от центра картины. Не

забудьте подробно описать цветовую гамму,

использованную художником, и ее влияние на

восприятие и настроение.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Слева от меня виднеется, прямо передо мной

изображены(о,а), на переднем плане художник

пишет…, задний план занимает…, вдалеке

открывается…, автор зафиксировал мгновение…, как

будто только что произошло, вроде бы недавно

случилось, лишь только отшумела.., как только

закончилась, скоро появится.., ещё не случилось, но

уже…

Художник (живописец, автор):

обратился( к изображению, сказке, эпизоду).

выделил( фигуру, предмет…) цветом, компози- ционно.

Добивается (настроения, точности изображения, ясности

композиционного настроения..) противопоставлением

цветов, благодаря контрасту

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Цвет.

Красный цвет передаёт состояние тревоги и опасности,

которая подстерегает героев на каждом шагу. Он

мелькает в разных частях картины: это и.., и…

Тёмные тона взяты художником для отражения печали,

грусти героев. Печально застыли берёзки… Они

скорбят(печалятся, думают) вместе с героем(ями).

В цветовую гамму автор ввёл …тона. Яркие тона

усиливают эмоциональное воздействие картины, лучше

помогают понять настроение(чувства) героя

Тень

Голубые, коричневые,

сиреневатые, серые,

фиолетовые, теплые,

холодные

Безликие,

воздушные,

глубокие, густые,

легкие, мягкие,

прозрачные, сочные,

колеблющиеся,

скользящие

Тень падает…

Восхищаться тенями…,

Выделено тенью…,

Тень лишена

прозрачности…,

Мягкая легкая тень…,

окутать тенью…

цвет

Багровый, алый,

бирюзовый, вишневый,

Жемчужный, голубой,

бурый, васильковый,

золотистый,

изумрудный,

каштановый,

кирпичный, кумачовый

лазурный, лимоный,

перламутровый,

сливовый,

шоколадный,

однотонный

Блистающий, густой,

интенсивный,

мрачный,

насыщенный,

плотный,

приглушенный,

прозрачный,

сияющий,

сумрачный,

темный, яркий,

Горячий, звонкий,

мерцающий,

нарядный, нежный,

строгий, тяжелый

Чистота, нежность,

богатство,

гармоничность;

видеть что-либо

благодаря цвету,

передать что-либо с

помощью цвета;

цвет создает

настроение,

эмоционально

воздействует на

зрителя

.

Колорит

(сочетание

цветовых

оттенков)

Спокойный,

напряженный,

холодный

Блеклый,глубокий, глухой,

мощный, нежный,

радостный,сильный,

сияющий, тусклый

Колорит произведения ситроится на

контрастах,

Колорит построен на

взаимодействиии тона

Колорит помогает художнику

раскрыть смысл картины,

передать ее настроение

Свет

Голубой,

золотистый,

кремовый,

розоватый,

серебристый,

окрашенный

Ослепительный, сияющий,

яркий, слабый,

Беспокойный, волшебный,

деликатный, живой, зыбкий,

мягкий, неуловимый,

подвижный, тревожный

Противопоставление света и тьмы,

Мягкие переходы от света к тени,

Озарено светом,

Пронизано светом,

Рассеян по картине,

Радует, излучает свет, способен

передать мир в своем великолепии

Ситуация:

только что свершилось…

недавно случилось…

лишь только отшумела…

как только закончилась..

после какого-либо события произошло…

скоро появится..

еще не случилось, но уже…

.

ВРЕМЕНА ГОДА

Природа в ожидании весны:

Весенний ветер, лиходейка-зима не признаёт зимы, зима смягчится, солнце

работает на весну, согрелась зима, умчались зимние дни, лёгкий морозец

пытается по утрам напугать весну.

Приход весны:

Весело звенит капель, потемневший снег, сверкают лужи, по весеннему высокое

чистое небо, воробьи купаются в лужах, первые цветы словно маленькие

солнышки, первые стрелочки ярко-зелёной травы.

Природа оживает:

Пахнет талой землёй, дни стали светлее, важно надулись почки, нежные клейкие

листочки, всё в природе дышит, земля облачается в зелёный наряд, природа

просыпается после зимнего сна, по небу, как льдинки в весенний разлив,

плывут лёгкие облака.

7

Заключение( вывод).

Представляет собой ответы на вопросы, понравилась

ли картина и почему.

Отразите собственные эмоции или даже фантазии, и

тогда ваше сочинение будет иметь логическое

завершение.

Художник (живописец, автор) добивается

какого-либо настроения…

точности изображения…

ясности композиционного построения…

(противопоставлением каких-либо цветов…

благодаря какому-либо контрасту

…)

Выразите свое отношение к герою, к картине

Опишите чувства, которые вызывает у вас картина.

СЛОВАРЬ

НАСТРОЕНИЙ И ЧУВСТВ

Чувства

Настроение и состояние

Радость

Восторг, восхищение, легкость

очарование, беззаботность, удовольствие

Хорошее, приподнятое, праздничное,

игривое, задорное, миролюбивое

Таинственность

Загадочность, завороженность,скрытность,

фантастичность

Необъяснимое, оживленное, приподнятое,

странное

Спокойствие

Добродушие, наивность,

непринужденность,покорность,равнодушие

Спокойное, умиротворенное, мечтательное,

просветленное, созерцательное

Грусть

Печаль, тоска, хандра,

Уныние, жалость, страдание, горечь,

сожаление

Плохое, грустное, болезненное, горестное,

слезливое, тягостное, сокрушенное,

безысходное, трагическое

Страх

Испуг, боязнь, тревога, беспокойство,

робость, смятение, малодушие,

растерянность,стыдливость

Испуганное, боязливое, робкое, смятенное,

тревожное

Злость

Гнев, злоба, недовольство,досада,

раздражительность, жестокость, угроза,

беспощадность, свирепость, негодование,

возмущение, неукротимость

Тяжелое, надменное, злобное, ужасное,

сердитое, грозное

Удивление

Изумление, недоумение

Чудесное, необыкновенное, небывалое,

чудное, изумительное, исключительное



В раздел образования