Напоминание

Использование возможностей интерактивной доски на уроках русского языка и литературы


Автор: Зеркаль Наталья Олеговна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Сусанинская школа
Населённый пункт: с.Сусанино, Первомайский район, Республика Крым
Наименование материала: статья
Тема: Использование возможностей интерактивной доски на уроках русского языка и литературы
Раздел: среднее образование





Назад




Использование возможностей интерактивной

.

доски на уроках русского языка и литературы

.

Современное общество неразрывно связано с процессом информатизации

Одним из приоритетных направлений этого процесса является информатизация

.

образования С каждым годом возрастает роль аудиовизуальных и интерактивных

,

.

технологий они становятся неотъемлемой частью современного учебного процесса

Сейчас

во

всем мире

в

образовательной

сфере

широко

используются

,

интерактивные доски они могут применяться на любых уроках при преподавании

.

любых

дисциплин

Одной из главных задач на уроке остается формирование у обучающихся прочных

,

.

знаний умений и навыков Ее решению способствуют возможности интерактивной

,

доски позволяющие сочетать инновационные и традиционные приемы обучения

.

,

,

русскому языку

Доска

мел

карточки с заданиями и бумажные плакаты

это

,

.

составляющие части педагогических технологий которые были хороши в прошлом

.

Традиционная школьная доска уже не справляется с новыми функциями Новое

,

,

поколение школьников

выросшее на компьютерах и мобильных телефонах

у

,

которого гораздо выше потребность в визуальной информации требуют от учителя

.

другого подхода

5

За последние

лет

в

кабинетах нашей школы появилось

много нового

,

.

оборудования в том числе компьютеры и интерактивные доски Учителя получили

.

прекрасную возможность сделать свои уроки более наглядными и эффективными

,

Интерактивная доска

уникальное техническое средство с помощью которого

,

,

,

,

можно создавать

живые

интересные

яркие

насыщенные

интерактивные уроки

,

.

русского языка и литературы позволяющие активизировать деятельность учащихся

:

Преимущества интерактивной доски

-

;

работа с доской позволяет реализовать принцип наглядности

-

яркие и привлекательные материалы коллекции воспитывают в детях эстетический

;

вкус

-

интерактивные

возможности

доски

помогают

снять

трудности

в

процессе

;

монологического высказывания

-

,

,

возможность вырезать и стирать объекты с экрана

копировать и вставлять их

:

отменять или возвращать действия придает учащимся больше уверенности

они

,

,

-

.

знают что всегда могут вернуться на шаг назад что то изменить или исправить

.

Однако для подготовки урока требовалось затратить немало времени и усилий

,

Но и ученики стали активно помогать мне при подготовке презентации включились в

.

,

проектную деятельность На уроках стали активнее появился интерес к творчеству

,

,

.

писателей нравится работать в творческой мастерской работать над проектами Вот

,

тогда я оценила ценность интерактивных методик которые позволяют практиковать

,

,

:

,

,

,

и отрабатывать

умения

навыки

новые

компетенции

изучать

искать

думать

.

сотрудничать

Именно

интерактивное

обучение

помогает

организовать

,

познавательную деятельность так

что в учебный процесс познания вовлекаются

.

практически все учащиеся

В своей работе я начала использовать следующие интерактивные методы

:

обучения

-

;

литературные экскурсии

-

;

урок

презентацию

-

-

;

урок практикум

-

;

семинар

-

;

лекцию

-

-

;

урок зачет

-

;

исследовательские методы в обучении

-

.

проектные методы обучения

В преподавании своего предмета использую такие приемы интерактивного

,

обучения

которые

формируют

и

развивают

коммуникативные

способности

:

учащихся

-

;

учебный мозговой штурм

-

;

работа в группах и в паре

-

;

кластер

-

;

синквейн

-

.

эссе

Очень

нравится

мне

и

моим ученикам использовать

на

уроке

прием

,

,

,

перетаскивания слов подбирая морфемы составляя слова и предложения чертить

,

,

схемы предложений

открывать

ячейки

интерактивной

таблицы

использовать

,

.

:

шторку

бегущую строку

Часто на уроках использую различные

инструменты

,

,

.

,

«

примечания указатели часы Например на обобщающем уроке

Однородные члены

»

предложения и знаки препинания при них предлагаю восьмиклассникам расставить

,

,

,

запятые сделать вывод и открыв примечание в верхнем правом углу флипчарта

.

«

», «

проверить

себя

Игровые моменты с использованием инструмента

Часы

Кто

…»

5-6

.

быстрей и правильней

нравятся учащимся

классов Циферблат выводится на

,

,

,

доску после заданного времени раздается бой курантов флипчарт меняется либо

.

.

закрывается

шторкой

Дальнейшее

выполнение

задания

невозможно

,

На мой взгляд использование интерактивной доски не обязательно на каждом этапе

.

,

,

урока

Учитель в зависимости от темы типа урока

поставленных целей может

,

обратиться к возможностям интерактивной доски лишь тогда когда эффективность и

.

целесообразность такой работы очевидна и дает результат

Я применяю компьютер с

интерактивной доской на

следующих этапах

:

процесса

обучения

1.

Эффективно применение интерактивной доски на этапе объяснения

нового

.

,

.

материала Теоретический материал урока можно представить в виде схем таблиц

:

Работа с таблицей может быть разной ученики устно могут работать над схемами и

,

,

таблицами

кроссвордами на

уроках повторения

выделять

главное

цветными

,

.

.

карандашами заполнение граф таблицы и т д При объяснении некоторых тем по

,

литературе

материал

объясняется

с

помощью наглядных

схем

и

рисунков

,

.

иллюстраций

которые заранее были вложены на интерактивную доску

Можно

,

совершить виртуальную экскурсию на родину писателя или поэта побывать в их

.

,

музеях

После

таких уроков

дети становятся

активнее

появляется

интерес

к

.

творчеству писателя и поэта

Использование ИД на этом этапе урока помогает

,

активизировать мыслительную деятельность учащихся

включить их в поисковую

,

.

работу в самоорганизацию обучения

2.

.

Очень удобна интерактивная доска при работе с текстом Текст заранее готовится

.

на странице интерактивной доски и используется для разного анализа

В тексте

,

могут быть пропущены буквы знаки препинания или удобно выполнять все виды

.

,

грамматического разбора

Важно также написать текст одним цветом а задания

.

выполнять другим Разный шрифт и цвет букв привлекает внимание учащихся и

.

помогает повысить орфографическую зоркость

3.

,

При разборе предложений словосочетаний и слов нет необходимости писать всё

.

,

это на доске во время урока

Заранее записав задания на интерактивной доске

2-3

можно сэкономить время и поэтому вместо

предложении удается разобрать

.

больше

4.

,

.

Учителя русского языка знают как сложно дети запоминают словарные слова В

.

этой работе также помогает интерактивная доска На экран выводится словарное

,

слово

для

запоминания

правописания

дается

его

лексическое

значение

и

.

этимология Ученики могут составить словосочетания самостоятельно в тетради и на

,

.

доске подбирать однокоренные слова

5.

«

»

Очень интересно применять функцию шторки при фронтальном опросе на этапе

.

,

закрепления или повторения изученного Ученик отвечает на записанный вопрос и

«

»,

.

тут же открывает

шторки

за которыми спрятан правильный ответ и проверяет себя

Трудные для восприятия теоретические знания в такой форме работы обязательно

.

запомнится

даже

слабоуспевающему

ученику

Такая

форма

работы помогает

,

восполнить недостающие у учащихся знания

вспомнить необходимые опорные

.

знания и способы действий

6.

.

Интерактивную доску применяю при работе с деформированным текстом Из

,

разбросанных слов составить словосочетания или предложения также собрать слова

.

из

разбросанных морфем

любимые задания

слабоуспевающих учеников

Им

интересно перетаскивать слова с помощью лазерной ручки и такие задания надолго

.

останутся у них в памяти

7.

Интерактивная

доска

может

быть

использована

при групповой работе

по

.

,

демонстрации презентаций Класс может быть разделен на несколько групп каждая

.

группа

готовит

презентацию

на

заданную

тему

Такая

работа

помогает

,

.

активизировать учащихся не только на уроке

но и при подготовке к уроку

Я

,

заметила

что на уроках с презентациями даже пассивные ученики с огромным

,

желанием включаются в работу с интересом просматривают слайды и отвечают на

.

,

вопросы Во время любой презентации дети очень внимательны сосредоточены и

.

дисциплинированы

8.

.

Хороший помощник интерактивная доска на уроках развития речи Наглядная

информация помогает сосредоточить внимание на ключевых моментах и активно

.

задействовать зрительную память

На уроках сочинения можно демонстрировать

.

репродукции картин художников

9.

Очень

удобна

интерактивная

доска

при самопроверке

или взаимопроверке

.

1-2

,

домашнего задания

Заранее

ученика

готовят

домашнее

задание

которое

,

.

вызывает затруднение для проверки по интерактивной доске Здесь интерактивная

;

доска помогает выявить уровень знаний учащихся по заданному на дом заданию

;

.

устранению типичных ошибок проведению индивидуальной работы

10.

,

Интерактивную доску можно использовать не только на уроках но и во время

,

,

,

проведения

внеклассных

мероприятий

например

КВН

по

русскому

языку

,

.

лингвистических викторин интерактивных игр Использование ИКТ во внеклассной

«

»,

.

работе

помогает

сделать

классные

часы

живыми

наглядными

Просмотр

,

,

,

презентаций о вреде наркотиков

табакокурения

алкоголя

видеоряд об ужасных

.

проявлениях

СПИДа

никого

не

оставит

равнодушным

Современный учитель русского языка и литературы должен уметь работать с новыми

,

средствами обучения хотя бы ради того чтобы обеспечить одно из главнейших прав

.

ученика

право на качественное образование

,

.

Итак интерактивная доска прочно вошла в нашу школьную жизнь В этой связи

хотелось бы выделить следующие

:

преимущества интерактивной доски

1.

Доска

позволяет

создавать

и

совершенствовать

собственные

коллекции

.

материалов

к

урокам

2.

.

Позволяет существенно экономить время на каждом этапе урока

3.

Интерактивная

доска

дает

возможность

многократно

использовать

:

,

подготовленный

материал

при

объяснении

нового

материала

при

проверке

.

домашнего задания и тематическом повторении

4.

,

.

Оперативный контроль знаний умений и навыков

5.

,

Использование интерактивной доски стимулирует активность учащихся на уроках

.

усиливается процесс запоминания и повторения

6.

,

Побуждает учителя к поиску новых подходов в обучении что способствует к

.

творческому и потенциальному росту

7.

,

.

Учащиеся на таких уроках ведут себя более внимательно дисциплинировано

,

Важно понимать что эффект от использования интерактивных технологии во

,

.

многом зависит от самого учителя как он применяет те или иные возможности доски

:

Использование интерактивной доски помогает учителю

1.

.

Повышать мотивацию обучения

2.

.

Увеличить глубину погружения в материал

3.

:

Сэкономить время материал каждого урока можно сохранить без изменения

.

для следующего класса

4.

,

Формировать

коммуникативную компетенцию учащихся

так

как

ученики

,

становятся активными участниками урока не только на этапе его проведения

.

но и при подготовке урока

5.

,

Привлечение разных видов деятельности рассчитанные на активную позицию

.

учеников

6.

.

Учитывать возрастные и психологические особенности учащихся

7.

.

Создавать благоприятный психологический климат на уроке

8.

.

Сохранить интерес детей к предмету

:

Интерактивная

доска

для

ребенка

выполняет

различные

функции

-

,

учитель

-

,

рабочий инструмент

-

,

объект обучения

-

.

игровая среда со спецэффектами

:

Преимущества интерактивной доски для учащихся

-

.

Делает занятия интересными и развивает мотивацию

-

.

Предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе

-

,

Начинают понимать более сложные идеи в результате более ясной эффективной и

.

динамичной подачи материала

-

.

Начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе

-

,

Повышает интерес к предмету у слабоуспевающих учащихся легко вовлекает их в

.

учебный процесс

,

Хочу отметить что повышение эффективности обучения не происходит само по

.

себе с приобретением интерактивной доски Учителю важно подобрать материал для

.

уроков или сделать его самостоятельно на должном уровне Да и сама доска не

,

,

делает

урок

развивающим

таким его

может

сделать

только

учитель

ясно

,

,

представляющий цель использующий эффективные методы обучения а доска

это

.

полезный инструмент в руках учителя

,

:

Используя интерактивную доску на своих уроках

я сделала такой вывод

-

,

эффективное использование интерактивной доски повышает активность учащихся

,

,

;

развивает память внимание скорость реакции

-

,

информация усваивается на эмоциональном уровне быстрее и лучше становится

;

для ребят более доступной и понятной

-

,

на уроках с применением интерактивной доски ученики более активные открытые

;

и заинтересованные

-

использование интерактивной доски позволяет за меньшее количество времени

,

,

,

повторить

закрепить и обобщить больший объем информации а следовательно

.

повысить качество знаний учащихся по предмету

,

Таким образом

приемы работы с

интерактивной доской предоставляет

учителю и обучающимся уникальное сочетание компьютерных и традиционных

.

,

,

методов организации учебной деятельности Но безусловно сама интерактивная

;

,

доска не творит чудеса

к урокам нужно готовиться более тщательно создавать

.

компьютерные модели уроков А интерактивная доска позволит сделать эти модели

.

рабочими

в

интерактивном

режиме

,

Трудно сказать на сколько улучшается обучение с использованием интерактивной

,

,

:

доски как сильно успех ученика зависит от ее применения но одно несомненно

использование интерактивной доски на уроке позволяет рационально распределять

,

время урока повышает мотивацию обучающихся и делает обучение интересным и

,

творческим процессом что является непременным условием повышения качества

.

образования



В раздел образования