Напоминание

Сценарий проектной задачи "Круглый год на Ямале"


Автор: Шайхинурова Ильнара Ришатовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: г. Губкинский, ЯНАО
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Сценарий проектной задачи "Круглый год на Ямале"
Дата публикации: 04.05.2021
Раздел: начальное образование





Назад




Сценарий проектной задачи: «Круглый год на Ямале» 2-4 класс

Таблица 1. Паспорт проектной задачи

Предмет

Литературное краеведение, литературное чтение, математика,

русский язык, окружающий мир, ИЗО.

Класс

2-4

Тип

Межпредметная, метапредметная, проектная, разновозрастная

Цели и

педагогические

задачи

Комплексное использование освоенных в разных предметах

способов действий в модельной ситуации, требующей их

совмещения и выхода за рамки предмета.

Ключевой

метапредмет

Работа с информацией: поиск, отбор и ее организация.

Планируемый

педагогически

й результат

Центральным действием в решении проектной задачи является

подготовка итогового «продукта» - журнала «Времена года». По

итогам работы выбирается

лучший журнал

в аудитории

(полуфиналист), по результатам участия из

полуфиналистов

получает Грант (средства) на печать журнала в типографии города

«Кредо».

Способы и

формат

оценивания

Оценка

проводится

путем

экспертного

наблюдения

с

занесением

наблюдений

в

экспертный

лист,

по

итогам

наблюдений делается общий вывод, заполняется итоговый

протокол наблюдений.

Организация:

Около двери каждого кабинета прикреплен список обучающихся, которые будут

работать в этой аудитории в течение четырех дней.

Парты расставлены для групповой работы. На столе каждой группы - табличка с ее

номером. Каждая группа должна иметь необходимые канцелярские принадлежности.

Задачи организатора:

В первый день: помочь обучающимся распределиться по группам. Состав каждой

группы 6 детей: 2 – второклассника, 2 – третьеклассника, 2 – четвероклассника. Все

изменения состава групп фиксировать в списках, которые находятся на дверях класса.

Отследить наличие у каждой группы хотя бы 1 внешнего эксперта. В начале работы

представить экспертов-наблюдателей группам. Сказать о том, что их задача только

наблюдать за тем, как ребята будут работать. Никакую помощь эксперты

не

оказывают. Напомнить правила работы в группе.

В течение всех дней: вести учет посещаемости,

мотивировать работу группы,

отслеживать продвижение группы и время выполнения этапов проектной задачи.

Таблица2. Устройство проектной задачи

Деятельность обучающихся

Деятельность эксперта-наблюдателя

День 1

30

мин

Распределяются по

аудиториям согласно спискам,

размещенным у кабинетов.

План действий участников в первый день.

Инструктаж экспертов - наблюдателей: «Как

работать с экспертными листами и листами

наблюдения?»

-

знакомство

с

пакетом

наблюдателя.

1,5 ч

Работа

в

разновозрастных

Работа (наблюдение) внутри детской группы

группах:

подготовка

документации на предстоящее

проектирование:

- ознакомление с презентацией

(Виды журналов).

- жеребьевка (выбор времени

года)

40

мин

Детские и педагогические мастерские по выбору участников.

(работа на станциях по сбору информации)

1,5 ч

Продолжение

работы

в

разновозрастных

группах

по

созданию журнала.

Изготовление

макета

календаря.

Работа (наблюдение) внутри детской группы

15

мин

Рефлексия дня

Проводят рефлексию дня в группе

30

мин

Педагогическая рефлексия дня.

Как знакомство с группой? Как знакомство с

работой в качестве эксперта?

Работа с экспертными листами

День 2

20

мин

Сбор наблюдателей.

План действий участников во второй день.

1,5 ч

Работа

в

разновозрастных

группах по созданию журнала

(создание описания проекта)

Работа (наблюдение) внутри детской группы

40

мин

Детские и педагогические мастерские по выбору участников.

1,5

час

Доработка проектов.

(конструирование

элементов

проекта)

Работа (наблюдение) внутри детской группы

20

мин

Рефлексия дня

Проводят рефлексию дня в группе

30

мин

Педагогическая

рефлексия

дня

основная

цель, которой оценить динамику работы

второго дня. Каков результат? От чего он

зависел?

Что

удачно?

Что

можно

изменить/улучшить?

Работа с экспертными листами

День 3

Сбор наблюдателей.

План действий участников в третий день.

1,5 ч

Представление

результата

работы

каждой

группы

в

аудитории.

Выбор

проекта-

финалиста,

который

будет

участвовать

в

финале.

Экспертируют презентацию проектов.

Определение

финалиста

производится

голосованием

групп-участниц

и

экспертов-

наблюдателей

с

учетом

суммарного

количества

голосов.

30

мин

Обратная связь по результатам

участия:

анкетирование.

Внутриклассная рефлексия.

Проводит классный руководитель.

Довольны ли результатом? Почему? Что

можно изменить? Что мне дало участие в

проектной задаче?

1 ч

Педагогическая рефлексия дня основная

цель, которой оценить динамику работы

второго дня. Каков результат? От чего он

зависел?

Что

удачно?

Что

можно

изменить/улучшить?

Работа с итоговым протоколом (экспертными

листами): сведение оценок.

День 4

Сбор

наблюдателей:

план

действий

участников во второй день.

1,5 ч

Презентация

проектов-

полуфиналистов

всем

участникам.

Определение

проекта-победителя

путем

голосования ребят и экспертов.

Получение рекомендаций.

Экспертируют презентацию проектов.

30

мин

Обратная связь по результатам

участия:

анкетирование.

Внутриклассная рефлексия.

Проводит классный руководитель.

Довольны ли результатом? Почему? Что

можно изменить? Что мне дало участие в

проектной задаче?

1 ч

Педагогическая

рефлексия

по

итогам

проведения модуля.

Для чего проводился модуль? Что хотели

получить? Что получили? Что с этим делать?

Насколько точны прописанные индикаторы

для оценки метапредметов? Надо ли что-то

корректировать?

Что

изменить

в

организации?

Работа с итоговым протоколом (экспертными

листами): сведение оценок.

1 день

(текст для организатора в аудитории)

Здравствуйте, ребята! Каждый год, к нам в школу приходят первоклассники. Вы

знаете, что первое время первоклассники очень сложно адаптироваться в школе, они

теряются, путаются в днях, не могут распределить свое время. Что же такое время?

Любой человек постоянно сталкивается с понятием времени, перелистывая листок

календаря или поглядывая на стрелку часов. Чем старше будет становиться

ребенок, тем больше вопросов связанных с временем он станет задавать родителям,

учителям, взрослым, друзьям: "Мама, а что такое осень!", " А что такое февраль?".

Как же рассказать первокласснику, что такое месяца и времена года и чем они

отличаются друг от друга? (ответы и предположения детей: через игру, беседу, ТВ,

книги, ж/л и т. д. потому что красочно оформлено, доступным детским языком,

весело

картинки….)

Совершенно

верно,

именно

из

ярко

оформленных,

содержательных детских журналов ребенок может узнать много нового.

Выдаются пакеты с инструкциями группам.

Работа в группах

ИНСТРУКЦИЯ 1.

(состоит из трех частей (Ч1, Ч2, Ч3), раздается по мере

выполнения заданий, но не позднее определенного времени, указанного организатору)

Ч1. Ребята, а почему бы нам не сделать свой журнал о времени или временах года в

помощь первокласснику, но давайте не будем забывать о особенностях края в котором

мы живем.

Жеребьевка, в каком классе какое время года, например: нам досталось время года

осень. Значит, мы подбираем материал к этому времени года.

Итак, за 3 дня Вам нужно спроектировать свой объект (Журнал). И не только

спроектировать, но и прорекламировать его настолько интересно, чтобы в итоге он

стал проектом победителем.

Давайте вместе вспомним, какие бывают журналы.

(Презентация – Виды журналов).

Обратите

внимание,

на

вашем

рабочем

месте

есть

журналы.

Вы

должны

познакомиться с их содержанием, оценить слабые и сильные стороны. Для этого

заполните бланк 1.

Группа

Название журнала

Количество страниц

Авторы

Кто будет читать

Рубрики

Формат журнала

Ответьте на вопросы:

1. Что такое календарь и для чего он нам нужен? ________________________________

2. Какие виды календарей вы знаете? __________________________________________

3. Особенность високосного года? ____________________________________________

4. Перечисли времена года? _________________________________________________

5. Назовите самый короткий месяц в году? _____________________________________

6. Количество недель в году? ________________________________________________

7. 20__ год по гороскопу чей? ________________________________________________

8. Перечислите название месяцев вашего времени года? __________________________

9. Какие праздники есть в ваше время года? ____________________________________

10. Запишите основные признаки вашего времени года? __________________________

Ч2. Изготовление макета календаря.

Как вы представляете себе календарь именно вашего времени года?

1.

Название календаря______________________________________

2.

Дизайн (внешний вид) ______________________________________________

3.

Количество праздников и название_______________________________________

Ч3. Поразмышляйте над образованием этих слов. Например:

Снегоход – это сложное слово. Оно образовано от двух слов: снег, ходить.

Это вид транспорта, на котором передвигаются по снегу.

Сенокос___________________________________________________________________

Листопад__________________________________________________________________

Зимородок_________________________________________________________________

Шилоклювка_______________________________________________________________

Придумать свои сложные слова для обозначения «наших» сезонов, месяцев

__________________________________________________________________________

Рефлексия дня (проводит эксперт-наблюдатель)

2 день

(текст для организатора в аудитории)

1. Проверить наличие всех детей по группам.

2. Вспомнить вместе с детьми: «Какую проектную задачу мы решаем?»

3. Озвучьте свои названия журнала. Оно говорит о Ямале и о вашем времени года?

Как вам кажется, оно понравится первоклассникам?

4. «Сегодня мы с Вами продолжим работу над поставленной задачей.

Выдаются пакеты с инструкциями группам.

Работа в группах

ИНСТРУКЦИЯ 2.

(состоит из трех частей (Ч1, Ч2, Ч3), раздается по мере

выполнения заданий, но не позднее определенного времени, указанного организатору)

Ребята, можно приступать к следующему этапу решения проектной задачи.

Ч1. Вспомним, какие изменения происходят в живой и неживой природе в разные

времена года. Все эти изменения в природе называются природными явлениями.

Очень многие явления природы связаны со сменой времен года, поэтому они

называются сезонными.

-Рассмотри рисунки. Какие времена года показаны на них?

______________ ______________ _______________ _______________

- Заполните шаблон «Изменения в неживой и живой природе».

зима

весна

лето

осень

Солнце (яркое, тусклое, греет, светит)

Осадки

Температура воздуха (-, +)

Листва на деревьях (цвет)

Снег

Вода

День (продолжительность, особенность)

Ночь (продолжительность, особенность)

Ребята, ещё раз обсудите изменения в живой и неживой природе в то время года, над

которым вы работаете. Эти данные помогут вам в работе над следующим этапом

Проектной задачи.

Ч2. Справочно (организатор использует данный материал на свое усмотрение):

Все цвета делятся на хроматические и ахроматические.

Ахроматические цвета – это белый, черный и все оттенки серого.

Хроматические цвета - это все цвета видимого спектра от красного до фиолетового и

их оттенки, проще говоря - это радуга.

Весь цветовой спектр в свою очередь делится на теплые и холодные цвета.

Различить их очень просто.

Все цвета, что ассоциируются с огнем, солнцем, жарой, теплом, летом относятся

к теплой цветовой гамме.

Все цвета, которые ассоциируются с холодом, стужей, льдом, зимой, глубиной,

относятся к холодной цветовой гамме.

Цвета осени: жёлтый, оранжевый, красный, коричневый — тёплые.

Цвета зимы: синий, голубой, фиолетовый — холодные.

Задание 1. Вспомните, что такое теплые и холодные цвета. В жизни очень часто

можно услышать: «В моде нынче кричащие оттенки», «Эти обои тёплых тонов», «Мне

нравятся приглушённые цвета». Что это значит? Обсудите!

Каким цветом можно изобразить

весну____________________

лето___________________

зиму___________________

осень__________________

Объясните, почему?_________________________________________________________

А каким цветом можно изобразить весну нашего (северного) края?______________

потому, что _____________лето_________________ потому, что________________

осень_________________ потому, что ________________зиму_________________

потому, что_________________________________

Подумайте, какие цвета понадобятся для того, чтобы на странице журнала изобразить

картинки вашего времени года?

__________________________________________________________________________

На дополнительных листах попробуйте сделать наброски.

Задание 2. Создайте собственную иллюстрацию для страницы «Художественной»

страницы вашего журнала.

(При оформлении страниц журнала не забудьте о северных орнаментах/ритме, фоне)

Ч3. На основе Шаблона «Изменения в природе» напишите свой текст в каком-либо

жанре, например:

научной статьи об изменениях в природе;

сказки «Рассказ воробья» или «Березовая сказка»;

сочинения – зарисовки по собственным наблюдениям и выводам;

очерка;

рассказа и т.д.

Выберите загадки, пословицы, приметы, подходящие к вашему времени года. Для

вашей проектной работы необходимо будет их использовать на странице вашего

журнала. Попробуйте сами сочинить загадки.

Справочно (организатор использует данный материал на свое усмотрение):

Вспомните толкование слов:

Альмана

́

х

сборник

литературно-художественных

и/или

научно-популярных

произведений, объединённых по какому-либо признаку (тематическому, жанровому).

В отличие от журнала, выходит обычно раз в год.

Статья - это текст, посвященный одной конкретной теме, опубликованный в журнале,

газете или каком-либо издании.

Научная статья

-

законченное и логически цельное произведение, посвященное

конкретному вопросу.

Очерк- в художественной литературе одна из разновидностей рассказа, отличается

большей описательностью.

Заметка - это небольшой рассказ журналиста об одном факте, схваченном, как говорят,

«на лету». Она может рассказывать о положительном или отрицательном опыте,

выражать чье-то мнение, чьи-то чувства.

Информация - это краткий рассказ журналиста об одном событии. Задача информации

правдиво и своевременно осветить это событие.

Рассказ — малая форма, произведение об одном событии в жизни персонажа.

Зарисовка - это художественное описание природы, обстановки, человека, мыслей.

Репортаж - это рассказ очевидца, свидетеля, участника произошедшего события.

Интервью - это разговор журналиста с собеседником, предназначенный для средств

массовой информации; журналист задает вопросы, а собеседник на них отвечает.

Рефлексия дня (проводит эксперт-наблюдатель)

3 день

(текст для организатора в аудитории)

1.

Проверить наличие всех детей по группам.

2.

Продолжить работу над поставленной задачей.

3.

Вспомните вместе с детьми:

Какую задачу мы должны решить к концу ПЗ?

Что мы с вами смогли уже сделать за первые два дня ПЗ?

Выдаются пакеты с инструкциями группам.

Работа в группах

ИНСТРУКЦИЯ 3.

(состоит из трех частей (Ч1, Ч2, Ч3), раздается по мере

выполнения заданий, но не позднее определенного времени, указанного организатору)

Дорогие ребята! Большую часть на пути к решению задачи вы уже прошли.

Экспертная комиссия с большим удовольствием и интересом изучила ваши

материалы. Вы все молодцы! Но для того, чтобы сделать «продукт» вашей работы еще

лучше осталось несколько этапов работы.

Журнал должен отвечать следующим требованиям:

- Иметь название, содержание должно отражать тематику журнала.

- странички должны быть связаны между собой в общий сюжет за счет текстов,

рисунков, и т.п

- быть интересным и познавательным для уч-ся 1класса.

Ч1. Если вы откроете любой журнал, там есть развлекательный раздел, в котором

можно узнать необычные факты, разгадать кроссворд, ребус, поучаствовать в

конкурсе, например: стих о природе, лучший рисунок на тему мой край и другое.

- Вам необходимо придумать загадки, ребусы и может рубрику для любознательных.

- Вам необходимо оформить страницу «Над номером работали » ( перечислите все тех

кто принимал участие в изготовлении журнала, кто занимался оформлением, кто

редактор, дизайнер, авторы статей, и т. д.)

- Напишите обращение к будущим читателям, сделайте рубрику «Отзывы читателей».

Ч2. Если всё вышеперечисленное вы выдержали, теперь вам нужно подготовить

небольшую (на 4-5 минут) презентацию результатов работы вашей группы перед

другими группами, работающими в одном кабинете с вами. Из презентации должен

быть понятен общий замысел продукта. Необходимый иллюстративный материал

(рисунки, и т.п. вы можете выполнить на листах формата А3). Заранее решите, кто из

вас будет представлять работу вашей группы, спланируйте выступление. Будьте

готовы ответить на вопросы слушателей. Постарайтесь, чтобы ваши ответы были

содержательными и четкими.

Презентация Журналов «Времена года» (выбор групп-финалистов в кабинетах)

Для организатора:

После презентации каждой группе может быть задано по два вопроса от других групп.

Первый вопрос может отражать уточнение по содержанию журнала (оригинальность

замысла, подбор материала), он принимается и оценивается в один балл. Второй

вопрос - «каверзный» по теме ПЗ. (На запоминание и усвоение информации по темам

мастерских). Данный вопрос оценивается в 1 балл и добавляется в общий зачет баллов

группы. Несущественные вопросы, например, вопросы по оформлению или цвету

журнала,

снимаются

организатором.

(Данный

формат

работы

позволяет

диагностировать

умение

обучающихся

формулировать

и

задавать

вопросы,

удерживать критерии).

После всех презентаций проводится голосование. Группа-финалист определяется по

результатам голосования всех учащихся, не входящих в эту группу и голосов

экспертов.

Голосование

проводится

с

помощью

цветных

стикеров,

которые

прикрепляются на доску под номер группы. (У каждой группы и экспертов свой цвет

стикеров). Для организаторов важно зафиксировать результаты голосования (фото,

запись как проголосовали ребята и эксперты).

Таблица

Группа №1

Группа №2

Группа №3

и.т.д

Домашняя работа

Группы,

вышедшие

в

финал,

выполняют

домашнее

задание

готовят

компьютерную версию презентации результатов своей работы.

А все остальные участники ПЗ должны до утра следующего дня высказать свои

суждения по поводу лучших презентаций журнала.

Рефлексия дня (проводит эксперт-наблюдатель)

4 день

Просмотр и обсуждение всех презентации групп-полуфиналистов (организаторы

собирают материал всех групп-полуфиналистов для обсуждения в кабинете).

Определиться,

какие

презентации

участники

будут

поддерживать,

сформулировать для всех проектов-финалистов по 2 вопроса к презентации,

записать на отдельном листке.

Необходимо распределиться по группам для участия в финале. (При

распределение детям помогает организатор)

Дети распределяются на следующие позиции:

те, кто вошел в группу-полуфиналистов для публичной презентации;

те, кто будет задавать по одному вопросу проектам-финалистам (по 1

человеку на каждый проект)

1 человек от кабинета в состав жюри.

В защите одной работы группы-победителей от класса участвуют:

1 человек в группу тех, кто будет именно этой группе задавать один вопрос

(вопрос должен уже быть зафиксирован на бумаге. Его нужно только озвучить)

1 человек от класса уйдет в жюри на все время защиты работ;

и сколько – то детей будут в группах- победителей (от 3 до 6).

Публичная

презентация

групп

полуфиналистов.

(компьютерную

версию

презентации журнала)

Проводит ведущий четвертого дня. В актовом зале в торжественной обстановке

организуется презентация Журналов групп полуфиналистов. Определение победителя

происходит путем проведения процедуры голосования аналогичной третьему дню.

Только для каждой группы-полуфиналиста определяется урна (коробка) с ее номером.

Проект победитель получает Грант на монтаж диафильма в видеоролик.

Рефлексия в классе (проводит классный руководитель).



В раздел образования