Напоминание

"Эта загадочная соль"


Автор: Сороколат Ксения Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад 154
Населённый пункт: город Барнаул Алтайского края
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Эта загадочная соль"
Дата публикации: 02.05.2021
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности

для старших дошкольников «Эта загадочная соль»

Цель: формирование знаний о свойствах соли.

Задачи:

образовательные:

изучить особенности соли, ее свойства, качества и применение;

развивающие:

развивать умение обобщать, устанавливать причинно – следственные

зависимости, умение делать выводы;

способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах,

формах и видах соли и научить использовать соль, как средство для

творчества.

воспитательные:

воспитывать любознательность, потребность в получении информацию о

соли и соблюдения правил поведения при проведении опытов с солью,

соблюдая при этом необходимые меры безопасности;

на каждого ребенка: одноразовые халаты или фартуки из клеёнки, стакан с

теплой водой, стакан с холодной водой, стакан пустой, тарелочки с мелкой

солью,

Материалы и оборудование: посылка с тремя видами соли в полотняных

мешочках (каменная, морская, мелкая), стаканы с кипяченой водой и чайные

ложечки (по количеству детей), лупы, 2 яйца, грязный стакан, губка,

одноразовые стаканчики; трубочки, цветная соль, баночки для

декорирования, подносы с солью для рисования.

Предварительная работа.

• Беседа с детьми «Что мы знаем о соли и её свойствах?»

• Просмотр презентации на тему: «Где и как добывают соль».

• Сбор образцов соли (морская, поваренная, каменная).

• Чтение художественной литературы, где речь идет о соли; пословицы,

поговорки о соли, русская народная сказка «Соль».

• Творческая мастерская. «Рисуем с помощью соли»,

• Наблюдение «Как мама использует соль?».

Интеграция областей: познание, экспериментирование, развитие речи.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами снова попали в школу юных ученых,

значит нам с вами предстоит очень интересная работа, чем же мы будем

заниматься?

Дети: Мы будем проводить опыты, совершать маленькие научные открытия.

Воспитатель: Сегодня к нам пришла посылка. Давайте посмотрим, что там.

Какие-то мешочки в ней (открывает посылку и достает мешочки и дает их

детям).

Воспитатель: Потрогайте, какой на ощупь ваш мешочек? (твердый, мягкий,

тяжелый)

Воспитатель: А теперь понюхайте, пахнет? (нет)

Воспитатель: В мешочках находится вещество без запаха, может быть мелкое

или крупное с горошинку или большой кусок, по весу - тяжёлое.

- что же это может быть? (дети дают свои ответы)

Если не угадали, то воспитатель предлагает отгадать загадку

- Предлагаю вам отгадать загадку и узнать, что же лежит во всех трех

мешочках.

Воспитатель загадывает загадку:

Без нее, ребята, повар, просто, как без рук,

И становится вся пища несъедобной вдруг!

Если в ранку попадет – испытаешь боль.

Вы, конечно, догадались. Ну, конечно, это…

Откройте мешочки. Что там?

Соль – это полезное ископаемое, природный элемент. Соль бывает каменная,

морская и поваренная. (демонстрирует каждый вид)

Происхождение слова «соль», по мнению некоторых учёных, связано с

Солнцем: старинное славянское название Солнца – Солонь.

Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье. Много

веков тому назад соли добывали мало, и она была дороже золота. Соль была

дорогим товаром. У кого была соль на столе, тот считался богатым

человеком. К соли относились уважительно. Отсюда народная примета –

соль рассыпал – к ссоре. В старину того, кто рассыпал соль, сурово

наказывали.

Много пословиц было придумано про этот продукт, вот несколько из них

Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.

Без соли и хлеба не естся, без соли и стол кривой.

Без соли, без хлеба худо беседа.

Пуд соли вместе съесть.

Соль была известна человечеству с древнейших времен, ценилась на вес

золота, к ней всегда относились бережно и уважительно.

А вы хотите узнать, как люди стали добывать соль?

Педагог демонстрирует презентацию «Добыча соли, ее применение».

1. Наша планета очень богата солёными месторождениями.

2. Люди научились добывать соль различными способами из соленых озер в

соляных шахтах. Ребята, а как вы думаете, как соль туда попала?

(выслушивает ответы детей)

Соляные шахты находятся высоко в горах. Но очень давно на месте гор был

океан. Со временем, в условиях жаркого климата, морская вода испарялась, и

соль кристаллизовалась. За миллионы лет образовались горы, в которых есть

залежи разных полезных ископаемых, в том числе и соли.

Еще способ добычи соли — выпаривать морскую воду до тех пор, пока на её

поверхности не образуются кристаллы, которые можно собрать в корзины.

Как вы думаете, нужна ли соль нашему организму?

Да, соль необходима человеку. Недостаток соли может привести к

заболеваниям сердца, нарушением пищеварения, разрушением костной и

мышечной ткани.

Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье.

- Как вы думаете, где можно использовать еще соль?

Дети: ей солят пищу

Воспитатель: А еще солью можно лечить. Сейчас создают соляные пещеры.

Там очень целебный воздух и совсем нет вредных микроорганизмов. Также

соль используют в народной медицине (ингаляции, промывание носа,

солевые компрессы при ушибах, полоскание горла). (выставляется на

мольберт картинка с красным крестом

Еще соль используется в сельском хозяйстве. Для животных каменная соль

нужна так же, как для человека. (картинка с коровой)

На улице для безопасности человека дворники и специальные машины

посыпают смесью соли и песка обледенелые дорожки. Картинка дворник)

Уважаемые коллеги, я предлагаю вам сделать выводы о пользе соли.

Игра «Соль полезна для того, чтобы ….» (с мешочком в ней соль, передавать

и говорить)

Итак, где мы можем использовать соль?

дети

1. Чтобы консервировать овощи

2. Чтобы использовать в медицине

3. Чтобы посолить суп

4. Чтобы посыпать дорожки зимой

5. Чтобы добавить в жареную картошку

6. Чтобы посолить салат

7. Чтобы засолить грибы

8. Соль нужна для животных

Воспитатель: А сейчас я приглашаю вас в научную лабораторию. (Надевайте

спецодежду и проходите за столы.)

Прежде чем начать наши исследования, давайте вспомним правила

проведения опытов в нашей лаборатории:

1. Не трогать руками лицо и глаза.

2. Соблюдать тишину

3.Не толкать соседа во время работы

4. Сначала посмотри, а потом повтори

5. Выполнил и положи на место

Опыт № 1: «Из чего состоит соль»

Воспитатель: Перед вами тарелочка с мелкой солью. Давайте мы её

рассмотрим.

Что вы можете сказать о её внешнем виде? (соль похожа на порошок)

Воспитатель: Действительно, с виду соль похожа на порошок.

А теперь давайте соль рассмотрим в увеличительное стекло.

Что вы видите? (соль состоит из белых кристаллов, песчинок) (карточка с

точками ставится на мольберт)

Возьмите щепотку соли, и медленно высыпите обратно в тарелочку. Что вы

можете сказать о соли (Соль сыпучая) (ставится карточка «сыпучая»)

Аккуратно понюхайте соль. У нее есть запах? (нет)

Значит она без запаха. (ставится карточка «перечеркнутый нос»)

Какой вывод мы можем сделать?

Вывод: соль рассыпается, она сыпучая, белого цвета, не имеет запаха,

состоит из маленьких кристаллов

Опыт № 2: «Соль поглощает воду»

Воспитатель: Добавьте в стакан 2 ложки соли и налейте ложку воды. Что

произошло? Куда делась вода?

Воспитатель: Значит, соль поглощает воду.

Добавьте еще воды, размешайте. Что произошло с солью?

Дети: она растворилась.

Опыт№3«Соль растворяется в теплой воде быстрее, чем в холодной»

Воспитатель: Ребята, перед вами стакан с водой, потрогайте стакан и

скажите, что вы чувствуете? (В одних стаканах вода холодная, а в других

тёплая)

Воспитатель: Молодцы, верно! В стакан положите по одной ложки соли,

перемешайте и посмотрите, что получится.

Дети: соль растворилась

Да, ребята, соль растворилась в воде.

Воспитатель: В какой воде соль растворилась быстрее: в тёплой или в

холодной?

Дети: В тёплой воде соль растворилась быстрее.

А давайте в стаканы под №1 насыплем крупную соль, а в стаканы под №2 –

мелкую соль и размешаем.

Воспитатель: А кто заметил, какой из образцов солей растворилась быстрее?

Дети: В стаканчике под №2 соль исчезла быстрее, так как она мелкая.

А соль исчезла?

Дети: Нет, соль растворилась.

Воспитатель: А как можно доказать, что соль не исчезла, а растворилась?

Ответы детей – попробовать на вкус

Воспитатель: Молодцы, вы очень внимательны. Какой мы сделаем вывод?

Вывод: Соль растворяется в воде; в тёплой воде соль растворяется быстрее.

Мелкая соль растворяется быстрее.

Опыт № 4 «Соль растворяет лед»

Воспитатель: В тарелке у меня лед. Можно до него дотронуться. Я насыпаю

соль на поверхность льда.

Что вы слышите? (тихое потрескивание).

Что вы видите (на поверхности появилась вода)

Значит мы можем сделать вывод: Если на лед насыпать соль, то он начнет

таять.

Опыт № 5 «Плавающее яйцо».

Воспитатель: Ребята, соленая вода похожа на морскую воду. А в обычной

реке вода тоже солёная? (Нет, в речке вода пресная).

Воспитатель: Верно, молодцы. А вы знаете, что в солёной воде легче плавать.

Хотите это проверить? (Да).

Поможет нам в этом обычное яйцо (или половинка сырого картофеля).

Возьмем яйцо и опустим его в стакан с солёной водой. Что вы видите?

(Яйцо не тонет).

А теперь возьмем другое яйцо и опустим его в стакан с водой, который

остался на подносе, вода в этом стакане не солёная. Что вы видите? (Яйцо

утонуло).

Какой вывод мы сделаем? (В солёной воде яйцо не тонет, а в пресной воде

тонет. Значит, в солёной воде легче плавать).

Опыт № 6. «Соль – чистящее средство».

Воспитатель: Оказывается, с помощью соли можно мыть посуду.

Посмотрите у меня грязный бокал. На губку насыпали немного соли и,

сейчас я почищу бокал. Посмотрите, он стал чистым, даже блестит на свету.

(Дети наблюдают за тем, как соль очищает посуду).

Давайте немного отдохнем и поиграем в игру «Соленый-несоленый»

Дети приседают, услышав продукт, который можно солить.

Воспитатель: А сейчас я хочу пригласить вас в свою мастерскую, и хочу

показать еще для чего люди, используют соль. Мы с вами будем

красить соль с помощью обыкновенных цветных мелков, которые я мелко

натерла, размолола.

Воспитатель:

- Итак, скажите, пожалуйста, с каким веществом мы сегодня работали?

- Какая соль бывает?

- Что нового вы сегодня узнали о соли?

Работа в лаборатории окончена, прошу снять спецодежду и положить ее на

стул.



В раздел образования