Напоминание

"Формирование познавательного интереса путем экспериментирования"


Автор: Соколова Светлана Валентиновна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ
Населённый пункт: город Нижний Тагил, Свердловская область
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: "Формирование познавательного интереса путем экспериментирования"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Формирование познавательного интереса

путем экспериментирования»

Консультация для педагогов

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста – одна

из актуальных проблем современности. Чтобы избежать развития у

детей интеллектуальной пассивности

необходимо

развивать

у

дошкольников продуктивные формы мышления. Одним из эффективных

методов

работы

является

поисковая

деятельность,

а

именно

экспериментирование.

Чем

разнообразнее

и интенсивнее поисковая

деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем

быстрее и полноценнее он развивается.

В данной деятельности наиболее ярко выражены процессы возникновения

и развития новых мотивов личности, лежащие в основе самодвижения,

саморазвития

дошкольников,

ребенок

развивается

любознательным,

самостоятельным,

с

креативным

мышлением.

Детское экспериментирование достаточно легко интегрируется во многие

виды детской деятельности.

Решающую роль в работе с детьми играет организуемая образовательная

деятельность с четко поставленной проблемой или «решение проблемных

ситуаций» или элементы экспериментирования. Это позволяет развивать у

детей познавательную

активность,

умение

выдвигать

гипотезы,

сравнивать, делать выводы самостоятельно или с помощью взрослого; также

конкретно формируются представления об объектах и явлениях, и через

опыт

или эксперимент доказывается

подлинность

получаемых

детьми

знаний и представлений.

Детей учат логично рассуждать, проявлять творческое мышление. В

основе с экспериментированием лежит особый вид речевой деятельности,

связанный с логично построенным обсуждением ряда конкретных фактов,

итогом которых являются умозаключения детей.

При разработке содержания познавательной деятельности учитываются

следующие условия:

-

предоставление

разнообразной интеллектуальной и

практической

деятельности

(однообразие информации и

способов

действия

быстро

вызывают скуку и снижают активность);

- чем больше новый материал связан с имеющимся личным опытом

дошкольников, тем интереснее он для них;

-

содержание экспериментирования

должно

быть

трудным,

но

посильным, слишком простой или сложный материал не вызывает интереса,

не создает радость интеллектуальной победы;

- эмоциональность педагога, его умение поддержать и направить интерес

к

содержанию

экспериментирования

стимулирует

познавательную

активность детей.

Мыслительные

эксперименты,

широко

используемые

в

исследовательской деятельности детей,

помогают

приобрести навыки

исследовательского поведения, развивают мышление,

умения видеть

проблемы и выдвигать гипотезы их решения.

Один из интересных путей развития исследовательской деятельности

детей - использование нестандартных приемов рисования (пальчиковое,

щеткой,

целлофаном,

по

мокрой

бумаге,

воздухом

через

соломинку), экспериментах с различными материалами. В процессе такой

деятельности дети изучают и лучше запоминают свойства данных предметов,

веществ. Аппликация позволяет использовать нити, ткань, вату, природный

материал, что параллельно позволяет детям изучать их свойств, состав,

возможности.

В развитии речи широко используют опыты с речевым аппаратом, для

развития фонематического слуха, усвоения грамматики родной речи, игры-

упражнения («Звук заблудился», «Рифма», «Запутанное письмо», «Ребусы»,

«Превращение слов – волшебная цепочка»). При составлении рассказов по

картинкам и игрушкам используют решение проблемных ситуаций. В

детской литературе встречается немалое количество произведений, которые

помогают педагогам преподносить познавательные уроки через поиск

решений, проверку экспериментом. Например, «Крошка Енот или тот, кто

сидит в пруду» Л. Муур – эксперимент с собственным отражением в

зеркале.

Экспериментальная деятельность во время наблюдений за явлениями

или объектами предполагает закрепление знаний или понимание связей

между происходящим. Наблюдая на прогулках, в уголке природы, в

окружающей

действительности,

планируем

кратковременные

опыты,

уместные по тематике. Например, выпал град, с детьми обязательно надо

проверить, действительно ли это кусочки льда, как быстро он растает на

наших ладошках, чистая получится ли вода. В некоторых случаях,

происходит наоборот, сначала ставим поисковую задачу, а из нее вытекает

наблюдение: найди следы осени, найди самое низкое место на участке.

В рамках трудовой деятельности проводят основную работу по изучению

условий, необходимых для жизни растений. Непрерывно и постепенно

увеличиваем этот объем знаний путем экспериментов и наблюдений на

природе и в уголке природы. У детей формируются устойчивые знания о

связи между растениями и уходом человека за ними. С этого момента

начинается экспериментирование

с

растениями.

Отдельные

опыты

помогают запомнить, из чего состоит почва и почему ее нужно рыхлить; как

растения

зависят

от

тепла,

света (во

время

выращивания

рассады,

проращивания семян). Зимой, во время уборки снега, проводят беседы с

дошкольниками о защитных свойствах снега. Осенью, во время листопада

дети выясняют, как влияет погода на его интенсивность, а во время уборки

листвы можно выяснить, почему листья шуршат, а иногда нет.

Детское коллекционирование, мини-музеи используются для достижения

различных познавательных и творческих задач в воспитании детей, а также

в формировании исследовательских умений и навыков. В мини-музее

можно получить интересную информацию об определенном предмете,

с экспонатом

можно поиграть,

его можно

попробовать

смастерить,

отведать

на

вкус,

примерить

на

себя,

с

ним

еще

можно

и поэкспериментировать. Например, в музее песка можно попробовать

песок сделать цветным; в музее солнца провести опыты с солнечным

зайчиком, в музее камня с помощью пластилина можно узнать, как

появились камни самоцветы.

В ходе данной работы, детям предоставляется возможность определиться

в близком только ему виде деятельности. Например: музыкальный ребенок

отличится в опытах со звуками, инструментами; юный математик легко

справится через эксперименты с объемами, весом; творческие личности

проявят себя в опытах с бумагой, красками.

Для развития познавательной активности детей в группе, а также их

экспериментальной деятельности

организуется

«Уголок

экспериментирования». В нем имеются различные материалы: природный,

бросовый, технический, медицинский; пищевые красители, продукты (мука,

соль, сахар, масло растительное, различные сосуды) и много других

предметов, необходимых для проведения тех или иных опытов. Главное, что

они должны быть безопасными для детей и храниться в удобных для

пользования контейнерах.

Необходимо

упражнять

действовать

детей

в

уголке экспериментирования, опыты организуются по желанию детей, но

при этом уточняют, что они хотят получить, но в ход не вмешиваются. Пусть

ребенок пробует и ошибается, но самостоятельно находит решение и

добивается результата.

Постепенно элементарные опыты становятся играми-опытами, в которых,

как в дидактических играх, есть познавательная часть и занимательная.

Правильно

организованная экспериментальная деятельность

дает

возможность

удовлетворить

потребность

детей

в

новых

знаниях,

впечатлениях,

способствует

воспитанию

любознательного,

самостоятельного,

успешного

ребенка.

Предлагаемая

система

работы

способствует не только интеллектуальному развитию ребенка, но и

повышению уровня профессиональной компетенции воспитателей.

Детское экспериментирование

основа

поисково-исследовательской

деятельности дошкольников.

Главное достоинство применения метода

экспериментирования в

детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента идёт

обогащение памяти детей, активизируются его мыслительные процессы,

развивается речь ребёнка, его эмоциональная сфера, творческие способности,

укрепляется здоровье за счёт повышения уровня двигательной активности.

Ребёнок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами

детского поведения являются любознательность, наблюдательность, жажда

новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и

поиску новых сведений об окружающем ребёнка мире. Задача взрослых –

помочь детям сохранить эту исследовательскую активность как основу для

таких важных процессов как самообучение, самовоспитание и саморазвитие.

Исследования дают ребенку возможность самому найти ответы на

вопросы «как?» и «почему?». Знания, полученные во время проведения

опытов и экспериментов, запоминаются надолго. Важно, чтобы каждый

ребенок проводил собственные опыты. Он должен делать все сам, а не только

быть в роли наблюдателя. Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок

слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение

детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных

учреждений.

Главное достоинство применения метода экспериментирования в

заключается в том, что в процессе эксперимента:

– Дети получают реальные представления о различных сторонах

изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со

средой обитания.

– Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные

процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать

операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и

экстраполяции.

– Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет,

формулировать обнаруженные закономерности и выводы.

– Происходит накопление фонда умственных приемов и операций,

которые рассматриваются как умственные умения.

Детское экспериментирование

важно

и

для

формирования

самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-

либо предметы и явления для достижения определенного результата.

В

процессе экспериментальной деятельности

развивается

эмоциональная

сфера

ребенка,

творческие

способности, формируются

трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня

двигательной активности.

Одним

из

условий

решения

задач

по опытно-экспериментальной

деятельности является организация развивающей среды.

Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему

средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской

деятельности. Для этого необходима мини-лаборатория для проведения

исследовательской деятельности.



В раздел образования