Автор: Соколова Светлана Валентиновна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ
Населённый пункт: город Нижний Тагил, Свердловская область
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: "Формирование познавательного интереса путем экспериментирования"
Раздел: дошкольное образование
«Формирование познавательного интереса
путем экспериментирования»
Консультация для педагогов
Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста – одна
из актуальных проблем современности. Чтобы избежать развития у
детей интеллектуальной пассивности
необходимо
развивать
у
дошкольников продуктивные формы мышления. Одним из эффективных
методов
работы
является
поисковая
деятельность,
а
именно
– экспериментирование.
Чем
разнообразнее
и интенсивнее поисковая
деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем
быстрее и полноценнее он развивается.
В данной деятельности наиболее ярко выражены процессы возникновения
и развития новых мотивов личности, лежащие в основе самодвижения,
саморазвития
дошкольников,
ребенок
развивается
любознательным,
самостоятельным,
с
креативным
мышлением.
Детское экспериментирование достаточно легко интегрируется во многие
виды детской деятельности.
Решающую роль в работе с детьми играет организуемая образовательная
деятельность с четко поставленной проблемой или «решение проблемных
ситуаций» или элементы экспериментирования. Это позволяет развивать у
детей познавательную
активность,
умение
выдвигать
гипотезы,
сравнивать, делать выводы самостоятельно или с помощью взрослого; также
конкретно формируются представления об объектах и явлениях, и через
опыт
или эксперимент доказывается
подлинность
получаемых
детьми
знаний и представлений.
Детей учат логично рассуждать, проявлять творческое мышление. В
основе с экспериментированием лежит особый вид речевой деятельности,
связанный с логично построенным обсуждением ряда конкретных фактов,
итогом которых являются умозаключения детей.
При разработке содержания познавательной деятельности учитываются
следующие условия:
-
предоставление
разнообразной интеллектуальной и
практической
деятельности
(однообразие информации и
способов
действия
быстро
вызывают скуку и снижают активность);
- чем больше новый материал связан с имеющимся личным опытом
дошкольников, тем интереснее он для них;
-
содержание экспериментирования
должно
быть
трудным,
но
посильным, слишком простой или сложный материал не вызывает интереса,
не создает радость интеллектуальной победы;
- эмоциональность педагога, его умение поддержать и направить интерес
к
содержанию
экспериментирования
стимулирует
познавательную
активность детей.
Мыслительные
эксперименты,
широко
используемые
в
исследовательской деятельности детей,
помогают
приобрести навыки
исследовательского поведения, развивают мышление,
умения видеть
проблемы и выдвигать гипотезы их решения.
Один из интересных путей развития исследовательской деятельности
детей - использование нестандартных приемов рисования (пальчиковое,
щеткой,
целлофаном,
по
мокрой
бумаге,
воздухом
через
соломинку), экспериментах с различными материалами. В процессе такой
деятельности дети изучают и лучше запоминают свойства данных предметов,
веществ. Аппликация позволяет использовать нити, ткань, вату, природный
материал, что параллельно позволяет детям изучать их свойств, состав,
возможности.
В развитии речи широко используют опыты с речевым аппаратом, для
развития фонематического слуха, усвоения грамматики родной речи, игры-
упражнения («Звук заблудился», «Рифма», «Запутанное письмо», «Ребусы»,
«Превращение слов – волшебная цепочка»). При составлении рассказов по
картинкам и игрушкам используют решение проблемных ситуаций. В
детской литературе встречается немалое количество произведений, которые
помогают педагогам преподносить познавательные уроки через поиск
решений, проверку экспериментом. Например, «Крошка Енот или тот, кто
сидит в пруду» Л. Муур – эксперимент с собственным отражением в
зеркале.
Экспериментальная деятельность во время наблюдений за явлениями
или объектами предполагает закрепление знаний или понимание связей
между происходящим. Наблюдая на прогулках, в уголке природы, в
окружающей
действительности,
планируем
кратковременные
опыты,
уместные по тематике. Например, выпал град, с детьми обязательно надо
проверить, действительно ли это кусочки льда, как быстро он растает на
наших ладошках, чистая получится ли вода. В некоторых случаях,
происходит наоборот, сначала ставим поисковую задачу, а из нее вытекает
наблюдение: найди следы осени, найди самое низкое место на участке.
В рамках трудовой деятельности проводят основную работу по изучению
условий, необходимых для жизни растений. Непрерывно и постепенно
увеличиваем этот объем знаний путем экспериментов и наблюдений на
природе и в уголке природы. У детей формируются устойчивые знания о
связи между растениями и уходом человека за ними. С этого момента
начинается экспериментирование
с
растениями.
Отдельные
опыты
помогают запомнить, из чего состоит почва и почему ее нужно рыхлить; как
растения
зависят
от
тепла,
света (во
время
выращивания
рассады,
проращивания семян). Зимой, во время уборки снега, проводят беседы с
дошкольниками о защитных свойствах снега. Осенью, во время листопада
дети выясняют, как влияет погода на его интенсивность, а во время уборки
листвы можно выяснить, почему листья шуршат, а иногда нет.
Детское коллекционирование, мини-музеи используются для достижения
различных познавательных и творческих задач в воспитании детей, а также
в формировании исследовательских умений и навыков. В мини-музее
можно получить интересную информацию об определенном предмете,
с экспонатом
можно поиграть,
его можно
попробовать
смастерить,
отведать
на
вкус,
примерить
на
себя,
с
ним
еще
можно
и поэкспериментировать. Например, в музее песка можно попробовать
песок сделать цветным; в музее солнца провести опыты с солнечным
зайчиком, в музее камня с помощью пластилина можно узнать, как
появились камни самоцветы.
В ходе данной работы, детям предоставляется возможность определиться
в близком только ему виде деятельности. Например: музыкальный ребенок
отличится в опытах со звуками, инструментами; юный математик легко
справится через эксперименты с объемами, весом; творческие личности
проявят себя в опытах с бумагой, красками.
Для развития познавательной активности детей в группе, а также их
экспериментальной деятельности
организуется
«Уголок
экспериментирования». В нем имеются различные материалы: природный,
бросовый, технический, медицинский; пищевые красители, продукты (мука,
соль, сахар, масло растительное, различные сосуды) и много других
предметов, необходимых для проведения тех или иных опытов. Главное, что
они должны быть безопасными для детей и храниться в удобных для
пользования контейнерах.
Необходимо
упражнять
действовать
детей
в
уголке экспериментирования, опыты организуются по желанию детей, но
при этом уточняют, что они хотят получить, но в ход не вмешиваются. Пусть
ребенок пробует и ошибается, но самостоятельно находит решение и
добивается результата.
Постепенно элементарные опыты становятся играми-опытами, в которых,
как в дидактических играх, есть познавательная часть и занимательная.
Правильно
организованная экспериментальная деятельность
дает
возможность
удовлетворить
потребность
детей
в
новых
знаниях,
впечатлениях,
способствует
воспитанию
любознательного,
самостоятельного,
успешного
ребенка.
Предлагаемая
система
работы
способствует не только интеллектуальному развитию ребенка, но и
повышению уровня профессиональной компетенции воспитателей.
Детское экспериментирование —
основа
поисково-исследовательской
деятельности дошкольников.
Главное достоинство применения метода
экспериментирования в
детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента идёт
обогащение памяти детей, активизируются его мыслительные процессы,
развивается речь ребёнка, его эмоциональная сфера, творческие способности,
укрепляется здоровье за счёт повышения уровня двигательной активности.
Ребёнок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами
детского поведения являются любознательность, наблюдательность, жажда
новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и
поиску новых сведений об окружающем ребёнка мире. Задача взрослых –
помочь детям сохранить эту исследовательскую активность как основу для
таких важных процессов как самообучение, самовоспитание и саморазвитие.
Исследования дают ребенку возможность самому найти ответы на
вопросы «как?» и «почему?». Знания, полученные во время проведения
опытов и экспериментов, запоминаются надолго. Важно, чтобы каждый
ребенок проводил собственные опыты. Он должен делать все сам, а не только
быть в роли наблюдателя. Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок
слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение
детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных
учреждений.
Главное достоинство применения метода экспериментирования в
заключается в том, что в процессе эксперимента:
– Дети получают реальные представления о различных сторонах
изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со
средой обитания.
– Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные
процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать
операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и
экстраполяции.
– Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет,
формулировать обнаруженные закономерности и выводы.
– Происходит накопление фонда умственных приемов и операций,
которые рассматриваются как умственные умения.
–
Детское экспериментирование
важно
и
для
формирования
самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-
либо предметы и явления для достижения определенного результата.
–
В
процессе экспериментальной деятельности
развивается
эмоциональная
сфера
ребенка,
творческие
способности, формируются
трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня
двигательной активности.
Одним
из
условий
решения
задач
по опытно-экспериментальной
деятельности является организация развивающей среды.
Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему
средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской
деятельности. Для этого необходима мини-лаборатория для проведения
исследовательской деятельности.