Автор: Раднаева Сурэна Чингисовна
Должность: Преподаватель по классу Иочин
Учебное заведение: МАУ ДО
Населённый пункт: Курумканский район, с. Курумкан, Республика Бурятия
Наименование материала: методическая рекомендация
Тема: "История создания и развития народного инструмента Иочина в Бурятии"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное образование «Курумканский район»
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Курумканская детская школа искусств»
Методическая рекомендация:
«История создания и развития народного инструмента Иочин в Бурятии»
Выполнил: Преподаватель по классу Иочин
Раднаева С.Ч.
с. Курумкан
2020г.
Введение
Различные музыкальные направления в процессе своего развития
породили огромное разнообразие современной музыки. Опираясь на это
богатейшее наследие и опыт, накопленный в течение продолжительного
периода, мы имеем возможность учиться и использовать это достояние
человечества в своей профессиональной деятельности. Богатую историю
развития имеет национальный музыкальный инструмент азиатских народов -
иочин. Это струнно-ударный музыкальный инструмент, который широко
распространился по всему миру.
Названия всех родственных инструментов иочина: В Белоруссии и
Украине называются - цымбалы, цымбалки, цынбалы, самбалошки;
Чехии - цимбал, cimbal; Греции - сантури, псантерин, псантерина;
Венгрии – cimbalom; Польше - cymbaly; Румынии - tambal (большие
цимбалы
называют tambal
mare);
Словении
- cembale;
Словакии
- cimbal; Америке - дульцимер; Германии - Панталеон, панталон (нем.
Pantaleon, Pantalon); Индии, Персии - сантур;
Монголии, Бурятии,
Китае - Йочин, Иочин, Янцинь.
Исторические корни музыкального инструмента – иочин уходят в эпоху
древнего Китая. В Китае иочины, бытует уже более четырехсот лет с тех пор,
как он был введен после династии Мин. В бурятской культуре он не является
традиционным музыкальным инструментом, а был вывезен в 40-х годах из
Монголии, в связи с подготовкой к I декаде.
Исполнительство на иочине в Бурятии начало развиваться сразу же в
академическом
направлении
письменной
традиции.
Поэтому,
основу
репертуара составляют переложения оригинальных сочинений для скрипки,
домры, балалайки, а также оригинальные сочинения для родственных
инструментов белорусских, монгольских и китайских композиторов. Иочин
является неотъемлемым инструментом в составе народных ансамблей и
оркестров.
Сравнительно
мало
оригинальных произведений,
написано
бурятскими композиторами для иочина. Такие как: «Тэргынгээ хоолисоогэй»
(Под вращением колес) П. Дамиранова, «У подножия Саянских гор» Л.
Санжиевой, «Соната для иочина с фортепиано» В. Усовича, «Две пьесы для
иочина» Б. Дондокова и другие. Поэтому в исполнительской практике
играют произведения бурятских композиторов написанных для других
инструментов.
1.
Янцинь и его история возникновения в Китае.
Янцинь (китайское название иочина) также имеет название цимбала,
меднострунный
дульцимер,
цитра
летучей
мыши,
цитра
бабочки,
молоточковый струнный инструмент. Янцинь является неотъемлемым
атрибутом
и
инструментом
китайских
национальных
музыкальных
ансамблей. Выразительность этого инструмента чрезвычайно богатая, может
использоваться как для сольного исполнения, так и для игры в оркестре или
аккомпанировании рассказчика китайских сказок. Также используется для
аккомпанирования песен-сказаний (китайское эстрадное представление с
пением и прибаутками), в качестве музыкального сопровождение китайской
традиционной оперы и театра. В оркестрах обычно исполняет роль
«аккомпанемента», является обязательным и главным инструментом в
народных ансамблях.
Янцинь проник в Китай из Персии в конце периода правления династии
Мин,
изначально
использовался
для
музыкального
сопровождения
театрального искусства малых форм, эстрады, а также сформировал
множество ответвлений в дальнейшем использовании данного инструмента.
Согласно записям в исторических источниках, до эпохи средневековья на
Ближнем Востоке в Ассирии, Персии и других государствах региона имел
широкое распространение инструмент под названием сантур. Он имел
трапециевидную
или
прямоугольную
форму,
сверху
было
натянуто
несколько десятков стальных струн. Сантур до сих пор популярен в Иране,
Ираке, Турции, Индии и других государствах центральной Азии.
Первые изображения простых ударных хордофонов были сохранены на
древнем Шумерском памятнике - осколках вазы, на которой запечатлено
шествие музыкантов с пяти, семиструнными инструментами. Простые в
изготовлении и удобные при эксплуатации, они обрели жизнь в культуре
разных народов.
В начале нашей эры такой инструмент появился в Древнем Китае и имел
название Чжу. Согласно историческим записям струнный инструмент, звуки
из которого извлекались с помощью бамбукового плектра, появился лишь в
эпоху
династии
Тан
(618-907
годы).
Этот
многострунный
ударный
инструмент был введен в дворцовый оркестр «Яюе».
В середине прошлого столетия музыкальные деятели Китая произвели
реконструкцию янциня по устранению ряда недостатков, проявлявшихся в
плохом качестве звука, разрозненности строя, дисбалансе звука, отсутствии
среднего и низкого регистра и добились значительных успехов в этом
направлении.
2.
История возникновения и становление иочина в Бурятии.
История возникновения и становления исполнительства на бурятском
иочине сравнительно молода. В связи с проведением I
декады бурят-
монгольского
искусства
в
Москве
в
1939-ом
году
художественный
руководитель декады Г. Цыдынжапов привёз из Монголии два инструмента,
которые были введены в состав Государственного филармонического Бурят-
Монгольского оркестра. Первыми исполнителями на иочине были учащиеся
музыкально-театрального училища, пианистки З. Тогочеева и Д. Дашиева.
Основатель первого национального оркестра, дирижёр И. Рык обучал игре на
иочине начинающих музыкантов.
После распада коллектива иочин на протяжении многих лет звучал
эпизодически.
В 1970 году в Улан-Удэнском музыкальном училище им. П. И.
Чайковского было создано отделение бурятских народных инструментов. В
это время в Улан-Удэ гастролировал Белорусский государственный ансамбль
песни и танца, поэтому было принято решение об использовании в учебной
практике белорусских цимбал,
которые были
наиболее доступными для
учащихся в приобретении. В 1972-ом году осуществлен первый набор в класс
иочина (цимбал).
Первым преподавателем по классу иочина был С. Л.
Балдаев (виолончелист по специальности).
В разные годы преподавали класс иочина в училище Н. И. Калинчук
(фаготист по специальности) и известный музыкант, дирижёр оркестра
бурятских народных инструментов им. Ч. Павлова Я. Ф. Велихер. В 1981-ом
году в Бурятии появилась первая дипломированная специалистка В. Н.
Шамбеева.
С 1986 года началось преподавание игры на иочине в высшем учебном
заведении – Восточно-Сибирском государственном институте культуры.
Вновь стал использоваться китайский янцинь в ансамбле «Сибирский
сувенир»
(1986г.).
В
учебной
практике
китайский
янцинь
начал
преподаваться с 1995 года. После распада Советского союза, постепенно
белорусские цимбалы перестали поступать в Бурятию. Китайские цимбалы
заменили белорусские и в настоящее время используются повсеместно.
С
1997
года
в
Бурятии
проводится
республиканский
конкурс
(впоследствии
ставший
международным)
«Найдал»
среди
учащейся
молодёжи всех образовательных ступеней. В этом конкурсе иочинисты
постоянно принимают участие и показывают высокие результаты.
В процессе становления находится и сама школа игры на иочине в
Бурятии,
в
которой
творчески
преломляются
узбекская,
молдавская,
монгольская школа исполнительства.
Заключение
В современном инструментарии бурятской культуры иочин занял одно
из ведущих мест. Как солирующий инструмент он выгодно доминирует
ярким,
звонким
тембром,
концертностью
и
виртуозными
технико-
исполнительскими
возможностями.
Иочин
обладает
широкими
возможностями художественного воплощения контрастных образов: теплой
лирики и насыщенного драматизма, задушевной кантилены и неудержимой
удали. Гибкий по звуковедению, красочный тембр иочина прекрасно
гармонирует с другими инструментами в ансамбле и оркестре. Все
перечисленные
качества
и
уровень,
достигнутый
исполнителями
за
последние десятилетия, позволяют говорить о формировании культуры
исполнительства на иочине.
Список литературы
1.
Банеев
Ю.А
//Современные
бурятские
народные
музыкальные
инструменты. Улан-Удэ,: ВСГАКиИ,1993
2.
Китов В. //Оркестр бурятских народных инструментов. Улан-Удэ:ИПК
ВСГАКИ.,2000.
3.
Ву Цюйхан //Эффективность работы дулсимер. Чувственная экспрессия
рационального музыкального исполнения. Пекин,2012.
4.
Электронный
ресурс.
Режим
доступа
http
://
www
.
docin
`.
com
/
p
-
1054255920.
html