Автор: Зеркаль Наталья Олеговна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Сусанинская школа
Населённый пункт: с.Сусанино, Первомайский район, Республика Крым
Наименование материала: статья
Тема: Использование возможностей интерактивной доски на уроках русского языка и литературы
Раздел: среднее образование
Использование возможностей интерактивной
.
доски на уроках русского языка и литературы
.
Современное общество неразрывно связано с процессом информатизации
Одним из приоритетных направлений этого процесса является информатизация
.
образования С каждым годом возрастает роль аудиовизуальных и интерактивных
,
.
технологий они становятся неотъемлемой частью современного учебного процесса
Сейчас
во
всем мире
в
образовательной
сфере
широко
используются
,
интерактивные доски они могут применяться на любых уроках при преподавании
.
любых
дисциплин
Одной из главных задач на уроке остается формирование у обучающихся прочных
,
.
знаний умений и навыков Ее решению способствуют возможности интерактивной
,
доски позволяющие сочетать инновационные и традиционные приемы обучения
.
,
,
–
русскому языку
Доска
мел
карточки с заданиями и бумажные плакаты
это
,
.
составляющие части педагогических технологий которые были хороши в прошлом
.
Традиционная школьная доска уже не справляется с новыми функциями Новое
,
,
поколение школьников
выросшее на компьютерах и мобильных телефонах
у
,
которого гораздо выше потребность в визуальной информации требуют от учителя
.
другого подхода
5
За последние
лет
в
кабинетах нашей школы появилось
много нового
,
.
оборудования в том числе компьютеры и интерактивные доски Учителя получили
.
прекрасную возможность сделать свои уроки более наглядными и эффективными
–
,
Интерактивная доска
уникальное техническое средство с помощью которого
,
,
,
,
можно создавать
живые
интересные
яркие
насыщенные
интерактивные уроки
,
.
русского языка и литературы позволяющие активизировать деятельность учащихся
:
Преимущества интерактивной доски
-
;
работа с доской позволяет реализовать принцип наглядности
-
яркие и привлекательные материалы коллекции воспитывают в детях эстетический
;
вкус
-
интерактивные
возможности
доски
помогают
снять
трудности
в
процессе
;
монологического высказывания
-
,
,
возможность вырезать и стирать объекты с экрана
копировать и вставлять их
:
отменять или возвращать действия придает учащимся больше уверенности
они
,
,
-
.
знают что всегда могут вернуться на шаг назад что то изменить или исправить
.
Однако для подготовки урока требовалось затратить немало времени и усилий
,
Но и ученики стали активно помогать мне при подготовке презентации включились в
.
,
проектную деятельность На уроках стали активнее появился интерес к творчеству
,
,
.
писателей нравится работать в творческой мастерской работать над проектами Вот
,
тогда я оценила ценность интерактивных методик которые позволяют практиковать
,
,
:
,
,
,
и отрабатывать
умения
навыки
новые
компетенции
изучать
искать
думать
.
сотрудничать
Именно
интерактивное
обучение
помогает
организовать
,
познавательную деятельность так
что в учебный процесс познания вовлекаются
.
практически все учащиеся
В своей работе я начала использовать следующие интерактивные методы
:
обучения
-
;
литературные экскурсии
-
–
;
урок
презентацию
-
-
;
урок практикум
-
;
семинар
-
;
лекцию
-
-
;
урок зачет
-
;
исследовательские методы в обучении
-
.
проектные методы обучения
В преподавании своего предмета использую такие приемы интерактивного
,
обучения
которые
формируют
и
развивают
коммуникативные
способности
:
учащихся
-
;
учебный мозговой штурм
-
;
работа в группах и в паре
-
;
кластер
-
;
синквейн
-
.
эссе
Очень
нравится
мне
и
моим ученикам использовать
на
уроке
прием
,
,
,
перетаскивания слов подбирая морфемы составляя слова и предложения чертить
,
,
схемы предложений
открывать
ячейки
интерактивной
таблицы
использовать
,
.
:
шторку
бегущую строку
Часто на уроках использую различные
инструменты
,
,
.
,
«
примечания указатели часы Например на обобщающем уроке
Однородные члены
»
предложения и знаки препинания при них предлагаю восьмиклассникам расставить
,
,
,
запятые сделать вывод и открыв примечание в верхнем правом углу флипчарта
.
«
», «
проверить
себя
Игровые моменты с использованием инструмента
Часы
Кто
…»
5-6
.
быстрей и правильней
нравятся учащимся
классов Циферблат выводится на
,
,
,
доску после заданного времени раздается бой курантов флипчарт меняется либо
.
.
закрывается
шторкой
Дальнейшее
выполнение
задания
невозможно
,
На мой взгляд использование интерактивной доски не обязательно на каждом этапе
.
,
,
урока
Учитель в зависимости от темы типа урока
поставленных целей может
,
обратиться к возможностям интерактивной доски лишь тогда когда эффективность и
.
целесообразность такой работы очевидна и дает результат
Я применяю компьютер с
интерактивной доской на
следующих этапах
:
процесса
обучения
1.
Эффективно применение интерактивной доски на этапе объяснения
нового
.
,
.
материала Теоретический материал урока можно представить в виде схем таблиц
:
Работа с таблицей может быть разной ученики устно могут работать над схемами и
,
,
таблицами
кроссвордами на
уроках повторения
выделять
главное
цветными
,
.
.
карандашами заполнение граф таблицы и т д При объяснении некоторых тем по
,
литературе
материал
объясняется
с
помощью наглядных
схем
и
рисунков
,
.
иллюстраций
которые заранее были вложены на интерактивную доску
Можно
,
совершить виртуальную экскурсию на родину писателя или поэта побывать в их
.
,
музеях
После
таких уроков
дети становятся
активнее
появляется
интерес
к
.
творчеству писателя и поэта
Использование ИД на этом этапе урока помогает
,
активизировать мыслительную деятельность учащихся
включить их в поисковую
,
.
работу в самоорганизацию обучения
2.
.
Очень удобна интерактивная доска при работе с текстом Текст заранее готовится
.
на странице интерактивной доски и используется для разного анализа
В тексте
,
могут быть пропущены буквы знаки препинания или удобно выполнять все виды
.
,
грамматического разбора
Важно также написать текст одним цветом а задания
.
выполнять другим Разный шрифт и цвет букв привлекает внимание учащихся и
.
помогает повысить орфографическую зоркость
3.
,
При разборе предложений словосочетаний и слов нет необходимости писать всё
.
,
это на доске во время урока
Заранее записав задания на интерактивной доске
2-3
можно сэкономить время и поэтому вместо
предложении удается разобрать
.
больше
4.
,
.
Учителя русского языка знают как сложно дети запоминают словарные слова В
.
этой работе также помогает интерактивная доска На экран выводится словарное
,
слово
для
запоминания
правописания
дается
его
лексическое
значение
и
.
этимология Ученики могут составить словосочетания самостоятельно в тетради и на
,
.
доске подбирать однокоренные слова
5.
«
»
Очень интересно применять функцию шторки при фронтальном опросе на этапе
.
,
закрепления или повторения изученного Ученик отвечает на записанный вопрос и
«
»,
.
тут же открывает
шторки
за которыми спрятан правильный ответ и проверяет себя
Трудные для восприятия теоретические знания в такой форме работы обязательно
.
запомнится
даже
слабоуспевающему
ученику
Такая
форма
работы помогает
,
восполнить недостающие у учащихся знания
вспомнить необходимые опорные
.
знания и способы действий
6.
.
Интерактивную доску применяю при работе с деформированным текстом Из
,
разбросанных слов составить словосочетания или предложения также собрать слова
–
.
из
разбросанных морфем
любимые задания
слабоуспевающих учеников
Им
интересно перетаскивать слова с помощью лазерной ручки и такие задания надолго
.
останутся у них в памяти
7.
Интерактивная
доска
может
быть
использована
при групповой работе
по
.
,
демонстрации презентаций Класс может быть разделен на несколько групп каждая
.
группа
готовит
презентацию
на
заданную
тему
Такая
работа
помогает
,
.
активизировать учащихся не только на уроке
но и при подготовке к уроку
Я
,
заметила
что на уроках с презентациями даже пассивные ученики с огромным
,
желанием включаются в работу с интересом просматривают слайды и отвечают на
.
,
вопросы Во время любой презентации дети очень внимательны сосредоточены и
.
дисциплинированы
8.
.
Хороший помощник интерактивная доска на уроках развития речи Наглядная
информация помогает сосредоточить внимание на ключевых моментах и активно
.
задействовать зрительную память
На уроках сочинения можно демонстрировать
.
репродукции картин художников
9.
Очень
удобна
интерактивная
доска
при самопроверке
или взаимопроверке
.
1-2
,
домашнего задания
Заранее
ученика
готовят
домашнее
задание
которое
,
.
вызывает затруднение для проверки по интерактивной доске Здесь интерактивная
;
доска помогает выявить уровень знаний учащихся по заданному на дом заданию
;
.
устранению типичных ошибок проведению индивидуальной работы
10.
,
Интерактивную доску можно использовать не только на уроках но и во время
,
,
,
проведения
внеклассных
мероприятий
например
КВН
по
русскому
языку
,
.
лингвистических викторин интерактивных игр Использование ИКТ во внеклассной
«
»,
.
работе
помогает
сделать
классные
часы
живыми
наглядными
Просмотр
,
,
,
презентаций о вреде наркотиков
табакокурения
алкоголя
видеоряд об ужасных
.
проявлениях
СПИДа
никого
не
оставит
равнодушным
Современный учитель русского языка и литературы должен уметь работать с новыми
,
средствами обучения хотя бы ради того чтобы обеспечить одно из главнейших прав
–
.
ученика
право на качественное образование
,
.
Итак интерактивная доска прочно вошла в нашу школьную жизнь В этой связи
хотелось бы выделить следующие
:
преимущества интерактивной доски
1.
Доска
позволяет
создавать
и
совершенствовать
собственные
коллекции
.
материалов
к
урокам
2.
.
Позволяет существенно экономить время на каждом этапе урока
3.
Интерактивная
доска
дает
возможность
многократно
использовать
:
,
подготовленный
материал
при
объяснении
нового
материала
при
проверке
.
домашнего задания и тематическом повторении
4.
,
.
Оперативный контроль знаний умений и навыков
5.
,
Использование интерактивной доски стимулирует активность учащихся на уроках
.
усиливается процесс запоминания и повторения
6.
,
Побуждает учителя к поиску новых подходов в обучении что способствует к
.
творческому и потенциальному росту
7.
,
.
Учащиеся на таких уроках ведут себя более внимательно дисциплинировано
,
Важно понимать что эффект от использования интерактивных технологии во
,
.
многом зависит от самого учителя как он применяет те или иные возможности доски
:
Использование интерактивной доски помогает учителю
1.
.
Повышать мотивацию обучения
2.
.
Увеличить глубину погружения в материал
3.
:
Сэкономить время материал каждого урока можно сохранить без изменения
.
для следующего класса
4.
,
Формировать
коммуникативную компетенцию учащихся
так
как
ученики
,
становятся активными участниками урока не только на этапе его проведения
.
но и при подготовке урока
5.
,
Привлечение разных видов деятельности рассчитанные на активную позицию
.
учеников
6.
.
Учитывать возрастные и психологические особенности учащихся
7.
.
Создавать благоприятный психологический климат на уроке
8.
.
Сохранить интерес детей к предмету
:
Интерактивная
доска
для
ребенка
выполняет
различные
функции
-
,
учитель
-
,
рабочий инструмент
-
,
объект обучения
-
.
игровая среда со спецэффектами
:
Преимущества интерактивной доски для учащихся
-
.
Делает занятия интересными и развивает мотивацию
-
.
Предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе
-
,
Начинают понимать более сложные идеи в результате более ясной эффективной и
.
динамичной подачи материала
-
.
Начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе
-
,
Повышает интерес к предмету у слабоуспевающих учащихся легко вовлекает их в
.
учебный процесс
,
Хочу отметить что повышение эффективности обучения не происходит само по
.
себе с приобретением интерактивной доски Учителю важно подобрать материал для
.
уроков или сделать его самостоятельно на должном уровне Да и сама доска не
,
,
делает
урок
развивающим
таким его
может
сделать
только
учитель
ясно
,
,
–
представляющий цель использующий эффективные методы обучения а доска
это
.
полезный инструмент в руках учителя
,
:
Используя интерактивную доску на своих уроках
я сделала такой вывод
-
,
эффективное использование интерактивной доски повышает активность учащихся
,
,
;
развивает память внимание скорость реакции
-
,
информация усваивается на эмоциональном уровне быстрее и лучше становится
;
для ребят более доступной и понятной
-
,
на уроках с применением интерактивной доски ученики более активные открытые
;
и заинтересованные
-
использование интерактивной доски позволяет за меньшее количество времени
,
,
,
повторить
закрепить и обобщить больший объем информации а следовательно
.
повысить качество знаний учащихся по предмету
,
Таким образом
приемы работы с
интерактивной доской предоставляет
учителю и обучающимся уникальное сочетание компьютерных и традиционных
.
,
,
методов организации учебной деятельности Но безусловно сама интерактивная
;
,
доска не творит чудеса
к урокам нужно готовиться более тщательно создавать
.
компьютерные модели уроков А интерактивная доска позволит сделать эти модели
.
рабочими
в
интерактивном
режиме
,
Трудно сказать на сколько улучшается обучение с использованием интерактивной
,
,
:
доски как сильно успех ученика зависит от ее применения но одно несомненно
использование интерактивной доски на уроке позволяет рационально распределять
,
время урока повышает мотивацию обучающихся и делает обучение интересным и
,
творческим процессом что является непременным условием повышения качества
.
образования