Напоминание

"Взаимодействие семьи и школы в формировании физического здоровья школьников"


Автор: Николай Сергеевич Прогоннов
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ ООШ №31
Населённый пункт: пос.им.Ленина
Наименование материала: статья по работе учителя физической культуры с родителями обучающихся
Тема: "Взаимодействие семьи и школы в формировании физического здоровья школьников"
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Арсаковская основная общеобразовательная школа №31

«Взаимодействие школы, семьи и общественности в

формировании физической здоровья школьников»

Прогоннов Николай Сергеевич,

Учитель физической

культуры,

первая квалификационная категория

пос.им. Ленина, 2018

СОДЕРЖАНИЕ

1. Условия возникновения, становление опыта………………………….…..4

2. Актуальность и перспективность опыта……………………………….…..6

3. Ведущая педагогическая идея……………………………………………....8

4. Новизна опыта ………………………………………………………………. 10.

5.Теоретическая база опыта …………………………………………………….11.

6.Технология опыта……………………………………………………………13

7.Результативность……………………………………………………………..17

8.Адресная направленность……………………………………………………20

9. Информационное обеспечение ………………………………….………….21.

10.Приложения…………………………………………………………………22.

3

1. Условия возникновения и становления опыта.

Современное время диктует новые требования к вопросам, затрагивающим

воспитание подрастающего поколения. Многие приводят доводы и аргументы,

что школа перестает быть авторитарной организацией, теряет свое значимую и

ведущую роль в воспитании.

Школе как социальному институту приходится искать новые реалии, пути и

формы взаимодействия с другими социальными партнерами.

Также наблюдаются в обществе процессы, которые приводят к обострению

семейных проблем: падение жизненного уровня большинства семей, рост числа

разводов, отрицательно влияющих на психику детей, увеличение неполных и

имеющих

одного

ребёнка

семей.

Усилилась

социальная

тенденция

самоустранения

многих

родителей

от

решения

вопросов

воспитания

и

личностного развития ребенка. По результатам психологических исследований

причины разные: одни семьи не умеют это делать (43%), другие - не понимают,

зачем это нужно (18%), третьи - не хотят воспитывать ребёнка (36%), и др.

причины (3%).

Как организовать взаимодействие с родителями учащихся школы, чтобы

повысить уровень физического здоровья подрастающего человека?

Эффективность воспитания и обучения ребенка сильно зависит от того,

насколько тесно взаимодействуют школа, семья и представители социального

окружения. Благодаря усилиям школы, семьи и общественности, конечно же,

могут создаться условия для развития физически здоровой личности ребенка.

Если школа увидит в лице родителей и представителей социума своих

союзников, то возможно будут совместно найдены наиболее эффективные

способы решения проблемы, определено содержание и формы педагогического

просвещения, то это поможет в формировании важных в жизни порастающего

поколения ориентиров.

4

Настоящий опыт взаимодействия с родителями и представителями социума

формировался в течение 3 лет на базе МБОУ ООШ № 31 поселка имени Ленина

(2014-2017гг)

В МБОУ ООШ №31 занимаются дети с разным уровнем подготовки, из

разной социальной среды и условий проживания.

Социальная характеристика семей –(20 семей ; учащихся 7, 8, 9 классов

на 1 сентября 2017 года)

:

Социальное положение семей:

полные

неполные

малообеспеченные

многодетные

10 семей (50%)

10 семей (50%)

7 семей (35%)

3 семьи ( 15%)

Образовательный уровень родителей класса:

высшее

ср/специальное

среднее

10%

25%

65%

Место работы родителей:

рабочие

служащие

не работают

мать / отец

50% / 15%

25% / 85%

25% / ----

Опыт создавался в процессе установления партнерских отношений

среди родителей и детей, представителей местного социума. Проблема

исследования заключалась в определении оптимальных

форм и методов

взаимодействия школы, семьи и общественности в формировании физического

здоровья школьников в сельской школе

5

2. Актуальность и перспективность опыта.

Проблема укрепления здоровья средствами физической культуры изначальная.

Еще в Древней Греции Гораций предостерегал человечество: «Если не бегаешь,

пока здоров, придется бегать, когда заболеешь». Общепризнанно, что

физические упражнения и двигательные действия - лучший путь к

оздоровлению. Врачи считают, что физиологические процессы системы

организма начинают ухудшаться с 13 лет, если не заниматься физкультурой.

По данным Минздравсоцразвития России на 31 декабря 2017 года состояние

здоровья детей и подростков в Российской Федерации характеризуется

следующими показателями:

- из 13,4 миллионов детей школьного возраста более половины – 53 % имеют

ослабленное здоровье;

- продолжается рост показателей болезней органов дыхания, сердечно-

сосудистой, нервной системы, крови и кровеносных органов, врожденных

аномалий и анемий.

По оценкам специалистов к факторам риска для здоровья школьников, помимо

трудностей социально-экономического характера и ухудшения экологии, можно

отнести:

- снижение их физической активности;

- массовую неграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;

- частичное разрушение служб школьного врачебного контроля;

- провалы в существующей системе физического воспитания;

Здоровыми признаны по последним данным Всероссийской детской

диспансеризации только 32% детей.

Малоподвижный образ жизни, нервно-психические и эмоциональные

напряжения, а также нарушение режима питания - основные причины

заболевания детей в раннем возрасте.

Важнейшей задачей уроков и внеклассной работы по физической культуре в

школе - это формирование у учащихся и их родителей знаний о здоровом образе

6

жизни, умений и навыков самостоятельных знаний физическими упражнениями,

а также привлечение к систематическим занятиям спортом, другими видами

двигательной деятельности.

Актуальность

опыта

связана

с

реализацией

Федерального

государственного образовательного стандарта нового поколения, где родители

и

представители

социума

представлены

полноценными

субъектами

государственного заказа на образование и воспитание, а также региональной

программы организации партнерских отношений образовательного учреждения

с семьей.

Объектом исследования является совместная деятельность педагогов,

родителей и представителей общественности в формирование здорового образа

жизни у учащихся МБОУ ООШ №31

Предмет исследования: система взаимодействия школы с родителями

и

представителями социума

в формировании физического здоровья

школьников.

7

3.Ведущая педагогическая идея

Важным условием успешной работы школы с семьей и общественностью

в формировании физического здоровья школьников стало выдвижение

первоочередных целей:

1) повышение уровня педагогической культуры родителей в вопросах

формирования физического здоровья школьников;

2)

осознание

взрослыми

членами

семьи

и

представителями

общественности важности и необходимости проводимой учителем работы

по формированию у детей навыков здорового образа жизни, их

заинтересованность в проводимой работе;

3) привлечение как можно большего количества родителей к совместной

деятельности по пропаганде здорового образа жизни и в формировании

физического здоровья школьников.

Привлекая родителей к воспитанию у детей навыков здорового

образа жизни, параллельно решалось еще и ряд немаловажных задач:

помочь родителям осознать своё поведение в отношении

собственного здоровья;

напомнить о существовании неоспоримого факта, что поведение, в

том числе, и образ жизни взрослых членов семьи – это пример для

ребёнка.

К сожалению, приходится констатировать тот факт, что родители далеко

не всегда демонстрируют пример здорового образа жизни.

К основным причинам такого поведения родителей можно отнести:

недостаток знаний о негативном влиянии на организм факторов

риска

(малоподвижный

образ

жизни,

неправильное

питание,

несоблюдение правил гигиены и т.д.)

8

неправильные установки: «лишние килограммы не вредны для

меня», «придет время, и я позабочусь о своем здоровье», «здоровее

питание дорого стоит» и т.д.;

отсутствие навыков, недостаток опыта: люди не умеют рассчитать

свой рацион и оптимальный двигательный режим, не умеют

отдыхать, не владеют навыками самоконтроля и т.д.;

социокультурные проблемы: отсутствие условий для активного

досуга; употребление табака и алкоголя, недостаточный ассортимент

здоровых доступных продуктов и т.д.

В сложившейся ситуации не вызывает сомнения тот факт, что современная

семья не может в полном объеме выполнить свою роль по

формированию у детей здорового образа жизни без активной поддержки

со стороны школы и общественности.

Суть педагогической идеи опыта заключается в представлении наиболее

эффективных форм взаимодействия с родителями учащихся,

представителями социума в формировании физического здоровья

школьников в условиях сельской малокомплектной школы.

9

Теоретической основой опыта является « Стратегия развития воспитания в

Российской Федерации на период до 2025 года».

Стратегия создает условия для формирования и реализации комплекса мер,

учитывающих особенности современных детей, социальный и

психологический контекст их развития, формирует предпосылки для

консолидации усилий семьи, общества и государства, направленных на

воспитание подрастающего и будущих поколений.

10

Стратегия

ориентирована

на

развитие

социальных

институтов

воспитания, обновление воспитательного процесса в системе общего и

дополнительного образования, в сферах физической культуры и спорта,

культуры на основе оптимального сочетания отечественных традиций,

современного опыта, достижений научных школ, культурно-исторического

наследия.

Настоящий опыт также

основывается на реализации концепции

формирования

партнерских

отношений

с

семьей

как

субъектом

воспитательного

и

образовательного

процесса.

Основные

идеи

этой

концепции изложены в работах В.А. Сухомлинского, Н.Е. Щурковой, И.Н.

Поповой.

Обобщая

теоретические

основы

партнерства

в

системе

«педагог-

родитель», наиболее значимыми для нас были следующие положения:

педагогический альянс педагогов и родителей – это союз двух

субъектов

воспитательного

процесса,

приоритетом

которого

являются его интересы, ориентация на развитие каковых возможна с

опорой на профессиональное понимание научно-педагогических

закономерностей становления личности ребенка… Быть партнером –

значит быть равноправным в оказании влияния на все процессы

развития системы: в формулировке целей и задач, в определении и

выборе оптимальных форм взаимодействия,

в осуществлении

управления и контроля (Н.Е. Щуркова);

цель

партнерских

отношений

школы

и

семьи:

организовать

совместную деятельность по созданию условий для личностного

становления ребенка, где семья и школа оказывают равноправное

влияние в воспитании ребенка (И.Н. Попова);

партнерство школы и семьи – это деловой союз, организованный на

основе четкого договора между сторонами о создании необходимых

оптимальных условий для личностного развития и роста детей.

11

Среди базовых положений такого специфического договора должны

быть

четко

очерчены

функции,

принципы

и

содержание

деятельности школы и семьи в отношении к ребенку. (Н.Е.

Щуркова)

6. Технология опыта.

Цель – проанализировать особенности деятельности учителя физической

культуры по организации партнерских отношений с родителями учащихся,

представителями социума в формировании физического здоровья детей.

В основу технологического подхода к реализации заявленной концепции

положен

системный

подход

во

взаимодействии

с

родителями

и

общественностью через работу спортивной секции, школьного спортивного

клуба, внеклассной и дополнительной работе по предмету физическая культура.

12

Работа по теме «Взаимодействие школы, семьи и общественности» велась

через:

1. Создание спортивного клуба «Сириус», одним из направлений

совместной деятельности с родителями в рамках работы клуба стало

знакомство и изучение русских народных игр: «Городки», «Лапта», «Взятие

снежного городка», «Казаки - разбойники». Эти занятия развивают силу

характера, ловкость, характер, выносливость, подвижность; чувство

взаимовыручки, любви к русской народной культуре, русским народным

корням и традициям.

1.

Организацию работы секции «Баскетбол».

С 2011 и по настоящее время на базе школы ведутся два раза в неделю

занятия спортивной секции «Баскетбол». Совместно с военнослужащими

воинской частью «Плеханы» проходят турниры по баскетболу и волейболу.

2.

Участие в проведение общешкольных родительских собраний.

С января 2014-2017 были подготовлены доклады

на родительские собрания по темам: « Растем спортивными- вырастим

здоровыми», «Важное условие для выздоровления — это желание

выздороветь», «Жизнь требует движения» ( Аристотель).

3.

Проведение занятий «Школы выживания».

Ребята вместе родителями с огромным интересом и желанием посещают

«Школу выживания», которая проводиться ежегодно. В центре работы в

данном направление рассматриваются возможности воспитания чувства

патриотизма, отработка умений правильно принимать решения в

экстремальных ситуациях через игровые мероприятия. Физическая закалка

была важнейшим условием существования человека.

Основные направления

Определение расстояния до

недоступного предмета, определение

топографических знаков по карточкам,

определение сторон горизонта любым

13

программы

«Школы выживания»

способом без использования компаса.

Знакомство с международной кодовой

системой аварийной сигнализации.

Ориентирование на местности.

Движение по азимуту.

Подготовка по пожарной безопасности;

Организация быта в полевых

условиях

;

5. Проведение ежемесячно Дней Здоровья.

6. Организацию спортивных праздников:

«На страже Отечества»,

посвященные дню Защитника Отечества

(совместно с военнослужащими воинской части «Плеханы» );

«Всей семьей на лыжи», посвященного закрытию лыжного сезона.

«Мы верим гордо в героев спорта», посвященные великим спортсменам

Мира, поводится в завершении учебного года

7. Участие в заседаниях Совета профилактики.

8.Проведение мероприятий по духовно-нравственному становлению личности

школьника.

С января 2016 года начал проводить внеурочные занятия, посвященные

развитию не только физических, но и духовно-нравственных качеств учащихся,

не только с учащимися, но с вовлечением в них родителей.

Духовность – качественная характеристика сознания и самосознания личности,

отражающая целостность и гармонию ее внутреннего мира, способность

выходить за пределы себя и гармонизировать свои отношения с окружающим

миром. Это, своего рода, особый эмоциональный строй личности,

проявляющийся обостренном восприятии всего, что человека окружает в

14

способности к высоким духовным состояниям и установлению тонких духовных

связей между людьми, в основе которых лежит чуткое отношение к человеку,

забота о его благополучии и духовном становлении.

К извечным ценностям русского человека всегда относят: скромность,

всепрощение, целомудрие, терпеливое приятие жизни, духовное ее осмысление.

В основе этих ценностей – православие. Поэтому неслучайно последние восемь

лет Арсаковскую школу «окормляет» Свято-Смоленская Зосимова мужская

пустынь. С настоятелем пустыни игуменом О.Серафимом (Семилетовым)

заключен договор. Также регулярно проводит беседы в данном направлении

настоятель храма Святых Благоверных князей Бориса и Глеба

иерей

О.Леонид (Ковадло).

Совместно с настоятелем храма, родителями и учащимися была проведена

большая работа по раскрытию причин «злоупотреблением» Интернетом и

недостатком родительского внимания со стороны отца и матери к своим детям,

были проведены дискуссии на тему « Цена моей жизни», «Как бороться со

сквернословием», «Мои кумиры», «Гиподинамия-болезнь 21 века», просмотр

фильмов и презентаций позитивного опыта семенного воспитания в средствах

массовой информации.

9.Индивидуальные беседы.

Одной из важных форм осуществления контакта с родителями является

индивидуальная работа. Не все можно обсудить коллективно, некоторые

проблемы требуют деликатного подхода учителя. Беседую с родителями,

педагог получает информацию об особенностях физического и психического

развития ребенка, питания, режима, досуга в домашних условиях. Используются

индивидуальные консультации и беседы с родителями, дети которых имеют

какие-либо отклонения в здоровье.

10.Открытые уроки и внеклассные мероприятия.

15

Проведение открытых занятий - один из самых популярных форм

взаимодействия учителя с родителями. В марте 2015 в 7-8 классах проведён

открытый классный час, куда были приглашены родители. Тема «Вредные и

полезные привычки»

В октябре 2016 в 6 классе проведён открытый интегрированный урок,

подготовленный учителем биологии и физической культуры, с приглашением

желающих родителей. Тема «Охрана здоровья: органы чувств».

В мае 2017 проведён открытый урок физической культуры для родителей

учащихся 5 класса с элементами здоровьесберегающих технологий ( физическая

нагрузка, динамические паузы).

7. Результативность опыта.

1. Рост родительской активности:

1.1. Участие родителей в мероприятиях с 2015 по 2017гг (20 семей)

Учебный год

%

2014-2015

2015-2016

2016-2017

30

50

16

70

2. Удовлетворённости родителей образовательным уровнем, организаци

ей

внеурочной деятельности, процессом развития и воспитания в школе:

Удовлетворённость

Родителей

Качество образования

Внеурочная деятельность

в полной мере

92%

89%

частично

8%

11%

3. Динамика развития ребёнка:

3.1.Уровень заболеваемости:

Учебный год

пропуск занятий по болезни/ не пропускали занятий

2014-2015

40% / 60%

2015-2016

30% /70%

2016-2017

25% / 75%

3.2.Достижения учащихся за последние три года

Год

Название мероприятий

Результат (место,

диплом, лауреат

и т.д.)

1.

2015

Конкурс грантовых проектов

ВПОО «Милосердие и порядок»

(Проект «Кто любит спорт, тот

здоров и бодр»)

Сертификат

победителя

2.

2015

ВПОО «Милосердие и порядок»

Благодарственное

17

письмо.

3.

2015

Управление образования

администрации

Александровского района за

педагогическое мастерство

Почетная грамота

4.

2016

«Президентские состязания» в

зачет Спартакиады школьников.

Грамота , 1-е

место

5.

2016

Соревнования по Стритболу

Грамота, 3-е

место.

6.

2016

МКУ «Комитет по физической

культуре и спорту»

Всероссийские соревнования

«Лыжня России»

Грамота

За большой вклад

Всероссийских

соревнований

7.

Управления образования

администрации

Александровского района.

Конкурс программ по духовно-

нравственному воспитанию.

Грамота

победителя

8.

2016

II Межрегиональный этап

конкурса

«За нравственный подвиг

учителя»

Сертификат

участника

9.

2016

Первенство Александровского

района по шахматам

Грамота, 3-е

место

10.

2017

Лыжные гонки в зачет

Спартакиады школьников

Грамота, 2-е

место.

11.

2017

Районная научно-практическая

конференция

Грамота лауреата

18

« Динамика современного мира »

Доклад« Гиподинамия-болезнь

XXI»

12.

2017

Районные соревнования

«Малышок»

Грамота призера

(2-е место)

13.

2018

Всероссийское тестирование

«Профессиональная деятельность

современного педагога в

контексте ФГОС»

Диплом

1-е место.

14.

2018

Лыжные гонки.

Эстафета (мальчики)

Грамота

1-е место

3.4. Качество образования по предмету физическая культура

:

Учебный год

«5»

«4»

«3»

2014-2015

50%

40%

10%

2015-2016

60%

35%

5%

2016-2017

70%

25%

5%

3.6. Посещение секции и спортивного клуба

:

2014 уч.год / 2017 уч.год

Спортивная секция

«Баскетбол»

8% / 12%

спортивные клуб

«Сириус»

30% / 48%

19

8. Адресная направленность опыта.

Данный

опыт

может

быть

использован

педагогом

любого

образовательного учреждения, которое использует в своей работе новые формы

взаимодействия с семьей, общественностью в формировании физического

здоровья школьников в условиях сельской малокомплектной школы.

20

9. Информационное обеспечение.

Список литературы

1.Закон « Об образовании в РФ» №273-ФЗ от 29.12.2012 года (ст.2, п.2. « О

воспитании»; ст.47, п.6)

2.Распоряжение правительства Российской Федерации « Стратегия развития

воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г.» № 996-р от

29.05.2015 года

3. Дереклеева Н. И. Родительские собрания. – М.: «Вако», 2003.

21

4. Крючков В.К. Взаимоотношения в системе «педагог - ребенок -родители».

// Педагогика. 2002, № 9, с. 27-32.

5. Лаптева И. Взаимодействие родителей и педагогов в современной

школе //Педагогика, № 4, 1996.

6.Малинкова Л.И. Теория и методика воспитательной работы. – М., 2002

7.Немов Р.С. Психология. Кн. 2. - М., 1998.

8.Шылманов П.Ш. Подвижные игры в решении задачи учащихся сельских

школ по комплексу ГТО, труды ВНИИФК. – М., 1988. – 120

9. Тимченко И.Н. Педагогика сотрудничества. – Новосибирск. 1989

10. Щуркова Н.Е. Школа и семья: педагогический альянс. – М., 2004

22



В раздел образования