Автор: Сиваш Анна Григорьевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Гимназия № 4"
Населённый пункт: Г.о. Подольск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Урок математики в 4 классе по теме: Движение в противоположных направлениях
Раздел: начальное образование
«Движение в противоположных направлениях»
урок математики в 4 классе
(по учебнику «Математика» 4 класс М. И. Башмакова, М.Г. Нефёдовой
УМК «Планета знаний»)
Учитель начальных классов Сиваш А.Г.
Цели урока:
- создать условия для знакомства с понятием «движение в противоположных
направлениях»;
- учить читать и строить модели движения в противоположных направлениях;
- находить закономерности изменения расстояния в зависимости от времени движения;
- совершенствовать навыки учащихся решать задачи на встречное движение и движение в
противоположных направлениях, опираясь на построенную схему к задаче;
- совершенствовать навыки вычисления с многозначными числами;
- совершенствовать умение определять порядок действий в сложных выражениях.
Тип урока: урок получения новых знаний.
Оборудование: учебник «Математика» 4 класс М. И. Башмаков, М.Г. Нефёдова,
компьютер, презентация, карточки с дифференцированными заданиями, наглядный
материал (таблицы с формулами на движение), карточки для рефлексии.
Технологии: деятельностно-ориентированная, личностно-ориентированная, проектная,
ИКТ.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, работа с книгой.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, в парах.
Планируемые результаты:
- предметные: познакомятся с понятием «движение в противоположных направлениях»;
научатся самостоятельно работать; показывать на схеме движение в противоположных
направлениях; решать задачи на движение в противоположных направлениях; выполнять
умножение и деление многозначных чисел столбиком; определять закономерность в
записи равенств;
- личностные: получат возможность определить цели и задачи урока, функции
участников, способы взаимодействия и сотрудничества с взрослыми и сверстниками в
различных учебных ситуациях, расширят познавательный интерес; получат возможность
выстраивать аргументацию, работать по заданию самостоятельно; овладеют приёмами
самооценки;
- метапредметные:
- регулятивные: планируют, контролируют и оценивают учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- познавательные: понимают знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебнике и
учебных пособиях, ориентируются на возможное разнообразие способов решения учебной
задачи; осуществляют анализ объектов с целью выделения признаков (существенных,
несущественных);
- коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность призна-
вать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Чтоб водить корабли, Слайд 1
Чтобы в небо взлететь,
Надо многое знать,
Надо много уметь.
И при этом, и при этом,
Вы заметьте-ка,
Очень важная наука –
А-риф-ме-ти-ка!
- По какой формуле можно найти путь движения пешехода из пункта А в пункт В?
S = V *
t
- Что можно найти, используя данную формулу?
V = S :
t -
скорость движения объекта
t =
S : V - время движения объекта Слайд 2
II. Этап актуализации знаний.
1. «Блиц - турнир» (с проверкой по эталону)
(Ученики, по желанию, выходят к доске и записывают выражения, находят ответы на
вопросы).
а) Автомобиль за пять часов проехал 450 километров, а велосипедист за два часа проехал
36 километров. Во сколько раз скорость автомобиля выше скорости велосипедиста?
(450 : 5) : (36 : 2) = 90 : 18 = 5 раз
б) Катер за четыре часа прошёл 104 километра. За сколько часов он пройдёт 174
километра, если увеличить скорость на 3 км/ч?
174 : (104 : 4 + 3) = 6 часов
в) Самолёт пролетел за первые два часа пути 1700 километров. На оставшийся путь ему
потребовалось при той же скорости на три часа больше. Сколько всего километров
пролетел самолёт?
1700 : 2 + 1700 : 2 * 3 = 850 + 2550 = 3 400 км Слайды 3, 4, 5
2. Дополните каждую величину до 4 часов:
3 ч 15 мин (45 мин) 239 мин (
≈240 мин) (1 мин) 2 ч 59 мин (1 ч 1 мин)
219 мин (240 – 219 = 21 мин) 1 ч 1 мин (2 ч 59 мин) 2 ч 30 мин (1 ч 30 мин)
Слайд 6
III. Этап выявления места и причины затруднения (постановка проблемы).
1. Нарисуйте схему к задаче, решите её.
Пешеход и велосипедист начинают движение одновременно из одного и того же
пункта по одной дороге. Скорость пешехода 5 км/ч, а скорость велосипедиста 10 км/ч.
Какое расстояние будет между ними через три часа?
Слайды 7, 8
(Дети подходят к выводу, что могут быть два варианта схем)
а) 5 км/ч 10 км/ч
? км через 3 ч?
(5 * 3) + (10 * 3) = 45 (км)
б) 5 км/ч ? км через 3 ч
10 км/ч
1) 5 * 3 = 30 (км) – пойдёт пешеход
2) 10 * 3 = 30 (км) проедет велосипедист
3) 30 - 15 = 15 (км) между пешеходом и велосипедистом
ВЫВОД: при решении задачи важно выяснить направление движения объектов.
Слайд 9
2. Придумайте и решите задачу по схеме:
( Аналогичная в учебнике с. 20 № 1 )
175 км/ч 125 км/ч
? км через 6 часов
(Два поезда вышли с вокзала одновременно в противоположных направлениях. Первый
шёл со скоростью 175 км/ч, а второй со скоростью 125 км/ч. На каком расстоянии друг от
друга они оказались через 6 часов?)
- На что следует обратить внимание при решении этой задачи?
(На то, что поезда вышли одновременно из одного пункта в разных направлениях)
IY. Этап целеполагания.
- Как вы думаете, над чем мы сегодня будем работать на уроке?
- Определите тему сегодняшнего урока, поставьте цели.
Тема урока: Движение в противоположных направлениях.
Цели:
- Познакомиться…
- Учиться составлять ……
- Применять знания при… Слайд 10
V. Этап построения проекта выхода из затруднения.
1. Решение придуманной задачи по построенной схеме у доски (аналогичной № 1 с. 20).
Учитель:
- Как вы думаете, глядя на схему (смотреть выше), расстояние между поездами
увеличится или уменьшится? Почему?
(Расстояние увеличится, так как поезда движутся в противоположных направлениях).
- Что можно сказать о скоростях поездов и их времени движения?
(Скорость разная, но время в пути одинаковое)
Проблемный вопрос.
- Как можно оптимизировать (упростить, решить быстрее) решение задачи?
(Высказывания учащихся)
- Можно найти общую скорость поездов и назвать её скоростью удаления, а затем найти
расстояние между поездами.
S = (V
1
+ V
2
)*
t,
где
(V
1
+ V
2
) - скорость удаления
(175 + 125) * 3 = 900 (км) – расстояние между поездами через 3 часа
ВЫВОД: Скорость удаления равна сумме скоростей поездов.
Физкультурная минутка.
А сейчас мы с вами, дети.
Улетаем на ракете.
На носочки поднимись,
А потом руки вниз.
Раз, два, три, четыре –
Вот летит ракета ввысь!
VI. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
- Составьте схему к задаче и решите её (учебник с. 20 № 2, ученик у доски)
Из двух посёлков, расстояние между которыми 150 км, одновременно выехали
навстречу друг другу мотосани и оленья упряжка. Скорость мотосаней 36 км/ч, а упряжки
15 км/ч. На каком расстоянии друг от друга будут они через два часа?
36 км/ч ? км через 2 часа 15 км/ч
150 км
- В каком направлении двигаются объекты? (Навстречу друг другу.)
- Объекты удаляются или сближаются? (Объекты сближаются)
- А если они сближаются, то каково будет расстояние между ними через два часа?
- Сделайте вывод.
ВЫВОД: при движении навстречу объектов, расстояние между ними будет уменьшаться
(сокращаться).
- Как можно назвать скорости оленьей упряжки и мотосаней?
(Скорость сближения)
- Попробуйте составить формулу для этой задачи…
S = 150 -
(V
1
+ V
2
)
*
t,
где
(V
1
+ V
2
)
*
t -
расстояние, пройденное объектами за 2 часа
Решение:
150 – (36 + 15) * 2 = 150 – 102 = 48 (км) – будет между оленьей упряжкой и мотосанями
через два часа.
VII. Этап самостоятельной работы
1. С. 21 № 6
180 м/мин через 5 минут 230 м/мин
2 км 500 м
S = 150 -
(V
1
+ V
2
)
*
t,
где
(V
1
+ V
2
)
*
t -
расстояние, пройденное объектами за 2 часа
2500 – (180 + 230) * 5 = 450 (м) – будет расстояние между лодками через 5 минут.
2. С. 20 № 5 Работа в парах. Взаимопроверка. (2 столбик)
Проверьте последнюю цифру результата вычислений. Найдите ошибки в вычислениях
и исправьте их.
237 * 624 + 1221 = 149.109
82.410 : 30 + 45.896 = 48643
3. Индивидуальные карточки с дифференцированными заданиями (Смотреть
приложение).
VII. Итог урока. Этап рефлексии
- Что нового узнали на уроке?
- Как вычислить расстояние, зная скорость и время?
- Как вы понимаете такие термины, как «скорость сближения», «скорость
удаления»; при каких условиях эти термины применяются?
- Произойдёт ли встреча двух объектов при движениях в противоположных
направлениях?
Плюс, минус, интересно (карточка рефлексии) Слайд 11
Плюс
Минус
Интересно
Нужна
помощь
«Блиц-турнир»
Знание формул на движение
Задачи с использованием
«скорости сближения»
Задачи с использованием
«скорости удаления»
Умножение и деление
многозначных чисел
VШ. Домашнее задание.
С. 20 № 3 (решить задачу двумя способами, используя построение схемы),
с. 20 № 4 (решить примеры 3 и 4 столбики)
1. С. 20 № 3
75 км/ч 3 ч 52 км/ч
? км ? км
? км
I способ:
1) 75 * 3 = 225 (км) – проехала первая машина
2) 52 * 3 = 156 (км) проехала вторая машина
3) 225 + 156 =381 (км) – между городами
II способ:
(75 + 52) * 3 = 381 (км), где (75 + 52) - скорость сближения
2. С. 20 № 4
230 * 17 = 3910 461 * 84 = 38724
420 * 31 = 1320 318 * 49 = 15 582
32 * 240 = 7680 65 * 174 = 11 310
57 * 130 = 7410 92 * 536 = 49 312
Приложение. Индивидуальное, дифференцированное задание.
Фамилия, имя___________________________________
Выберите любое задание и выполните его.
1. Реши задачу:
Из двух городов одновременно навстречу друг другу выехали два автомобиля.
Скорость одного автомобиля 80 км/ч, а скорость второго 110 км/ч. Каково расстояние
между городами, если автомобили встретились через 3 часа?
2. Реши задачу:
Из города Омска одновременно выехали два автобуса в противоположных
направлениях. Скорость одного автобуса 70 км/ч, а скорость второго на 5 км/ч больше.
Какое расстояние между автобусами будет через 2 часа?
3. Реши примеры:
105 * 65 63 * 704 38 * 903