Автор: Ирина Николаевна Кириллова
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ СОШ№36
Населённый пункт: Магнитогорск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Роль художественно-изобразительных в литературе
Раздел: среднее образование
Учебное пособие по литературному чтению
Для учащихся С 1 по 11 классы
Роль художественно-изобразительных средств
в литературе:
Художественные средства — это специальные приемы языка,
придающие речи выразительность и усиливающие ее эмоциональное
воздействие на адресата.
1.Усиливают выразительность
,
образность языка произведения
2.Придают художественную, поэтическую яркость речи
3.Обогащают содержание высказывания
4.Выделяют характерную черту или качество предмета, явления,
подчёркивают его индивидуальный признак
5.Создают живое представление о предмете
6.Оценивают предмет или явление
7.Вызывают определённое эмоциональное отношение к ним
8.Помогают увидеть авторское отношение к окружающему миру.
1.
Метафора-
слово или выражение, употребляемое в
переносном значении, в основе которого лежит сравнение предмета или
явления с каким-либо другим на основании их общего признака. Термин
принадлежит Аристотелю и связан с его пониманием искусства как
подражания жизни.
В отличии от сравнения, в котором приводится то, что сравнивается,
и то, с чем сравнивается, метафора содержит только второе. В основе
лежит скрытое сравнение, оно не употребляется с помощью
сравнительных союзов. «Волосы, как золото.» (сравнение)
«Тополь горел, словно факел.» (сравнение)
«Листья ландыша с красными, как пуговица
завязью.» (сравнение)
«Нынешняя зима, словно подарок.» (сравнение)
Метафоры:
«Золото волос»
«Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить
окно
»
«В саду горит костёр рябины красной»
«В багрец и золото одетые леса»
«Говор волн, бронза мускулов»
«Жемчужины неба» (звёзды)
2.
Олицетворение
-одушевление неодушевлённых
предметов или явлений, автор наделяет неживые предметы или явления
свойствами живых.
Благодаря использованию олицетворений автор создаёт
художественный образ, который отличается яркостью, неповторимостью.
Такой приём позволяет расширить возможность слов при описании
чувств и ощущений.
Например:
«Деревья проснулись, трава шепчет, страх подкрался, камни плачут,
ручей немеет.»
«Уж небо осенью дышало.»
«Солнце смотрит на поля…»
3.
Эпитет
-
образное определение, с помощью которых
художественная речь становится яркой и выразительной.
Например:
«Грустная мелодия, кудрявые берёзы, суровый мороз, твёрдый взгляд,
острая звезда, лучезарная звезда, лунный свет.»
Благодаря эпитетам создаётся определённый образ, который
раскрывается автором.
Знакомясь с поэзией Л.К. Татьяничевой на примере некоторых
стихотворений рассмотрим художественно-изобразительные средства.
Когда говорят о России,
Я вижу свой синий Урал
Как девочки,
Сосны босые
Сбегают с подоблачных скал.
В лугах,
На ковровых просторах,
Среди плодоносных полей
Лежат голубые озёра
Осколками древних морей.
Богаче, чем краски рассвета,
Светлее, чем звёздный узор,
Земные огни самоцветов
В торжественном сумраке гор.
Я сердцем всё это вбирала,
Свой край полюбив навсегда.
Но главная сила Урала —
В чудесном искусстве труда.
Люблю я огонь созиданья
В суровой его красоте,
Мартенов и домен дыханье
И ветер больших скоростей.
… Когда говорят о России,
Я вижу свой синий Урал.
Эпитеты: «Синий Урал, с подоблачных скал, на ковровых просторах,
среди плодоносных полей, голубые озёра, древних морей, земные огни,
в торжественном сумраке, в чудесном искусстве, в суровой её красоте,
лица простые.»
Метафоры: «Лежат озёра осколками, звёздный узор, в чудесном
искусстве труда, огонь созиданья, сосны босые, огни самоцветов, краски
рассвета.»
Олицетворение: «Сосны сбегают, мартенов и домен дыханье.»
Сравнение: «Как девочки, сосны босые; богаче, чем краски рассвета;
светлее, чем звёздный узор.»
Экспрессивность языка поэзии достигается путём использования
художественно-изобразительных средств.