Напоминание

«Народная тряпичная кукла как средство приобщения дошкольников к народной культуре»


Автор: Крескина Ольга Вячеславовнв
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ д/с № 53 д.Кабаново
Населённый пункт: Московская область, Орехово-Зуевский городской округ, деревня Кабаново
Наименование материала: статья
Тема: «Народная тряпичная кукла как средство приобщения дошкольников к народной культуре»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Народная тряпичная кукла как средство приобщения

дошкольников к народной культуре»

Сохранение,

восстановление

и

приумножение

богатств

народного искусства является одной из наиболее важных задач на

данном этапе. Народное искусство как отражение исторического и

культурного

наследия

нашего

народа

активно

влияет

на

формирование личности, вкуса, воспитывает любовь к Родине,

является благодатной почвой для художественного творчества.

Народная

игрушка

является

замечательным

культурным

наследием, она тысячелетиями воспитывала ребенка. Кукла – самая

древняя и наиболее популярная до сих пор игрушка. Она

обязательный и верный спутник детских игр, но и одновременно и

самое доступное произведение искусства. Куклы имитируют

взрослый мир, тем самым подготавливая ребенка к взрослым

отношениям. Ребенок действует с куклой так, как ему хочется,

заставляя ее осуществлять свои, порой тайные, мечты и желания.

Игры в куклы, таким образом, играют серьёзную социальную и

психологическую роль, воплощая и формируя определенный идеал,

давая выход потаенным эмоциям.

Тряпичные куклы – это куклы, при изготовлении которых

используются старинные техники и технологии. Традиционных

тряпичных кукол можно разделить на следующие виды: куклы –

обереги, игровые куклы и обрядовые куклы.

Куклы – обереги - это куклы, которые защищают от бед и

несчастий. Оберег – это амулет или волшебное заклинание,

спасающее человека от разных опасностей. У обережных кукол

лицо не изображалось, что связано с древними представлениями о

кукле как о магическом предмете, отсутствие лица служило знаком

того, что кукла – вещь неодушевленная, а значит недоступная для

вселения в нее злых сил.

Игровые куклы. В куклы играло и играет все человечество на

протяжении многих веков. В быту русской деревни еще в первые

десятилетия

20

века

тряпичная

кукла

была

наиболее

распространенной игрушкой. Даже в самых бедных крестьянских

семьях обязательно были такие куклы. Игру в куклы крестьяне не

считали пустой забавой, они верили, что чем усерднее играет

ребенок, тем больше будет достаток в доме. Девушки приносили

своих кукол на посиделки. После замужества они брали куклы и

играли в свободное от хозяйства время, пока у них не рождались

дочки, тогда куклы переходили по наследству малышкам.

Обрядовые куклы. Их почитали и ставили в избе в красный

угол. Они имели ритуальное значение. Считалось, что если в доме

есть сделанная своими руками кукла Плодородие, то будет

достаток в доме и хороший урожай.

Древнерусское искусство недаром является предметом нашей

национальной гордости. Самобытен, неповторим и бесценен его

вклад в сокровищницу мировой культуры. Все произведения

народного

искусства

создавались

ручным

способом,

причем

каждый мастер делал все сам от начала и до конца. Двух

одинаковых вещей не было. Тайны мастерства хранились и

передавались от учителя к ученику, из поколения в поколение –

таков был путь к совершенству. На Руси игрушки имели серьёзное

значение. С игрушками передавалось по наследству мастерство,

они готовили к жизни, развивали физически и духовно. О народной

культуре

можно

в

специальной

литературе

найти

немало

материала, а о кукле народов Нижегородского Поволжья – русских,

мордвы, марийцев, чувашей – почти нечего. Так чем же играли

маленькие нижегородские дети? Кто делал кукол в нижегородской

деревне? Вероятно, сами дети и бабки, на чьих плечах лежало

воспитание подрастающего поколения (родители были заняты

работой). В селе Первомайского района Нижегородской области

сельские детишки вертели себе кукол из тряпочек и лоскутков,

ничем не сшивая их. У фигурок имелись только голова и подолы;

головы от туловища отделялись нитками, поверх повязывали

платочек. Уходя из дома на весь день, родители оставляли детей на

«попечение» кукол, зная, что ничего дурного с ними не произойдет.

Дети при деле. Таким образом, игрушки выполняли еще и роль

оберега.

Кукла не только игрушка, но и близкий друг. В играх дети

учатся общаться, фантазировать, творить и проявлять милосердие.

Но главное в этих играх – эмоциональный контакт. Дети не просто

привыкают к куклам – они привязываются к ним как к живым

существам и болезненно с ними расстаются.

Делают ли дети кукол своими руками в настоящее время?

Ответ таков: «А зачем?». Сердца наших детей покорила Барби.

Плохо, если нет кукол, сделанных своими руками! Сделанная

тряпичная кукла дорога и любима. Можно с уверенностью сказать,

что в настоящее время традиционная тряпичная кукла может

помочь сохранить у детей здоровье и воспитать искренние чувства

любви к природе, склонность к труду, уважение к родной культуре

и своей земле.



В раздел образования