Напоминание

"Значение дидактических игр в математическом развитии детей раннего дошкольного возраста"


Автор: Зайцева Анастасия Юрьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №18
Населённый пункт: город Салават, республика Башкортостан
Наименование материала: Публикация
Тема: "Значение дидактических игр в математическом развитии детей раннего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Значение дидактических игр

в математическом развитии детей раннего возраста».

«Дидактическая игра – это специально созданная игра,

выполняющая определенную дидактическую задачу,

скрытую от ребенка в игровой ситуации

за игровыми действиями».

К.Н. Поливанова.

Ранний возраст - чрезвычайно важный и ответственный период

психического развития ребенка. Это возраст, когда все впервые, все только

начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о

себе, о других, о мире. В первые три года жизни закладываются наиболее

важные и фундаментальные человеческие способности - познавательная

активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим

людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая

позиция

и

многое

другое.

Понятие

«формирование

математических

представлений » является довольно сложным и комплексным. Оно состоит из

взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве,

форме,

величине,

времени,

количестве,

которые

необходимы

для

познавательного развития ребенка.

Формированию у детей математических представлений способствует

использование разнообразных дидактических игр. Дидактические игры –

игры,

в которых

познавательная

деятельность

сочетается

с

игровой

деятельностью. С одной стороны, дидактическая игра – одна из форм

обучающего воздействия взрослого на ребенка, а с другой – игра является

основным видом самостоятельной деятельности детей. А самостоятельная

игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети

проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям.

Педагогическая работа с

детьми раннего возраста имеет свою

специфику и во многом отличается от приемов, использующихся в работе с

детьми дошкольного возраста. Эта специфика определяется особенностями

психологии маленьких детей исходя из этого, воспитатель намечает

программные

методы,

приемы,

дидактические,

пальчиковые

игры

и

упражнения, динамические паузы и т.д. От возраста и знаний детей зависит и

сама форма организации образовательной деятельности. По ходу игры детям

необходимо предоставить возможность свободно перемещаться по всему

пространству групповой комнаты или зала и планирования всех игр и

заданий в соответствии с их потребностями. Дети могут располагаться на

коврике, за столом, в разных зонах группы. Положение малышей может быть

самым разнообразным: они могут сидеть, лежать на коврике, стоять на

коленочках и т.д. Но самым важным моментом формирования Э.М.П. у детей

раннего

возраста

является

обеспечение

эмоционального

комфорта,

привлечение

внимания,

способствованию

развитию

познавательных

процессов (внимания, памяти, мышления) и обогащение их жизни новыми

впечатлениями и положительными эмоциями.

В своей группе непрерывную образовательную деятельность по ФЭМП

я провожу в игровой форме или по сюжету сказок - например:

- «Ребята, Вы любите сказки? – «А какие сказки знаете?» – «Сейчас я Вам

загадаю, а вы отгадайте её:

Не лежалось на окошке,

Покатился по дорожке …

(Колобок)

Сегодня мы познакомимся с новой сказкой о Колобке, который любит

математику.

Жил весёлый Колобок,

Колобок – румяный бок.

Он от бабушки ушёл,

Он от дедушки ушёл,

По дорожке покатился,

В густом лесу очутился.

Работа

по

формированию

математических

представлений

осуществляется как на занятиях так и в повседневной жизни, так как

обучение наиболее продуктивно, если оно идет в контексте практической и

игровой деятельности. Подбор заданий осуществляю дифференцированно:

детям с опережающим развитием даю задания с усложнением, со средним –

согласно своего развития, с низким менее сложное задание. При проведении

занятий детям дается проблемная ситуация. Непоследовательное включение

в

игровую

деятельность

осуществляем

последовательно.

Сначала

рассказываем детям историю, поочередно обращаясь к ребенку и к игрушке,

а затем привлекаем детей к игровой ситуации.

В своей работе я использую много дидактических игр:

«Угадай по цвету и величине», «Спрячь кубик», «Строим башенку»,

«Подбери колеса машине», «Собери чайный сервиз», « Собери бусы»,

«Большой - маленький», «Раздели по размеру», « Построй домик», « Подбери

по форме», « Цветные крышечки», «Найди похожую фигуру».

Использование дидактических игр на занятиях и в свободное время

способствуют закреплению у детей памяти, внимания, мышления, развивают

мелкую моторику, закреплению цвета.

Дидактическая

игра

требует

усидчивости,

серьезный

настрой,

использование мыслительного процесса. Игра – естественный способ

развития ребенка. Такими нас создала природа, ведь не случайно детеныши

животных все жизненно важные навыки приобретают в игре. Только в игре

ребенок радостно и легко, как цветок под солнцем, раскрывает свои

творческие способности, осваивает новые навыки и знания, развивает

ловкость,

наблюдательность,

фантазию,

память,

учится

размышлять,

анализировать,

преодолевать

трудности,

одновременно

впитывая

неоценимый опыт общения.



В раздел образования