Автор: Магулий Наталья Фёдоровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: КГКОУ школа 4
Населённый пункт: город Амурск Хабаровского края
Наименование материала: Статья
Тема: Использование игровых технологий,сказки на логопедических занятиях
Раздел: начальное образование
Краевое государственное казённое общеобразовательное учреждение, реализуещее
адаптированные основные образовательные программы «Школа № 4»
г.Амурск
Развитие умения выполнять анализ и синтез слова через использование в логопедической
работе игр, сказок с использованием компьютерных технологий
Магулий Наталья Федоровна
Учитель - логопед
высшей квалификационной категории
Важнейшей предпосылкой обучения чтению и письму является осознание
фонематической структуры слова.
У детей с особенностями в развитии эта форма
языкового анализа и синтеза максимально страдает. Если ребенок не овладел звуковым
анализом и синтезом, он не сможет правильно передать устную речь в письменном виде.
Логопедическая работа по преодолению у учащихся с ограниченными возможностями
здоровья данного вида нарушений занимает особое место, так как у детей наблюдаются
отставания в речевом
развитии, нарушения лексико-грамматической стороны речи,
сопровождающиеся расстройствами чтения и письма. Фонематический анализ - сложный
процесс мыслительной деятельности, при котором слово не только узнается на основе
восприятия и различения фонем, но и расчленяется на свои составные элементы, звуки.
Таким образом, фонематический анализ рассматривается как процесс умственного
действия, он является сложной аналитической функцией для детей с характерной для них
повышенной утомляемостью; значит, необходимо чаще менять виды деятельности.
Психологами
доказано,
что
знания,
полученные
без
интереса,
не
окрашенные
собственными положительными эмоциями, не становятся полезными - это мертвый груз.
Как добиться наибольшей эффективности
урока? Какими средствами повысить
познавательную активность учащихся?
Как всякое умственное действие фонематический анализ легче осуществляется с опорой
на действие в условиях экстериоризации (вынесения действия во внешний план). И здесь
на помощь приходит игра, ведь пассивное восприятие и усвоение не могут быть опорой
прочных знаний. Игра является одним из эффективных методов и приемов, активно
воздействующих на эмоциональную сферу и познавательную мотивацию учащихся.
Детям необходимы яркие впечатления и положительные эмоции, вера в свои силы,
заинтересованность в результате – это половина успеха коррекционной работы.
Использование
дидактических
игр помогут ребенку не только справиться с
названными
нарушениями, но и расширит кругозор, способствует
активизации
познавательной деятельности, окажет влияние на развитие коммуникативных навыков.
На это указывают в своих работах В.Волина, И. Лопухина, О.Ивановская.
Новые условия образовательной деятельности, в том числе введение ФГОС НОО
обучающихся с ОВЗ, и проблемы, возникающие в связи с обучением детей,ориентируют
нас на выбор и активное использование на логопедических занятиях как традиционных,
так и современных инновационных технологий. Понятие «игровые коррекционные
технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации
коррекционного процесса в форме различных дидактических игр
1
1.Реализация игровых приемов на занятиях проходит по таким направлениям:
дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;
учебная деятельность подчиняется правилам игры;
учебный материал используется в качестве ее средства;
в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит
дидактическую задачу в игровую.
2.Целью игровых технологий является решение ряда задач:
дидактических
(расширение
кругозора,
познавательная
деятельность;
формирование умений и навыков, необходимых в практической деятельности);
развивающих (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, умений
устанавливать закономерности и др.);
воспитывающих
(воспитание
самостоятельности,
воли,
формирование
нравственных, эстетических позиций, коммуникативных навыков общения т.д.);
социализирующих (приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к
условиям среды и др).
3. Чтобы применить игровую форму в логопедической практике, обязательно
соблюдать следующие условия:
соответствие игры учебно-воспитательным целям коррекционного занятия;
доступность речевого материала для учащихся данного возраста;
умеренность в использовании игр на занятиях.
4.Кроме того, продуктивны такие виды коррекционной работы:
игровая
организация
учебного
процесса
с
использованием
обычных,
традиционных заданий, (поднять флажок на заданный звук, карточку, отхлопать в
ладоши, составить предложения);
игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий
(конкурс, викторина, путешествие на корабле, игры с мячом и т.д.);
игровую деятельность как элемент урока можно применять на любом этапе
развития анализа и синтеза слова, как в простых, так и в сложных формах.
Особенно распространены дидактические игры на этапах повторения и
закрепления.
Применение компьютерных технологий- неотъемлемая часть современного урока.
Логопедические сказки с использованием информационных технологий
совмещают
различные типы заданий на развитие анализа и синтеза. По мнению В.А. Сухомлинского,
« В сказках содержатся правила общения людей друг с другом, она расширяет внутренние
силы ребенка». Сказка учит ребенка эмоционально откликаться на события, сопереживать
персонажам, и в результате этого у ребёнка появляются не только новые представления
о людях, предметах
и
явлениях окружающего мира, но и, самое главное,- новое
эмоциональное отношение к ним. Сухомлинский писал: «Сказка развивает внутренние
силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добра…».
Таким образом, сказка служит личностному, речевому, интеллектуальному развитию
ребенка, развитию его речи. Задача взрослого – ориентировать ребенка на лучшие
образцы устного народного творчества. Следовательно, сказки могут быть применены в
урочной деятельности для развития позитивного мышления и реализации познавательной
функции языка и речи.
Начало работе над сказкой положила сказка «Теремок», применяемая на занятиях
2
по дифференциации звуков по глухости- звонкости, твердости - мягкости согласных в
третьем классе. Основное содержание сказки я оставила традиционным, но добавила
необходимый мне для решения задач урока лексический материал. Ученикам понравилась
такая форма работы, эффективные занятия с разными группами позволяли решать
проблему индивидуализации. Дети были раскрепощены, поставленные цели успешно
решены. Так сказка «работала» на решение проблем ребенка
.
В практике работы
использую русские народные «Теремок», «Колобок», а также сказки, созданные мною на
основе сюжетов из сборника сказок Л.Дерюгиной «Баюшки-баю». Возможности
программы «Power Point» позволили создать и другие сказки: «Сказка о собачке, которая
разучилась лаять», «Свинья в гостях», Настоящие друзья» и другие. Речевой материал
сказки формирует у обучающихся следующие жизненные компетенции: умение активно
слушать, обращаться с просьбой, проблемой, оценивать, поддерживать, отказывать,
использовать на практике основы диалогической и монологической речи. Работа над
логопедической сказкой интересна тем, что можно приготовить несколько вариантов
заданий с одним
картинным содержанием, а направления работы можно менять в
зависимости от темы и цели урока. Красочное содержание обогащает представление
учащихся с особенностями в развитии об окружающем мире. Использование картинного
плана в завершении урока помогает детям работать над пересказом содержания занятия
или понравившегося этапа.
Логопедическая сказка повышает мотивацию учащихся на
коррекционных
занятиях,
формирует
умение
и
навык
самостоятельного
приобретения знаний.
Таким образом, с помощью сказки выполняется одна из задач
коррекционно-развивающего обучения - стимулировать познавательную мотивацию
учащихся на логопедических занятиях. В результате внедрения данной педагогической
технологии ученик успешно вовлекается в речевую деятельность, у него формируется
положительная « Я- концепция».
Опыт работы по применению логопедических сказок с использованием компьютерных
технологий представлен на
сайте ИНФОУРОК в виде презентаций и разработок
логопедических занятий. Отдельным материалом напечатан в Сборнике лучших
методических пособий 2018г VII часть.
Примеры игр на выделение первого звука(анализ) и составление (синтез ) слова
Игра с мячом «Самый внимательный»
Цель игры: -ученик научится выполнять анализ и синтез слова, определять количество звуков в слове.
Игра способствует развитию внимания, мышления, пространственной ориентации.
Логопед бросает мяч играющим и называет слово, играющий бросает мяч обратно,
называя получившееся слово.
1 вариант игры - убрать первый звук в слове. Речевой материал: лужи- ужи, косы-осы,
крот-рот, бочки-очки, клещи-лещи, сурок-урок, брысь -рысь, прок-рок, стон-тон, тигры-
игры, удочка-дочка, пчелка-челка, опушка- пушка.
2 вариант - убрать последний звук в слове. Речевой материал: рост- рос, стол- сто, марка-
Марк, бобр-боб, парк-пар, столб-стол, волк-вол, сорт-сор, кокс-кок и др
« Найди свою картинку»
Цель игры: ученик научится определять количество и место звуков в слове.
Игра способствует развитию внимания, мышления, зрительного гнозиса.
3
Каждому играющему дается альбомный лист, на котором наклеено много предметных
картинок. Ученики вытягивают карточку с цифрой - это количество звуков в слове.
Играющие должны выбрать из представленных те картинки, которые подходят им по
количеству звуков ( нос -3 зв, слон- 4 , вилка- 5). Работа проверяется на правильность
выполнения с помощью взаимопроверки.
« Играем дружно »
Цель игры: ученик научится выделять первый звук в слоге.
Игра
способствует
развитию
оптического
представления;
воспитанию
доброжелательного отношения участников игры, развитию внимания, мышления.
На столах играющих карточки со слогами. Ученики находят подходящие друг другу
слоги и составляют слова. Выигрывает тот, кто составил больше других слов за
определенный отрезок времени. Речевой материал: по-ми-дор, ка-пу-ста, кон-фе-та,
цып-ля-та, дя-тел, ро-ма-шка, ло-па-та, сахар-ни-ца, каст-рю-ля, ка- ран-даш и т.д.
Игра может проводиться в виде соревнования между командами, при этом необходимо
помнить о бесконфликтных отношениях играющих.
Составить как можно больше слов.
Цель игры: ученик научится выполнять анализ и синтез слова, Игра способствует
развитию внимания, лексики.
Например, слово «ШОКОЛАДКА»:- школа, шок, шкала, шлак, шакал, око, оклад, кол,
кадка, колода, кладка, кок, кошка, клок, клад, лад, лодка, лак, лошадка, ад, док, код и т.д.
Библиографический список
1. Бессонова Т.П. Содержание и организация логопедической работы учителя-
логопеда: :Методические рекомендации.-М.:АПКиПРО,2003.-12
2.Волина В.В. Учимся играя.- М.: Новая школа, 1994.-448с.
3.Дерюгина Л.Б. Колыбельные песенки, сказки, пальчиковые игры.-СПб.; Издательский
Дом « Литера» ,2009.-32с.:ил.
4.Ивановская О.Г., Гадаскина Л.Я., Николаева Т.В.,.Дисграфия и дизорфография:
изучение, методика, сказки: Методическое пособие.-СПб:КАРО,2008, -544с.
5.Лопухина И.С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: Пособие
для логопедов, родителей. -М.: Аквариум, 1995.- 384с.
6.Специальное (коррекционное) образование в контексте Современной образовательной
политики.: Методические рекомендации к 2010-2011 учебному году/Авт.-
сост.И.В.Банкрашкова,И.Н.Рязанова .-Хабаровск: ХКИРО,2010.-27с.
7. Юрова Е.В. Коррекция устной речи М.-Аквариум, 1998.
4