Напоминание

"Развитие познавательной активности у учащихся с ограниченными возможностями здоровья


Автор: Лариса Александровна Степанова
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МОУ "СОШ №26"
Населённый пункт: г. Вологда
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие познавательной активности у учащихся с ограниченными возможностями здоровья
Раздел: начальное образование





Назад




Развитие познавательной активности у учащихся

с ограниченными возможностями здоровья.

Для учащегося с ограниченными возможностями учебное заведение является

одним из важных факторов социализации, а также важным символом здоровья и

полноценной

жизни.

Поэтому

в

представлении

обучающихся

с

ограниченными

возможностями о своём будущем техникум занимает существенное место. Часто у

учащихся с ограниченными возможностями имеются отклонения в развитии, связанные с

перенапряжением нервной системы ребёнка, а также различных болезненных состояний

нервной системы - неврозов. У значительной части обучающихся с ограниченными

возможностями

наблюдаются

затруднения

в

усвоении

программного

материала,

связанные с нарушением развития речи и особенностями их психической деятельности.

При обучении обучающихся с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога

является понимание того, что эти дети не являются ущербными по сравнению с другими.

Но, тем не менее, эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, отличном от

рамок стандартной общеобразовательной школы, в реализации своих потенциальных

возможностей и создании условий для развития. Ключевым моментом этой ситуации

является то, что учащиеся с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества,

а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и

учитывает.

Повышению мотивации, активизации познавательной деятельности ребенка

служит использование познавательных задач – специальных дидактических заданий,

упражнений на развитие психических функций (памяти, внимания, воображения,

мышления), лежащих в основе творческих способностей. Виды таких упражнений

многократно

описаны

в

психолого-педагогической

литературе,

но

практика

их

использования в ходе освоения учебных предметов разработана слабо.

На

дифференцированной

основе

планируется

и

диагностика

знаний.

Наличие

обязательной и дополнительной частей в контрольных и самостоятельных работах с

усложнением задания соответствует сути коррекционного обучения, позволяет учитывать

возможности ребенка, создает ситуацию успеха и психологической комфортности. Этим

же целям служат информационные карты урока с необходимым справочным материалом,

опорным конспектом, тренировочными заданиями с различным объемом помощи.

На практике в настоящее время инклюзивное образование испытывает большие трудности

и противоречия. Результаты обучения учащихся с ОВЗ напрямую зависят от педагога, от

его принятия такого ребенка (даже с незначительными нарушениями, не говоря уже о

более тяжелых состояниях).

Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ можно использовать следующие

активные методы и приёмы обучения:

1. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на

ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам, карточки с

буквами). Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность. Карточки могут

использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся, выявления

пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что

сразу видна работа каждого ребёнка.

2.

Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания,

разгадывания кроссворда и т. д. Детям очень нравится соревновательный момент в ходе

выполнения данного вида задания, т. к., чтобы прикрепить свою карточку на доску, им

нужно правильно ответить на вопрос, или выполнить предложенное задание лучше других

3. Узелки на память (составление, запись и вывешивание на доску основных моментов

изучения темы, выводов, которые нужно запомнить).

4. Данный приём можно использовать в конце изучения темы – для закрепления,

подведения итогов; в ходе изучения материала – для оказания помощи при выполнении

заданий.

5.

Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами

используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения

эмоционального состояния детей в ходе занятия; для настроя детей на занятие после

активной

деятельности

(после

урока

физкультуры),

после

выполнения

задания

повышенной трудности и т. д.

6. Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе занятия,

развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса,

развития связной речи.

7. Игры-энергизаторы

Энергизаторы - это короткие упражнения, восстанавливающие энергию учащихся. Они

являются средством, позволяющим успешно преодолевать спад активности класса,

восстанавливать интерес к занятию и концентрацию внимания участников, продолжать

продуктивно

работать.

Энергизаторами

могут

служить

физические

упражнения,

подвижные игры, танцы, актуализирующие творческие способности детей, повышающие

их настроение и общий тонус. Благодаря упражнениям-энергизаторам в классе или группе

создается атмосфера безопасности для ее участников, они получают удовольствие от

пребывания вместе.

- Игры на деление группы на команды. Прежде чем приступить к той или иной игре,

зачастую бывает необходимо предварительно разделить группу на команды.

- Игры для начала занятия. Самый простой способ создать непринужденную атмосферу -

это провести игру, которая задаст позитивный тон и придаст заряд энергии педагогу и

всей группе. Дружелюбная и веселая атмосфера позволяет участникам расслабиться и

способствует установлению понимания и ощущения безопасности. Игры-приветствия

используются в начале занятия для поднятия настроения и активизации группы. Особенно

эффективны они на первых занятиях для раскрепощения и снятия напряжения, когда

участники еще плохо знакомы друг с другом. Важно и то, как будет закончено занятие.

Оставить хорошее впечатление от всего занятия помогают и игры-прощания, дающие

заряд отличного настроения.

- Игры на знакомство. Эти игры направлены на знакомство участников группы между

собой, запоминание имен, снятие напряжения в группе, вызванное присутствием

большого количества незнакомых людей, а также на подготовку участников к дальнейшей

совместной работе. Игры для активизации группы.

- Игры на концентрацию внимания.

- Игры на снятие напряжения. Эти упражнения целесообразно проводить, если группа

слишком напряжена или возбуждена. А также после занятий или упражнений, требующих

большого эмоционального напряжения.

- Релаксации. Включается инструментальная, спокойная, возможно, «природная» музыка.

Ведущий дает участникам инструкции: «Сядьте удобно. Расслабьтесь. Если вы

чувствуете, что какая-то часть тела напряжена или «зажата», напрягите эту область как

можно сильнее, подержите 5 секунд и расслабьте.

- Игры на сплочение группы. В этом разделе приведены примеры игр, не несущих

информационной нагрузки, но помогающих сплотить группу и развить командное и

межличностное взаимодействие.

8. Использование презентации и фрагментов презентации по ходу занятия.

Внедрение современных компьютерных технологий в школьную практику позволяет

сделать работу учителя более продуктивной и эффективной. Использование ИКТ

органично дополняет традиционные формы работы, расширяя возможности организации

взаимодействия

учителя

с

другими

участниками

образовательного

процесса.

Использование программы создания презентаций представляется очень удобным. На

слайдах можно разместить необходимый картинный материал, цифровые фотографии,

тексты; можно добавить музыкальное и голосовое сопровождение к демонстрации

презентации. При такой организации материала включаются три вида памяти детей:

зрительная, слуховая, моторная. Это позволяет сформировать устойчивые визуально-

кинестетические и визуально-аудиальные условно-рефлекторные связи центральной

нервной системы. В процессе коррекционной работы на их основе у детей формируются

правильные речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью.

Мультимедийные презентации привносят эффект наглядности в занятие, повышают

мотивационную активность, способствуют более тесной взаимосвязи учителя и ребёнка.

Благодаря

последовательному

появлению

изображений

на

экране,

дети

имеют

возможность

выполнять

упражнения

более

внимательно

и

в

полном

объеме.

Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс

интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от учителя, но и со

стороны

компьютера

в

виде

картинок-призов,

сопровождающихся

звуковым

оформлением.

9. Активные методы рефлексии. В современной педагогической науке под рефлексией

обычно понимают самоанализ деятельности и ее результатов.

При выборе рефлексии следует учитывать цель занятия, содержание и трудности учебного

материала, тип занятия, способы и методы обучения, возрастные и психологические

особенности учащихся.

На занятиях при работе с детьми с ОВЗ наиболее часто используется рефлексия

настроения и эмоционального состояния. Широко используется приём с различными

цветовыми изображениями.

У учащихся две карточки разного цвета. Они показывают карточку в соответствии с их

настроением в начале и в конце занятия. В данном случае можно проследить, как меняется

эмоциональное состояние ученика в процессе занятия. Учитель должен обязательно

уточнить изменения настроения ребёнка в ходе занятия. Это ценная информация для

размышления и корректировки своей деятельности.

«Дерево чувств» – учащимся предлагается повесить на дерево яблоки красного цвета, если

они чувствуют себя хорошо, комфортно, или зелёного, если ощущают дискомфорт.

«Море радости» и «Море грусти» – пусти свой кораблик в море по своему настроению.

Рефлексия окончания занятия. Наиболее удачным на сегодняшний момент считается

обозначение видов заданий или этапов занятия картинками (символами, различными

карточками и т. д.), помогающими детям в конце занятия актуализировать пройденный

материал и выбрать понравившийся, запомнившийся, наиболее удачный для ребёнка этап

занятия, прикрепив к нему свою картинку.

10. Для решения проблемы развития познавательной деятельности детей с ОВЗ

актуальным

становится

использование

в

коррекционно-развивающей

работе

нетрадиционных форм развития детей с ОВЗ.

В ходе изучения разнообразных нетрадиционных форм работы с «особыми» детьми,

предпочтение следует отдать методам арт-терапии. Эти методы оказывает творческое

действие, позволяющее ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои

мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию,

быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды. Рисунок или коллаж для этих

детей является не искусством, а речью. Им легче невербально выразить как внутренние

свои чувства, так и события, нежели объяснять их словами.

Сегодня трудно представить современный урок в современной школе без использования

новых информационных технологий.

Использование в обучении новых информационных технологий позволяет формировать

специальные навыки у детей с различными познавательными способностями, позволяет

делать занятия более наглядными и динамичными, более эффективными с точки зрения

обучения и развития учащихся.

Использование средств ИКТ позволяет сделать мероприятия более наглядными,

мобильными и интересными. Урок, включающий слайды презентации, видеосюжет

вызывают у детей эмоциональный отклик, в том числе и самых инфантильных,

расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой, не всегда можем

добиться. Основа любой современной презентации - это облегчение процесса восприятия

и запоминания информации с помощью ярких образов. Физкультминутки для учащихся

тоже поможет провести компьютер. На экране монитора появляются схематичные

изображения человечков в разных гимнастических позах, дети должны под весёлую

музыку выполнить движения. Используя компьютерные программы-тренажёры для глаз,

позволяем дать отдых глазам ребёнка. Организация учебного - воспитательного процесса

в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной

сферы обучающихся, успешному усвоению материала и способствовать психическому

развитию ребенка. Следовательно, ИКТ выполняет определенную образовательную

функцию, помогает ребёнку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить.

Мероприятия

с

использованием

ИКТ

становятся

неотъемлемой

частью

учебно-

воспитательного процесса.



В раздел образования