Напоминание

Экспериментирование с детьми «Загадочная вода»


Автор: Шерстнева Наталья Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад№ 5"Белочка"
Населённый пункт: Киселевск
Наименование материала: Воспитание экологической культуры дошкольников через опытно-исследовательскую деятельность
Тема: Экспериментирование с детьми «Загадочная вода»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Воспитание экологической культуры дошкольников

через опытно-исследовательскую деятельность

Экспериментирование с детьми «Загадочная вода»

Образовательная деятельность в старшей группе «Почемучки»

Экспериментирование с детьми «Загадочная вода»

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие

Социально – коммуникативное развитие

Тема ОД: «Волшебница -Капитошка»

Цель: Закреплять и расширять знания детей об окружающем мире, его

экологической системе, устанавливать связь всего живого в ней. Развивать

познавательную активность ребёнка в процессе экспериментирования .

Формировать навыки экспериментирования с водой.

Задачи:

Образовательные:

Развитие познавательно-исследовательской деятельности, формирование

навыков экспериментирования с водой.

Уточнить представления о том, что вода очень важна для всех живых

существ, без неё не могут жить растения, животные, человек.

Развивать познавательный интерес к окружающему миру, наблюдательность,

умение анализировать и делать выводы.

Сформировать знания о значении воды в жизни человека: вода - источник

жизни.

Опытным путем познакомить детей со свойствами воды.

Развивающие:

Развивать интерес к опытно - исследовательской деятельности.

Развивать навыки проведения лабораторных опытов.

Активизировать и обогащать словарь детей существительными,

прилагательными, глаголами по теме занятия.

Развивать речь, мышление, любознательность.

Формировать умение анализировать, делать умозаключения; иметь свое

мнение.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к воде, как к основному природному

ресурсу.

Воспитывать трудолюбие, желание выполнять различные трудовые

поручения.

Предварительная работа:

Беседа о воде, её значении в жизни растений, человека, природы.

Беседа о бережном отношении к водным ресурсам

Беседа на тему: «Где живет вода», «Кому она необходима и зачем», «Кто

живет в воде»

Чтение сказок, стихов и рассказов о воде, рассматривание иллюстраций.

Просмотр мультфильмов «Родничок», «Русалочка»

Наблюдения на прогулках.

Прослушивание музыки: «Песня воды», «Утро» Григ.

Материалы и оборудование:

Презентация «Водоемы»(слайды)

Аудиозапись «Песня воды», «Утро» Э.Грига. слайды на тему: «Водоемы»;

фиксирующие результат картинки (свойства воды), герой -Капелька-

Капитошка , медальки - капельки по количеству детей.

Стаканчики с водой, молоко, сахар, лимонный сок, ложечки, трубочки для

коктейля, акварельная краска, салфетки, бутылочки с водой для

проведения опытов, кубик, шарик.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель: Ребята, мне сегодня принесли посылку и сказали, что она

очень ценная.

Давайте поскорее ее откроем и посмотрим, кто ее прислал и что в ней лежит

такое ценное. А прежде отгадайте загадку:

«Я и туча, и туман,

И река, и океан,

И летаю, и бегу

И стеклянной быть могу» (вода)- воспитатель достает из коробки баночку

с водой.

Сейчас узнаем, ребята, кто же нам ее прислал (показывает из коробки героя)

Как вы, ребята, думаете кто это ? (ответы детей)

Это – веселая капелька воды, по имени Капитошка . Она очень любит

путешествовать и уже облетела всю планету. Она хочет узнать, знаете ли вы ,

как называется наша планета?(ответ детей) и говорит ,что повсюду воду

называют волшебной. А также просит помочь ей ответить на вопрос:

«Почему Вода – Волшебница?» Воспитатель: Ребята, поможем Капитошке?

Воспитатель: Предлагаю вам отправиться в Царство воды. Закройте глаза, я

произнесу волшебные слова: «Раз, два, повернитесь, в Царстве воды

окажитесь» (звучит запись «Песня воды»)

Открывайте глаза, мы на месте.

Воспитатель: Скажите, ребята, где же обитает вода в природе?

(ответы детей)- показ слайдов (картинки с изображением водоемов.

Воспитатель: Какая вода в море – морская,

в реке - речная, в роднике – родниковая, в болоте- болотная , в озере- озёрная

Воспитатель: Трудно найти на земле место, где не было бы воды. Вода есть

всюду: и в земле, в воздухе, в каждом растении, в каждом животном и в

организме человека тоже есть вода.

Послушаем о воде стихотворение .

Алиса:«Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде.

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране»

Воспитатель: Кому нужна вода для жизни? (Ответы детей)

А знаете, для чего нужна вода человеку, как мы её используем?

(Ответы детей)

Воспитатель. Правильно. Вот видите, ребята, какая ценная вода!

Как вы думаете, что случилось бы, если бы вода вдруг исчезла с нашей

планеты? (Ответы детей)

Воспитатель: Без воды всё живое на свете погибло бы. Вода - это жизнь.

Она нужна всем живым существам – людям, растениям, животным.

Воду надо беречь: не лить ее без необходимости, закрывать кран, не засорять

реки, моря и озера.

Воспитатель: Молодцы! Вода и в самом деле- Волшебница!

Воспитатель: Итак, нам с вами необходимо узнать тайну воды: какими

волшебными свойствами она обладает? Для этого мы с вами, как настоящие

ученые, сейчас проведем опыты . Я приглашаю вас в нашу мини-

лабораторию. Вы знаете, что такое лаборатория? (Ответы детей)

Это место, где ученые проводят опыты и ставят эксперименты. Чтобы наша

работа была успешной, необходимо вспомнить правила поведения: не

разговаривать, не шуметь, внимательно слушать воспитателя, следовать его

указаниям, делать выводы, работать только на своем месте (на доске

вывешиваются знаки правил в лаборатории). Для проведения опытов по

исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы.

Посмотрите, наша лаборатория к работе готова (на столах расставлены

материалы для опытов).

Занимайте свои рабочие места.

Воспитатель:

Предлагаю вам, ребята , настроиться на важную и серьезную работу.

Пальчиковая гимнастика «Лодочка»

«Две ладошки я прижму (соединить ладошки в форме «лодочки»)

И по морю поплыву.

Две ладошки, друзья, (делать волнообразные движения руками)

Это лодочка моя.

Паруса подниму (у соединенных вместе рук поднять вверх большие пальцы

рук)

Синим морем поплыву.

А по бурным волнам

Плывут рыбки тут и там.»

Воспитатель: Итак, приступаем к работе.

Опыт №1: У воды нет запаха.

Воспитатель: Посмотрите, перед вами на столе стоят стаканчики с

жидкостью. Как вы думаете, что это? (вода). А может быть, сок? Почему вы

думаете, что это вода? (ответы детей). Давайте понюхаем ее. Она пахнет?

(нет) Что произойдет, если мы добавим туда лимон? (У воды появился запах)

Вывод: Чистая вода не имеет запаха.

(Вывешивается на доску фиксирующая картинка, символизирующая, что у

воды нет запаха)

Опыт №2: Какой вкус у воды?

Воспитатель: Ребята, возьмите стаканы с трубочкой и попробуйте воду.

Расскажите, какая вода по вкусу? (Безвкусная) А теперь добавьте в воду

лимонный сок . Размешайте ложечками. Попробуйте. Какая на вкус стала

вода? (кислая). - А теперь добавьте в воду сахар. Размешайте. Попробуйте.

Какая на вкус стала вода? (сладкая).Что изменилось? У воды появился вкус.

Вода стала кислая , сладкая. Как вы проверили?(попробовали)

Вывод: Чистая вода не имеет своего вкуса.

(Вывешивается на доску

фиксирующая картинка, символизирующ

ая, что у воды нет вкуса)

Опыт №3: Вода твердая или жидкая?

Воспитатель: Давайте проверим: возьмем два стаканчика - один с водой,

другой - пустой, и переместим воду из одного в другой.

Почему вода переливается? (Потому что она жидкая).

Вывод: Вода – это жидкость

.

(Вывешивается на доску

фиксирующая

картинка, символизирующ

ая, что вода- жидкость)

Воспитатель: А сейчас я предлагаю всем немного отдохнуть , ведь работа у

ученых очень трудная и требует отдыха.

Зарядка для глаз «Наши глазки отдыхают»

Воспитатель: Наши глазки отдыхают, Упражнения выполняют.

(Дети стоят с закрытыми глазами). А

теперь мы их откроем, Через речку мост построим.

(Открывают глаза, взглядом рисуют мост).

Вверх поднимем, глянем вниз, Вправо, влево повернем,

(Движения глаз в соответствии с текстом).

Заниматься вновь начнем.

Воспитатель: Занимайте свои места, продолжаем нашу работу.

Опыт №4: Какой формы вода?

На столе лежит кубик и шарик. Воспитатель спрашивает, какой формы эти

предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую

баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку.

Форма, которую принимает вода, все время изменяется. Что происходит?

(вода принимает форму, в которую её переливают). Вспомните лужи после

дождя. На дороге они растекаются, в ямках собираются, а в землю

впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы.

Вывод

: вода – жидкость, вода не имеет формы и принимает форму того

сосуда, в котором находится.

(На доске вывешивается фиксирующая

картинка, символизирующ

ая, что

, что у воды нет формы)

Опыт №5: Какого цвета вода?

Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. В оба стакана

опустим ложки. В стакане, где вода, ложка видна, а в стакане, где молоко,

ложка не видна. Как вы думаете, почему? Вода прозрачная, а молоко имеет

белый цвет.

Вывод:

Чистая вода не имеет цвета.

(На доске вывешивается фиксирующая

картинка, символизирующ

ая, что

, что у воды нет цвета)

Опыт №6: Вода умеет растворять.

Воспитатель: Ребята, а я тоже Волшебница. Не верите?

Смотрите внимательно: я возьму бутылку с чистой водой, встряхну ее и

скажу волшебные слова: Раз, два, вода из простой стань цветной! Какой

стала вода? (зеленой).

Возьму вторую бутылку и сделаю тоже самое. Какой стала вода? (красной)

Воспитатель: А теперь я превращу вас в волшебников. Возьмите бутылочки

с чистой водой и вместе скажем волшебные слова, хорошенько встряхнем

бутылочки, подуем на них. Какой стала вода в ваших бутылочках? (Цветной)

Воспитатель: Я открою вам тайну: это сделала Волшебница вода.

Показываю детям крышку, на дне которой находится краска. При

встряхивании воды в бутылке краска попадает в воду, растворяется в ней и

окрашивает ее.

Вывод: Вода умеет растворять некоторые вещества.

(На доске

вывешивается фиксирующая картинка, символизирующ

ая, что

, что вода -

растворитель)

Воспитатель: А сейчас, Лаборанты, подойдите, пожалуйста, ко мне, мы

поиграем в игру «Бывает - не бывает». Я буду задавать вам вопросы, а вы

отвечать: если «Да» - то хлопайте в ладоши, если «Нет» - то качайте головой.

•Вода бывает теплой? (Бывает).

• Вода бывает чистой? (Бывает).

•У воды бывает форма? (Не бывает).

• Вода бывает прозрачной? (Бывает).

• Вода бывает грязной? (Бывает).

• Вода бывает сердитой? (Не бывает).

• Вода бывает холодной? (Бывает).

• Вода бывает твердой? (Бывает).

Итог: Итак, наша работа по изучению свойств воды закончена.

Ребята, вам понравилось проводить опыты в научной лаборатории?

Воспитатель: Ребята так почему же вода – Волшебница ?

Вода – жидкость.

Вода не имеет вкуса, цвета, запаха, формы.

Вода растворяет некоторые вещества.

Воспитатель: А еще необходимо беречь воду, потому что запас пресной

воды на нашей планете уменьшается, в связи с плохой экологией реки

загрязняются, высыхают, исчезают некоторые небольшие речушки а

глубоководные реки становятся мелкими.( показ слайдов загрязненных

водоемов). Я всем вам говорю «спасибо»,а капелька -Капитошка дарит вам

медальки - капельки за отличную работу и старания.

Завершение: в конце занятия раздаются участникам медальки- капельки .



В раздел образования