Напоминание

«Природа не прощает ошибок»


Автор: Сейдекрамова Гульнар Бекмухамбетовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: КГУ Областная спец.школа-интернат для детей с нарушениями слуха
Населённый пункт: Казахстан, Алматинская область. г.Талдыкорган
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Природа не прощает ошибок»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Коммунальное государственное учреждение«Областная школа-

интернат для детей

с нарушениями слуха города Талдыкорган»

«Природа не прощает ошибок»

воспитатель :

Сейдекрамова Гульнар

Бекмухамбетовна

г.Талдыкорган 2021г.

От уровня экологического воспитания, экологической культуры

зависит вопрос выживания человечества, сможет ли человек остаться

на нашей планете, или его ждёт вымирание или деградация с

последующей мутацией. Именно такую дисциплину как “экологическая

культура” сегодня возложена миссия спасения человечества, выработки

механизмов противодействия вымиранию и гибели.

Поэтому необходимо внимательнейшим образом подойти к

проблеме экологического кризиса, и противодействовать ему

посредством образования и путём пересмотра, как достижений

цивилизации, так и всего законодательства.

Сейчас жизнь ставит перед воспитателями и учителями

задачу развития личности ребенка, школьника как непрерывный

процесс. Проблема личностного развития дошкольника, школьника,

как единого, целостного процесса может быть реализована, когда

воспитатель и учитель будут иметь ясную картину основных линий

развития экологической культуры.

Основы формирования экологического воспитания в

общеобразовательных учреждениях и школ для детей с нарушением

речи.

В настоящее время каждый человек, не зависимо от его

специальности, должен быть экологически образован и экологически

культурен. Только в этом случае он сможет реально оценивать

последствия свой практической деятельности при взаимодействии с

природой. Если в деле экологического образования и просвещения уже

многое что начато, и самое главное, делается, то, в отношении

экологической культуры мало что предпринято.

Цель экологического образования – формирование

ответственного отношения к окружающей среде, которое

строится на базе нового мышления, это предполагает соблюдение

нравственных и правовых принципов природоиспользования и

пропаганду идей оптимизации, активная деятельность по изучению

и охране своей местности, защите и возобновлению природных

богатств.

Чтобы эти требования превратились в норму поведения

каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно

воспитывать чувство ответственности за сохранность природы,

вырабатывать активную жизненную позицию по восприятию

проблемы сохранения окружающей природной среды.

Отношение ребенка к окружающей природной среде в существенной

степени определяет три фактора:

1. непосредственное познание природы;

2. школьное экологическое воспитание;

3. средства массовой информации.

Многообразие экологического воспитания

Характерно, что природа в деятельности школьников выступает

разносторонне, требуя проявления соответствующих

разносторонних способностей, так, она оказывается объектом

заботы и труда, когда учащиеся преобразуют и охраняют ее;

объектом и предметом целенаправленного познания, когда они

изучают ее закономерности на уроках и дома;

реальным пространством, где протекает деятельность;

окружающей средой – в занятиях спортом, путешествиях;

объектом и предметом художественного изображения – в процессе

творческого воссоздания ее образов в самодеятельном искусстве.

Что бы обеспечить наиболее благоприятные условия для

формирования отношений учащихся к действительности, школа

организует трудовую, познавательную, опытническую,

конструкторскую, художественную, игровую, туристско-

краеведческую и спортивно – оздоровительную деятельность детей

среди природы.

На формирование сознания в условиях взаимодействия с

окружающей средой налагают отпечаток многие факторы: прежде

всего это жизненный опыт и сфера общения, семья и интересы

сверстников, личные и групповые мотивы поведения, общественное

мнение.

В условиях влияния различных окружающих условий на сознание

учащегося его формирование во многом зависит именно от

целенаправленных действий педагога.

Здесь находят применение разнообразные приемы и методы

педагогической работы, раскрытие смысла практической

деятельности, беседы и лекции о труде и природе, разъяснение долга

и приемы убеждения в необходимости личной заботы каждого о

среде, требования к поведению и вовлечение в художественное

творчество, поощрения и наказания, соревнование и личный пример

воспитателя.

Осмысливая ее материальную и духовную ценность, учащиеся

глубже осознают необходимость заботиться о ее сбережении.

Третья предпосылка формирования отношения школьников к

природе – это процесс воспитания и обучения, в ходе которого они

овладевают общественно ценными отношениями и действиями.

Формирование у школьников положительного отношения к

окружающей среде является целенаправленным процессом.

От педагогов во многом зависит планирование и организация

общественно – полезных действий. Они помогаю школьникам

овладевать коллективными формами деятельности среди природы,

выработать продуманные позиции в отношениях со средой

претворить заботу о ней в конкретные дела.

Формирование нравственных начал отношения к среде

здесь неразрывно связано с ростом заботы о природе, о чистоте

водных источников, о сохранении почвенного слоя, о пресечении

действий которые наносят ущерб окружающей среде.

Организованные действия в защиту природы должны приводить

школьников к пониманию эстетической ценности естественных

явлений.

Особую роль во взаимодействии школьников с природой играет

их индивидуальная избирательность сознательных связей с внешним

миром. В деятельности по охране окружающей среды одного

интересует содержание, другого – форма, третьего – орудия труда.

Часть детей увлечена жизнью леса, другая часть возможностью

побыть на природе с друзьями.

Развития эстетического отношения к природе

Деятельность ребят, организуемая педагогами ,

порождает и развивает личные впечатления и чувства, убеждения и

интересы.

Научившись наблюдать за окружающей красотой в

процессе труда и осознав возможность творить с его помощью

красоту во круг себя, школьник иначе воспринимает окружающую

среду.

Поэтому прогулки и другие виды деятельности иначе, чем

прежде раскрывают перед ним красоту природы.

Задача педагога , который развивает эстетическое отношение к

природе у своих питомцев, заключается прежде всего в том, чтобы

нацелить учащихся на встречу с красотой и организовать

соответствующую познавательную деятельность.

Чтобы выявить эстетические свойства явлений природы в такой

деятельности, надо сделать составной частью каждого отдельного

дела ознакомление с ними. Иначе говоря, в деятельности любого вида

должен осуществляться педагогический подход. Он обеспечивает

общность деятельности, а так же единство идейно нравственного,

трудового, эстетического, физического воспитания.

Таким образом, при воспитании эстетического

отношения к природе в разнообразной деятельности перед педагогом

встает двуединая задача.

С одной стороны, необходимо организовать

специфическую деятельность, непосредственно открывающую

школьникам красоту природы.

С другой – нужно суметь соединить с познанием

эстетических свойств среды любую деятельность, в том числе и

такую, которая в силу своей специфики формирует иные, чем

эстетические отношения к внешнему миру.

В разном возрасте ученики по-разному оценивают

значение одних и тех же дел для своих связей с природой. В

зависимости от таких оценок изменяются их увлечения,

происходит переход от одних дел к другим, возникает интерес к

явлениям, которые раньше не привлекали особого внимания.

В среднем возрасте ученики предпочитают заниматься

такими делами как, посадка деревьев и кустарников, участвуют в

экскурсиях, туристских походах. Престижны освоения местного

рельефа, изучение животных, растений, ловля рыбы.

Менее ценятся участие в охране природы, уход за деревьями,

уборка территорий, зарисовки явлений природы, сбор лекарственных

растений.

Еще ниже стоят оценки наблюдений за явлениями

природы, прогулка в парке, а так же уходу за домашними рыбками.

Здесь эстетические отношения подростков к природе

обнаруживают свою не развитость.

В старшем возрасте на первый план как эмоционально

значимые действия выступили любование природой, сбережение

деревьев, работа в саду и огороде, отдых; духовные формы

деятельности (размышления о жизни, чтение стихов, пение); сбор

грибов, уход за животными.

Часть учащихся наименее восприимчивых к красоте, не редко

проявляют при этом интерес к случайным явлениям, некоторые

уделяют внимание лишь тому, что само бросается в глаза и мало

всматриваются в детали, в признаки и свойства явлений.

Для педагогов наиболее эффективным комплексным подходом к

воспитанию оказывается путь от обучения основам наук к

организации непосредственного взаимодействия школьников с

природой в познании и труде, а затем к установлению связей между

природой и искусством, общественными и личными отношениями

воспитанников с окружающей средой.

Это беседы, рассказы, объяснения ,занятия, мероприятия.

Действенны и приемы воспитания на примере, поощрении. В нашей

школе для детей с нарушением слуха проводятся разные

мероприятия для сохранения и обогащения природы. Приглашаются

ветераны ,которые дают много понятий об охране окружающей

среды, выезд на природу хорошо влияет на детей. По субботам

организуются субботники, дети с удовольствием убирают

территорию школы ,белят весной деревья,

Вместе с педагогами сажают саженцы деревьев.

В коллективе легко и традиционно организуются

соревнования и конкурсы, выставки, художественные кружки, вечера

и праздники, посвященные заботе о природе.

Педагоги выступают при этом как консультанты и

советчики. Пример педагогов активно влияет на сознание и

поведение учащихся, на их отношение к природе и друг к другу.

На беседы приглашали художников, поэтов, писателей,

юристов и т.д.

Достижение высокого уровня развития отношений к природе и друг

к другу помогает удовлетворению интересов школьников.

Оно своеобразно завершает процесс преобразования предметных и

взаимных связей учащихся в воспитательные отношения.

Обретая воспитательные функции, ответственное

отношение к природе, забота школьников о сбережении ее красоты,

внимание друг к другу поднимаются на высокую ступень. Это

создает наилучшие условия для решения задач всестороннего

гармоничного развития личности в процессе взаимодействия с

природной средой.

Для осуществления стоящих перед нашей страной задач по

превращению каждого ее уголка в цветущий край необходимо

своевременно формировать экологическую культуру, эстетические

отношения к природе, развивать любовь к ней и нести

ответственность за ее состояние.

Природа не может защищать себя от варварского,

корыстного, равнодушно – пассивного отношения к ней, от

враждебных ее действий человека и вмешательства в ход

естественных процессов, вызывающих гибель многих растений и

животных.

В нравственном обществе сформулирован закон об охране

природы, который должен выполняться каждым гражданином

страны. К его выполнению подрастающее поколение

подготавливается всем содержанием и формами нашей жизни,

особенно условиями – воспитательного процесса школы.

Полноценный эффект будет достигнут, когда экологическое

сознание и поведение станут составной частью общей культуры

молодого человека.

Открытое занятие ,посвященное законам экологии.

Тема :- «Природа не прощает ошибок».

Цели:1. расширить представление детей об экологических законах;

способствовать воспитанию патриотизма и гуманного отношения к

родной природе;

2. формировать негативную нравственную оценку нарушений в сфере

природы, негативное отношение к бездумному, безответственному

отношению к природе ,развивать речь и слуховое восприятие учащихся;

3.побуждать детей к участию в природоохранных мероприятиях, к

пропаганде экологических идей.

Ход :

-Педагог:Слушайте внимательно, следите за звуками!

Тема нашего занятия - «Природа не прощает ошибок».

Ни для кого не секрет, что наш мир стоит на пороге экологической

катастрофы. Состояние природы начинает угрожать существованию

самого

человека.

За

нарушение

законов

биосферы

человек

уже

расплачивается своим здоровьем.

Но самое страшное, что за это придется платить и будущим

поколениям. Единственное спасение в том, чтобы услышать голос

природы, подчиниться ее законам, отказаться от потребительского

отношения к Земле и ее богатствам.

Единственное спасение в экологической культуре.

I.

Проблемная ситуация «Нужны ли комары?»

Рахат: Я думаю, что нужны -это же насекомые.

Зарина:Да,нужны

Денис: Конечно нужны.

На доске на ватмане написан пример

Педагог:- Один знакомый рыбак на всю жизнь запомнил урок

экологической культуры, который дал ему старый эвен - житель

колымской тайги. Они ловили рыбу на берегу реки, но в тайге были тучи

комаров.

«Эх, нашелся бы ученый, который бы истребил всю эту "нечисть"!»

- в сердцах воскликнул рыбак. Эвен, который сидел рядом, не говоря ни

слова, взял только что пойманного хариуса и разрезал ножом его

толстое брюшко. Желудок рыбы был наполнен... комарами.

Педагог: После этого примера ,что вы скажите?

Дарья :Комары нужны для питания рыбам

Айерке: От них тоже есть польза

Мейржан: От комаров тоже есть польза

III. Интерактивная беседа

Педагог: Какой же экологический урок дал старый эвен рыбаку?

ответы детей:

- Рахат: Если уничтожить комаров, то исчезнет и рыба, которая

ими питается.

Дарья: А если исчезнет рыба, будут голодать люди.

- Зарина: В природе все находится в равновесии, все связано.

- Денис: Природа очень разумна.

Айерке: Она сама регулирует количество всех живых организмов.

-Да, в природе все взаимосвязано, эту взаимосвязь и изучает экология.

- А можете ли вы привести свои примеры такой взаимосвязи?

ответы детей:

-Рахат: Аральское море, которое обмелело и высохло оттого, что из

него забрали много воды на полив хлопка.

- Зарина:В Китае были уничтожены миллионы воробьев, после чего

развелось огромное количество вредителей.

Айерке: И китайцы стали покупать воробьев в других странах.

- Дарья: В Норвегии уничтожили хищных птиц, чтобы сохранить

куропаток.

Зарина: Но куропатки вскоре погибли от эпидемии. Оказывается,

ястребы и совы выполняли роль санитаров и поедали больных птиц, а

значит, предотвращали эпидемии.

IV. Информационный блок «Законы экологии»

Педагог: Как видим, природа очень жестоко наказывает тех, кто

нарушает ее законы. А между тем этих законов всего четыре. Их так

легко запомнить!

Итак, четыре закона экологии. Эти законы мы записали на доске.

(Читает.)

Первый закон: «Все связано со всем». Действие этого закона мы уже

видели на ваших примерах.

Второй закон : «Все должно куда-то деваться». Ничто не исчезает

бесследно, в том числе и мусор, который закапывают или сжигают. Из

одного вещества возникает другое, при этом отравляется воздух,

меняется климат, болеют люди.

Третий закон: «Ничто не дается даром». Все, что мы выиграли, взяв

у природы, она заберет у нас другими путями. Уничтожили воробьев -

вредители съели весь урожай, отстреляли хищных птиц - исчезли

куропатки. За все приходится платить.

Четвертый закон: «Природа знает лучше». Человек, самонадеянно

желая «улучшить» природу, нарушает ход естественных процессов. У

природы нет никаких отходов: для любого органического вещества в

природе существует фермент, способный это вещество разложить. Ну а

человек создал и продолжает создавать громадное число химических

веществ и материалов, которые, попадая в природную среду, не

разлагаются, накапливаются и загрязняют ее.

Экологическая

культура

заключается

в

том,

чтобы

знать

и

соблюдать эти законы.

-Виртуальный экологический рейд «Какие законы нарушены?»

-Сейчас мы проведем рейд по улицам нашего города и увидим,

соблюдают ли его жители экологические законы. А вот и

первый нарушитель. Завод сбросил в реку сточные воды,

загрязненные ядовитыми веществами.

Чем это грозит водоему и жителям города?

Какой экологический закон нарушен?

И как правильно действовать в этой ситуации?

ответы детей:

- Эти вещества обязательно осядут на растениях и водорослях,

живущих в реке. Растения и водоросли попадут в желудок травоядным

рыбам вместе с ядовитыми веществами. Если травоядную рыбу съест

хищная, токсичные вещества переселятся уже в ее организм.

Последняя же может попасться на крючок человеку, и тогда человек

получит пищевое отравление.

- Рахат: Нарушены первый и второй экологические законы.

-Зарина: Нужно подвергнуть промышленные отходы очистке.

Идем дальше.

Что-то трудно становится дышать! Ага, это дворники сжигают

листву, чтобы не вывозить ее за город. Чем это грозит нам и какой

экологический закон дворники нарушают?

ответы детей:

- Дарья:Листва городских деревьев накапливает огромное количество

токсичных веществ: от автомобилей, заводов. Ее обязательно нужно

уничтожать.

-Рахат: Типичное нарушение второго закона: дворники думают, что

листья сгорят и просто исчезнут, но это не так: листья, сгорая,

отравляют воздух, вызывая болезни людей.

-Зарина: Листья категорически запрещается сжигать, их нужно

вывозить за город.

Педагог:

В цветочном магазине покупаем упаковку удобрения

«биогумус». На упаковке написано, что это удобрение произведено из

обыкновенного бытового мусора, а произвел его необыкновенный червяк,

выведенный учеными.

Интересная информация! Читаем дальше. Эти черви пожирают

любой органический материал: опилки, бумагу, картон, гнилые овощи и

т. д., превращая все это в чрезвычайно ценное органическое удобрение -

биогумус. А вот полиэтилен, металл и стекло червяк не ест, он его

просто не переваривает.

Калифорниец удивительно прожорлив: он съедает в сутки в 2 раза

больше, чем весит, а еще он неприхотлив и прекрасно чувствует себя при

температуре от +4 до +40 °С. Живет этот труженик целых 16 лет.

Педагог: Как вы думаете, люди, которые вывели такого червяка,

нарушили законы экологии или нет?

ответы детей:

- Денис: Это, наоборот, строгое соблюдение законов экологии.

-Айерке:

Тут соблюдается второй закон: «Все должно куда-то

деваться». Мусор не превращается в токсичные отходы, а дает пищу

червяку и становится ценным удобрением.

- Зарина: А еще и четвертый закон соблюдается: «Природа знает

лучше».

Денис: Червяк - существо природное, он и знает, как лучше

переработать отходы.

Педагог: Мы выехали за город, в дачный поселок. Когда-то тут было

болото, весело квакали лягушки, тучей клубились комары. Но дачники

решили избавиться от болота и начали его осушать.

К каким последствиям для речки и леса это может привести? Какой

закон нарушают люди, желая улучшить природу?

ответы детей:

- Зарина: Ни в коем случае нельзя этого делать! Осушив болото,

можно потерять речку, да и лес пропадет!

-Рахат: Нарушается четвертый закон природы:

Мейржан:«Природа знает лучше».

Айерке: Раз тут, в этом месте природа создала болото, так тут ему

и быть.

- Рахат: Для экологического равновесия в этом месте очень нужны и

болото, и лягушки, и комары, иначе будет засуха.

Ну что ж, я вижу, вы неплохо усвоили законы экологии. А это уже

один из признаков экологической культуры.

VI. Работа в группах «Обращение от имени природы»

- Сегодня мы узнали о законах экологии. К сожалению, многие не

знают

этих

законов

и

загрязняют

Землю,

нарушают

хрупкое

экологическое равновесие в природе.

- А если бы природа могла говорить, что бы она сказала своим детям?

Давайте напишем письма-обращения от имени природы.

Первая группа будет писать обращение к бизнесменам, владельцам

заводов и фабрик.

Вторая группа напишет военным.

(Звучит музыка, в течение 5 минут дети пишут обращения.)

Пришло

время

прочитать

обращения.

Приглашаю

к

доске

представителей групп.

(К доске выходят представители групп, читают обращения.)

Спасибо, надеюсь, что ваши слова будут услышаны.

-Заключительное слово

Сегодня мы говорили о законах экологии. Знание и соблюдение этих

законов - важнейший признак экологической культуры.

Но этого недостаточно. Нужна еще и экология души.

- О чем говорит здесь поэт?

ответы детей:

- Рахат: Нужно беречь природу.

- Денис: Нельзя убивать зверей.

- Зарина:Нужно любить самую маленькую былиночку и букашку.

- Денис:Поэт призывает убивать зверей внутри себя.

-Что это за звери?

ответы детей:

-Рахат:

Это

жадность,

зависть,

глупость,

злоба,

хитрость,

трусость, лесть, подлость, бездушие, хвастливость, гордыня и т. п.

- Зарина: Это все плохое, черное, дикое, что есть в человеке.

-Дарья: Это то, что мешает человеку полюбить другого человека и

весь мир.

Педагог:

Мне кажется, вы все правы. Звери внутри нас - это плохие качества

характера, которые мешают нам полюбить другого человека, полюбить

мир, полюбить природу.

И мы должны постоянно истреблять этих зверей в своем сердце.

Тогда и наши экологические знания и умения пойдут на пользу природе.

VIII. Подведение итогов

Рефлексия

Что вам запомнилось из сегодняшнего разговора?

Можете ли вы считать себя экологически культурными людьми?

ответы детей:

- Рахат: Запомнился рассказ о червяке, который делает биогумус.

-Дарья: Запомнился рассказ об эвене, который разрезал рыбу и показал

там комаров.

-Зарина: Я еще недостаточно культурный, много зверей внутри меня.

-Мейржан: До культуры еще далеко, но понятно, что делать.

-Айерке: Знать законы и соблюдать их легко, самое трудное - быть

добрым.

Педагог: Сегодня мы узнали о законах экологии. К сожалению,

многие не знают этих законов и загрязняют Землю, нарушают хрупкое

экологическое равновесие в природе.

Сегодня мы говорили о законах экологии. Знание и соблюдение этих

законов - важнейший признак экологической культуры.



В раздел образования