Автор: Моисеенкова Лариса Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №144
Населённый пункт: город Брянск, Брянская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Дидактическая игра как средство формирования звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Дидактическая игра как средство
формирования звуковой культуры речи у детей
В
среднем
дошкольном
возрасте
наиболее
эффективным
средством
формирования звуковой культуры речи является игровая деятельность.
Игра является средством обучения, общения и накопления жизненного
опыта.
Многообразие форм игры, способов участия в них партнеров и алгоритмов
проведения
позволяет
определить
ее
как
сложный
социокультурный
феномен. Дидактическая игра – одно из средств воспитания и обучения детей
дошкольного возраста.
Сущность дидактической игры заключается в том, что она является
незаменимым средством для преодоления различных затруднений в речи
дошкольников. Игры и игровые упражнения оказывают большую помощь в
этом. Но общеизвестно, что цели деятельности будут достигнуты только при
правильном подборе игр и их проведении, они должны соответствовать
возрасту участников игры, иначе, в слишком сложные дети не смогут играть,
а слишком легкие будут для них не интересны.
Предлагаю вашему вниманию подборку игр на развитие звуковой культуры
речи.
Кто в домике живет?
Цель игры: развитие фонематического восприятия, звукового анализа,
автоматизация звука в словах.
Оборудование: изображение домика, предметные картинки.
Ход игры: перед игрой нужно отобрать картинки с заданным звуком и без
него. Далее помещаем картинки с обозначением заданного звука на крышу
домика в окошечко. Из предложенных предметных картинок ребенок должен
выбрать картинки с заданным звуком.
Веселый вагончик
Цель: развитие звукового анализа, автоматизация звука в словах.
Оборудование: изображение вагончика, предметные картинки.
Ход игры:
ребенок должен отобрать предметные картинки с заданным
звуком, определить место звука в слове и расположить карточки на окошечки
вагончика.
Мешок с подарками
Цель: развитие
фонематического
восприятия,
звукового
анализа,
автоматизация звука в словах.
Оборудование: изображение
мешочков,
предметные
картинки,
«светофорчики» синий и зеленый.
Ход игры: перед началом игры отбираем картинки с твердым и мягким
звуками. Затем логопед произносит изолировано звуки. Ребенок должен
определить звук и «просигналить» нужным «светофорчиком», определяя его
твердость/мягкость. Далее предлагаются предметные картинки, ребенок
должен разложить картинки в нужные мешочки.
Собери картинку
Цель: автоматизация звука в словах, развитие пространственных
представлений.
Оборудование: игровое поле, предметные картинки с заданным звуком.
Ход игры: ребенку предлагается называть и соотносить картинку с
изображением на игровом поле, переворачивая ее в заданном направлении. В
результате получится целая картина (по типу пазла).
Звуковая дорожка
Цель: автоматизация изолированного звука, развитие речевого дыхания и
кинестетических ощущений.
Оборудование: картинка с изображением дорожки.
Ход игры:
ребенку предлагается помочь герою пройти по дорожке,
изолировано произнося заданный звук. Необходимо следить за правильным
распределением дыхания во время передвижения по дорожке.
Помоги Незнайке перейти через гору
Цель: автоматизация звука в словах.
Оборудование: картинка с изображением горы, изображение Незнайки.
Ход игры: ребенку предлагается помочь герою перейти через гору, называя
картинки с заданным звуком.
Что к чему?
Цель: автоматизация звука в словосочетаниях и предложениях.
Оборудование: игровое поле, предметные картинки.
Ход
игры:
ребенку
предлагается
соотнести
предметные
картинки
с
изображением на игровом поле. Ребенку нужно ответить полным ответом
(пример – клюшке нужна шайба).
Бродилка
Цель: автоматизация звука в словах.
Оборудование: игровое поле, фишки (1-3 шт.), кубик.
Ход игры: игроки бросают по очереди кубик и начинают ход фишками с
картинки, отмеченной другим цветом. выпавшее число на кубике обозначает
количество ходов. На остановившейся картинке игроку нужно назвать ее,
правильно произнося заданный звук.
Звуковой цветочек
Цель: автоматизация звука в словах.
Оборудование:
серединка и лепестки цветка, с наклеенными на них
картинками.
Ход игры:
ребенку предлагается собрать цветочек, называя картинки на
лепестках, четко проговаривая заданный звук.