Напоминание

«Влияние профессионального выгорания на эффективность педагогической деятельности»


Автор: Гнусина Лариса Юрьевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МАДОУ "ЦРР - детский сад № 215 "Капельки солнца"
Населённый пункт: город Саратов, Саратовская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Влияние профессионального выгорания на эффективность педагогической деятельности»
Дата публикации: 02.05.2021
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Влияние профессионального выгорания на эффективность

педагогической деятельности»

В последние годы резко возрос интерес к синдрому эмоционального

выгорания. Заинтересованность этой проблемой проявляют как руководители

образовательных учреждений, так и сами педагоги.

В условиях реализации принципов личностно-ориентированного обучения

и воспитания, особую актуальность приобретает изучение факторов,

препятствующих гуманизации отношений в диаде «воспитатель-

воспитанник» и «педагог-ученик». В связи с большой эмоциональной

напряженностью профессиональной деятельности педагога,

нестандартностью педагогических ситуаций, ответственностью и

сложностью профессионального труда воспитателя и учителя, увеличивается

риск развития синдрома «эмоционального выгорания».

Синдром выгорания представляет собой процесс постепенной утраты

эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в

симптомах эмоционального, умственного истощения, физического

утомления, личностной отстраненности и снижения удовлетворения

исполнением работы. Он рассматривается как результат неудачно

разрешенного стресса на рабочем месте.

Реальная педагогическая практика показывает, что сегодня довольно

четко прослеживается факт потери интереса к ребенку как к личности,

неприятие его таким, какой он есть, упрощение эмоциональной

стороны профессионального общения. Многие педагоги отмечают у себя

наличие психических состояний, дестабилизирующих профессиональную

деятельность (тревожность, уныние, подавленность, апатия, разочарование,

хроническая усталость).

Считаю, что для профилактики и устранения «эмоционального выгорания»

необходимо:

1. Определение краткосрочных и долгосрочных целей. Достижение

краткосрочных целей - успех, который повышает степень самовоспитания. К

концу очередного рабочего года очень важно включить цели, доставляющие

удовольствие.

2. Овладение умениями и навыками саморегуляции. Овладение такими

психологическими умениями и навыками, как релаксация, идеомоторные

акты, определение целей и положительная внутренняя речь, способствует

снижению уровня стресса, ведущего к "выгоранию". Например, определение

реальных целей помогает сбалансировать профессиональную деятельность и

личную жизнь.

Определяя реальные цели, следует находить время и для работы, и для

личной жизни, что будет способствовать предотвращению "выгорания".

3. Контроль эмоций, возникающих после завершения намеченной работы.

Большинство лидеров знают, как важно уметь контролировать чувство

тревожности и напряженности при решении профессиональных задач. Но

завершение работы не всегда устраняет сильные психологические чувства,

особенно если работа не принесла нужных результатов. Эмоции часто

усиливаются и проявляются в ссорах с коллегами и подчиненными или,

наоборот, в депрессии, которая приводит к "выгоранию".

4. Поддержание хорошей спортивной формы. Между телом и разумом

существует тесная взаимосвязь. Хронический стресс воздействует на

организм человека, поэтому очень важно поддерживать хорошую

спортивную форму с помощью физических упражнений и рациональной

диеты. Неправильное питание, увеличение или снижение массы тела

отрицательно влияют на уровень самооценки и способствуют развитию

синдрома "выгорания". Когда вы испытываете определенный стресс,

попытайтесь сохранить хорошую спортивную форму, что поможет вам

остаться устойчивым и психически.

5. Найдите собеседника, которому вы доверяете и поговорите с ним о

крушении вашей эмоциональной энергии о том, почему это случилось и

почему положение ваше небезнадежно, потом что можно сделать, чтобы из

этого плачевного состояния выйти. Тут самое время получить реальную

поддержку от того, кто действительно способен вам помочь.

6. Немедленно сделайте что-нибудь, что приведет вас в хорошее

настроение. Постарайтесь вспомнить, что из того, что вы делаете, вас обычно

радует. Например? Скажем, вы любите какую-либо музыку, которая всегда

поднимает вам настроение. Послушайте ее.

Также, считаю, что необходимо воспользоваться следующим:

Банк способов саморегуляции.

Антистрессовая релаксация

Инструкция:

1. Лягте (в крайнем случае – присядьте поудобнее в тихом, слабо

освещенном помещении. Одежда не должна стеснять ваших движений.

2. Закрыв глаза, дышите медленно и глубоко. Сделайте вдох и примерно

на 10 секунд держите дыхание. Выдыхайте не торопясь,следите за

расслаблением и мысленно говорите себе: “Вдох и выдох – как прилив и

отлив”. Повторите эту процедуру 5-6 раз. Затем отдохните около 20 секунд.

3. Волевым усилием сокращайте до 10 сек., потом расслабьтесь,

отрешитесь от всего, ни о чем не думайте.

4. Попробуйте, как можно конкретнее представить себе ощущение

расслабленности, пронизывающее вас от пальцев ног через икры, бедра,

туловище до головы.Попробуйте про себя: “Я успокаиваюсь, мне приятно,

меня ничто не тревожит”.

5. Представьте себе, что ощущение расслабленности проникает во все

части вашего тела. Вы чувствуете, как напряжение покидает вас, чувствуете

что расслаблены ваши плечи, шея, лицевые мускулы (рот может быть

приоткрыт). Лежите спокойно, как тряпичная кукла, наслаждайтесь

испытываемым ощущением секунд 30.

6. Сосчитайте до 10, мысленно говоря себе, что с каждой последующей

цифрой ваши мышцы более расслабляются. Теперь ваши мышцы более

расслабляются. Теперь ваша единственная забота – насладиться состоянием

расслабленности.

7. Наступает “пробуждение”. Сосчитайте до 20.Говорите себе: “когда я

досчитаю до 20, мои глаза откроются, и я буду чувствовать себя бодрым, При

этом я осознаю, что ощущение напряжения исчезло”.

Это упражнение рекомендуется выполнять 2–3 раза неделю. Поначалу оно

занимает около четверти часа, но при достаточном овладении им

расслабление достигается быстрее.

Я глубоко убеждена, что следуя всем необходимым рекомендациям,

каждый педагог сможет сохранить своё физическое и психическое здоровье

на долгие годы, следовательно избежать профессионального «выгорания».

Рефлексия:

Как вы себя чувствуете? Что вы ощущали во время выполнения

упражнения?

Сохраните позитивные эмоции на весь последующий день.

Упражнение «Волшебный лес чудес».

Инструкция: «Сейчас мы превратимся в волшебный лес, где происходят

различные чудеса и где всегда хорошо и приятно. Разделимся на две группы

по принципу: “лес — роща” и встанем в две шеренги. Наши руки — это

ветви деревьев, которые ласково и нежно будут прикасаться к человеку,

проходящему по “лесу”. И теперь каждый из вас по очереди пусть пройдет

сквозь этот волшебный ласковый лес, а ветви будут поглаживать по головам,

рукам, спине».

Анализ:

1. Что вы испытывали, когда проходили по «лесу» и к вам прикасались

участники группы?

2. Ваши чувства, когда вы были деревьями?

— Расскажите о своем состоянии до и после упражнения.

Упражнение «Мудрец из храма»

Инструкция: «Представьте себя стоящим на поляне в летнем лесу. Густая

трава поднимается до колен, и лепестки цветов касаются ваших ног. Вокруг

деревья, их листвой шелестит теплый ветерок. Солнечные лучи создают

причудливую мозаику света и тени. До вас доносятся пересвисты птиц,

стрекотание кузнечиков, потрескивание веток. Вам приятен аромат трав и

цветов. Кудрявые барашки в синеве летнего неба предвещают отличную

погоду.

Вы пересекаете поляну и углубляетесь в лес. Под вашими ногами узкая

тропинка. Она едва заметна в траве. Видно, по ней не часто ходят. Вы не

торопясь идете по лесу и неожиданно видите сквозь крону деревьев крышу

здания необычной архитектуры. Вы направляетесь к этому зданию. Деревья

отступают, и вы оказываетесь перед удивительным строением. Это храм. Он

стоит далеко от городов и уличной толкотни, от погони за призрачным

счастьем. Этот храм — место тишины и спокойствия, место для

размышлений и углубления в себя. Несколько широких ступеней ведут к

тяжелой дубовой двери. Солнечные лучи играют на позолоте узоров,

украшающих дверь. Вы подымаетесь по ступеням и, взявшись за золотую

ручку, открываете дверь. Она поддается неожиданно легко и бесшумно.

Внутри храма — полумрак и приятная прохлада. Все звуки остаются

снаружи. На стенах — старинные росписи. Повсюду полки, на которых

множество книг, старинных свитков. Напротив двери, через которую вы

вошли, — большой дубовый стол, за которым сидит старец в белоснежной

одежде. Его добрые и мудрые глаза устремлены на вас. Прямо перед ним в

подсвечнике горит свеча.

Подойдите поближе к старцу. Это мудрец, знающий все сокровенные

тайны мира, события прошлого и будущего. Вы можете спросить его о том,

что вас волнует, и, возможно, вы получите ответ, которого так долго

искали… Мудрец указывает вам на свечу. Вглядитесь в ее живое пламя, в его

волшебную сердцевину. Смотрите на него… Внутри пламени появляется

сначала размытый, а теперь все более четкий образ… Переведите взгляд на

мудреца. Он держит в руках календарь. На листе календаря четко выделяется

дата — запомните ее…

Время посещения храма заканчивается. Поблагодарите мудреца за то, что

встретился с вами…

Вы выходите из храма и прикрываете за собой дверь. Здесь, снаружи, по-

прежнему солнечный день. Вы спускаетесь по ступеням и снова выходите на

лесную тропинку, по которой возвращаетесь к полянке, где началось ваше

путешествие. Вы останавливаетесь, в последний раз окидываете взглядом

пейзаж вокруг… и вновь переноситесь сюда, в эту комнату».

Упражнение «Солнечная поляна»

Инструкция: «Посмотрите, как светло в нашей группе. Она наполнена

солнечным светом, теплом наших сердец. Представьте, что мы находимся на

чудесной солнечной поляне, где растет много цветов. Это и ромашки, и

одуванчики, и васильки, и розы. И каждый на этой поляне найдет свой

цветок. А теперь возьмите бумагу, карандаши или фломастеры и нарисуйте

цветок, который представили в своем воображении. Вырежьте этот цветок,

раскрасьте, напишите на нем пожелания группе и приклейте на нашу

солнечную поляну. Посмотрите, какая получилась поляна с цветами! Если

подойти к ней поближе, мы сможем прочитать пожелания и почувствовать

аромат сказочных цветов».

Используемая литература:

1. Бойко В. В.Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. –М.,

Информационно-издательский дом ‘’Филинъ’’, 1996.

2. Воробьева, М. А. Эмоциональное выгорание педагогов.

Диагностика. Профилактика [Текст]: учеб. - метод. пособие / М. А.

Воробьева. –Екатеринбург: Изд-во Ур Г И, 2006. – 132 с. Орел В. Е. Феномен

“выгорания”в зарубежной психологии: эмпирические исследования. Журнал

практической психологии и психоанализа. 2001г. сентябрь.

3. Трунов Д. Г. “Синдром сгорания”: позитивный подход к проблеме.

Журнал практического психолога. 1998 г., N 5.

4. Селье Г. “Стресс без дистресса” М. ,1982г.

«Профилактика и коррекция эмоционального выгорания педагогов с

помощью психокоррекционных технологий и проекционных методик»

Цель: повышение уровня психолого-педагогической компетентности в

области сохранения и укрепления педагогом своего профессионального

здоровья, преодоления синдрома эмоционального выгорания,

улучшение эмоционального состояния педагогов, придание уверенности в

себе.

Задачи:

1. Создать благоприятные условия для работы группы,

способствующие профилактике синдрома эмоционального выгорания;

2. Поделиться психологическими знаниями о синдроме эмоционального

выгорания и способах его преодоления педагогами ДОУ;

3. Развивать коммуникативные умения, эмоционально-волевую сферу

педагогов;

4. Снять эмоциональное напряжение, укрепление позитивного отношения

к своей работе.

Оборудование: Магнитофон, флешкарта, наборы метафорических

ассоциативных карт, проектор, карточки с вопросами и неоконченными

предложениями, массажные коврики.

1. Педагог-психолог: Чтобы размяться, поднять настроение, предлагаю

поиграть в одну игру, во время которой все нужно делать очень-очень

быстро.

«АВСТРАЛИЙСКИЙ ДОЖДЬ» Игра-разминка для тренинга.

Цель: обеспечить психологическую разгрузку участников.

Ход упражнения: Участники встают в круг.Ведущий дает инструкцию:

"Знаете ли вы что такое австралийский дождь? Нет? Тогда давайте вместе

послушаем, какой он. Сейчас по кругу цепочкой вы будете передавать мои

движения. Как только они вернутся ко мне, я передам следующие. Следите

внимательно!"

1. В Австралии поднялся ветер. (Ведущий трет ладони).

2. Начинает капать. (Щелкает пальцами).

3. Дождь усиливается. (Поочередные хлопки ладонями по груди).

4. Начинается настоящий ливень. (Хлопки по бедрам).

5. А вот и град – настоящая буря. (Топот ногами).

6. Но что это? Буря стихает. (Хлопки по бедрам).

7. Дождь утихает. (Хлопки ладонями по груди).

8. Редкие капли падают на землю. (Клацание пальцами).

9. Тихий шелест ветра. (Потирание ладоней).

10. Солнце! (Руки вверх).

Вопросы для обсуждения:

- Легко ли вам было выполнять это упражнение?

- Не запутывались ли вы в ходе выполнения заданий?

- Ваши впечатления по проведенному упражнению?

2. Педагог-психолог: Упражнение «На кого я похож»

А теперь я предлагаю вам выполнить проекционные техники.

Работа с метафорическими ассоциативными картами «Я и все-все-все» К.

Крюгер.

Разложить колоду карт в открытую и выбрать из колоды карту с образом,

на который, как вам кажется, вы похожи больше всего. Выбрать – это значит

посмотреть карты и найти интуитивно наиболее похожую на себя.

1.Задайте вопросы по карте: В чем моя сильная сторона? Что у меня

хорошо получается делать?

2. Что вы видите?

3. Какие чувства вызывает у вас эта карта?

4. Какая ассоциация-метафора рождается у вас, глядя на эту карту?

5. Определите, какая черта в вас развита наиболее сильно, какая черта

доминирует.

Обсуждение в группе.

3. Педагог-психолог: Упражнение «Мой коллектив»

Цель: осознание конфликтов и случаев несоблюдения границ внутри

коллектива, распределения ролей, гармонизация собственного положения в

коллективе, построение перспектив и планов в ситуации профессионального

развития.

Работа с колодой МАК «Я и все-все-все» К. Крюгер.

Участникам предлагается из разложенных картинкой вверх карт выбрать

карты, символизирующие членов его коллектива, а также возможно

имеющуюся конфликтную ситуацию и ту ситуацию, в которой ему было бы

комфортно работать и взаимодействовать с коллегами, учащимися и их

родителями.

1.Задайте вопросы по карте: Что вы видите?

2. Какие чувства вызывает у вас эта карта?

3. Какая ассоциация-метафора рождается у вас, глядя на эту карту?

4. Определите роли каждого члена коллектива.

Затем участники раскладывают выбранные карты вокруг актуальной

ситуации, отложив карту – желаемую ситуацию в сторону.

Обсуждение в группе. Анализ участия и роли каждого члена коллектива в

сложившейся ситуации.

4. Педагог-психолог: Упражнение «Откровенно говоря»

Цель: вербализация и осознание педагогами проблемы эмоционального

выгорания.

Материалы: карточки с незаконченными фразами.

Инструкция. Вам нужно вытянуть любую карточку с незаконченным

предложением и попытаться закончить фразу откровенно и честно.

Ожидаемый результат: упражнение помогает осознать проблемы педагога,

вербализовать их, сплотить группу педагогов, понять, что проблемы у

всех педагогов похожи.

Карточки с неоконченными предложениями к упражнению «Откровенно

говоря»

Откровенно говоря, когда я думаю о предстоящем занятии…

Откровенно говоря, когда я готовлюсь к занятию…

Откровенно говоря, когда я прихожу домой после работы…

Откровенно говоря, когда я волнуюсь…

Откровенно говоря, когда я прихожу на занятие к специалистам…

Откровенно говоря, когда я разговариваю с родителями…

Откровенно говоря, когда ко мне на урок приходят заведующий

или методист…

Откровенно говоря, когда я провожу родительское собрание.

Откровенно говоря, когда мой рабочий день…

Откровенно говоря, когда я провожу свой занятие…

Откровенно говоря, когда работа с детьми…

Откровенно говоря, моя работа…

Откровенно говоря, когда я думаю о работе…

Откровенно говоря, мое здоровье…

Откровенно говоря, когда я разговариваю с заведующим…

Откровенно говоря, когда я вижу ребенка…

Откровенно говоря, после рабочего дня…

Откровенно говоря, когда я пишу планы…

Откровенно говоря, когда наступает пора каникул…

Откровенно говоря, люди, с которыми я работаю…

Откровенно говоря, когда я собираюсь на работу…

Откровенно говоря, неприятности на работе…

Откровенно говоря, успехи на работе…

5. Педагог-психолог: Упражнение «Мои чувства»

Работа с колодой МАК «Эмоции судьбы» И. Орда.

Технология:

Разложить колоду карт в открытую. Выберите 1-2 карты, которые

привлекли ваше внимание и являются ответом на вопрос «что я сейчас

чувствую?», «чего хочу?», «чего боюсь?». Рассмотрите карту,подробно

ответьте на следующие вопросы: Какие ассоциации вызывает карта?

Какие эмоции? Что изображено? Определите, какая черта в вас развита

наиболее сильно, какая черта доминирует? Какие объекты привлекли

внимание? Что происходило до изображенного момента? Что будет

происходить потом? Какой совет могли бы дать вам персонажи?

Обсуждение и анализ в группе.

6. Педагог-психолог: А сейчас я вам предлагаю пойти и прогуляться по

лесу….

Но не успели мы зайти в лес, как на нашем пути уже возникла опасность –

топкое болото.

Перейти его можно только по кочкам, держась друг за друга. Становитесь

в шеренгу, руки положите друг другу на плечи. Нельзя оступаться, иначе

можно запросто утонуть в трясине. Сейчас вы начнете путь через болото.

Будьте очень осторожны! Помогайте друг другу перебираться с кочки на

кочку. Поддерживайте своих товарищей, ведь вы идете вместе, и каждый из

вас вправе рассчитывать на помощь спутников. Всякие толчки, грубость по

отношению к товарищам, несдержанность, поспешность и непродуманность

действий могут привести каждого участника и группу в целом к печальному

результату.И наоборот: взаимопонимание, ответственность, поддержка

друзей обеспечат успех.

“Кочки” (из картона) раскладывают в круг.

Итак, начнем движение.

7. Педагог-психолог: Упражнение "Работа с вопросами".

Цель - посмотреть на свою непонятную ситуацию с другой стороны.

Материалы: карточки с различными коучинговыми вопросами.

(Коучинговые вопросы – «помогающие» вопросы

Иногда мы сталкиваемся с проблемой, которую не можем разрешить.

Ищем ответ и не находим его. А может мы задаём не тот вопрос?

Предлагаю воспользоваться хорошими проясняющими вопросами.

Возможно, работа с ними покажет, в каком направлении вам стоит двигаться

в своём запросе.

Технология простая:

1. Держите в голове ту ситуацию, в которой не можете сейчас разобраться.

2. Тяните наугад карточку с вопросом.

3. Внимательно прочитайте вопрос и попробуйте определить, какое

отношение он имеет к той проблемной ситуации, с которой вы сейчас

работаете.

4. Решите для себя, готовы ли вы сейчас идти в том направлении, которое

предложил вам вопрос на карточке?

Например, меня беспокоит вопрос "В каком направлении мне двигаться в

своей работе?". Я вытягиваю вопрос "О каких фантастических способах

разрешения этой ситуации я ещё не думала?" Ого) А действительно, почему

бы не помечтать о своих фантастических перспективах в работе? И уже через

15 минут в моём блокноте оказываются две интереснейших бизнес идеи,

которые сначала выглядели фантастическими, но при ближайшем

рассмотрении оказались очень даже реальными. Теперь у меня есть

направление движения!

Обсуждение и анализ в группе.

8. Педагог-психолог: техника «Взаимообмен (беру и отдаю)»Автор:

Буравцова Н. В.

Работа с колодами МАК «Эмоции судьбы» И. Орда, и «Ресурсы и

силы» С. Филиной.

Цель: Осознание и развитие ресурсных состояний.

Технология: Разложить колоду. Предлагаем клиенту взять, не глядя

ВЗ,или осознанно ВО выбрать 2 карты:

1-ю - отражающую то, какой ресурс он хотел бы (ожидает) получить от

социума, конкретного человека, от жизни в целом и т. п.

2-ю - отражающую то, каким имеющимся у него ресурсом он готов

поделиться.

Делаем акцент не на внешних (материальных, финансовых и т. д., а на

внутренних (психологических) ресурсах.

Анализируем возникающие мысли, чувства, ощущения и желания.

9. Педагог-психолог: упражнение с метафорическими

картами «Мудрость шута»

Работа с МАК картами «Мудрость шута» Соня Чокет.

Техника универсальна – она применяется для работы с любой темой

запроса и провоцирует возникновение множественных инсайтов,

позволяя психологу избежать советов и рекомендаций, запрещенных

этикой психологического консультирования.

Для работы вам потребуется особый вид колод метафорических

ассоциативных карт. На картах, которые подходят для применения

этой техники, должны быть изображены отдельные

персонажи. Техника универсальна и открывает клиенту множество его

собственных решений, которые ранее были недоступны для осознания.

Инструкция клиенту

1. Вопрос. Сформулируйте вопрос, на который вы хотите найти

правильный для вас ответ. Подойдет любой вопрос, который находится в

зоне вашего влияния (например, «Как я могу?», но НЕ «Что сделать, чтобы

он?» и т. п.).

2. Достаньте любую карту наугад и произнесите вслух, что именно он вам

сейчас говорит.

3. Оценка полученных советов. Дайте им оценку по 10-балльной шкале по

критерию полезности для вас. Что важного вы поняли благодаря этим

советам? Какие из этих советов вы будете реализовывать? Почему? Какие не

будете? Почему?

10. Педагог-психолог:

Показ видеоролика «О важности команды».

11. Педагог-психолог:Рефлексия занятия:

Что понравилось?

Что не понравилось?

Что получили нового?

Что принес вам сегодняшний день?

Каковы ваши впечатления от сегодняшнего занятия?

Что возьмете на вооружение, и будете использовать в дальнейшем?

Оправдались ли в целом ваши ожидания от сегодняшнего занятия.

12. Далее педагогам раздаются памятки, рекомендации и техники.

+

В Мои закладки

Профилактика синдрома эмоционального выгорания. Тренинг для

педагогов

Цель и задачи: обучать педагогов способам регуляции

психоэмоционального состояния; формировать в педагогическом коллективе

благоприятный психологический микроклимат, способствующий

сохранению и укреплению психического здоровья педагогов; развивать

систему профилактики стрессовых ситуаций, эмоционального выгорания в

педагогической среде;

В последнее время много говорят и пишут о таком явлении,

как профессиональное «выгорание».

Профессиональное выгорание – это неблагоприятная реакция человека на

стресс, полученный на работе.

Признаки в области Чувства появляется усталость от всего,

подавленность, незащищенность, отсутствие желаний, страх ошибок, страх

показаться недостаточно сильным, недостаточно совершенным.

В области Действия возникает критика в отношении окружающих и

самого себя, стремление быть замеченным или, наоборот, незаметным,

стремление все делать очень хорошо или совсем не стараться.

У людей заметно снижается: энтузиазм в работе; пропадает блеск в глазах,

усталость. При «выгорании» происходит психоэнергетическая

опустошенность» человека. - Что же нужно делать, чтобы не

возникало эмоциональное выгорание?

Природа человека такова, что он стремится к комфорту, устранению

неприятных ощущений. Это – естественные 1. способы регуляции, которые

включаются сами собой.

Наверняка вы интуитивно используете многие из них. Это длительный

сон, вкусная еда, общение с природой и животными, массаж, движение,

танцы, музыка и многое другое.

Естественные 2.приемы регуляции организма: смех, улыбка, юмор;

размышления о хорошем, приятном; различные движения типа потягивания,

расслабления мышц; наблюдение за пейзажем за окном;

Конечно, нужно правильно уметь расслабляться, владеть техниками

управления своим психоэмоциональным состоянием.В результате

саморегуляции могут возникать три основных эффекта:

- эффект успокоения (устранение эмоциональной напряженности) ;

- эффект восстановления (ослабление проявлений утомления)

- эффект активизации (повышение психофизиологической реактивности).

Послушайте пожалуйста притчу:

Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что

мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку,он спросил: Скажи,

мудрец,какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?А сам думает:

Скажет живая – я ее умертвляю, скажет мертвая – выпущу. Мудрец,

подумав,ответил: Все в твоих руках.

Эту притчу я взяла не случайно. Ведь вы сами на 100% ответственны за

все события в своей жизни. Сегодня я хочу дать вам несколько техник,

способов управления своим психоэмоциональным состоянием.

«ДЫШИТЕ ГЛУБЖЕ, ЕСЛИ ВЫ ВЗВОЛНОВАНЫ»

1. Когда вы испытываете эмоциональный дискомфорт.

Дыхание состоит из трёх фаз вдох – пауза – выдох. При повышенной

возбудимости, беспокойстве, нервозности или раздражительности нужно

дышать так.

Вдох – пауза – выдох. Начните с 5 секунд. Попробуем! Можно

увеличивать длительность каждой фазы.

2. Для того что бы поднять общий тонус, чередование фаз вдох-выдох-

пауза. Умение снимать мышечные зажимы позволяет снять нервно-

психическое напряжение.

Упражнение «Лимон»

управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх,

плечи и голова опущены. Мысленно представьте себе, что у вас в правой

руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не

почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои

ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке.

Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения.

Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь.

Насладитесь состоянием покоя.

«Ластик»

Для поддержания стабильного психологического состояния, а также

для профилактики различных профессиональных психосоматических

расстройств важно уметь забывать, как бы «стирать» из памяти

конфликтные ситуации.

Сядьте и расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте перед собой чистый

альбомный лист бумаги. Карандаши, ластик.

Мысленно нарисуйте на листе негативную ситуацию, которую

необходимо забыть. Это может быть реальная картинка, образная

ассоциация, символ и т. д. Мысленно возьмите ластик и начинайте

последовательно «стирать» с листа бумаги представленную

ситуацию. «Стирайте» до тех пор, пока картинка не исчезнет с листа.

Откройте глаза. «Стирайте» до ее полного исчезновения.

Сядьте поудобнее, расслабьтесь, слушайте и повторяйте все.

Постарайтесь прочувствовать свое психоэмоциональное состояние,

поднимите самооценку, сотрите из памяти конфликтные и тягостные

воспоминания, научитесь любить себя и быть счастливым. (звучит

релаксационная музыка «Дождь» со словами 15 минут). Затем обсуждение

Что удалось во время релаксации? Кому удалось полностью расслабиться?

А закончить нашу с вами встречу я хочу притчей.

Однажды осел упал в колодец и стал громко вопить, призывая на помощь.

На его крики прибежал хозяин ослика и развел руками – ведь вытащить

ослика из колодца было невозможно.Тогда хозяин рассудил так: "Осел мой

уже стар, и ему недолго осталось, а я все равно хотел купить нового

молодого осла. Этот колодец уже совсем высох, и я уже давно хотел его

засыпать и вырыть новый. Так почему бы сразу не убить двух зайцев -

засыплю ка я старый колодец, да и ослика заодно закопаю". Недолго думая,

он пригласил своих соседей - все дружно взялись за лопаты и стали бросать

землю в колодец. Осел сразу же понял, что к чему и начал громко вопить, но

люди не обращали внимание на его вопли и молча продолжали бросать

землю в колодец. Однако, очень скоро ослик замолчал. Когда хозяин

заглянули в колодец, он увидел следующую картину - каждый кусок земли,

который падал на спину ослика, он стряхивал и приминал ногами. Через

некоторое время, к всеобщему удивлению, ослик оказался наверху и

выпрыгнул из колодца! Так вот…

Возможно, в вашей жизни было много всяких неприятностей, и в

будущем жизнь может посылать вам все новые трудности.

И всякий раз, когда на вас упадет очередной ком, помните, что вы можете

стряхнуть его и именно благодаря этому кому, подняться немного выше.

Таким образом, вы постепенно сможете выбраться из самого глубокого

колодца.

Запомните пять простых правил:

1. Освободите свое сердце от ненависти - простите всех, на кого вы были

обижены.

2. Освободите свое сердце от волнений - большинство из них бесполезны.

3. Ведите простую жизнь и цените то, что имеете

4. Отдавайте больше.

5. Ожидайте меньше.

Спасибо за работу! Желаю дальнейших творческих успехов! Здоровья!

Радости!

Эссе на тему: «Методические рекомендации проведения бесед с детьми

дошкольного возраста»

С детьми дошкольного возраста очень важно грамотно использовать

форму и метод общения. Одной из целесообразных и актуальных форм

является ситуация общения. Метод беседы обеспечивает умственное и

речевое развитие ребёнка, начиная с раннего дошкольного возраста. Ребёнок

приучается к самостоятельному мышлению. Но в этом есть большая

сложность беседы - как для педагога, так и для ребёнка. Ведь научить

мыслить ребёнка дошкольного возраста самостоятельно намного труднее,

чем продемонстрировать и изложить ребёнку готовые знания. По этой

причине многие педагоги предпочитают рассказывать или читать детям, а

не проводить беседы. А ведь в процессе беседы у ребёнка развиваются

умения: припоминать, анализировать, сравнивать, высказывать суждения и

делать умозаключения, выводы.

Следовательно, беседы являются ценным методом, с помощью которого

развиваются не только активность, но и способность к сдержанности.

Сообщение и уточнение информации развивают и активизируют

мыслительную и речевую деятельность ребёнка.

Беседа - организованный диалог педагога с детьми, посвященный одной

какой-либо теме или вопросу.

В беседе педагог:

1) формирует, знания и представления детей о природе, о жизни людей,

которые они приобрели, под руководством взрослых дома (с родителями)

или в детском саду (с воспитателями, через наблюдения или опыт);

2) развивает у ребёнка способность мыслить целеустремлённо, соблюдая

последовательность по определённой теме;

3) развивает умение излагать свои мысли в чёткой и доступной форме;

4) воспитывает у детей умение слушать и удерживать устойчивое

внимание, отвечать на вопросы, говорить громко и чётко.

Воспитатель средствами бесед формирует у детей предпосылки, которые

необходимы для того, чтобы успешно обучатся в школе, что то является

очень важным принципом реализации ФГОС ДО.

При выборе тематики бесед с учетом программного материала,

воспитателю важно учитывать личный опыт детей, запас знаний и

представлений, так как ребёнок может включиться в беседу и принимать

активное участие в ней лишь в том случае, когда имеет определённые данные

о предмете беседы. Прожитые события и явления, осознанные ребёнком или

приобретенные через наблюдения, собственную деятельность, восприятие

художественной литературы, являются материалом, на котором

строится беседа, и сообщаются дополнительные, новые, знания детям.

Для того, чтобы беседа была результативной, воспитателю необходима

подготовка: подойти к беседе с применением творческих способностей

педагога, основываться на программный материал, соблюдать тематическое

перспективное планирование, заранее составить план

последовательности беседы. Для привлечения и заинтересованного

включения внимания детей в беседу, воспитатель продумывает с помощью

каких методов и приемов целесообразнее начать беседу. Для активизации

умственной деятельности и воздействие на эмоциональные чувства детей

группы можно использовать словесные методы (художественное слово,

наглядные (картину, иллюстрацию, которые имеют прямое отношение к

теме беседы. Например, перед началом беседы об осени, в средней группе,

воспитатель демонстрирует репродукцию картины Левитана «Золотая

осень». Во время рассматривания картины, в памяти у детей оживятся

эмоции, впечатления, которые они приобрели во время прогулки в парке или

в лесу. Началом беседы о профессии почтальона, в старшей группе, может

быть чтение стихотворения С. Я. Маршака. Беседу о городе Москва

актуально начать с демонстрации иллюстраций, на которых изображены

исторические места столицы, Кремль, Красная площадь. Использование

вопросов во время беседы, которые служат основным методическим

приёмом, для того, чтобы правильно направить мысли детей дошкольного

возраста, помогает воспитателю раскрыть содержание беседы и помочь

детям верно отвечать на них.

Вопросы необходимо строить и формулировать так, чтобы они были

понятны детям. Если ребёнок не поймет содержание вопроса, то

соответственно и даст неправильный ответ на него. Например, педагог

спрашивает: «Какие листья на дубе?». Дети дают ответ: «Дубовые».

Воспитатель ожидала, что дети назовут цвет листьев, но для получения

ожидаемого ответа от ребят необходимо было правильно сформулировать

вопрос: «Какого цвета листья на дубе?» Поэтому, чтобы педагогу услышать

правильный ответ от детей, необходимо ставить вопрос о конкретных

явлениях и фактах, которые известны детям. Педагог должен задавать

вопросы, которые активизируют и направляют мысли детей на характерные

признаки предмета или явления.

Для того, чтобы уточнить представления детей о неизвестном им объекте

и передать наглядный образ, необходимо использовать наглядный метод,

например: игрушку, модель, предмет в натуральном виде. Педагог должен

помнить, что именно наглядный материал вызывает значительные эмоции,

увеличивает интерес и активизирует умственную и речевую деятельность. В

этом случае высказывания детей опираются на непосредственные восприятия

и ощущения.

Наглядный материал используется по —разному: одни раздаются

каждому ребёнку (картинки, листики деревьев и т. д., а другие показываются

педагогом всей группе (репродукция картины, предметы быта и т. д.). Все

демонстрационные материалы должны ярко отражать программное

содержание темы беседы и готовятся заранее.

В заключительной части беседы полезно закрепить ее содержание путем

изложения содержания беседы в кратком рассказе, где делается

существенный акцент на самом главном. Так же, проводится дидактическая

игра (5 минут, например, при беседе об овощах можно в заключении

предложить детям поиграть в дидактическую игру «Угадай на ощупь» (в

мешочке поместить игрушки-овощи); или исполняется песня, в которой

отражена тема беседы. Эти методические приемы позволяют углубить

эмоциональное воздействие на детей и помочь запомнить и усвоить

тему беседы.

Воспитатель строит ход занятия так, чтобы все воспитанники были

задействованы и активно участвовали в

процессе беседы. Рекомендовано ставить вопрос перед всей группой детей, а

призвать к ответу по одному ребёнку, но не хором. Если спрашивать детей по

тому порядку, как они сидят, то это может привести к тому, что у

определенной группы детей пропадет интерес, из-за того, что необходимо

ждать своей очереди.

В процессе опроса, желательно создать такие условия, которые позволят

поучаствовать в беседе не только активным детям, но и застенчивым и

робким, дать им возможность ответить на вопрос в краткой форме. Если

педагог задержал свое внимание надолго на одном ребёнке, то остальная

группа детей прекращает свое участие и отвлекается. То же происходит, в

том случае, если воспитатель много раз повторяет и говорит о том, что уже

хорошо известно воспитанникам. Если ребенок не имеет необходимых

знаний и умения высказать свою мысль, либо растерялся или проявил

застенчивость, то не рекомендуется ценой длительного времени и

усилий «вытягивать» ответ, следует удовлетвориться кратким

высказыванием дошкольника. Подобный процесс делает беседу скучной,

нудной и сухой. От детей необходимо добиваться отвечать на поставленные

вопросы достаточно отчетливо, громко, бодрым голосом, но не кричать. Если

ребёнок говорит тихо, то воспитатель просит еще раз повторить ответ

погромче, чтобы все дети услышали отвечающего.

С детьми среднего и старшего возраста, воспитатель проводит беседы в

развернутой форме.

Как показывают наблюдения, воспитатель, задавая вопрос, не даёт

достаточного времени сосредоточиться ребёнку и подумать, торопятся

ответить сами. В этом случае речь педагога превалирует над детской и

ребенку не дается возможности активизировать свое мышление и речь,

остается только пассивно слушать.

Как грамотно и эффективно выстроить ход беседы, чтобы вести детей и их

мысли в правильном направлении, активизировать речевую деятельность, в

значительной степени зависит от профессионализма педагога.

Методические приемы при руководстве беседой сводятся к следующему:

1. Не давать детям удаляться от темы.

2. Неуклонно вести к выводам.

3. Не прерывать детей без безусловной необходимости. Относить

замечания и поправки к концу.

4. Не требовать полных ответов. Беседа должна вестись естественно и

непринужденно. Краткий ответ, раз он логически и грамматически верен,

может быть убедительнее распространенного.

5. Не злоупотреблять вопросами. Обходиться без них, если возможно

достигнуть той же цели путем краткого указания, напоминания.

6. Побуждать детей к вопросам. Мы знаем, что в

определенном возрастедети засыпают вопросами: что это? Почему? Для

чего? Когда? и т. д. Это своеобразное проявление детского развития,

требующее к себе специального внимания в смысле уяснения, что и как

отвечать детям, должно быть использовано в интересах развития речи детей.

7. Привлекать к оценке высказываемых мыслей и их словесного

изложения всех детей.

8. Вызывать соревнование высказаться ясно и изысканно.

9. Беседы ведутся индивидуально и коллективно. Начиная со

среднего дошкольного возраста коллективные беседы в детском саду

преобладают, осложняется их содержание.

Эссе на тему: «Возможности деятельности молодого педагога-

психолога в современных условиях образования: проблемы, пути их

решения и перспективы».

Психология — одна из наук о человеке, на мой взгляд, самая важная.

Человека изучают многие науки, каждая со своей стороны, но психология,

прежде всего, изучает то, что побуждает человека к действию, позволяет ему

ориентироваться в окружающем мире, принимать решения, оценивать

полученные результаты, индивидуальные психологические особенности

людей и свойства их личности, от чего они зависят, как складываются и

изменяются. Она раскрывает сущность человеческой натуры и помогает

выявить и разрешить суть проблем, возникающих в течение жизни человека.

Мы живем в эпоху кризисов и перемен - это несомненно сказывается на

психике человека, особенно уязвимыми в данной среде остаются дети,

возникают неврозы; дефицит внимания, общения- поэтому приоритетным

направлением в своей жизни я считаю детскую психологию. Из детства

вытекает большинство наших, взрослых проблем, я, как педагог-психолог,

работающий с детьми, буду прилагать все усилия, чтобы у моих подопечных

было как можно меньше таких проблем в будущем, чтобы они росли

психологически здоровыми и счастливыми, ведь детство, самая светлая и

счастливая пора человека и в наших силах сделать это детство более

счастливым, более гармоничным.

Совершенствуется система воспитания и обучения на государственном

уровне. Разработаны и введены в практику государственные стандарты и

требования, имеющие своей целью всестороннее развитие ребенка во всех

видах деятельности.

При всех положительных тенденциях вызывает беспокойство тот факт,

что в последнее время число здоровых дошкольников составляет всего 26%

от общего числа (данные нашего ДОУ за 2012 год). 34% детей состоят на

диспансерном учете. К сожалению, высок удельный вес детей, состоящих на

учете у невролога – более 17 %.

В связи с этим возникает вопрос психолого-педагогической поддержки

детей с ограниченными возможностями, и в результате реализации нового

закона «Об образовании», а точнее Федерального закона от 29.12.2012

№ 273-ФЗ (редакция от 23.07.2013) "Об образовании в Российской

Федерации" в рамках государственной программы «Доступная среда»,

целью которой является «формирование к 2015 году условий для

обеспечения равного доступа инвалидов, наравне с другими, к физическому

окружению, к транспорту, к информации, связи и образованию, а также к

объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения» им

предоставляется возможность обучаться в общих группах.

Я с давних пор интересовалась особенностями детей с ОВЗ, и сама

считала их особенными, требующими сострадания, повышенного внимания,

но в процессе трудовой деятельности я поняла, что единственное, чего

хотят эти дети это немного больше любви и ласки, чем здоровые дети, они не

хотят чтобы педагоги или кто-либо другой делал акцент на

их «особенности». Они хотят быть как все, лучше всех. У детей с ОВЗ

отмечена активная жизненная позиция, они бросают вызов Судьбе.

Но возникает вопрос? А готовы ли здоровые дети принять «ребенка с

особыми нуждами»? После проведения соц. опроса было выявлено, что дети

не знают как себя вести с «необычным ребенком», и не все взрослые могут

принять своего ребенка. В целях решения данной проблемы мною были

разработаны и проведены развивающе-коррекционные тренинги по

воспитанию толерантности к детям с ограниченными возможностями

здоровья (ОВЗ). И с помощью администрации ДОУ

появилась возможность реализовать проект по психолого-

педагогической поддержке родителей с детьми ОВЗ. В рамках данного

проекта проводятся семинары-практикумы позволяющие родителям принять

и полюбить своих детей такими, какие они есть, помочь

организовать педагогический процесс с ребенком дома.

Для любого ребенка семья-это самое главное в жизни, это то, с чего

начинается жизнь, где закладываются основы взрослой жизни, а для детей с

ОВЗ это особенно верно, ведь большую часть времени они проводят в кругу

семьи, с мамой.

В дальнейшем я планирую продолжить сотрудничество с «Союзом

инвалидов-колясочников РА», подготовить педагогов к внедрению

инклюзивного образования и возможному появлению детей с ОВЗ.

Будущее своей профессии я вижу в подходе «здоровый родитель –

здоровый ребенок». В образовательном учреждении психологическая

помощь должна оказываться не только детям, но и взрослым, так сказать

детско-родительское психологическое сопровождение.

В заключение хочу процетировать А. С.Макаренко: «Научить человека

быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым,

можно…»

Психолого-педагогические технологии

в работе педагога-психолога ДОУ

Понятие «технология»

-

совокупность

психолого-педагогических

установок,

определяющих

специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов

обучения и воспитательных средств (Б.Т. Лихачев);

- система предложенных наукой алгоритмов, способов, средств решения

поставленных задач (И.П.Подласый);

-

упорядоченная

совокупность

действий,

операций

и

процедур,

инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого результата

(В.А.Сластенин) ;

- иерархизированная и упорядоченная система технологических процедур

проектирования учебного процесса, неукоснительное выполнение

которых гарантирует достижение планируемого результата (В.М.Монахов);

- система функционирования всех компонентов педагогического процесса,

построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в

пространстве и приводящая к намеченным результатам (Г.К.Селевко).

Под психологической технологией понимают:

Системное, алгоритмизированное решение актуальных для ОУ задач

средствами психологической теории и практики.

Проблема – Цель (критерии её достижения) –планирование –действия –

контроль –результат

Признаки педагогической технологии:

Научность

Целенаправленность

Системность

Структурированность

Результативность

Чем технология отличается от методики?

-

целеполаганием более четким;

-

рогнозируемостью результата;

-

достижением

прогнозируемого результата;

-

проектированием

процесса

(сведение к минимуму педагогических

импровизаций в деятельности);

-

ерархизированностью и упорядоченностью системытехнологических процедур:

форм, методов, способов, приемов обучения, развития и воспитательных средств;

-

неукоснительным выполнением технологических процедур;

-

системой процедур, алгоритмов, построенной на научной основе(концепция).

Структура педагогической технологии:

Концептуальный компонент (актуальность технологии, научные

подходы, функции, цели, ожидаемый результат, критерии эффективности).

Содержательный компонент(курс, программа, на содержании которых

реализуется технология; методики, вошедшие в «сплав» технологий, методы

и приемы, техники).

Процессуальный компонент (как во времени реализуется технология ,

планирование всех этапов внедрения технологии)

Методический компонент. Условия реализации технологии

(мотивационные, социально-педагогические, социально- психологические,

организационные, нормативно-правовые, материально-технические)

Аналитический компонент (диагностический инструментарий)

Используемая диагностическая методика. Результаты, подтверждающие

эффективность использования технологии.

Общая классификация технологий работы педагога-психолога (по

Дубровиной И.В.)

Основания

классификации

Виды технологий

1. Сферы

применения

Универсальные. Региональные. Локальные.

2. Объекты

Групповые. Общинные. Индивидуальные.

3. Характер

решаемых задач

Организационные. Обучающие. Инновационные

4. Область

заимствования

методов

Социально-психологические

Социально-педагогические

Психолого-педагогические

Социально-медицинские

5. Направления

психологической

работы

Собственно психотехнологии:

Психодиагностические

Развивающие

Психопрофилактические

Психологического информирования

Психологического консультирования

Социально-психологической адаптации

Психокоррекционные

Психотерапевтические

Психологической реабилитации

Психологического сопровождения

1-критерий:

Научная обоснованность технологии

Показатель: -технология опирается на определенную научную концепцию,

имеет научное обоснование стратегии достижения целей.

Методологический компонент технологии

(научные основы, концепция, подход) представлен в ее описании.

Подтверждающие документы: рабочие материалы, портфолио аттестуемого

педагогического работника

2-й критерий:

Системность

Показатель: -компоненты технологии организованы в систему,

структурированы, упорядочены, взаимосвязаны.

Содержательный компонент технологии (цель-задача-план действий -

результат-контроль) представлен в ее описании.

Подтверждающие документы:рабочие материалы, портфолио аттестуемого

педагогического работника

3-й критерий

Воспроизводимость

Показатель: -технология описана поэтапно, в описании показана

последовательность применения тех или иных средств, алгоритм действий.

Операциональный компонент технологии (способы, приемы, техники)

представлен в ее описании.

Подтверждающие документы:рабочие материалы, портфолио аттестуемого

педагогического работника

4-й критерий

Эффективность

Показатель: -результативность технологии подтверждается положительной

динамикой измеряемых показателей, в том числе выраженных количественно

Подтверждающие документы: рабочие материалы, портфолио аттестуемого

педагогического работника.

Выводы

1.Технология

-это

система

функционирования

всех

компонентов

педагогического

процесса,

построенная

на

научной

основе,

запрограммированная

во

времени

и

в

пространстве

и

обязательно

приводящая к намеченным результатам!

2.При описании технологии следует помнить о её структурных компонентах

и представленных в Приложении критериях.

3.Владение технологиями позволяет педагогу-психологу оптимизировать

свою профессиональную деятельность, подняться на уровень

профессионального мастерства.



В раздел образования