Автор: Шайхинурова Ильнара Ришатовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: г. Губкинский, ЯНАО
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Сценарий проектной задачи "Круглый год на Ямале"
Раздел: начальное образование
Сценарий проектной задачи: «Круглый год на Ямале» 2-4 класс
Таблица 1. Паспорт проектной задачи
Предмет
Литературное краеведение, литературное чтение, математика,
русский язык, окружающий мир, ИЗО.
Класс
2-4
Тип
Межпредметная, метапредметная, проектная, разновозрастная
Цели и
педагогические
задачи
Комплексное использование освоенных в разных предметах
способов действий в модельной ситуации, требующей их
совмещения и выхода за рамки предмета.
Ключевой
метапредмет
Работа с информацией: поиск, отбор и ее организация.
Планируемый
педагогически
й результат
Центральным действием в решении проектной задачи является
подготовка итогового «продукта» - журнала «Времена года». По
итогам работы выбирается
лучший журнал
в аудитории
(полуфиналист), по результатам участия из
полуфиналистов
получает Грант (средства) на печать журнала в типографии города
«Кредо».
Способы и
формат
оценивания
Оценка
проводится
путем
экспертного
наблюдения
с
занесением
наблюдений
в
экспертный
лист,
по
итогам
наблюдений делается общий вывод, заполняется итоговый
протокол наблюдений.
Организация:
Около двери каждого кабинета прикреплен список обучающихся, которые будут
работать в этой аудитории в течение четырех дней.
Парты расставлены для групповой работы. На столе каждой группы - табличка с ее
номером. Каждая группа должна иметь необходимые канцелярские принадлежности.
Задачи организатора:
В первый день: помочь обучающимся распределиться по группам. Состав каждой
группы 6 детей: 2 – второклассника, 2 – третьеклассника, 2 – четвероклассника. Все
изменения состава групп фиксировать в списках, которые находятся на дверях класса.
Отследить наличие у каждой группы хотя бы 1 внешнего эксперта. В начале работы
представить экспертов-наблюдателей группам. Сказать о том, что их задача только
наблюдать за тем, как ребята будут работать. Никакую помощь эксперты
не
оказывают. Напомнить правила работы в группе.
В течение всех дней: вести учет посещаемости,
мотивировать работу группы,
отслеживать продвижение группы и время выполнения этапов проектной задачи.
Таблица2. Устройство проектной задачи
Деятельность обучающихся
Деятельность эксперта-наблюдателя
День 1
30
мин
Распределяются по
аудиториям согласно спискам,
размещенным у кабинетов.
План действий участников в первый день.
Инструктаж экспертов - наблюдателей: «Как
работать с экспертными листами и листами
наблюдения?»
-
знакомство
с
пакетом
наблюдателя.
1,5 ч
Работа
в
разновозрастных
Работа (наблюдение) внутри детской группы
группах:
подготовка
документации на предстоящее
проектирование:
- ознакомление с презентацией
(Виды журналов).
- жеребьевка (выбор времени
года)
40
мин
Детские и педагогические мастерские по выбору участников.
(работа на станциях по сбору информации)
1,5 ч
Продолжение
работы
в
разновозрастных
группах
по
созданию журнала.
Изготовление
макета
календаря.
Работа (наблюдение) внутри детской группы
15
мин
Рефлексия дня
Проводят рефлексию дня в группе
30
мин
Педагогическая рефлексия дня.
Как знакомство с группой? Как знакомство с
работой в качестве эксперта?
Работа с экспертными листами
День 2
20
мин
Сбор наблюдателей.
План действий участников во второй день.
1,5 ч
Работа
в
разновозрастных
группах по созданию журнала
(создание описания проекта)
Работа (наблюдение) внутри детской группы
40
мин
Детские и педагогические мастерские по выбору участников.
1,5
час
Доработка проектов.
(конструирование
элементов
проекта)
Работа (наблюдение) внутри детской группы
20
мин
Рефлексия дня
Проводят рефлексию дня в группе
30
мин
Педагогическая
рефлексия
дня
основная
цель, которой оценить динамику работы
второго дня. Каков результат? От чего он
зависел?
Что
удачно?
Что
можно
изменить/улучшить?
Работа с экспертными листами
День 3
1ч
Сбор наблюдателей.
План действий участников в третий день.
1,5 ч
Представление
результата
работы
каждой
группы
в
аудитории.
Выбор
проекта-
финалиста,
который
будет
участвовать
в
финале.
Экспертируют презентацию проектов.
Определение
финалиста
производится
голосованием
групп-участниц
и
экспертов-
наблюдателей
с
учетом
суммарного
количества
голосов.
30
мин
Обратная связь по результатам
участия:
анкетирование.
Внутриклассная рефлексия.
Проводит классный руководитель.
Довольны ли результатом? Почему? Что
можно изменить? Что мне дало участие в
проектной задаче?
1 ч
Педагогическая рефлексия дня основная
цель, которой оценить динамику работы
второго дня. Каков результат? От чего он
зависел?
Что
удачно?
Что
можно
изменить/улучшить?
Работа с итоговым протоколом (экспертными
листами): сведение оценок.
День 4
Сбор
наблюдателей:
план
действий
участников во второй день.
1,5 ч
Презентация
проектов-
полуфиналистов
всем
участникам.
Определение
проекта-победителя
путем
голосования ребят и экспертов.
Получение рекомендаций.
Экспертируют презентацию проектов.
30
мин
Обратная связь по результатам
участия:
анкетирование.
Внутриклассная рефлексия.
Проводит классный руководитель.
Довольны ли результатом? Почему? Что
можно изменить? Что мне дало участие в
проектной задаче?
1 ч
Педагогическая
рефлексия
по
итогам
проведения модуля.
Для чего проводился модуль? Что хотели
получить? Что получили? Что с этим делать?
Насколько точны прописанные индикаторы
для оценки метапредметов? Надо ли что-то
корректировать?
Что
изменить
в
организации?
Работа с итоговым протоколом (экспертными
листами): сведение оценок.
1 день
(текст для организатора в аудитории)
Здравствуйте, ребята! Каждый год, к нам в школу приходят первоклассники. Вы
знаете, что первое время первоклассники очень сложно адаптироваться в школе, они
теряются, путаются в днях, не могут распределить свое время. Что же такое время?
Любой человек постоянно сталкивается с понятием времени, перелистывая листок
календаря или поглядывая на стрелку часов. Чем старше будет становиться
ребенок, тем больше вопросов связанных с временем он станет задавать родителям,
учителям, взрослым, друзьям: "Мама, а что такое осень!", " А что такое февраль?".
Как же рассказать первокласснику, что такое месяца и времена года и чем они
отличаются друг от друга? (ответы и предположения детей: через игру, беседу, ТВ,
книги, ж/л и т. д. потому что красочно оформлено, доступным детским языком,
весело
картинки….)
Совершенно
верно,
именно
из
ярко
оформленных,
содержательных детских журналов ребенок может узнать много нового.
Выдаются пакеты с инструкциями группам.
Работа в группах
ИНСТРУКЦИЯ 1.
(состоит из трех частей (Ч1, Ч2, Ч3), раздается по мере
выполнения заданий, но не позднее определенного времени, указанного организатору)
Ч1. Ребята, а почему бы нам не сделать свой журнал о времени или временах года в
помощь первокласснику, но давайте не будем забывать о особенностях края в котором
мы живем.
Жеребьевка, в каком классе какое время года, например: нам досталось время года
осень. Значит, мы подбираем материал к этому времени года.
Итак, за 3 дня Вам нужно спроектировать свой объект (Журнал). И не только
спроектировать, но и прорекламировать его настолько интересно, чтобы в итоге он
стал проектом победителем.
Давайте вместе вспомним, какие бывают журналы.
(Презентация – Виды журналов).
Обратите
внимание,
на
вашем
рабочем
месте
есть
журналы.
Вы
должны
познакомиться с их содержанием, оценить слабые и сильные стороны. Для этого
заполните бланк 1.
Группа
Название журнала
Количество страниц
Авторы
Кто будет читать
Рубрики
Формат журнала
Ответьте на вопросы:
1. Что такое календарь и для чего он нам нужен? ________________________________
2. Какие виды календарей вы знаете? __________________________________________
3. Особенность високосного года? ____________________________________________
4. Перечисли времена года? _________________________________________________
5. Назовите самый короткий месяц в году? _____________________________________
6. Количество недель в году? ________________________________________________
7. 20__ год по гороскопу чей? ________________________________________________
8. Перечислите название месяцев вашего времени года? __________________________
9. Какие праздники есть в ваше время года? ____________________________________
10. Запишите основные признаки вашего времени года? __________________________
Ч2. Изготовление макета календаря.
Как вы представляете себе календарь именно вашего времени года?
1.
Название календаря______________________________________
2.
Дизайн (внешний вид) ______________________________________________
3.
Количество праздников и название_______________________________________
Ч3. Поразмышляйте над образованием этих слов. Например:
Снегоход – это сложное слово. Оно образовано от двух слов: снег, ходить.
Это вид транспорта, на котором передвигаются по снегу.
Сенокос___________________________________________________________________
Листопад__________________________________________________________________
Зимородок_________________________________________________________________
Шилоклювка_______________________________________________________________
Придумать свои сложные слова для обозначения «наших» сезонов, месяцев
__________________________________________________________________________
Рефлексия дня (проводит эксперт-наблюдатель)
2 день
(текст для организатора в аудитории)
1. Проверить наличие всех детей по группам.
2. Вспомнить вместе с детьми: «Какую проектную задачу мы решаем?»
3. Озвучьте свои названия журнала. Оно говорит о Ямале и о вашем времени года?
Как вам кажется, оно понравится первоклассникам?
4. «Сегодня мы с Вами продолжим работу над поставленной задачей.
Выдаются пакеты с инструкциями группам.
Работа в группах
ИНСТРУКЦИЯ 2.
(состоит из трех частей (Ч1, Ч2, Ч3), раздается по мере
выполнения заданий, но не позднее определенного времени, указанного организатору)
Ребята, можно приступать к следующему этапу решения проектной задачи.
Ч1. Вспомним, какие изменения происходят в живой и неживой природе в разные
времена года. Все эти изменения в природе называются природными явлениями.
Очень многие явления природы связаны со сменой времен года, поэтому они
называются сезонными.
-Рассмотри рисунки. Какие времена года показаны на них?
______________ ______________ _______________ _______________
- Заполните шаблон «Изменения в неживой и живой природе».
зима
весна
лето
осень
Солнце (яркое, тусклое, греет, светит)
Осадки
Температура воздуха (-, +)
Листва на деревьях (цвет)
Снег
Вода
День (продолжительность, особенность)
Ночь (продолжительность, особенность)
Ребята, ещё раз обсудите изменения в живой и неживой природе в то время года, над
которым вы работаете. Эти данные помогут вам в работе над следующим этапом
Проектной задачи.
Ч2. Справочно (организатор использует данный материал на свое усмотрение):
Все цвета делятся на хроматические и ахроматические.
Ахроматические цвета – это белый, черный и все оттенки серого.
Хроматические цвета - это все цвета видимого спектра от красного до фиолетового и
их оттенки, проще говоря - это радуга.
Весь цветовой спектр в свою очередь делится на теплые и холодные цвета.
Различить их очень просто.
Все цвета, что ассоциируются с огнем, солнцем, жарой, теплом, летом относятся
к теплой цветовой гамме.
Все цвета, которые ассоциируются с холодом, стужей, льдом, зимой, глубиной,
относятся к холодной цветовой гамме.
Цвета осени: жёлтый, оранжевый, красный, коричневый — тёплые.
Цвета зимы: синий, голубой, фиолетовый — холодные.
Задание 1. Вспомните, что такое теплые и холодные цвета. В жизни очень часто
можно услышать: «В моде нынче кричащие оттенки», «Эти обои тёплых тонов», «Мне
нравятся приглушённые цвета». Что это значит? Обсудите!
Каким цветом можно изобразить
весну____________________
лето___________________
зиму___________________
осень__________________
Объясните, почему?_________________________________________________________
А каким цветом можно изобразить весну нашего (северного) края?______________
потому, что _____________лето_________________ потому, что________________
осень_________________ потому, что ________________зиму_________________
потому, что_________________________________
Подумайте, какие цвета понадобятся для того, чтобы на странице журнала изобразить
картинки вашего времени года?
__________________________________________________________________________
На дополнительных листах попробуйте сделать наброски.
Задание 2. Создайте собственную иллюстрацию для страницы «Художественной»
страницы вашего журнала.
(При оформлении страниц журнала не забудьте о северных орнаментах/ритме, фоне)
Ч3. На основе Шаблона «Изменения в природе» напишите свой текст в каком-либо
жанре, например:
научной статьи об изменениях в природе;
сказки «Рассказ воробья» или «Березовая сказка»;
сочинения – зарисовки по собственным наблюдениям и выводам;
очерка;
рассказа и т.д.
Выберите загадки, пословицы, приметы, подходящие к вашему времени года. Для
вашей проектной работы необходимо будет их использовать на странице вашего
журнала. Попробуйте сами сочинить загадки.
Справочно (организатор использует данный материал на свое усмотрение):
Вспомните толкование слов:
Альмана
́
х
—
сборник
литературно-художественных
и/или
научно-популярных
произведений, объединённых по какому-либо признаку (тематическому, жанровому).
В отличие от журнала, выходит обычно раз в год.
Статья - это текст, посвященный одной конкретной теме, опубликованный в журнале,
газете или каком-либо издании.
Научная статья
-
законченное и логически цельное произведение, посвященное
конкретному вопросу.
Очерк- в художественной литературе одна из разновидностей рассказа, отличается
большей описательностью.
Заметка - это небольшой рассказ журналиста об одном факте, схваченном, как говорят,
«на лету». Она может рассказывать о положительном или отрицательном опыте,
выражать чье-то мнение, чьи-то чувства.
Информация - это краткий рассказ журналиста об одном событии. Задача информации
правдиво и своевременно осветить это событие.
Рассказ — малая форма, произведение об одном событии в жизни персонажа.
Зарисовка - это художественное описание природы, обстановки, человека, мыслей.
Репортаж - это рассказ очевидца, свидетеля, участника произошедшего события.
Интервью - это разговор журналиста с собеседником, предназначенный для средств
массовой информации; журналист задает вопросы, а собеседник на них отвечает.
Рефлексия дня (проводит эксперт-наблюдатель)
3 день
(текст для организатора в аудитории)
1.
Проверить наличие всех детей по группам.
2.
Продолжить работу над поставленной задачей.
3.
Вспомните вместе с детьми:
Какую задачу мы должны решить к концу ПЗ?
Что мы с вами смогли уже сделать за первые два дня ПЗ?
Выдаются пакеты с инструкциями группам.
Работа в группах
ИНСТРУКЦИЯ 3.
(состоит из трех частей (Ч1, Ч2, Ч3), раздается по мере
выполнения заданий, но не позднее определенного времени, указанного организатору)
Дорогие ребята! Большую часть на пути к решению задачи вы уже прошли.
Экспертная комиссия с большим удовольствием и интересом изучила ваши
материалы. Вы все молодцы! Но для того, чтобы сделать «продукт» вашей работы еще
лучше осталось несколько этапов работы.
Журнал должен отвечать следующим требованиям:
- Иметь название, содержание должно отражать тематику журнала.
- странички должны быть связаны между собой в общий сюжет за счет текстов,
рисунков, и т.п
- быть интересным и познавательным для уч-ся 1класса.
Ч1. Если вы откроете любой журнал, там есть развлекательный раздел, в котором
можно узнать необычные факты, разгадать кроссворд, ребус, поучаствовать в
конкурсе, например: стих о природе, лучший рисунок на тему мой край и другое.
- Вам необходимо придумать загадки, ребусы и может рубрику для любознательных.
- Вам необходимо оформить страницу «Над номером работали » ( перечислите все тех
кто принимал участие в изготовлении журнала, кто занимался оформлением, кто
редактор, дизайнер, авторы статей, и т. д.)
- Напишите обращение к будущим читателям, сделайте рубрику «Отзывы читателей».
Ч2. Если всё вышеперечисленное вы выдержали, теперь вам нужно подготовить
небольшую (на 4-5 минут) презентацию результатов работы вашей группы перед
другими группами, работающими в одном кабинете с вами. Из презентации должен
быть понятен общий замысел продукта. Необходимый иллюстративный материал
(рисунки, и т.п. вы можете выполнить на листах формата А3). Заранее решите, кто из
вас будет представлять работу вашей группы, спланируйте выступление. Будьте
готовы ответить на вопросы слушателей. Постарайтесь, чтобы ваши ответы были
содержательными и четкими.
Презентация Журналов «Времена года» (выбор групп-финалистов в кабинетах)
Для организатора:
После презентации каждой группе может быть задано по два вопроса от других групп.
Первый вопрос может отражать уточнение по содержанию журнала (оригинальность
замысла, подбор материала), он принимается и оценивается в один балл. Второй
вопрос - «каверзный» по теме ПЗ. (На запоминание и усвоение информации по темам
мастерских). Данный вопрос оценивается в 1 балл и добавляется в общий зачет баллов
группы. Несущественные вопросы, например, вопросы по оформлению или цвету
журнала,
снимаются
организатором.
(Данный
формат
работы
позволяет
диагностировать
умение
обучающихся
формулировать
и
задавать
вопросы,
удерживать критерии).
После всех презентаций проводится голосование. Группа-финалист определяется по
результатам голосования всех учащихся, не входящих в эту группу и голосов
экспертов.
Голосование
проводится
с
помощью
цветных
стикеров,
которые
прикрепляются на доску под номер группы. (У каждой группы и экспертов свой цвет
стикеров). Для организаторов важно зафиксировать результаты голосования (фото,
запись как проголосовали ребята и эксперты).
Таблица
Группа №1
Группа №2
Группа №3
и.т.д
Домашняя работа
Группы,
вышедшие
в
финал,
выполняют
домашнее
задание
–
готовят
компьютерную версию презентации результатов своей работы.
А все остальные участники ПЗ должны до утра следующего дня высказать свои
суждения по поводу лучших презентаций журнала.
Рефлексия дня (проводит эксперт-наблюдатель)
4 день
Просмотр и обсуждение всех презентации групп-полуфиналистов (организаторы
собирают материал всех групп-полуфиналистов для обсуждения в кабинете).
Определиться,
какие
презентации
участники
будут
поддерживать,
сформулировать для всех проектов-финалистов по 2 вопроса к презентации,
записать на отдельном листке.
Необходимо распределиться по группам для участия в финале. (При
распределение детям помогает организатор)
Дети распределяются на следующие позиции:
те, кто вошел в группу-полуфиналистов для публичной презентации;
те, кто будет задавать по одному вопросу проектам-финалистам (по 1
человеку на каждый проект)
1 человек от кабинета в состав жюри.
В защите одной работы группы-победителей от класса участвуют:
1 человек в группу тех, кто будет именно этой группе задавать один вопрос
(вопрос должен уже быть зафиксирован на бумаге. Его нужно только озвучить)
1 человек от класса уйдет в жюри на все время защиты работ;
и сколько – то детей будут в группах- победителей (от 3 до 6).
Публичная
презентация
групп
полуфиналистов.
(компьютерную
версию
презентации журнала)
Проводит ведущий четвертого дня. В актовом зале в торжественной обстановке
организуется презентация Журналов групп полуфиналистов. Определение победителя
происходит путем проведения процедуры голосования аналогичной третьему дню.
Только для каждой группы-полуфиналиста определяется урна (коробка) с ее номером.
Проект победитель получает Грант на монтаж диафильма в видеоролик.
Рефлексия в классе (проводит классный руководитель).