Автор: Андриенко Ольга Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: Г. Краснодар
Наименование материала: Конспект открытого занятия ФЭМП в подготовительной группе
Тема: ФЭМП в подготовительной группе
Раздел: дошкольное образование
Конспект открытого занятия по ФЭМП в подготовительной
группе
Задачи:
Обучающие задачи:
Продолжать учить самостоятельно, составлять и решать задачи на
сложение и вычитание в пределах 10.
Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги и листе в
клетку.
Упражнять в счете в пределах 20.
Учить «читать» графическую информацию, обозначающую
пространственные отношения объектов и направление их движения.
Закрепить знания о четырехугольниках.
Закрепить умение ориентировки во времени.
Развивающие задачи:
Создать условия для развития логического мышления,
сообразительности, внимания.
Развивать смекалку, зрительную память, воображение.
Способствовать формированию мыслительных операций, развитию
речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные задачи:
Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и
выполнять ее самостоятельно.
Воспитывать интерес к математическим занятиям.
Интеграция областей: речевое развитие, социально-коммуникативное
развитие, физическое развитие.
Предварительная работа с детьми: отгадывание загадок, решение
логических задач, решение простых арифметических задач, индивидуальные
занятия.
Методические приемы:
1.
Игровой (использование сюрпризных моментов)
2.
Наглядный (использование цифр, карточек с заданиями)
3.
Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы
детей)
4.
Поощрение, анализ занятия.
Оборудование: пронумерованные конверты с заданиями, цифры, знаки,
доска.
Демонстрационный материал: картинки для составления арифметических
задач, набор цифр и знаков >, <, =.
Раздаточный материал: карточки с заданиями, карандаши, листы бумаги
А4, картинка штурвала, наборы математические на каждого ребенка, листы
бумаги в крупную клетку.
Ход занятия
1. Организационный момент
- Дети, давайте с вами встретим сегодняшний день, поприветствуем друг
друга и наших гостей.
- Встаньте, пожалуйста, в круг.
Собрались все дети в круг
Я - твой друг и ты - мой друг!
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу.
Здорово! Теперь, благодаря вашим улыбкам, наш день обязательно будет
хорошим, принесет нам много нового и интересного.
- Ребята, профессор математических наук- Почемучкин предлагает нам
отправиться на занимательные математические острова. Поплывем мы на
корабле, я буду капитаном.
Встали ровненько, ребята,
Слушайте внимательно.
Вы к занятию готовы? (Дети: «Да»)
Разминка (с мячом)
Сколько дней в недели? (7)
Сколько углов у квадрата?(4)
Сколько лап у двух гусей?(4)
Сколько хвостов у пяти коров?(5)
Какие арифметические знаки вы знаете?
Назови соседей числа 5,6,7.
Назови число, следующее за числом 5. (6)
Сколько месяцев в году? (12)
Как называются все фигуры с четырьмя углами? (четырехугольники)..
- Сейчас день или вечер? утро
- Какие части суток есть еще?
- Сколько дней в неделе?
- Какой сегодня день недели?
- Какой был вчера?
- Какой будет завтра?
- Сколько в неделе выходных?
- Назови дни недели по порядку, начиная с понедельника.
- Какое сейчас время года?
- Назовите все времена года.
- Какой сейчас месяц?
- Сколько месяцев в году?
- А теперь передаем мяч друг другу по очереди и называем цифры от 1 до 10.
- Сейчас наоборот от 10 до 1
- Попробуем назвать цифры от 1 до 20.
Воспитатель: Вам понравилась игра? А мне понравились ваши правильные
ответы
Основная часть
- Сейчас я вам раздам карточки - это будут ваши билеты. Сосчитайте
количество точек и найдите соответствующее число на столе, там и будет
ваше место. Но прежде, чем начать наше путешествие. нужно усвоить
некоторые правила:
- За столом сиди спокойно и веди себя достойно
- Стол это не кровать и на нем нельзя лежать
- Ответить хочешь -не шуми, лучше руку подними.
Дети садятся за столы.
- Отправляемся в путешествие , поможете управлять кораблем. Возьмите
листы бумаги и картинку .где изображён штурвал - это будет пульт
управления. Ставим его на середину. Переводим пульт управления в правый
верхний угол.
- Мы приплыли на «Числовой остров».
1.
Педагог предлагает взять карточки и открыть пеналы, положить на
верхнюю полоску восемь квадратов, а на нижнею треугольников на один
меньше.
Сколько треугольников ты положил? (Ответ).
Почему? (Потому что восемь меньше семи на один или восемь
минус один будет семь).
Сделайте так, что бы фигур стало по восемь. Что вы сделали?
(Ответ)
Как получилось число восемь? ( Семь плюс 1 получилось восемь).
Прибавьте один квадрат. Чего теперь больше? (Ответ).
На сколько? (Ответ).
Сделайте так, что бы фигур стало по десять.
Педагог продолжает давать задание до получения числа десять, сравнивая
группы предметов. Поощряет детей.
2. - Плывем на другой остров. Переводим штурвал в верхний левый угол. Мы
приплыли на остров «Геометрических фигур».
Игра «Узнай меня»
Я многоугольник, имею 3 стороны (треугольник)
Я многоугольник, у меня 4 равные стороны (квадрат)
Я не многоугольник, меня можно катать (круг)
У меня нет углов, но я не круг (овал)
Я четырехугольник, но у меня не все стороны равны (прямоугольник)
- А вы знаете еще фигуры похожие на эти? (ромб, трапеция)
- Чем похожи эти фигуры? (4 угла, 4 стороны)
- Как называются одним словом? (четырехугольники)
- А теперь давайте немножко отдохнем.
Физкультминутка
Продолжаем наше путешествие
- Поплывем дальше? Переводим штурвал в левый нижний угол.
- Мы приплыли на остров «Математических задач»
(на доске картинки для составления задач на сложение и вычитание с
картинками зайцы,ёлочки)
«Составь и реши задачу» (Составление и решение арифметической задачи
на наглядной основе)
Воспитатель: Посмотрите, сколько зайцев сидят под елкой? (4)
Сколько зайцев к ним прибежало? (Воспитатель ставит еще 3).
Давайте составим про них задачу.
Воспитатель:
О ком задача? Что говорится о зайцах? (Они сидели под елкой)
Сколько их было сначала? (4)
Сколько прибежало потом?(3).
Зайцев меньше или больше стало ? (Больше).
Если больше, то что нужно сделать сложить или вычесть? (Сложить)
А какой вопрос в задаче? (Сколько всего стало зайцев под елкой?). Составим
задачу.
Ребенок: Под елкой сидели 4 зайца, к ним прибежали еще 3. Сколько зайцев
стало под елкой?
Воспитатель: Давайте обозначим решение цифрами и знаками. (Вызванный
ребенок пишет мелом на доске решение 4+ 3 = 7)
Кто из вас повторит условие задачи? Под елкой сидели 4 зайца, к ним
прибежали еще 3. Условие задачи это - маленький рассказ.........
В условии есть числа. Назовите числа в этой задаче. (4 и 3.)
- В условии задачи всегда должно быть не менее двух чисел.
Еще в задаче есть вопрос. Какой вопрос в этой задаче? ((Сколько всего
зайцев под елкой?). Вопрос должен соответствовать смыслу задачи.
Кто из вас повторит эту задачу? (Под елкой сидели 4 зайца, к ним прибежали
еще 3.
- Скажите условие задачи. (- Что такое условие задачи? (Маленький рассказ.)
что должно быть в условии? (Два числа.) Что еще должно быть в задаче?
(Вопрос.) Какой вопрос в этой задаче? Сколько зайцев стало под елкой?
-Давайте «запишем» задачу и решим ее. Перед детьми запись:
4+3=
- Кто решит задачу? (К 4 зайцам прибавить 3 зайца, получиться 7
зайцев.)Какой ответ у этой задачи? (7 зайцев стало под ёлкой)
- Прежде, чем вы составить задачу другую задачу, давайте вспомним:
- Из каких частей состоит задача? (условие, вопрос, решение, ответ)
- Если в вопросе есть слово «осталось», то какой арифметический знак нужно
поставить? (минус)
- Если в вопросе есть слово «стало», то какой арифметический знак нужно
поставить? (плюс)
Воспитатель: Придумайте, дети, свою задачу на вычитание. Запишите в
тетрадях решение.
- дети на выбор педагога ,отвечают
Воспитатель
- На клумбе расцвело 5 роз, а потом распустилось еще 3 розы. Стало очень
красиво. Это задача? (Нет.) Почему? (Здесь нет вопроса.)
- Скажите, можно решить такую задачу: мама испекла 10 пирожков, а потом
еще несколько. Сколько всего пирожков испекла мама? (Эту задачу решить
нельзя, потому что в ней нет второго числа.)
- В условии задачи всегда должно быть не менее двух чисел
Плывем на следующий остров
Игра " Что изменилось"
Дети играют парами. Предлагаю разложить числа по порядку от 1 до
10. Затем один ребенок в паре закрывает глаза, другой переставляет
числа в ряду. Открыв глаза, ребенок отмечает, что изменилось.
- Ответы детей
"Графический диктант"
Пальчиковая гимнастика( по выбору)
Педагог предлагает взять детям карточки, где изображён кораблик на
бумаге в клетку.
Дети, будьте внимательны, правильно считайте клетки и дорисуйте
рисунок на карточке .
Итог занятия
- Вот и подошло к концу наше занятие.
- Ребята, какое задание больше всего вам понравилось?
- Какое было самым легким?
- Какое трудное?
- Кто считает, что он занимался хорошо?
- Вы мне тоже очень понравились, были очень настойчивыми,
внимательными, сообразительными и поэтому вам удалось показать нашим
гостям, что математика интересный предмет. Спасибо всем за занятие.
- Сюрпризный момент от профессора Почемучкин