Напоминание

Л.Н.Толстой "Старый дед и внучек".


Автор: Ансокова Марина Гасановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Муниципального казенного общеобразовательного учреждения
Населённый пункт: КБР, г. Нальчик
Наименование материала: Технологическая карта урока.
Тема: Л.Н.Толстой "Старый дед и внучек".
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №17»

Открытый урок по литературному чтению,

проведённый во 2 «В» классе по теме:

«Старый дед и внучек».

Учитель начальных классов

Ансокова Марина Гасановна.

2020 – 2021 учебный год

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: познакомить детей с басней Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек».

Задачи: - познакомить детей с биографией и рассказами Л.Н. Толстого, учить находить главную мысль

в тексте, подтверждать свои суждения цитатами из текста;

- совершенствование навыков чтения, развития речи;

- воспитание чувства уважения к пожилым людям, родителям.

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самоанализу, самонаблюдению, самооценке.

- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать

своё действие в соответствии с поставленной задачей;

- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме;

- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ содержания,

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в

другую: составлять ответы на вопросы.

Методы обучения: словесный, иллюстративный, частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, парная, фронтальная.

Оборудование: портрет Л.Н. Толстого, карточки с частями половиц, экран, мультимедийный проектор,

карточки для индивидуальной работы.

Ход урока

1. Организационный момент

Речевая разминка. (Для отработки дикции.) Слайд 2.

ШЛИ СОРОК МЫШЕЙ НЕСЛИ СОРОК ГРОШЕЙ,

ДВЕ МЫШИ ПОПЛОШЕ НЕСЛИ ПО ДВА ГРОША.

Прочитайте жужжащим чтением.

Прочитайте

с

удивлением,

сердито,

весело,

с

вопросительной

интонацией.

(Карточки

с

изображениями)

Прочитайте чётко и быстро.

2. Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение басни И. А. Крылова «Стрекоза и муравей».

3. Постановка темы и цели урока.Слайд 3.

- Ребята, внимательно посмотрите на доску.

- В этой записи зашифровано имя, отчество, фамилия известного русского писателя.

На доске: ЛВЕИВЧНТИОКЛОСЛТАОЕЙ (Лев Николаевич Толстой)

- Как вы думаете, какая тема нашего урока?(Чтение произведения Л.Н.Толстого)

- Сегодня мы познакомимся с творчеством Л.Н.Толстого.

- Цели урока (дети самостоятельно называют цель и задачи урока)

4. Изучение нового материала с использованием мультимедийной презентации.

1)

Биография Л.Н.Толстого Слайд 4.

На экране вопросы:

1) Где и как жил Л.Н.Толстой?

2) Как Толстой помогал детям из бедных семей?

3) О чем он писал в своих рассказах для детей?

- Наша задача послушать рассказ и ответить на данные вопросы.

Слайд 5..-Перед вами портрет Л.Н.Толстого, который родился в 1828 году. Он прожил долгую жизнь и

написал много книг для детей и взрослых.

-Толстой все время трудился. Он пахал землю, косил траву, пилил дрова, строил избы. Лев

Николаевич считал,что всякий труд полезен и нужен. Уважать можно того человека, который всю

жизнь трудился.

-Он очень долго жил в своем доме в Ясной Поляне. Сейчас там находится музей, который посещают

люди всего мира.

-В соседней деревне он устроил школу для бедных детей и стал учить их по учебникам, которые сам

написал. Он много времени проводил с детьми. Зимой катался с ребятами на лыжах, санках, а летом

ходил с ними в лес.

Слайд 6.-В своих небольших рассказах для детей он пишет о сочувствии, помощи слабым, о

настоящей дружбе и смелости, о том, что надо делать людям добро, о необходимости учиться и о

многом другом.

2)

Проверка восприятия материала.Слайд 4 (с вопросами).

-Прочитайте первый вопрос, дайте на него ответ.

Ответы уч-ся: « Где жил Л.Н.Толстой?

Л.Н.Толстой жил в Ясной Поляне».

-Прочитайте второй вопрос ,дайте на него ответ.

Ответы уч–ся: «Каким он был человеком?

Он был трудолюбивым, добрым, умным человеком».

-Прочитайте третий вопрос, дайте на него ответ.

Ответы уч-ся: «Как Толстой помогал детям из бедных семей?

Толстой открыл школу, написал учебники и учил детей» .

-Прочитайте последний вопрос, ответьте на него.

Ответы уч-ся:«О чем он писал в своих рассказах для детей?

В своих рассказах он писал о дружбе, о добре и сочувствии по отношению к бедным людям».

-Молодцы. Вы правильно ответили на все вопросы.

5. Актуализация знаний обучающихся.

- Л.Н.Толстой в своем творчестве очень часто обращался к мудрости русского народа, к пословицам и

поговоркам. Знание пословиц и поговорок обогащает нашу речь. Сегодня мы прочитаем три

пословицы. Все они объединены одной темой. Только начало и конец у них перепутаны.

- Возьмите карточки.

- Прочитайте высказывания. С помощью карандаша соедините начало и конец высказываний так,

чтобы получились верные пословицы.

Кто родителей почитает, и душа на месте

Вся семья вместе,

чем родная матушка

Нет лучше дружка,

тот вовек не погибнет

Слайд 7 .

1.Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.

2.Вся семья вместе, и душа на месте.

3.Нет лучше дружка, чем родная матушка.

- Посмотрите на экран. У кого также получилось?

- Прочитайте первую пословицу.

- Что значит «почитает»? Как вы понимаете смысл этой пословицы?

- Прочитайте вторую пословицу. Как вы ее понимаете?

- Прочитайте третью пословицу. Объясните ее смысл.

- Какой одной темой объединены эти пословицы? (Семья)

Физминутка

6. Подготовка к восприятию.

- Какие жанры устного народного творчества вы знаете?

- С каким жанром знакомились на прошлых занятиях? (Басня)

- Что такое басня? (Басня - небольшой рассказ в стихах или в прозе, в котором существуют звери или

птицы. Обычно они умеют говорить. В басне есть поучение или мораль, совет)

- С этим понятием мы познакомились при изучении басен И.А. Крылова.

- Басня Л.Н.Толстого называются басня – притча

ПРИТЧА – поучение в примерах. В.И.Даль.

- Сегодня мы познакомимся басней Л.Толстого « Старый дед и внучек»

- Посмотрите на иллюстрацию и скажите о чем пойдет речь в рассказе? (о семье) Слайд 8.

- О каком семье? (крестьянской)

- Где они живут?

- Как вы думаете какие они?

7. Словарная работа. Слайд 9.

Басня «Старый дед и внучек» рассказывает об истории, которая произошла в одной семье очень

давно. При чтении нам встретится слово, которое в наше время практически не употребляется.

ЛОХАНКА

– круглая или продолговатая деревянная посуда для стирки белья, мытья посуды,

сливания жидкости».

НЕВЕСТКА - жена сына.

СЛАЖИВАТЬ – складывать, собирать.

8. Первичное восприятие текста. Рефлексия.

- Послушайте басню Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек».

После прослушивания подумайте и продолжить своими словами 1 и 2 предложение данное на доске.

Я почувствовал …

Я задумался…

9Проверка первичного восприятия текста.

- Что вы почувствовали? (Я почувствовал, как обидно было дедушке.Мне было его жалко)

- О чём вы задумались? (Я задумался о том, как надо относиться к старым людям)

10. Чтение текста детьми цепочкой.

11. Выборочное чтение.

Найдите в тексте и прочитайте, почему дедушку не сажали за стол?

Что сделала невестка, когда дедушка разбил чашку с едой?

Зачем Миша делал лохань?

Почему родители Миши заплакали?

12. Логический анализ текста

1)

Определение поучения басни

- Можно ли назвать басню поучительной?(Басня учит с уважением относиться к пожилым людям,

быть внимательными и заботливыми по отношению к родителям)

- Какова идея этого произведения?(Как ты будешь относиться, любить и уважать, своих родителей,

так и твои дети будут относиться к тебе)

2)

Определение актуальности басни «Старый дед и внучек»

-Это произведение было написано очень давно. Скажите, а может ли произойти такая история в наше

время?

-Есть ли в вашей семье пожилые люди? Расскажите, как вы к ним относитесь?

-В одной из частей домашнего задания я попрошу вас написать рассказ о своей семье, о том, как вы

заботитесь о своих родных и близких. К рассказу можно будет сделать рисунок или приложить

фотографию.

3) Выбор пословицы для определения идеи басни.

Слайд 7.

1.Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.

2.Вся семья вместе, и душа на месте.

3.Нет лучше дружка, чем родная матушка.

-Посмотрите на экран. Здесь пословицы, которые мы с вами составили в начале урока. Назовите ту

пословицу, которая наиболее точно отражает идею басни «Старый дед и внучек».

13. Сравнение басен И.А.Крылова и Л.Н.Толстого.

- Мы познакомились с басней Л.Н.Толстого. Давайте сравним её с баснями И.А.Крылова

(В басне-притче Л. Толстого действующие лица – люди, она написана в прозе.В басне Крылова

действующие лица – животные, она написана в стихотворной форме)

- Что у них общее?(Басни поучительные)

14. Итог урока. Рефлексия.

- С каким произведением познакомились на уроке?

- Кто автор?

- С какими словами познакомились? Что они обозначают?

Продолжите предложение

Я понял …(Я понял, что нужно заботиться о стариках, родителях; любить и уважать их).

Оцените свою работу на уроке (смайлики)

Домашнее задание.Прочитать басню Л. Толстого. Составить рассказ о своей семье по плану.

Кто родителей почитает, и душа на месте

Вся семья вместе,

чем родная матушка

Нет лучше дружка,

тот вовек не погибнет

Кто родителей почитает, и душа на месте

Вся семья вместе,

чем родная матушка

Нет лучше дружка,

тот вовек не погибнет

Кто родителей почитает, и душа на месте

Вся семья вместе,

чем родная матушка

Нет лучше дружка,

тот вовек не погибнет

Кто родителей почитает, и душа на месте

Вся семья вместе,

чем родная матушка

Нет лучше дружка,

тот вовек не погибнет

Кто родителей почитает, и душа на месте

Вся семья вместе,

чем родная матушка

Нет лучше дружка,

тот вовек не погибнет

Кто родителей почитает, и душа на месте

Вся семья вместе,

чем родная матушка

Нет лучше дружка,

тот вовек не погибнет



В раздел образования