Автор: Ситаева Светлана Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОБУ Детский сад №5
Населённый пункт: г.Лабинск
Наименование материала: статья
Тема: Тема: « Познавательно исследовательская деятельность подготовительной группе»
Раздел: дошкольное образование
Воспитатель С.А. Ситаева
МДОБУ детский сад
№
5 г. Лабинска
СТАТЬЯ
Тема: «
Познавательно исследовательская деятельность
подготовительной группе»
На протяжение многих столетий человечество ищет универсальные
способы передачи детям накопленных старшим поколениями знаний. В этой
связи в образовательных учреждениях все шире используются разнообразные
технологии, позволяющие активизировать ребенка в процессе образования и
воспитания. За истекшие годы сформировался педагогический опыт,
разработаны различные методы организации обучения, для успешного их
осуществления доказана необходимость активного взаимодействия педагога
с детьми. В соответствии с ФГОС ДО позновательно-исследовательской
деятельности является основным видом деятельности с наряду с игровой,
коммуникативной, музыкальной, двигательной,
изобразительной. Элементарная позновательно- исследовательская
деятельность детей в детском саду – специально организованная
деятельность, позволяющая ребенку под руководством взрослого или
самостоятельно добывать информацию и овладевать представлениями о том
или ином предмете, объекте, физическом или природном явлении.
Развитие
познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день.
Все это помогает рассматривать детскую исследовательскую
деятельность как технологию развития личности и деятельной способности
человека. В контексте ФГОС ДО познавательного развития предполагает:
*
Развитие интересов детей;
*
любознательности и познавательной мотивации;
*
формирование познавательных действий;
*становление сознания;
* развитие воображения и творческой активности;
*формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах
окружающего мира;
*организацию занятий в форме партнёрской деятельности со взрослым, где
он демонстрирует образцы исследовательской деятельности, а дети получают
возможность проявить собственную познавательную активность.
Поддерживать стремление ребенка к исследованию, организация условий
для исследовательской деятельности – задачи, которые ставит перед собой
сегодня дошкольное образование.
Мир вокруг ребенка разнообразен, все явления в нем связаны в сложную
систему, элементы которой изменчивы и зависимы друг от друга. Поэтому
очень важно поощрять и поддерживать в ребенке стремление находить в
знакомых предметах неизвестные свойства, а в незнакомых, наоборот,
отыскивать давно знакомое и понятное. Такое стремление перерастает в
привычку активного первооткрывателя мира, которая безусловно станет для
ребенка залогом его дальнейших успехов.
Опыты и эксперименты. Наряду с игрой экспериментирование считается
ведущей деятельностью дошкольников. Ставя элементарные опыты над
предметами (уронить на пол, попытаться разломить, извлечь звук и проч.),
малыши приобретают сведения об их свойствах. Ребята с удовольствием
участвуют в проведении экспериментов над знакомыми веществами,
углубляя свои знания: ставят опыты с водой в жидком и твёрдом состоянии, с
песком, камнями, глиной, растениями. Начинать проводить опыты нужно с
детьми младшей группы, побуждая по достижении старшего дошкольного
возраста к желанию самостоятельного экспериментирования. Этот метод
научно-исследовательской деятельности развивает у детей
наблюдательность, активность, самостоятельность, способствует
становлению дружеской атмосферы и сплочённости коллектива.
Познавательно - исследовательская деятельность важна в каждом возрастном
периоде, при этом согласно принципу использования адекватных возрасту
видов детской деятельности, в разных возрастных группах это может быть и
наблюдение, и экспериментирование, и целевые прогулки, и экскурсии, а
также решение проблемных ситуаций.
Организация познавательно -
исследовательской деятельности направлена на создания условий, в которых
ребенок дошкольного возраста смог бы проявить себя как пытливый
исследователь окружающего мира. Включение ребенка в исследовательскую
деятельность позволяет значительно повысит образовательный эффект.
При таком подходе, у детей развиваются, не только мыслительные процессы
- (память, внимание, мышление и т. д.) но и происходит развитие ребенка
как личности и субъекта деятельности: 1) развитие интеллекта 2) развитие
эмоциональной сферы 3) развитие уверенности в себе. 4) развитие
позитивного отношения к миру и принятия других 5) развитие волевых
качеств. Процесс познавательно- исследовательской деятельности— это
наиболее эффективная форма познания окружающего мира. Дети получили
удовольствие, а я выполнила свою задачу дала новые знания, закрепила уже
ранее полученные знания с детьми и обобщила их опыт. Проведенная
работа получилась плодотворной и интересной.
Деятельность помогающая и позволяющая осваивать материал в любой
области знаний (мира живой – неживой природы; искусствоведческие
области (музыка, изо, деятельность), мир языка (лингвистика),
математические знания и пр.) и на любом этапе работы поддерживать
познавательный интерес в ребёнке.