Автор: Крескина Ольга Вячеславовнв
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ д/с № 53 д.Кабаново
Населённый пункт: Московская область, Орехово-Зуевский городской округ, деревня Кабаново
Наименование материала: статья
Тема: «Народная тряпичная кукла как средство приобщения дошкольников к народной культуре»
Раздел: дошкольное образование
«Народная тряпичная кукла как средство приобщения
дошкольников к народной культуре»
Сохранение,
восстановление
и
приумножение
богатств
народного искусства является одной из наиболее важных задач на
данном этапе. Народное искусство как отражение исторического и
культурного
наследия
нашего
народа
активно
влияет
на
формирование личности, вкуса, воспитывает любовь к Родине,
является благодатной почвой для художественного творчества.
Народная
игрушка
является
замечательным
культурным
наследием, она тысячелетиями воспитывала ребенка. Кукла – самая
древняя и наиболее популярная до сих пор игрушка. Она
обязательный и верный спутник детских игр, но и одновременно и
самое доступное произведение искусства. Куклы имитируют
взрослый мир, тем самым подготавливая ребенка к взрослым
отношениям. Ребенок действует с куклой так, как ему хочется,
заставляя ее осуществлять свои, порой тайные, мечты и желания.
Игры в куклы, таким образом, играют серьёзную социальную и
психологическую роль, воплощая и формируя определенный идеал,
давая выход потаенным эмоциям.
Тряпичные куклы – это куклы, при изготовлении которых
используются старинные техники и технологии. Традиционных
тряпичных кукол можно разделить на следующие виды: куклы –
обереги, игровые куклы и обрядовые куклы.
Куклы – обереги - это куклы, которые защищают от бед и
несчастий. Оберег – это амулет или волшебное заклинание,
спасающее человека от разных опасностей. У обережных кукол
лицо не изображалось, что связано с древними представлениями о
кукле как о магическом предмете, отсутствие лица служило знаком
того, что кукла – вещь неодушевленная, а значит недоступная для
вселения в нее злых сил.
Игровые куклы. В куклы играло и играет все человечество на
протяжении многих веков. В быту русской деревни еще в первые
десятилетия
20
века
тряпичная
кукла
была
наиболее
распространенной игрушкой. Даже в самых бедных крестьянских
семьях обязательно были такие куклы. Игру в куклы крестьяне не
считали пустой забавой, они верили, что чем усерднее играет
ребенок, тем больше будет достаток в доме. Девушки приносили
своих кукол на посиделки. После замужества они брали куклы и
играли в свободное от хозяйства время, пока у них не рождались
дочки, тогда куклы переходили по наследству малышкам.
Обрядовые куклы. Их почитали и ставили в избе в красный
угол. Они имели ритуальное значение. Считалось, что если в доме
есть сделанная своими руками кукла Плодородие, то будет
достаток в доме и хороший урожай.
Древнерусское искусство недаром является предметом нашей
национальной гордости. Самобытен, неповторим и бесценен его
вклад в сокровищницу мировой культуры. Все произведения
народного
искусства
создавались
ручным
способом,
причем
каждый мастер делал все сам от начала и до конца. Двух
одинаковых вещей не было. Тайны мастерства хранились и
передавались от учителя к ученику, из поколения в поколение –
таков был путь к совершенству. На Руси игрушки имели серьёзное
значение. С игрушками передавалось по наследству мастерство,
они готовили к жизни, развивали физически и духовно. О народной
культуре
можно
в
специальной
литературе
найти
немало
материала, а о кукле народов Нижегородского Поволжья – русских,
мордвы, марийцев, чувашей – почти нечего. Так чем же играли
маленькие нижегородские дети? Кто делал кукол в нижегородской
деревне? Вероятно, сами дети и бабки, на чьих плечах лежало
воспитание подрастающего поколения (родители были заняты
работой). В селе Первомайского района Нижегородской области
сельские детишки вертели себе кукол из тряпочек и лоскутков,
ничем не сшивая их. У фигурок имелись только голова и подолы;
головы от туловища отделялись нитками, поверх повязывали
платочек. Уходя из дома на весь день, родители оставляли детей на
«попечение» кукол, зная, что ничего дурного с ними не произойдет.
Дети при деле. Таким образом, игрушки выполняли еще и роль
оберега.
Кукла не только игрушка, но и близкий друг. В играх дети
учатся общаться, фантазировать, творить и проявлять милосердие.
Но главное в этих играх – эмоциональный контакт. Дети не просто
привыкают к куклам – они привязываются к ним как к живым
существам и болезненно с ними расстаются.
Делают ли дети кукол своими руками в настоящее время?
Ответ таков: «А зачем?». Сердца наших детей покорила Барби.
Плохо, если нет кукол, сделанных своими руками! Сделанная
тряпичная кукла дорога и любима. Можно с уверенностью сказать,
что в настоящее время традиционная тряпичная кукла может
помочь сохранить у детей здоровье и воспитать искренние чувства
любви к природе, склонность к труду, уважение к родной культуре
и своей земле.