Автор: Зайцева Анастасия Юрьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №18
Населённый пункт: город Салават, республика Башкортостан
Наименование материала: Публикация
Тема: "Значение дидактических игр в математическом развитии детей раннего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
«Значение дидактических игр
в математическом развитии детей раннего возраста».
«Дидактическая игра – это специально созданная игра,
выполняющая определенную дидактическую задачу,
скрытую от ребенка в игровой ситуации
за игровыми действиями».
К.Н. Поливанова.
Ранний возраст - чрезвычайно важный и ответственный период
психического развития ребенка. Это возраст, когда все впервые, все только
начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о
себе, о других, о мире. В первые три года жизни закладываются наиболее
важные и фундаментальные человеческие способности - познавательная
активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим
людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая
позиция
и
многое
другое.
Понятие
«формирование
математических
представлений » является довольно сложным и комплексным. Оно состоит из
взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве,
форме,
величине,
времени,
количестве,
которые
необходимы
для
познавательного развития ребенка.
Формированию у детей математических представлений способствует
использование разнообразных дидактических игр. Дидактические игры –
игры,
в которых
познавательная
деятельность
сочетается
с
игровой
деятельностью. С одной стороны, дидактическая игра – одна из форм
обучающего воздействия взрослого на ребенка, а с другой – игра является
основным видом самостоятельной деятельности детей. А самостоятельная
игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети
проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям.
Педагогическая работа с
детьми раннего возраста имеет свою
специфику и во многом отличается от приемов, использующихся в работе с
детьми дошкольного возраста. Эта специфика определяется особенностями
психологии маленьких детей исходя из этого, воспитатель намечает
программные
методы,
приемы,
дидактические,
пальчиковые
игры
и
упражнения, динамические паузы и т.д. От возраста и знаний детей зависит и
сама форма организации образовательной деятельности. По ходу игры детям
необходимо предоставить возможность свободно перемещаться по всему
пространству групповой комнаты или зала и планирования всех игр и
заданий в соответствии с их потребностями. Дети могут располагаться на
коврике, за столом, в разных зонах группы. Положение малышей может быть
самым разнообразным: они могут сидеть, лежать на коврике, стоять на
коленочках и т.д. Но самым важным моментом формирования Э.М.П. у детей
раннего
возраста
является
обеспечение
эмоционального
комфорта,
привлечение
внимания,
способствованию
развитию
познавательных
процессов (внимания, памяти, мышления) и обогащение их жизни новыми
впечатлениями и положительными эмоциями.
В своей группе непрерывную образовательную деятельность по ФЭМП
я провожу в игровой форме или по сюжету сказок - например:
- «Ребята, Вы любите сказки? – «А какие сказки знаете?» – «Сейчас я Вам
загадаю, а вы отгадайте её:
Не лежалось на окошке,
Покатился по дорожке …
(Колобок)
Сегодня мы познакомимся с новой сказкой о Колобке, который любит
математику.
Жил весёлый Колобок,
Колобок – румяный бок.
Он от бабушки ушёл,
Он от дедушки ушёл,
По дорожке покатился,
В густом лесу очутился.
Работа
по
формированию
математических
представлений
осуществляется как на занятиях так и в повседневной жизни, так как
обучение наиболее продуктивно, если оно идет в контексте практической и
игровой деятельности. Подбор заданий осуществляю дифференцированно:
детям с опережающим развитием даю задания с усложнением, со средним –
согласно своего развития, с низким менее сложное задание. При проведении
занятий детям дается проблемная ситуация. Непоследовательное включение
в
игровую
деятельность
осуществляем
последовательно.
Сначала
рассказываем детям историю, поочередно обращаясь к ребенку и к игрушке,
а затем привлекаем детей к игровой ситуации.
В своей работе я использую много дидактических игр:
«Угадай по цвету и величине», «Спрячь кубик», «Строим башенку»,
«Подбери колеса машине», «Собери чайный сервиз», « Собери бусы»,
«Большой - маленький», «Раздели по размеру», « Построй домик», « Подбери
по форме», « Цветные крышечки», «Найди похожую фигуру».
Использование дидактических игр на занятиях и в свободное время
способствуют закреплению у детей памяти, внимания, мышления, развивают
мелкую моторику, закреплению цвета.
Дидактическая
игра
требует
усидчивости,
серьезный
настрой,
использование мыслительного процесса. Игра – естественный способ
развития ребенка. Такими нас создала природа, ведь не случайно детеныши
животных все жизненно важные навыки приобретают в игре. Только в игре
ребенок радостно и легко, как цветок под солнцем, раскрывает свои
творческие способности, осваивает новые навыки и знания, развивает
ловкость,
наблюдательность,
фантазию,
память,
учится
размышлять,
анализировать,
преодолевать
трудности,
одновременно
впитывая
неоценимый опыт общения.