Напоминание

"Умелые ручки"


Автор: Фокина Валентина Михайловна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский Сад №1
Населённый пункт: Смоленск
Наименование материала: Программа дополнительного образования по работе с глиной
Тема: "Умелые ручки"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МБДОУ Детский Сад №1 «Смоляночка»

ДОПОЛНИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Умелые ручки»

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «СКАЗКА»

( 2019 – 2020 уч. год.)

Воспитатель:

Фокина В.М.

Смоленск

2012

Пояснительная записка

Культуру России невозможно себе представить без народного

искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни

русского народа, наглядно демонстрируя его моральные, эстетические

ценности, художественные вкусы и является частью его истории.

Народное декоративно-прикладное искусство должно найти большее

отражение в содержании образования и воспитания подрастающего

поколения сейчас, когда образцы массовой культуры других стран

активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрение детей. И если

говорить

о

возможности

выбора

своих

жизненных

идеалов,

эстетических ценностей, представлений подрастающим поколениям,

то надо говорить и о предоставлении детям возможности знать истоки

национальной культуры и искусства.

Народное

искусство,

как

и

искусство

вообще,

многофункционально и одна из функций – воспитательная. В нем

заложены большие воспитательные возможности, которые до сих пор

не реализуются в полной мере.

Традиционная

культура,

народное

декоративно-прикладное

искусство являются формой хранения и передачи жизненного опыта

многих

поколений,

отражают

миропонимание

народа,

его

представлений

о

красоте,

аккумулируют

отобранные

веками

нравственные идеалы, моральные принципы и нормы. Поэтому и

имеют

колоссальный

воспитательный

потенциал.

Но

войны,

перестройки, кризисы не способствуют развитию народного искусства,

поэтому многие народные промыслы переживают в настоящее время

острейший кризис. Основная причина данных процессов видится в

равнодушии российского общества к своей народной культуре в силу

элементарного отсутствия знаний и представлений о нуждах и

состоянии культуры на данном периоде времени. Если отношение к

народному декоративно-прикладному искусству в ближайшее время

не изменится, то духовные потери в национальном масштабе могут

стать катастрофически огромными и абсолютно невосполнимыми.

Предметы домашней утвари, игрушки заключают в себе добрые

пожелания. Основной смысл их изготовления – принести человеку

здоровье, радость, добро, счастье, наполнить его дом любовью и

гармонией. Сама сущность произведений народных промыслов

направлена на воспитание в человеке добрых чувств. А их сейчас так

не хватает нашему обществу. Очень остро в настоящее время стоит

проблема потери духовности. А ведь наша задача – воспитать

гуманного гражданина нашей страны. И один из видов развития

духовности и нравственности – это приобщение детей к декоративно-

прикладному

искусству.

Когда

ребенок

будет

знать

свои

национальные корни, будет знать, как нелегко сделать ту или иную

вещь своими руками, он будет бережнее относиться ко всему

окружающему его миру, и к другим людям.

Сама сущность произведений народных промыслов направлена

на воспитание в человеке добрых чувств, а их сейчас так не хватает

нашему обществу.

Однако в настоящее время народные

игрушки, матрешки,

экологически чистые и безопасные, уступили свое место в качестве

развивающих игрушек для дошкольников

пластмассовым куклам

Барби, роботам-трансформерам и пр..

Необходимым

условием

построения

современной

системы

эстетического воспитания и развития эстетической культуры личности

является использование народного искусства в педагогической работе

с детьми. Народное искусство способствует глубокому воздействию на

мир ребенка обладает нравственной, эстетической, познавательной

ценностью. Главным материалом, из которого изготавливались все

изделия, была глина.

Считается, что глина была одним из первых материалов,

освоенных человеком. Благодаря способности легко принимать и

удерживать заданную форму она использовалась в быту и культуре

разных народов, отражая традиции своего времени. Со временем

глину потеснили другие материалы, но и теперь она применяется в

строительстве, промышленности, медицине, искусстве, а также в

педагогике и психологии.

В общей педагогике из глины лепят на уроках труда и

изобразительного искусства в начальной и средней школе, на

занятиях в детском саду и в учреждениях дополнительного

образования. В зависимости от возраста детей, целей занятий,

материальных возможностей учреждения полученные работы можно

подвергнуть обжигу или оставить необожженными. Их можно

расписывать специальными красками, предназначенными для работы

с глиной (например, ангобами), или красками, которые обычно

используются на занятиях рисованием (например, гуашью).

Глину также используют в арттерапии. Пластические свойства

глины помогают ребенку выражать те внутренние переживания,

конфликты, которые он не может осознать и с которыми не может

справиться самостоятельно.

Отечественная специальная педагогика отводит особую роль

трудовому обучению в подготовке к самостоятельной жизни детей и

подростков, имеющих особенности психофизического развития,

поэтому занятия ручным трудом рассматриваются одновременно и как

эффективное средство коррекции нарушений психического развития,

и как начальный этап выбора и подготовки к будущей профессии.

В целом возможности этого материала в специальной педагогике

используются недостаточно.

Часто педагоги выбирают для занятий другие пластические

материалы (например, пластилин). В основном это связано с тем, что

глину сложнее готовить к работе, она пачкает руки и окружающие

поверхности, а готовые работы без последующего обжига

недолговечны и не могут использоваться в быту.

В последнее время глину как материал для занятий все чаще

используют в негосударственных и государственных центрах,

занимающихся поддержкой семей детей и подростков с нарушениями

развития (в том числе имеющих тяжелые и сочетанные нарушения).

Однако в специальной литературе этот опыт пока практически не

отражен.

– разнообразные возможности глины позволяют проводить занятия с

детьми , имеющими самые разные проблемы (познавательные,

эмоциональные, двигательные и др.);

– социальная значимость готовых изделий: возможность создавать

предметы, используемые в быту, с нашей точки зрения, развивает

самостоятельность и повышает самооценку, а сам процесс работы

способствует развитию психических функций и делает ребят более

умелыми и уверенными в своих силах;

– большой выбор инструментов, в том числе таких, с которыми очень

просто работать, в большинстве случаев пробуждает у ребят интерес

к обучению;

– занятия с глиной позволяют развивать творческую активность,

раскрывать творческий потенциал , способствуют эстетическому и

экологическому воспитанию..

Цель

настоящей

разработки

способствовать

созданию

педагогических условий для всестороннего развития дошкольников;

формирование и развитие основ художественной культуры ребенка.

Основными задачами являются:

– формирование знаний, умений и навыков, необходимых для работы

с глиной и инструментами, обучение приемам и техникам работы с

глиной;

- вовлечение ребят в художественно-творческую деятельность;

приобщение к эстетической культуре;

– поддержка и развитие творческой активности (способности

придумать и воплотить свой замысел) , знакомства с трудом народных

мастеров, различными видами народных промыслов;

- развитие художественно-творческих способностей детей, привычки

вносить элементы прекрасного в жизнь;

- пробуждать фантазию детей, настроить их на создание новых

необычных композиций росписи;

- вызвать у детей чувство радости, желание не только рассматривать

созданные народными мастерами узоры, но и научиться создавать

свои композиции;

- формирование духовных качеств, эстетического вкуса у детей;

- развитие мелкой моторики рук детей.

– развитие навыков общения, взаимопомощи, умении критически

оценивать свою работу.

Данная образовательная программа имеет отличительные

особенности от уже существующих программ , знакомящих

дошкольников с глиной.

Во-первых, предусматривает интеграцию знакомства как с

народными промыслами (народная игрушка, виды росписи), так и с

предметной, сюжетной лепкой, отражающей окружающий мир. Кроме

того, работа с глиной ведется не по одному направлению

( плоскостная, объемная), а по двум видам сразу.

Этапы реализации:

Начальный этап. Здесь решаются следующие задачи:

формирование базовых знаний, умений и навыков работы с глиной:

изучение свойств глины, освоение основных приемов лепки, развитие

и поддержание интереса к занятиям.

Основной этап. Задачами этого этапа являются: формирование

навыков работы с глиной и инструментами; обучение

самостоятельному выполнению заданий, развитие общения со

сверстниками, умении договариваться в процессе коллективной

работы, умение выполнять работу за определенный промежуток

времени.

Завершающий этап. Задачами являются: умение завершить

свою работу ( детализация, ), умение объективно оценивать свою

работу, и работу сверстников, рассказывать о ней.

Занятия проводятся во вторую половину дня со всеми детьми(по

подгруппах). Формы занятий: Экскурсии в мини-музей, игры, беседы,

путешествия по старинным русским городам, превращение в

мастеров-художников, выставки, ярмарки и др.

Возраст детей, участвующих в реализации ДОП – 6-7 лет.

Формы подведения итогов реализации ДОП: диагностическая

деятельность, которая проводится как в начале года, так и в конце;

занятия в форме конкурсов, выставок,ярмарок, где ребята

превращаются в волшебников, народных мастеров, самостоятельно

создающих свои произведения (проводятся по окончании каждого из

разделов, и в конце года)

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Дата

Название,

цель

Содержание

Методы,прие

мы

Сентябр

ьь

Диагностическа

я

деятельность(на

основе

диагностически

х карт

Ю.Б.Алиева)

Выявление

знаний, умений,

возможностей

детей в данной

деятельности

Определение вида

народной игрушки,

росписи, лепка

плоскостной, объемной

предметной, сюжетной

композиции,

детализация, украшение

работы

Вопросы,

напоминания,

похвала,

обращение к

опыту и

знаниям детей

Октябрь

Плоскостной

рельеф

1.

Раскатывание

пласта глины,

вырезание при

Частичный

показ,

обьяснение,

«Дерево»

Обучать детей

способности

лепить рельеф

дерева,

передаывая его

особенности,

передавать

фактуру коры с

помощью

фактурных

тканей,

детализировать

работу (яблоки,

отдельные

листья)

Роспись

рельефа

«Дерево»

Учить

расписывать

плоскостную

форму, учить

смешивать цвета

для получения

оттенков,

развивать

творческое

воображение

помощи стеки

ствола,

приклеивание

детали на основу.

2.

Вырезание кроны,

приклеивание на

основу.

3.

Придание стволу и

кроне фактурности

при помощи ткани.

4.

Украшение,

детализация

работы.

Физкультминутка –игра

«Собери яблочки в

корзину»

1.Подготовка

необходимых цветов,

оттенков для росписи

рельефа.

2. Роспись ствола,

кроны, яблок по

усмотрению детей

напоминание,

пояснение,

поощрение,

помощь

педагога,

наводящие

вопросы.

Советы

педагога,

наводящие

вопросы,

похвала,

обьяснение

Ноябрь

Плоскостная

лепка

«Листочки»

Учить лепить

выбранный по

шаблону лист

дерева, намечать

стекой

прожилки,

фактуру листа

при помощи

оттиска ткани,

развивать

фантазию,

воображение.

Роспись

рельефа

«Листочки»

Учить детей

продумывать,

какие оттенки

необходимы

для цветового

решения,

развивать

фантазию,

воображение.

1.

Раскатывание

пласта глины,

вырезание по

шаблону листа,

приклеивание

детали на основу.

2.

Сделать стекой

прожилки,

использовать

оттиск ткани

1.

Смешать

необходимые

цвета для

получения

необходимых

оттенков,

2.

Раскрасить

отличающимся

цветом прожилки

1.

Создание

Частичный

показ,

объяснение,

напоминание,

указания,

похвала,

наводящие

вопросы

Объяснение,

напоминание,

обращение к

опыту детей,

беседа в

процессе

работы,

вопросы

Декабрь

Итоговая

коллективная

работа (по

разделу

«Плоскостная

лепка») «Вот и

осень пришла»

Закрепление

знаний детей о

способах,

используемых

при лепке

данных работ,

умение

критически

оценивать свою

работу и работы

товарищей

Объемная

лепка

«Новогодний

подарок»

Учить лепить

объемную

форму –

Семеновскую

матрешку,

передавая

характерные

особенности

формы.

Продолжать

учить

коллективной

работы из работ

детей

2.

Повтор приемов,

техник,

используемых при

создании

3.

Создание

эмоционального

настроя, желание

создавать

интересные работы

дальше.

1.

Вспомнить

характерные

особенности

данного вида

игрушки, обратить

внимание на

форму, разную

величину.

2.

Раскатать шар из

глины, придать

нужную форму

3.

Сгладить

неровности

поверхности

Похвала,

вопросы

педагога,

обращение к

опыту и

знаниям

детей,

художественн

ое слово

Показ

педагога,

объяснение,

вопросы,

показ ребенка,

напоминание,

наводящие

вопросы

сглаживать

неровности

поверхности,

используя воду

Роспись

Семеновской

матрешки

Продолжать

знакомить детей

с особенностями

росписи данной

игрушки, ее

элементах,

цветовом

решении, учить

расписывать

объемное

изделие,

работая тонкой

и широкой

кистью,

использовать в

работе разные

виды линий,

дополнять

работу деталями

По окончании

работы по теме:

«народная

игрушка»

(Семеновская

матрешка)

1.

Беседа о росписи,

элементах,

цветовом решении,

2.

Работа широкой

кистью (платок,

фартук)

3.

Работа тонкой

кистью (лицо, узор,

дополняющие

элементы)

1.

Вступительное

слово ведущего

(педагога),

2.

Игра персонажа-

скомороха с

детьми

3.

Песни, пляски

Частичный

показ

педагога

(некоторые

элементы

росписи),

показ ребенка,

напоминание,

объяснение

Художественн

ое слово,

вопросы, игра

проводится

театрализованна

я игра-

развлечение

«Веселый

хоровод»

Закрепление

знаний детей,

повыщение

эмоционального

настроя,

развитие

желания

заниматься

данным видом

деятельности.

По окончании –

подарки дарят

родителям

Январь

Объемная

лепка «Девушка

в зимней шубке

со снеговиком»

Продолжать

учить лепить

фигуру человека

в одежде,

закреплять

умение лепить

снеговика из

шариков

округлой

формы,

закреплять

1.

Раскатывание

форм,

необходимых для

лепки туловища,

головы человека,

соединение этих

деталей.

2.

Лепка снеговика

3.

Лепка деталей

(волосы, шарф,и

др. )

4.

Украшение при

помощи стеки,

Показ

педагога

лепки

некоторых

деталей,

напоминание,

художественн

ое слово,

пояснение,

показ ребенка,

вопросы

умение

использовать

разные способы

присоединения

частей, делать

фактурность

работы за счет

использования

разных видов

ткани, развивать

воображение,

умение

дополнять

изделие

Объемная

лепка «Сова»

(перед занятием

проводится

беседа, показ

иллюстраций)

Продолжать

учить лепить

конусовидную

форму, делать в

ней полость

пальцами, учить

передавать

характерные

особенности

птицы,

развивать

творческое

разных тканей,

тычка, печатки

1.

Сделать из куска

глины шар,

придать форму

конуса, выдавить

пальцами полость,

следить, чтоб

толщина стенок

была одинаковой.

2.

При помощи

наложения мелких

деталей (шарики,

колбаски)

добавляем морду,

хвост, лапы.

3.

При помощи стеки

делаем перья

Показ

педагога,

объяснение,

напоминание,

вопросы,

музыка,

художественн

ое слово,

похвала,

игровой

момент

воображение.

По окончании

работы по виду

«объемная

лепка»

проводится

выставка

работ.Цель:

закрепление,

систематизация,

обобщение

знаний детей.

Используется

физкультминутка –

игра «Совушка»

1.

Выявить

интересные работы

2.

Отметить, чем они

выделяются

(интересные

техники)

3.

Рассказы детей,

какие техники

использовались,

какие работы

понравились.

Рассказы

детей,

дискуссия,

беседа,

вопросы

Февраль

Сюжетная

лепка

(плоскостная)

«Панно к Дню

1.

Раскатать пласт

глины (панно)

одинаковой

толщины

Рассказ,

объяснение,

вопросы,

частичный

Защитника

Отечества»

Продолжать

учить работать с

глиной,

раскатывать

пласт

одинаковой

толщины, учить

использовать

разнообразные

техники рабрты:

пальцевый

орнамент,

печатка, оттиск

различных

материалов,

глина через

пресс, налеп,

продолжать

учить способам

прикрепления

деталей к

основе и друг к

другу,

воспитывать

творческое

воображение,

умение

воплощать свой

замысел в

лепке.

2.

Вырезать при

помощи шаблона

или

самостоятельно

сюжет (ребенок

продумывает

самочтоятельно,

(самолет в небе,

или танк на поле,

или корабль в

море)

3.

Прикрепить детали

к основе

4.

Продумать

детализацию,преоб

разить изделие при

помощи техник

(пальцевый

орнамент, печатка,

оттиск, глина через

пресс, налепы.

5.

Позже покрыть

слоем клея ПВА

показ,

похвала,

наглядный

метод,

Роспись «

Панно к Дню

Защитника

1.

Продумать, какие

цвета и оттенки

необходимы для

росписи, как их

Напоминание,

советы,

вопросы,

поощрение,

Отечества»

Продолжать

учить подбирать

цвета для

передачи

характерных

особенностей

объектов, учить

получать

нужные оттенки,

аккуратно

закрашивать,

работая тонкой

кистью, не

выходя за

контур,

развивать

усидчивость,

умение

доводить

начатое дело до

конца

Выставка для

родителей

«Наша армия»

(представлены

работы детей)

Закрепление

знаний детей,

поднятие

эмоционального

настроя,

желания сделать

получить.

2.

Практическая

деятельность

3.

Анализ работ

1.

Дети рассказывают

родителям о своей

работе, какие

техники они

использовали

2.

Бесила о том,

какие рода войск

изображены на

работах, какие еще

объяснение

Беседа,

рассказы

детей,

похвала

интересное и

приятное для

родителей.

они знают

Март

«Подставка под

горячую

посуду»

(подарок для

мамы)

Продолжать

учить работать

на плоскости,

раскатывать

пласт глины

одинаковой

толщины,

продолжать

учить украшать

подставку при

помощи

пальцевого

орнамента,

фактуры,

штампов,

развивать

аккуратность,

развивать

творческое

воображение

1.

Раскатать пласт

глины, наметить и

вырезать основание

подставки

2.

Приклеить по

краям цветы

(вырезать

лепестки),

3.

Украсить работу

при помощи

различных техник

Частичный

показ,

напоминание,

объяснение,

советы, показ

образцов

(потом

убираются),

поощрение,

беседа

Плоскостная

работа

«Кулончик-

подвеска»

Продолжать

учить создавать

плоскостную

работу,

использовать

техники (налеп,

глина через

пресс,

фактурность)

Веселая

викторина «А я

знаю больше»

Закрепление,

обобщение

1.

Раскатать пласт

глины одинаковой

толщины

2.

Вырезать основу в

форме сердца

3.

Преобразить ее,

используя технику

фактурности

(оттиск ткани)

4.

Вырезать по

шаблону фигурки

голубей,

прикрепить к

основе

5.

Сделать хвост,

крылья при

помощи техники

«глина через

пресс»

6.

При помощи стеки

сделать перья, по

желанию

придумать детали

7.

Сделать отверстие

для подвешивания

1.

Познавательная

Показ

образца,

частичный

показ,

напоминание,

указания,

советы,

наводящие

вопросы,

поощрение

Игра, вопросы

педагога,

дискуссия,

художественн

ое слово,

наглядные

знаний детей по

техникам

работы с

глиной,

поднятие

эмоционального

настроя,

активизация

словаря,

любознательнос

ти, активности.

викторина «Наши

цветы» (дети

называют как

можно больше

названий цветов)

2.

Литературная

викторина

(отгадывание

загадок, чтение

стихов о цветах)

3.

Дети рассказывают

о разных техниках

работы с глиной,

при помощи

которых можно

сделать различные

цветы

4.

Награждение

участников и

победителя

методы,

похвала,

рассказы

детей

Апрель

Экскурсия в

мини-музей

«Народные

промыслы»

Расширение,

уточнение,

закрепление

знаний детей о

народных

промыслах

1.

Игровой момент:

Игровой

Лепка объемная

«Дымковская

барышня»

Продолжать

учить знакомить

детей с данным

видом народной

игрушки, учить

лепить фигуру

человека,

соблюдая

пропорции

комбинированн

ым способом,

развивать

творческое

воображение.

Роспись

«Дымковской

барышни»

Продолжать

знакомить с

особенностями

дымковской

росписи, ее

особенностях,

цветовом

путешествие в село

Дымково, дети

становятся

русскими

мастерами

2.

Дети вспоминают

о дымковской

игрушке, педагог

рассказывает об

особенностях

лепки дымковской

барышни

3.

Практическая

деятельность

4.

Анализ

слепленных работ

Физкультминутка –

хоровод под

рус.народ.песню

«Березонька»

1.

Вспомнить

особенности

дымковской

росписи,

элементы,

цветовое решение

2.

Практическая

деятельность (под

момент,

сюрпризный

момент,

художественн

ое слово,

музыка,

частичный

показ

педагога,

показ образца,

разъяснение,

пояснение,

напоминание,

вопросы,

похвала,

беседа,

совместная

деятельность

педагога и

ребенка

Вопросы,

беседа,

напоминание,

разъяснение,

частичный

показ

педагога,

показ ребенка,

похвала,

художественн

решении, учить

расписывать

объемную

форму,передава

я характерные

особенности

росписи, вести

различные

линии тонкой

кистью,

регулируя силу

нажима

По окончании

работы по теме

«Дымковская

барышня»

проводится

развлечение

«Веселая

ярмарка»

Закреплить

знания детей о

дымковском

народном

промысле, его

особенностях,

поднятие

эмоционального

настроя детей,

активизация

детей, развитие

коммуникативн

ых

способностей

русскую народную

мелодию)

3.

Анализ работ

Физкультминутка –

русская народная игра

«Селезень и уточка»

1.

Сюрпризный

момент –

появление

скомороха

(ведущий),

который

приглашает ребят

на ярмарку, где

много дымковских

игрушек (работы

детей)

2.

Рассматривание

работ вместе с

детьми, выявление

особенностей

промысла, росписи

3.

Русская народная

игра «Дудочка»

ое слово,

музыкальное

сопровождени

е, игра

Сюрпризный

момент, игра,

вопросы,

рассказы

детей,

художественн

ое слово,

музыкальное

сопровождени

е, беседа,

дискуссия,

похвала

4.

Выбирается

продавец, ребята

ходят по ярмарке,

«покупают»

понравившиеся

игрушки,

аргументируют

свой выбор.

5.

Угощение для всех

гостей ярмарки,

прощание со

скоморохом

Май

Цикл занятий

«Путешествие в

сказку»

Перед началом

занятий

проводится

экскурсия с

детьми в музей

сказки.

Совместная

работа (по

подруппам)

Объемная

работа .

1.

Каждой подгруппе

дается задание:

вылепить героев и

обстановку какой-

либо сказки,

например:

вылепить избушку

Бабы Яги, котов

Бабы Яги, ее саму в

ступе, забор с

плетенью, гусей-

лебедей. Другой

подгруппе: сказка

«Колобок», другой

– сказка «Репка»,

сказка «Теремок»

Игра,

пояснение,

похвала,

рассказы

детей,

частичный

показ, беседа,

вопросы

Развивать

умение лепить

объемные

фигуры,

передавая

характерные

особенности,

пропорции;

использовать в

работе

различные

техники,

развивать

фантазию,

творческое

воображение;

умение

договариваться

между собой.

По окончании

данной темы

проводится

игра-

драмматизация

«загляни в

сказку», где

дети озвучивают

своих

слепленных

героев, и

«играют» в

сказку.

Поднятие

2.

Беседа с детьми о

том, какие техники

можно

использовать в

лепке

3.

Практическая

деятельность под

музыкальное

сопровождение

4.

Физкультминутка –

игра «Бабка-Ежка,

костяная ножка»

5.

Анализ работ

подгрупп

(переданы

характерные

особенности

героев, похоже ли

на данную сказку,

какие техники

лепки

использовались)

эмоционального

настроя,

развитие

артистичности,

активности,

словаря.

Июнь

Сюжетная

объемная лепка

«Деревенский

двор»

Продолжать учить

лепить объемные

формы, передавая

характерные

особенности

домашних

животных и птиц,

использовать

различные

техники лепки,

способы;развиват

ь творческое

воображение

Роспись лепки

«Деревенский

двор»

Продолжать учить

передавать

характерные

особенности

окраса животных

и птиц, используя

цвет, закреплять

умение получать

нужные оттенки,

работать тонкой

1.

Беседа с детьми

о домвашних

животных и

птицах,

2.

Вспомнить

способы лепки,

различные

техники,

3.

Практическая

деятельность,

4.

Анализ работ

1.

Беседа с детьми

о характерной

окраске

животных и

птиц;

необходимых

цветах,

оттенках

Беседа, рассказ

детей и

педагога, показ

способов лепки

ребенка,

вопросы,

разъяснение,

уточнение,

похвала,

Беседа, рассказы

детей, вопросы,

напоминания,

объяснение,

указания,

поощрение,

индивидуальны

й подход,

кистью, придавая

глубину образу

По окончании

темы проводится

игра –

театрализация

«Домик в

деревне»

Закреплять знания

детей о способах,

техниках лепки,

развивать

артистизм,

активность,

повышение

эмоционального

настроя

2.

Практическая

деятельность

3.

Анализ детей

1.

Слова ведущего

2.

Каждый ребенок

озвучивает

своих

слепленных

зверушек

3.

Слова ведущего

Художественное

слово,

музыкальное

сопровождение,

похвала,

напоминание,

вопросы,

рассказы детей

Июль

Объемная лепка

«Гжельский

сервиз»

Учить лепить

объемные формы

(блюдце, чашка),

продолжать

знакомить с

гжельским

промыслом, его

1.

Беседа с детьми

о гжельском

промысле

2.

Показ ребенка

способов лепки

посуды,

Беседа,

частичный

показ, показ

ребенка,

разъяснение,

пояснение,

напоминание,

особенностях,

закреплять

способы лепки

посуды,

сглаживание

поверхности.

Роспись

«Гжельского

сервиза»

Продолжать

знакомить с

особенностями

росписи,

элементах,

цветовом

решении,

закреплять

умение

расписывать

объемную форму,

работать разными

кистями, менять

силу нажима,

использовать

оживку, получать

необходимые

оттенки.

По окончании

работы над темой

развлечение «В

гостях у

частичный –

педагога

3.

Практическая

деятельность

4.

Анализ детей

1.

Беседа с детьми

об особенностях

росписи,

цветовом

решении,

получении

оттенков.

2.

Практическая

деятельность

3.

Анализ работ

вопросы,

похвала,

Беседа,

объяснение,

похвала,

вопросы,

напоминания,

музыкальное

сопровождение,

рассказ детей

мастерицы»

Закрепление

знаний о

гжельсклм

промысле,

гжельской

росписи,

повышение

эмоционального

настроя детей,

развитие

артистичности,

активности

1.

Появление

гостьи –

мастерицы

2.

Беседа

мачстерицы с

детьми

3.

Стихи, потешки,

частушки (дети)

4.

Песни, пляски,

игры

5.

Приглашение

детей на чай в

гости к

мастерице

Беседа,

сюрпризный

момент, игры,

рассказы детей,

угощение,

похвала,

напоминание,

разъяснение,

художественное

слово,

музыкальное

сопровождение,

вопросы

Авгус

т

Плоскостное

панно «Лето»

Закреплять

умение детей

лепить

плоскостные

формы,

использовать

различные

способы лепки,

техники,

развивать

фантазию,

1.

Беседа с детьми

о летнем

времени года; о

том, какие

разные работы

можно

вылепить на

данную тему,

2.

Практическая

Беседа,

разъяснение,

напоминание,

объяснение,

вопросы, рассказ

детей,

музыкальное

сопровождение,

похвала

воображение,

учить передавать

в лепке

характерные

особенности

окружающего

мира;желание

сделать красивую,

интересную

работу.

Свободное

занятие на тему

«Вылепи какую

хочешь народную

игрушку»

Закреплять знания

детей о народных

промыслах,

русской народной

игрушке, умения

лепить объемные

формы, передавая

характерные

особенности

данной игрушки,

развивать умение

доводить начатое

дело до конца.

Развлечение

«Сорочья

ярмарка»

деятельность

детей,

3.

Анализ работ

.

1.

Беседа с детьми

о народных

промыслах,

народных

игрушках,

особенностях

лепки,

2.

Практическая

деятельность,

3.

Анализ работ

Беседа,

напоминание,

художественное

слово,

музыкальное

сопровождение,

рассказы детей,

объяснение,

вопросы,

похвала.

Закрепление

знаний детей о

народных

промыслах,

поднятие

эмоционального

фона, развитие

коммуникативных

качеств детей,

активности,

развитие связной

речи, обогащение

словаря.

1.

Сюрпризный

момент.

Появление

скомарохов

2.

Викторина

«Русская

игрушка»

3.

Стихи детей о

народных

промыслах

4.

Русские

народные игры

«Селезень и

уточка»,

«Плетень»

5.

Угощения,

призы,

прощание с

гостями.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Акунова Л.Ф., Крапивин В.А. Технология производства и

декорирования художественных глиняных, керамических

изделий. – М.: Высшая школа, 1984.

2.

Дайн Г. Л. Русская народная игрушка. – М. , 1981.

3.

Динцес Л. А. Русская глиняная игрушка. Происхождение,

пути развития. – М. , 1986.

4.

Кейер

Е.

А.

Работа

с

глиной

как

метод

лечебно-

педагогической коррекции // Особый ребенок. – 1998. –

Вып. 1. – С. 47 – 55.

5.

Комарова Т. С.. , Савенков А. И. Коллективное творчество

детей. – М.: Роспедагенство, 1998.

6.

Лыкова И. А. Программа художественного воспитания,

обучения и развития детей 2 – 7 лет. Цветные ладошки. – М:

« Карапуз – ДИДАКТИКА», 2007.

7.

Рос Долорес. Глина. Техника. Приемы. Изделия. – М.: АСТ-

ПРЕСС КНИГА, 2003.

8.

Столярова Л. В. Рукотворное чудо: техника работы с

пластическими материалами. – М. : Фонд в поддержку

развития информационных технологий, образовательных

учреждений «Развитие», 2004.

9.

Халезова М. Б. Лепка в детском саду. – М: ТЦ Сфера, 2005.



В раздел образования