Напоминание

"Дидактическая игра как средство формирования звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста"


Автор: Моисеенкова Лариса Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №144
Населённый пункт: город Брянск, Брянская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Дидактическая игра как средство формирования звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Дидактическая игра как средство

формирования звуковой культуры речи у детей

В

среднем

дошкольном

возрасте

наиболее

эффективным

средством

формирования звуковой культуры речи является игровая деятельность.

Игра является средством обучения, общения и накопления жизненного

опыта.

Многообразие форм игры, способов участия в них партнеров и алгоритмов

проведения

позволяет

определить

ее

как

сложный

социокультурный

феномен. Дидактическая игра – одно из средств воспитания и обучения детей

дошкольного возраста.

Сущность дидактической игры заключается в том, что она является

незаменимым средством для преодоления различных затруднений в речи

дошкольников. Игры и игровые упражнения оказывают большую помощь в

этом. Но общеизвестно, что цели деятельности будут достигнуты только при

правильном подборе игр и их проведении, они должны соответствовать

возрасту участников игры, иначе, в слишком сложные дети не смогут играть,

а слишком легкие будут для них не интересны.

Предлагаю вашему вниманию подборку игр на развитие звуковой культуры

речи.

Кто в домике живет?

Цель игры: развитие фонематического восприятия, звукового анализа,

автоматизация звука в словах.

Оборудование: изображение домика, предметные картинки.

Ход игры: перед игрой нужно отобрать картинки с заданным звуком и без

него. Далее помещаем картинки с обозначением заданного звука на крышу

домика в окошечко. Из предложенных предметных картинок ребенок должен

выбрать картинки с заданным звуком.

Веселый вагончик

Цель: развитие звукового анализа, автоматизация звука в словах.

Оборудование: изображение вагончика, предметные картинки.

Ход игры:

ребенок должен отобрать предметные картинки с заданным

звуком, определить место звука в слове и расположить карточки на окошечки

вагончика.

Мешок с подарками

Цель: развитие

фонематического

восприятия,

звукового

анализа,

автоматизация звука в словах.

Оборудование: изображение

мешочков,

предметные

картинки,

«светофорчики» синий и зеленый.

Ход игры: перед началом игры отбираем картинки с твердым и мягким

звуками. Затем логопед произносит изолировано звуки. Ребенок должен

определить звук и «просигналить» нужным «светофорчиком», определяя его

твердость/мягкость. Далее предлагаются предметные картинки, ребенок

должен разложить картинки в нужные мешочки.

Собери картинку

Цель: автоматизация звука в словах, развитие пространственных

представлений.

Оборудование: игровое поле, предметные картинки с заданным звуком.

Ход игры: ребенку предлагается называть и соотносить картинку с

изображением на игровом поле, переворачивая ее в заданном направлении. В

результате получится целая картина (по типу пазла).

Звуковая дорожка

Цель: автоматизация изолированного звука, развитие речевого дыхания и

кинестетических ощущений.

Оборудование: картинка с изображением дорожки.

Ход игры:

ребенку предлагается помочь герою пройти по дорожке,

изолировано произнося заданный звук. Необходимо следить за правильным

распределением дыхания во время передвижения по дорожке.

Помоги Незнайке перейти через гору

Цель: автоматизация звука в словах.

Оборудование: картинка с изображением горы, изображение Незнайки.

Ход игры: ребенку предлагается помочь герою перейти через гору, называя

картинки с заданным звуком.

Что к чему?

Цель: автоматизация звука в словосочетаниях и предложениях.

Оборудование: игровое поле, предметные картинки.

Ход

игры:

ребенку

предлагается

соотнести

предметные

картинки

с

изображением на игровом поле. Ребенку нужно ответить полным ответом

(пример – клюшке нужна шайба).

Бродилка

Цель: автоматизация звука в словах.

Оборудование: игровое поле, фишки (1-3 шт.), кубик.

Ход игры: игроки бросают по очереди кубик и начинают ход фишками с

картинки, отмеченной другим цветом. выпавшее число на кубике обозначает

количество ходов. На остановившейся картинке игроку нужно назвать ее,

правильно произнося заданный звук.

Звуковой цветочек

Цель: автоматизация звука в словах.

Оборудование:

серединка и лепестки цветка, с наклеенными на них

картинками.

Ход игры:

ребенку предлагается собрать цветочек, называя картинки на

лепестках, четко проговаривая заданный звук.



В раздел образования