Напоминание

Использование игровых технологий,сказки на логопедических занятиях


Автор: Магулий Наталья Фёдоровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: КГКОУ школа 4
Населённый пункт: город Амурск Хабаровского края
Наименование материала: Статья
Тема: Использование игровых технологий,сказки на логопедических занятиях
Раздел: начальное образование





Назад




Краевое государственное казённое общеобразовательное учреждение, реализуещее

адаптированные основные образовательные программы «Школа № 4»

г.Амурск

Развитие умения выполнять анализ и синтез слова через использование в логопедической

работе игр, сказок с использованием компьютерных технологий

Магулий Наталья Федоровна

Учитель - логопед

высшей квалификационной категории

Важнейшей предпосылкой обучения чтению и письму является осознание

фонематической структуры слова.

У детей с особенностями в развитии эта форма

языкового анализа и синтеза максимально страдает. Если ребенок не овладел звуковым

анализом и синтезом, он не сможет правильно передать устную речь в письменном виде.

Логопедическая работа по преодолению у учащихся с ограниченными возможностями

здоровья данного вида нарушений занимает особое место, так как у детей наблюдаются

отставания в речевом

развитии, нарушения лексико-грамматической стороны речи,

сопровождающиеся расстройствами чтения и письма. Фонематический анализ - сложный

процесс мыслительной деятельности, при котором слово не только узнается на основе

восприятия и различения фонем, но и расчленяется на свои составные элементы, звуки.

Таким образом, фонематический анализ рассматривается как процесс умственного

действия, он является сложной аналитической функцией для детей с характерной для них

повышенной утомляемостью; значит, необходимо чаще менять виды деятельности.

Психологами

доказано,

что

знания,

полученные

без

интереса,

не

окрашенные

собственными положительными эмоциями, не становятся полезными - это мертвый груз.

Как добиться наибольшей эффективности

урока? Какими средствами повысить

познавательную активность учащихся?

Как всякое умственное действие фонематический анализ легче осуществляется с опорой

на действие в условиях экстериоризации (вынесения действия во внешний план). И здесь

на помощь приходит игра, ведь пассивное восприятие и усвоение не могут быть опорой

прочных знаний. Игра является одним из эффективных методов и приемов, активно

воздействующих на эмоциональную сферу и познавательную мотивацию учащихся.

Детям необходимы яркие впечатления и положительные эмоции, вера в свои силы,

заинтересованность в результате – это половина успеха коррекционной работы.

Использование

дидактических

игр помогут ребенку не только справиться с

названными

нарушениями, но и расширит кругозор, способствует

активизации

познавательной деятельности, окажет влияние на развитие коммуникативных навыков.

На это указывают в своих работах В.Волина, И. Лопухина, О.Ивановская.

Новые условия образовательной деятельности, в том числе введение ФГОС НОО

обучающихся с ОВЗ, и проблемы, возникающие в связи с обучением детей,ориентируют

нас на выбор и активное использование на логопедических занятиях как традиционных,

так и современных инновационных технологий. Понятие «игровые коррекционные

технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации

коррекционного процесса в форме различных дидактических игр

1

1.Реализация игровых приемов на занятиях проходит по таким направлениям:

дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;

учебная деятельность подчиняется правилам игры;

учебный материал используется в качестве ее средства;

в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит

дидактическую задачу в игровую.

2.Целью игровых технологий является решение ряда задач:

дидактических

(расширение

кругозора,

познавательная

деятельность;

формирование умений и навыков, необходимых в практической деятельности);

развивающих (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, умений

устанавливать закономерности и др.);

воспитывающих

(воспитание

самостоятельности,

воли,

формирование

нравственных, эстетических позиций, коммуникативных навыков общения т.д.);

социализирующих (приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к

условиям среды и др).

3. Чтобы применить игровую форму в логопедической практике, обязательно

соблюдать следующие условия:

соответствие игры учебно-воспитательным целям коррекционного занятия;

доступность речевого материала для учащихся данного возраста;

умеренность в использовании игр на занятиях.

4.Кроме того, продуктивны такие виды коррекционной работы:

игровая

организация

учебного

процесса

с

использованием

обычных,

традиционных заданий, (поднять флажок на заданный звук, карточку, отхлопать в

ладоши, составить предложения);

игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий

(конкурс, викторина, путешествие на корабле, игры с мячом и т.д.);

игровую деятельность как элемент урока можно применять на любом этапе

развития анализа и синтеза слова, как в простых, так и в сложных формах.

Особенно распространены дидактические игры на этапах повторения и

закрепления.

Применение компьютерных технологий- неотъемлемая часть современного урока.

Логопедические сказки с использованием информационных технологий

совмещают

различные типы заданий на развитие анализа и синтеза. По мнению В.А. Сухомлинского,

« В сказках содержатся правила общения людей друг с другом, она расширяет внутренние

силы ребенка». Сказка учит ребенка эмоционально откликаться на события, сопереживать

персонажам, и в результате этого у ребёнка появляются не только новые представления

о людях, предметах

и

явлениях окружающего мира, но и, самое главное,- новое

эмоциональное отношение к ним. Сухомлинский писал: «Сказка развивает внутренние

силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добра…».

Таким образом, сказка служит личностному, речевому, интеллектуальному развитию

ребенка, развитию его речи. Задача взрослого – ориентировать ребенка на лучшие

образцы устного народного творчества. Следовательно, сказки могут быть применены в

урочной деятельности для развития позитивного мышления и реализации познавательной

функции языка и речи.

Начало работе над сказкой положила сказка «Теремок», применяемая на занятиях

2

по дифференциации звуков по глухости- звонкости, твердости - мягкости согласных в

третьем классе. Основное содержание сказки я оставила традиционным, но добавила

необходимый мне для решения задач урока лексический материал. Ученикам понравилась

такая форма работы, эффективные занятия с разными группами позволяли решать

проблему индивидуализации. Дети были раскрепощены, поставленные цели успешно

решены. Так сказка «работала» на решение проблем ребенка

.

В практике работы

использую русские народные «Теремок», «Колобок», а также сказки, созданные мною на

основе сюжетов из сборника сказок Л.Дерюгиной «Баюшки-баю». Возможности

программы «Power Point» позволили создать и другие сказки: «Сказка о собачке, которая

разучилась лаять», «Свинья в гостях», Настоящие друзья» и другие. Речевой материал

сказки формирует у обучающихся следующие жизненные компетенции: умение активно

слушать, обращаться с просьбой, проблемой, оценивать, поддерживать, отказывать,

использовать на практике основы диалогической и монологической речи. Работа над

логопедической сказкой интересна тем, что можно приготовить несколько вариантов

заданий с одним

картинным содержанием, а направления работы можно менять в

зависимости от темы и цели урока. Красочное содержание обогащает представление

учащихся с особенностями в развитии об окружающем мире. Использование картинного

плана в завершении урока помогает детям работать над пересказом содержания занятия

или понравившегося этапа.

Логопедическая сказка повышает мотивацию учащихся на

коррекционных

занятиях,

формирует

умение

и

навык

самостоятельного

приобретения знаний.

Таким образом, с помощью сказки выполняется одна из задач

коррекционно-развивающего обучения - стимулировать познавательную мотивацию

учащихся на логопедических занятиях. В результате внедрения данной педагогической

технологии ученик успешно вовлекается в речевую деятельность, у него формируется

положительная « Я- концепция».

Опыт работы по применению логопедических сказок с использованием компьютерных

технологий представлен на

сайте ИНФОУРОК в виде презентаций и разработок

логопедических занятий. Отдельным материалом напечатан в Сборнике лучших

методических пособий 2018г VII часть.

Примеры игр на выделение первого звука(анализ) и составление (синтез ) слова

Игра с мячом «Самый внимательный»

Цель игры: -ученик научится выполнять анализ и синтез слова, определять количество звуков в слове.

Игра способствует развитию внимания, мышления, пространственной ориентации.

Логопед бросает мяч играющим и называет слово, играющий бросает мяч обратно,

называя получившееся слово.

1 вариант игры - убрать первый звук в слове. Речевой материал: лужи- ужи, косы-осы,

крот-рот, бочки-очки, клещи-лещи, сурок-урок, брысь -рысь, прок-рок, стон-тон, тигры-

игры, удочка-дочка, пчелка-челка, опушка- пушка.

2 вариант - убрать последний звук в слове. Речевой материал: рост- рос, стол- сто, марка-

Марк, бобр-боб, парк-пар, столб-стол, волк-вол, сорт-сор, кокс-кок и др

« Найди свою картинку»

Цель игры: ученик научится определять количество и место звуков в слове.

Игра способствует развитию внимания, мышления, зрительного гнозиса.

3

Каждому играющему дается альбомный лист, на котором наклеено много предметных

картинок. Ученики вытягивают карточку с цифрой - это количество звуков в слове.

Играющие должны выбрать из представленных те картинки, которые подходят им по

количеству звуков ( нос -3 зв, слон- 4 , вилка- 5). Работа проверяется на правильность

выполнения с помощью взаимопроверки.

« Играем дружно »

Цель игры: ученик научится выделять первый звук в слоге.

Игра

способствует

развитию

оптического

представления;

воспитанию

доброжелательного отношения участников игры, развитию внимания, мышления.

На столах играющих карточки со слогами. Ученики находят подходящие друг другу

слоги и составляют слова. Выигрывает тот, кто составил больше других слов за

определенный отрезок времени. Речевой материал: по-ми-дор, ка-пу-ста, кон-фе-та,

цып-ля-та, дя-тел, ро-ма-шка, ло-па-та, сахар-ни-ца, каст-рю-ля, ка- ран-даш и т.д.

Игра может проводиться в виде соревнования между командами, при этом необходимо

помнить о бесконфликтных отношениях играющих.

Составить как можно больше слов.

Цель игры: ученик научится выполнять анализ и синтез слова, Игра способствует

развитию внимания, лексики.

Например, слово «ШОКОЛАДКА»:- школа, шок, шкала, шлак, шакал, око, оклад, кол,

кадка, колода, кладка, кок, кошка, клок, клад, лад, лодка, лак, лошадка, ад, док, код и т.д.

Библиографический список

1. Бессонова Т.П. Содержание и организация логопедической работы учителя-

логопеда: :Методические рекомендации.-М.:АПКиПРО,2003.-12

2.Волина В.В. Учимся играя.- М.: Новая школа, 1994.-448с.

3.Дерюгина Л.Б. Колыбельные песенки, сказки, пальчиковые игры.-СПб.; Издательский

Дом « Литера» ,2009.-32с.:ил.

4.Ивановская О.Г., Гадаскина Л.Я., Николаева Т.В.,.Дисграфия и дизорфография:

изучение, методика, сказки: Методическое пособие.-СПб:КАРО,2008, -544с.

5.Лопухина И.С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: Пособие

для логопедов, родителей. -М.: Аквариум, 1995.- 384с.

6.Специальное (коррекционное) образование в контексте Современной образовательной

политики.: Методические рекомендации к 2010-2011 учебному году/Авт.-

сост.И.В.Банкрашкова,И.Н.Рязанова .-Хабаровск: ХКИРО,2010.-27с.

7. Юрова Е.В. Коррекция устной речи М.-Аквариум, 1998.

4



В раздел образования