Автор: Шерстнева Наталья Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад№ 5"Белочка"
Населённый пункт: Киселевск
Наименование материала: Воспитание экологической культуры дошкольников через опытно-исследовательскую деятельность
Тема: Экспериментирование с детьми «Загадочная вода»
Раздел: дошкольное образование
Воспитание экологической культуры дошкольников
через опытно-исследовательскую деятельность
Экспериментирование с детьми «Загадочная вода»
Образовательная деятельность в старшей группе «Почемучки»
Экспериментирование с детьми «Загадочная вода»
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие
Социально – коммуникативное развитие
Тема ОД: «Волшебница -Капитошка»
Цель: Закреплять и расширять знания детей об окружающем мире, его
экологической системе, устанавливать связь всего живого в ней. Развивать
познавательную активность ребёнка в процессе экспериментирования .
Формировать навыки экспериментирования с водой.
Задачи:
Образовательные:
Развитие познавательно-исследовательской деятельности, формирование
навыков экспериментирования с водой.
Уточнить представления о том, что вода очень важна для всех живых
существ, без неё не могут жить растения, животные, человек.
Развивать познавательный интерес к окружающему миру, наблюдательность,
умение анализировать и делать выводы.
Сформировать знания о значении воды в жизни человека: вода - источник
жизни.
Опытным путем познакомить детей со свойствами воды.
Развивающие:
Развивать интерес к опытно - исследовательской деятельности.
Развивать навыки проведения лабораторных опытов.
Активизировать и обогащать словарь детей существительными,
прилагательными, глаголами по теме занятия.
Развивать речь, мышление, любознательность.
Формировать умение анализировать, делать умозаключения; иметь свое
мнение.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к воде, как к основному природному
ресурсу.
Воспитывать трудолюбие, желание выполнять различные трудовые
поручения.
Предварительная работа:
Беседа о воде, её значении в жизни растений, человека, природы.
Беседа о бережном отношении к водным ресурсам
Беседа на тему: «Где живет вода», «Кому она необходима и зачем», «Кто
живет в воде»
Чтение сказок, стихов и рассказов о воде, рассматривание иллюстраций.
Просмотр мультфильмов «Родничок», «Русалочка»
Наблюдения на прогулках.
Прослушивание музыки: «Песня воды», «Утро» Григ.
Материалы и оборудование:
Презентация «Водоемы»(слайды)
Аудиозапись «Песня воды», «Утро» Э.Грига. слайды на тему: «Водоемы»;
фиксирующие результат картинки (свойства воды), герой -Капелька-
Капитошка , медальки - капельки по количеству детей.
Стаканчики с водой, молоко, сахар, лимонный сок, ложечки, трубочки для
коктейля, акварельная краска, салфетки, бутылочки с водой для
проведения опытов, кубик, шарик.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель: Ребята, мне сегодня принесли посылку и сказали, что она
очень ценная.
Давайте поскорее ее откроем и посмотрим, кто ее прислал и что в ней лежит
такое ценное. А прежде отгадайте загадку:
«Я и туча, и туман,
И река, и океан,
И летаю, и бегу
И стеклянной быть могу» (вода)- воспитатель достает из коробки баночку
с водой.
Сейчас узнаем, ребята, кто же нам ее прислал (показывает из коробки героя)
Как вы, ребята, думаете кто это ? (ответы детей)
Это – веселая капелька воды, по имени Капитошка . Она очень любит
путешествовать и уже облетела всю планету. Она хочет узнать, знаете ли вы ,
как называется наша планета?(ответ детей) и говорит ,что повсюду воду
называют волшебной. А также просит помочь ей ответить на вопрос:
«Почему Вода – Волшебница?» Воспитатель: Ребята, поможем Капитошке?
Воспитатель: Предлагаю вам отправиться в Царство воды. Закройте глаза, я
произнесу волшебные слова: «Раз, два, повернитесь, в Царстве воды
окажитесь» (звучит запись «Песня воды»)
Открывайте глаза, мы на месте.
Воспитатель: Скажите, ребята, где же обитает вода в природе?
(ответы детей)- показ слайдов (картинки с изображением водоемов.
Воспитатель: Какая вода в море – морская,
в реке - речная, в роднике – родниковая, в болоте- болотная , в озере- озёрная
Воспитатель: Трудно найти на земле место, где не было бы воды. Вода есть
всюду: и в земле, в воздухе, в каждом растении, в каждом животном и в
организме человека тоже есть вода.
Послушаем о воде стихотворение .
Алиса:«Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде.
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране»
Воспитатель: Кому нужна вода для жизни? (Ответы детей)
А знаете, для чего нужна вода человеку, как мы её используем?
(Ответы детей)
Воспитатель. Правильно. Вот видите, ребята, какая ценная вода!
Как вы думаете, что случилось бы, если бы вода вдруг исчезла с нашей
планеты? (Ответы детей)
Воспитатель: Без воды всё живое на свете погибло бы. Вода - это жизнь.
Она нужна всем живым существам – людям, растениям, животным.
Воду надо беречь: не лить ее без необходимости, закрывать кран, не засорять
реки, моря и озера.
Воспитатель: Молодцы! Вода и в самом деле- Волшебница!
Воспитатель: Итак, нам с вами необходимо узнать тайну воды: какими
волшебными свойствами она обладает? Для этого мы с вами, как настоящие
ученые, сейчас проведем опыты . Я приглашаю вас в нашу мини-
лабораторию. Вы знаете, что такое лаборатория? (Ответы детей)
Это место, где ученые проводят опыты и ставят эксперименты. Чтобы наша
работа была успешной, необходимо вспомнить правила поведения: не
разговаривать, не шуметь, внимательно слушать воспитателя, следовать его
указаниям, делать выводы, работать только на своем месте (на доске
вывешиваются знаки правил в лаборатории). Для проведения опытов по
исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы.
Посмотрите, наша лаборатория к работе готова (на столах расставлены
материалы для опытов).
Занимайте свои рабочие места.
Воспитатель:
Предлагаю вам, ребята , настроиться на важную и серьезную работу.
Пальчиковая гимнастика «Лодочка»
«Две ладошки я прижму (соединить ладошки в форме «лодочки»)
И по морю поплыву.
Две ладошки, друзья, (делать волнообразные движения руками)
Это лодочка моя.
Паруса подниму (у соединенных вместе рук поднять вверх большие пальцы
рук)
Синим морем поплыву.
А по бурным волнам
Плывут рыбки тут и там.»
Воспитатель: Итак, приступаем к работе.
Опыт №1: У воды нет запаха.
Воспитатель: Посмотрите, перед вами на столе стоят стаканчики с
жидкостью. Как вы думаете, что это? (вода). А может быть, сок? Почему вы
думаете, что это вода? (ответы детей). Давайте понюхаем ее. Она пахнет?
(нет) Что произойдет, если мы добавим туда лимон? (У воды появился запах)
Вывод: Чистая вода не имеет запаха.
(Вывешивается на доску фиксирующая картинка, символизирующая, что у
воды нет запаха)
Опыт №2: Какой вкус у воды?
Воспитатель: Ребята, возьмите стаканы с трубочкой и попробуйте воду.
Расскажите, какая вода по вкусу? (Безвкусная) А теперь добавьте в воду
лимонный сок . Размешайте ложечками. Попробуйте. Какая на вкус стала
вода? (кислая). - А теперь добавьте в воду сахар. Размешайте. Попробуйте.
Какая на вкус стала вода? (сладкая).Что изменилось? У воды появился вкус.
Вода стала кислая , сладкая. Как вы проверили?(попробовали)
Вывод: Чистая вода не имеет своего вкуса.
(Вывешивается на доску
фиксирующая картинка, символизирующ
ая, что у воды нет вкуса)
Опыт №3: Вода твердая или жидкая?
Воспитатель: Давайте проверим: возьмем два стаканчика - один с водой,
другой - пустой, и переместим воду из одного в другой.
Почему вода переливается? (Потому что она жидкая).
Вывод: Вода – это жидкость
.
(Вывешивается на доску
фиксирующая
картинка, символизирующ
ая, что вода- жидкость)
Воспитатель: А сейчас я предлагаю всем немного отдохнуть , ведь работа у
ученых очень трудная и требует отдыха.
Зарядка для глаз «Наши глазки отдыхают»
Воспитатель: Наши глазки отдыхают, Упражнения выполняют.
(Дети стоят с закрытыми глазами). А
теперь мы их откроем, Через речку мост построим.
(Открывают глаза, взглядом рисуют мост).
Вверх поднимем, глянем вниз, Вправо, влево повернем,
(Движения глаз в соответствии с текстом).
Заниматься вновь начнем.
Воспитатель: Занимайте свои места, продолжаем нашу работу.
Опыт №4: Какой формы вода?
На столе лежит кубик и шарик. Воспитатель спрашивает, какой формы эти
предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую
баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку.
Форма, которую принимает вода, все время изменяется. Что происходит?
(вода принимает форму, в которую её переливают). Вспомните лужи после
дождя. На дороге они растекаются, в ямках собираются, а в землю
впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы.
Вывод
: вода – жидкость, вода не имеет формы и принимает форму того
сосуда, в котором находится.
(На доске вывешивается фиксирующая
картинка, символизирующ
ая, что
, что у воды нет формы)
Опыт №5: Какого цвета вода?
Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. В оба стакана
опустим ложки. В стакане, где вода, ложка видна, а в стакане, где молоко,
ложка не видна. Как вы думаете, почему? Вода прозрачная, а молоко имеет
белый цвет.
Вывод:
Чистая вода не имеет цвета.
(На доске вывешивается фиксирующая
картинка, символизирующ
ая, что
, что у воды нет цвета)
Опыт №6: Вода умеет растворять.
Воспитатель: Ребята, а я тоже Волшебница. Не верите?
Смотрите внимательно: я возьму бутылку с чистой водой, встряхну ее и
скажу волшебные слова: Раз, два, вода из простой стань цветной! Какой
стала вода? (зеленой).
Возьму вторую бутылку и сделаю тоже самое. Какой стала вода? (красной)
Воспитатель: А теперь я превращу вас в волшебников. Возьмите бутылочки
с чистой водой и вместе скажем волшебные слова, хорошенько встряхнем
бутылочки, подуем на них. Какой стала вода в ваших бутылочках? (Цветной)
Воспитатель: Я открою вам тайну: это сделала Волшебница вода.
Показываю детям крышку, на дне которой находится краска. При
встряхивании воды в бутылке краска попадает в воду, растворяется в ней и
окрашивает ее.
Вывод: Вода умеет растворять некоторые вещества.
(На доске
вывешивается фиксирующая картинка, символизирующ
ая, что
, что вода -
растворитель)
Воспитатель: А сейчас, Лаборанты, подойдите, пожалуйста, ко мне, мы
поиграем в игру «Бывает - не бывает». Я буду задавать вам вопросы, а вы
отвечать: если «Да» - то хлопайте в ладоши, если «Нет» - то качайте головой.
•Вода бывает теплой? (Бывает).
• Вода бывает чистой? (Бывает).
•У воды бывает форма? (Не бывает).
• Вода бывает прозрачной? (Бывает).
• Вода бывает грязной? (Бывает).
• Вода бывает сердитой? (Не бывает).
• Вода бывает холодной? (Бывает).
• Вода бывает твердой? (Бывает).
Итог: Итак, наша работа по изучению свойств воды закончена.
Ребята, вам понравилось проводить опыты в научной лаборатории?
Воспитатель: Ребята так почему же вода – Волшебница ?
Вода – жидкость.
Вода не имеет вкуса, цвета, запаха, формы.
Вода растворяет некоторые вещества.
Воспитатель: А еще необходимо беречь воду, потому что запас пресной
воды на нашей планете уменьшается, в связи с плохой экологией реки
загрязняются, высыхают, исчезают некоторые небольшие речушки а
глубоководные реки становятся мелкими.( показ слайдов загрязненных
водоемов). Я всем вам говорю «спасибо»,а капелька -Капитошка дарит вам
медальки - капельки за отличную работу и старания.
Завершение: в конце занятия раздаются участникам медальки- капельки .