Напоминание

"История создания и развития народного инструмента Иочина в Бурятии"


Автор: Раднаева Сурэна Чингисовна
Должность: Преподаватель по классу Иочин
Учебное заведение: МАУ ДО
Населённый пункт: Курумканский район, с. Курумкан, Республика Бурятия
Наименование материала: методическая рекомендация
Тема: "История создания и развития народного инструмента Иочина в Бурятии"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное образование «Курумканский район»

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Курумканская детская школа искусств»

Методическая рекомендация:

«История создания и развития народного инструмента Иочин в Бурятии»

Выполнил: Преподаватель по классу Иочин

Раднаева С.Ч.

с. Курумкан

2020г.

Введение

Различные музыкальные направления в процессе своего развития

породили огромное разнообразие современной музыки. Опираясь на это

богатейшее наследие и опыт, накопленный в течение продолжительного

периода, мы имеем возможность учиться и использовать это достояние

человечества в своей профессиональной деятельности. Богатую историю

развития имеет национальный музыкальный инструмент азиатских народов -

иочин. Это струнно-ударный музыкальный инструмент, который широко

распространился по всему миру.

Названия всех родственных инструментов иочина: В Белоруссии и

Украине называются - цымбалы, цымбалки, цынбалы, самбалошки;

Чехии - цимбал, cimbal; Греции - сантури, псантерин, псантерина;

Венгрии – cimbalom; Польше - cymbaly; Румынии - tambal (большие

цимбалы

называют tambal

mare);

Словении

- cembale;

Словакии

- cimbal; Америке - дульцимер; Германии - Панталеон, панталон (нем.

Pantaleon, Pantalon); Индии, Персии - сантур;

Монголии, Бурятии,

Китае - Йочин, Иочин, Янцинь.

Исторические корни музыкального инструмента – иочин уходят в эпоху

древнего Китая. В Китае иочины, бытует уже более четырехсот лет с тех пор,

как он был введен после династии Мин. В бурятской культуре он не является

традиционным музыкальным инструментом, а был вывезен в 40-х годах из

Монголии, в связи с подготовкой к I декаде.

Исполнительство на иочине в Бурятии начало развиваться сразу же в

академическом

направлении

письменной

традиции.

Поэтому,

основу

репертуара составляют переложения оригинальных сочинений для скрипки,

домры, балалайки, а также оригинальные сочинения для родственных

инструментов белорусских, монгольских и китайских композиторов. Иочин

является неотъемлемым инструментом в составе народных ансамблей и

оркестров.

Сравнительно

мало

оригинальных произведений,

написано

бурятскими композиторами для иочина. Такие как: «Тэргынгээ хоолисоогэй»

(Под вращением колес) П. Дамиранова, «У подножия Саянских гор» Л.

Санжиевой, «Соната для иочина с фортепиано» В. Усовича, «Две пьесы для

иочина» Б. Дондокова и другие. Поэтому в исполнительской практике

играют произведения бурятских композиторов написанных для других

инструментов.

1.

Янцинь и его история возникновения в Китае.

Янцинь (китайское название иочина) также имеет название цимбала,

меднострунный

дульцимер,

цитра

летучей

мыши,

цитра

бабочки,

молоточковый струнный инструмент. Янцинь является неотъемлемым

атрибутом

и

инструментом

китайских

национальных

музыкальных

ансамблей. Выразительность этого инструмента чрезвычайно богатая, может

использоваться как для сольного исполнения, так и для игры в оркестре или

аккомпанировании рассказчика китайских сказок. Также используется для

аккомпанирования песен-сказаний (китайское эстрадное представление с

пением и прибаутками), в качестве музыкального сопровождение китайской

традиционной оперы и театра. В оркестрах обычно исполняет роль

«аккомпанемента», является обязательным и главным инструментом в

народных ансамблях.

Янцинь проник в Китай из Персии в конце периода правления династии

Мин,

изначально

использовался

для

музыкального

сопровождения

театрального искусства малых форм, эстрады, а также сформировал

множество ответвлений в дальнейшем использовании данного инструмента.

Согласно записям в исторических источниках, до эпохи средневековья на

Ближнем Востоке в Ассирии, Персии и других государствах региона имел

широкое распространение инструмент под названием сантур. Он имел

трапециевидную

или

прямоугольную

форму,

сверху

было

натянуто

несколько десятков стальных струн. Сантур до сих пор популярен в Иране,

Ираке, Турции, Индии и других государствах центральной Азии.

Первые изображения простых ударных хордофонов были сохранены на

древнем Шумерском памятнике - осколках вазы, на которой запечатлено

шествие музыкантов с пяти, семиструнными инструментами. Простые в

изготовлении и удобные при эксплуатации, они обрели жизнь в культуре

разных народов.

В начале нашей эры такой инструмент появился в Древнем Китае и имел

название Чжу. Согласно историческим записям струнный инструмент, звуки

из которого извлекались с помощью бамбукового плектра, появился лишь в

эпоху

династии

Тан

(618-907

годы).

Этот

многострунный

ударный

инструмент был введен в дворцовый оркестр «Яюе».

В середине прошлого столетия музыкальные деятели Китая произвели

реконструкцию янциня по устранению ряда недостатков, проявлявшихся в

плохом качестве звука, разрозненности строя, дисбалансе звука, отсутствии

среднего и низкого регистра и добились значительных успехов в этом

направлении.

2.

История возникновения и становление иочина в Бурятии.

История возникновения и становления исполнительства на бурятском

иочине сравнительно молода. В связи с проведением I

декады бурят-

монгольского

искусства

в

Москве

в

1939-ом

году

художественный

руководитель декады Г. Цыдынжапов привёз из Монголии два инструмента,

которые были введены в состав Государственного филармонического Бурят-

Монгольского оркестра. Первыми исполнителями на иочине были учащиеся

музыкально-театрального училища, пианистки З. Тогочеева и Д. Дашиева.

Основатель первого национального оркестра, дирижёр И. Рык обучал игре на

иочине начинающих музыкантов.

После распада коллектива иочин на протяжении многих лет звучал

эпизодически.

В 1970 году в Улан-Удэнском музыкальном училище им. П. И.

Чайковского было создано отделение бурятских народных инструментов. В

это время в Улан-Удэ гастролировал Белорусский государственный ансамбль

песни и танца, поэтому было принято решение об использовании в учебной

практике белорусских цимбал,

которые были

наиболее доступными для

учащихся в приобретении. В 1972-ом году осуществлен первый набор в класс

иочина (цимбал).

Первым преподавателем по классу иочина был С. Л.

Балдаев (виолончелист по специальности).

В разные годы преподавали класс иочина в училище Н. И. Калинчук

(фаготист по специальности) и известный музыкант, дирижёр оркестра

бурятских народных инструментов им. Ч. Павлова Я. Ф. Велихер. В 1981-ом

году в Бурятии появилась первая дипломированная специалистка В. Н.

Шамбеева.

С 1986 года началось преподавание игры на иочине в высшем учебном

заведении – Восточно-Сибирском государственном институте культуры.

Вновь стал использоваться китайский янцинь в ансамбле «Сибирский

сувенир»

(1986г.).

В

учебной

практике

китайский

янцинь

начал

преподаваться с 1995 года. После распада Советского союза, постепенно

белорусские цимбалы перестали поступать в Бурятию. Китайские цимбалы

заменили белорусские и в настоящее время используются повсеместно.

С

1997

года

в

Бурятии

проводится

республиканский

конкурс

(впоследствии

ставший

международным)

«Найдал»

среди

учащейся

молодёжи всех образовательных ступеней. В этом конкурсе иочинисты

постоянно принимают участие и показывают высокие результаты.

В процессе становления находится и сама школа игры на иочине в

Бурятии,

в

которой

творчески

преломляются

узбекская,

молдавская,

монгольская школа исполнительства.

Заключение

В современном инструментарии бурятской культуры иочин занял одно

из ведущих мест. Как солирующий инструмент он выгодно доминирует

ярким,

звонким

тембром,

концертностью

и

виртуозными

технико-

исполнительскими

возможностями.

Иочин

обладает

широкими

возможностями художественного воплощения контрастных образов: теплой

лирики и насыщенного драматизма, задушевной кантилены и неудержимой

удали. Гибкий по звуковедению, красочный тембр иочина прекрасно

гармонирует с другими инструментами в ансамбле и оркестре. Все

перечисленные

качества

и

уровень,

достигнутый

исполнителями

за

последние десятилетия, позволяют говорить о формировании культуры

исполнительства на иочине.

Список литературы

1.

Банеев

Ю.А

//Современные

бурятские

народные

музыкальные

инструменты. Улан-Удэ,: ВСГАКиИ,1993

2.

Китов В. //Оркестр бурятских народных инструментов. Улан-Удэ:ИПК

ВСГАКИ.,2000.

3.

Ву Цюйхан //Эффективность работы дулсимер. Чувственная экспрессия

рационального музыкального исполнения. Пекин,2012.

4.

Электронный

ресурс.

Режим

доступа

http

://

www

.

docin

`.

com

/

p

-

1054255920.

html



В раздел образования