Напоминание

Конспект занятия по обучению детей пересказу с использованием опорных схем


Автор: Суманеева Юлия Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 114"
Населённый пункт: город Сыктывкар, Республика Коми
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект занятия по обучению детей пересказу с использованием опорных схем
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 114»

Конспект занятия по обучению детей 4-5 лет пересказу с использованием

опорных схем.

Пересказ адаптированного рассказа «Петушок с семьей»

(по К.Д. Ушинскому.)

Выполнила: воспитатель

Суманеева Юлия Анатольевна.

Сыктывкар, 2021

Цель: Формирование навыков связного последовательного пересказа текста

с опорой на графические схемы.

Задачи:1. Развивать у детей диалогическую речь через беседу;

2. Формировать у детей навыки планирования развернутого высказывания;

3. Развивать у детей кратковременную зрительную память через

дидактическую игру «Что изменилось?»;

4. Воспитывать умение слушать сверстников.

Методические приемы:

Чтение, отгадывание загадки; дидактическая игра «Что изменилось?»;

договаривание предложений детьми; рассматривание предметных картинок,

графических схем; выстраивание графической мнемодорожки.

Оборудование:

Сюжетная картинка «Петушок с семьей»; предметные картинки: петух,

курица, цыплята, утка, гусь, голубь; набор графических схем.

Предварительная работа:

Изучение лексической темы «Дикие животные».

Чтение природоведческой литературы.

Рассматривание картинок, иллюстраций по изучаемой теме.

Работа над вариативностью словосочетаний: ходить во дворе - ходить по

двору.

Лексический материал:

Части речи

Слова,

сложные

Слова,

сложные

по

семантике

по слоговой

структуре

Существительны

е

двор,

гребешок,

узоры,

цыплята,

шпоры

зернышко

Ход занятия

Организационный момент. Рассматривание детьми сюжетной картины

«Петушок с семьей».

- Ребята, отгадайте загадку.

На голове — красный гребешок,

Под носом - красная бородка,

На хвосте - узоры,

На ногах - шпоры.

Раньше всех встает,

Голосок подает.

Дети: (Петух)

- Какие слова помогли вам догадаться?

Дети: красный гребешок, бородка, шпоры.

Чтение рассказа.

- Ребята, послушайте рассказ Константина Ушинского, который называется

«Петушок с семьей».

Чтение адаптированного рассказа сопровождается демонстрацией

сюжетной картины «Петушок с семьей».

Ходит по двору петушок: на голове красный гребешок, под носом красная

бородка. Хвост у Пети колесом, на хвосте узоры, на ногах шпоры. Петя

зернышко нашел. Зовет он курочку с цыплятами. Они зернышко не поделили

- подрались. Петя-петушок их помирил: сам зернышко съел, крыльями

замахал, во все горло закричал: ку-ка-ре-ку!

Беседа по содержанию.

- О ком говорится в рассказе?

Дети: О петушке с семьей.

- Где ходит петушок?

Дети: Во дворе, по двору.

- Где у Пети гребешок, бородка, шпоры?

Дети: На голове, под носом, на ногах.

- На что похож хвост петуха? Почему?

Дети: На колесо. Он закругленный, на хвосте узоры из цветных перышек.

- Что нашел петушок?

Дети: Зернышко

- Кого он позвал?

Дети: Курочку с цыплятами.

- Почему цыплята подрались?

Дети: Зернышко не поделили.

- Как их помирил петушок?

Дети: Сам зернышко съел, крыльями замахал, во все горло закричал: «Ку-ка-

ре-ку!»

- Ребята,

поиграем в игру «Что изменилось?»

- Кого вы видите на картинках?

Дети: петух, курица, цыплята, утка, гусь.

- Как их можно назвать, одним словом?

Дети: птицы.

- Ребята, посмотрите на картинки, что изменилось?

Дети: появился голубь.

Выделение действующих лиц произведения.

- Ребята, из предметных картинок с изображением птиц отберите те, которые

подходят к нашему рассказу.

Дети: отбирают предметные картинки с изображением петуха, курицы,

цыплят.

Физкультминутка. Наши уточки с утра —

(Идут по кругу вперевалочку, как утки) Кря-кря-кря, кря-кря-кря! Наши гуси

у пруда —

(Идут по кругу, вытянув шеи вперед и отставив руки назад, как крылья) Га-

га-га, га-га-га! Наши курочки в окно —

(Останавливаются, встают лицом в круг, бьют руками по бокам) Ко-ко-ко,

ко-ко-ко! А как Петя-петушок

(Поднимаясь на цыпочки, вытягивают шею вверх) Рано-рано поутру Нам

споет: ку-ка-ре-ку!

Повторное чтение рассказа.

- Ребята, я прочитаю рассказ еще раз, а вы мне поможете.

По мере чтения рассказа выставляю графическую мнемодорожку.

Дети добавляют нужные слова.

- Ходит по двору (кто?)

Дети: петушок.

- На голове (что?)

Дети: красный гребешок.

- Под носом (что?)

Дети: красная бородка.

- Хвост у Пети (какой?)

Дети: колесом.

- На хвосте (что?)

Дети: узоры.

- На ногах (что?)

Дети: шпоры.

- Петя нашел (что?)

Дети: зернышко.

- Зовет петушок (кого?)

Дети: курочку с цыплятами.

- Они зернышко не поделили, (что сделали?)

Дети: подрались.

- Петя-петушок их помирил (как?)

Дети: Крыльями замахал, во все горло закричал: «Ку-ка-ре-ку!».

Пересказ по плану с наглядной опорой в виде графических схем.

Рефлексия: - Ребята, наше занятие подходит к концу. Чем мы с вами

занимались? Дети: пересказывали рассказ.

- Как называется рассказ? Дети: «Петушок с семьей»

- Ребята, вы сегодня молодцы. Петушка порадовали, рассказ о нем составили.

Петушок решил остаться у нас в группе и поиграть с вами.



В раздел образования