Автор: Шабанова Ольга Андреевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №25
Населённый пункт: Жилой комплекс Бутово парк, Московская область.
Наименование материала: Кратковременный проект
Тема: "День Земли"
Раздел: дошкольное образование
Тип проекта – познавательно-исследовательский, краткосрочный.
Возраст детей – старший дошкольный.
Продолжительность проекта – 10 дней.
Период выполнения – 12 – 22 апреля
I этап
Цель проекта – углублять экологические знания детей, воспитывать у них гуманное
отношение к природе, чувство ответственности за все живое на Земле.
Задачи:
- формировать представления детей о необходимости бережного отношения к
окружающей природе, растениям, животным, водоемам, к планете в целом;
- расширять знания и представления детей о жизни всего живого на Земле;
- развивать продуктивную деятельность, любознательность, творческие способности,
коммуникативность, ценностное отношение к миру природы;
- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми в процессе игр, совместной
деятельности.
II этап
Подготовка к выполнению проекта.
1. Подобрать методическую литературу по теме.
2. Подобрать художественную литературу, дидактический материал, наглядные пособия
для образовательной деятельности детям.
3. Составить перспективный план мероприятий.
Реализуемые мероприятия.
ООД:
Тематические занятия (интегрированные)
1.
Познание: История праздника «День Земли»
2.
Рисование «Праздник Земли»
3.
Коллективная работа (аппликация) «Наш космос», «День земли»
4.
Развитие речи: чтение произведения И. Токмакова «Деревья в стихах»
5.
Конструирование: «Мой мир – мой глобус»
ОД - ситуативные разговоры:
1.
«Планета Земля в опасности?»
2.
«Как вы помогаете планете Земля?»
3.
«Давайте любить нашу Землю»
Игры – путешествия:
Целевые прогулки:
1.
«Природные изменения весной»
2.
«Природа просыпается»
Выставка рисунков
«Наша планета Земля»
Просмотр мультфильмов:
1.
Н. Калинина «Загадки воды»
2.
Сказки народов Советского Союза «Отчего? Почему? Как?»
3.
К. Паустовский «Барсучий нос»
Чтение художественной литературы:
1.
Пословицы и загадки о земле.
2.
А. Блок «На лугу»
3.
В. Жуковский «Жаворонок»
4.
Ф. Тютчев «Весенние воды»
5.
М. Зощенко «Великие путешественники
6.
К. Коровин «Белка»
Игры:
1.
«Экологический светофор»
2.
Игра «Редкие и исчезающие животные»
3.
Игры соревнования: Весёлые старты «Трудовой десант»
4.
Игра о природе «Хорошо – плохо»
Педагогические игровые ситуации:
1.
Трудовая деятельность по уборке участка, посадка растений «Украсим Землю
цветами».
2.
Пересадка комнатного растение и беседа о том, что необходимо для роста и жизни
растений.
Работа с родителями:
1.
Сбор фотографий, материала по теме.
2.
Конкурс рисунков «Наша планета Земля».
3.
Оформление стенда «22 апреля - День Земли»
Итоговое мероприятие: экологический утренник «День Земли», проведение акции под
названием «Наш дом – Земля» (высадка деревьев и кустарников на территории детского
сада).
Ожидаемый результат:
Формируется чувства сопереживания, дети станут добрее, возникнут добрые чувства к
природе, углубятся знания о необходимости сохранности и преумножения богатства
родной планеты Земля.
Социализация:
Дидактические игры: «Дикие и домашние животные», «Времена года», «Когда это
бывает?», «Что такое хорошо?», лото «Мир растений», лото «Мир животных», «Кто где
живет».
Словесные игры: « Опиши, я отгадаю», «Узнай животное по описанию» , «Какие цветы
ты знаешь?» , «Кто что ест и как кричит?».
Познание
- наблюдение за деревьями, появлением почек, первых листочков;
- наблюдение за птицами, прилетающими на участок, их поведением;
- рассматривание иллюстраций о весне, весенних явлениях; рассматривание первоцветов;
- ознакомление детей с поговорками, загадками о природе, животных, растениях,
природных явлениях;
- наблюдение за неживой природой, изменениями, происходящими с наступлением весны;
- рассматривание иллюстраций на тему охраны природы;
- рассматривание плаката на тему «Как вести себя в лесу?»;
- рассматривание картин «Лес», «Луг», «Пруд»;
- заучивание пословиц, поговорок о весне.
- просмотр презентаций: «Планета Земля в опасности», «22
апреля – день рожденья Земли».
Развитие речи
Общение «Мы - друзья природы».
Беседы на темы: «Как вести себя в природе, чтобы не навредить ей», «Животные и
птицы – это наши друзья»
Ситуации: «Что бы ты сделал, если бы увидел как мальчик ломает ветки деревьев?
Топчет цветы?»
Чтение художественной литературы
С Маршак «Весенняя песенка»
М.Сырова «Подснежник»
Е.Чарушин «Воробей», Лисята», «Медвежата»
К Ушинский « Утренние лучи»
М.Пришвин «Разговор деревьев»
В.Орлов «Ты скажи мне, реченька»
Художественно-эстетическая деятельность
Праздник для детей «День Земли»»
Изучение песен: «Весна»
Прослушивание музыкальных произведений по теме проекта
Физкультурно - оздоровительная деятельность
Подвижные игры: «Солнышко и дождик», «Птички в гнездышках»
Физкультминутка: «Животные в лесу», «Божья коровка».
Игровые упражнения: «К дереву беги», «Звери вышли на зарядку».
Развивающая среда
Альбомы для рассматривания: «Времена года», «Дикие животные», «Растения».
Дидактические игры: «Когда это бывает?», «Мир растений»
Плакаты: « Птицы нашего края», «Животные».
Художественные произведения и иллюстрации к ним
Раскраски: «Времена года», «На лугу», «Кто живет в море?», «Кто живет в лесу?».
Трудовая деятельность
Совместный труд воспитателя и детей по уходу за растениями на участке детского сада, в
группе.
Уборка территории детского сада.
Приведение в порядок клумб.
Посев семян цветочных культур в рассадные ящики.
Продуктивная деятельность
Рисование на тему: «Расцвели подснежники», «Праздник Земли», «Весенний лес»
Аппликация (коллективная): «Наш космос», «День земли»
Конструирование: «Мой мир – мой глобус»
(Самостоятельная творческая деятельность)
Работа с родителями
Привлечение родителей к сбору семян и посадочного материала для посадки на
территории детского сада.
Совместная работа родителей и детей на тему: «Праздник Земли»
Консультация для родителей: « Научите детей любить природу!»
III этап
Выполнение проекта.
IV этап
Презентация проекта
1. Экологический праздник «День Земли».
2. Оформление выставки рисунков детей и родителей на тему «Мы – друзья природы!».
3. Акция по озеленению участка детского сада.
Сенарий праздник «День Земли»
Цель: формировать представления о том, что планета Земля - большом
общий дом.
Задачи:
Образовательные:
- формировать представления о планете Земля,
- формировать представления о том, что Землю нужно беречь,
- способствовать приобретению знаний о том, что Россия – часть планеты
Земля.
- привлечь детей к проблеме чистоты окружающей природы,
- способствовать развитию положительных эмоций, чувства взаимопомощи,
- закреплять практические навыки выразительного исполнения песен на
празднике,
Развивающие:
- развивать познавательные способности детей,
- способствовать развитию нравственных качеств характера,
- способствовать развитию мышления, памяти, слуха,
- развивать умение использовать знакомый музыкальный материал на
празднике и в
свободное время
Воспитательные:
- воспитывать чувство восхищения родной планетой,
- воспитывать чувство принадлежности к сообществу землян,
- воспитывать чувство любви и уважительного отношения к своей Родине,
- воспитывать чувство сопричастности к праздникам своей страны.
Тематическое занятие:
Ведущий: Много праздников в месяце апреле. Кто помнит названия тех,
которые уже прошли?
Дети: (День смеха, День космонавтики).
Ведущий: А какой ещё праздник будет в апреле, мы узнаем отгадав загадки:
1 Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Но знают все: и млад, и стар,
Что она – огромный шар.
(Земля.)
Ведущий: Верно. В этот день – 22 апреля – люди всего мира выходят на
улицы. Они сажают деревья, убирают мусор. Этот день – напоминание о том,
что Земля – наш общий дом. А в доме должно быть чисто, светло и уютно
всем. Послушайте стихотворение. Оно поможет вам узнать содержание
праздника.
Ты, Человек, любя природу,
Хоть иногда ее жалей;
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей.
Не жги ее напропалую
И не растаптывай до дна,
И помни истину простую -
Нас много, а она одна.
Ведущий: (Снимаю накидку с глобуса) 22 апреля - Международный день
Земли - праздник чистой Воды, Земли и Воздуха.
«День Земли» отмечается на всей планете, всеми людьми, которые любят
планету – дом, любят природу, любят свой край. Этот день – день
напоминания о страшных экологических катастрофах, день когда каждый
человек может задуматься над тем, что он может сделать в решении
экологических проблем, поборов равнодушие в себе. (Вопрос детям)
- Кто знает, какие экологические проблемы существуют? (Вырубка лесов,
загрязнение). Именно в «День Земли» принято всеми силами бороться с
подобными проблемами.
Лес не только для нашей забавы,
Он – богатство нашей страны.
Все деревья в нём, ягоды, травы
Нам на пользу, друзья, взращены.
Каждый куст берегите, ребята!
Где росток ты увидишь простой,
Может вырасти дуб в три обхвата,
Березняк иль малинник густой.
(В. Рождественский.)
Ведущий: А сейчас свои стихи о нашей земле расскажут Милана и Лера.
(Дети читают стихи)
1. Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном,
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных.
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зелёной.
И стрекозы только тут –
В реку смотрят удивлённо.
Береги свою планету –
Ведь другой на свете нету!
(Я. Аким.)
2. Есть на Земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нём солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нём птицы и цветы,
Весёлый звон ручья,
Живёшь в том доме светлом ты,
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нём.
Природою родной земли
Зовётся этот дом!
Ведущий: (игра «Если я приду в лесок».)
Сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения в лесу. Для этого
поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок». Я буду озвучивать вам свои
действия, а вы отвечать: если я буду поступать хорошо, говорим «да», если
плохо, то все вместе кричим «нет»! Открываю свою лесную книгу.
- Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (Нет.)
Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (Нет.)
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (Да.)
Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю? (Да.)
Если разведу костер,
А тушить не буду? (Нет.)
Если сильно насорю
И убрать забуду? (Нет.)
Если мусор уберу,
Банку закопаю? (Да.)
Я люблю свою природу,
Я ей помогаю! (Да.)
Ведущий:
На планете год от года
Человек вредит природе.
И не понял он, чудак,
Что природа – не пустяк!
Дети, а вы знаете, что такое «Красная книга»? Она что просто красного
цвета?
Дети: (нет)
Ведущий: А что в ней особенного?
Дети: В ней редкие животные.
Ведущий: Правильно в Красную книгу люди заносят охраняемые
виды растений и животных, которых почти не осталось на земле.
(Дети читают стихи)
1.Прости нас, маленький жучок,
И муравей, и пчелки,
Простите, стройный тополек
И срубленные елки.
Прости нас, пойманный зверек,
Тебе так тесно в клетке.
Прости за то, что не сберег
И стали вы теперь так редки.
2.Давайте будем дружить друг с другом,
Как птица с небом, как поле с лугом,
Как ветер с морем, трава с дождями,
Как дружит солнце со всеми нами!
Ведущий: Молодцы а теперь, предлагаю вам сыграть в игру ручеек.
Проводится под музыку игра «Ручеек»
Ведущий: А сейчас дети прочтут нам стихи.
1.Нас в любое время года
Учит мудрая природа:
Птицы учат пению,
Паучок – терпению.
Пчелы в поле и в саду
Обучают нас труду.
2.Учит снег нас чистоте.
Учит солнце доброте.
У природы круглый год
Обучаться нужно.
Весь лесной народ
Учит крепкой дружбе.
Ведущий: От улыбки и от песни станет радостней всем вместе,
И сегодня в День Земли песню дарим тебе мы!
Исполняется песня «Улыбка»
Ведущий:
Мир в каждом доме,
В каждой стране,
Мир – это май на планете!
Мир – это солнце на нашей Земле.
Мир нужен взрослым и детям!
Дети , а вы хотите поиграть с моим макетом Земли – глобусом?
Проводится игра с мячом.
Ведущий задает вопрос и бросает шар:
- Кто живет на земле? (Животные, насекомые, цветы.)
- Кто живет под землей? (Червяки, кроты, жуки.)
- Кто летает над Землей? (Птицы, насекомые.)
- Когда на улице светло? (Днем.)
- Зачем нужна вода? (Пить, купаться, поливать растения.)
- Для чего нужен воздух? (Необходим для дыхания.)
- Что делают пчелы? (Собирают нектар.)
В честь благополучия Земли дети исполнят танец.
Дети по показу исполняют танец под песню
Ведущий: Хочется пожелать вам, дети, что бы вы научились любить и
уважать Землю. Это то место где мы с вами живем. Пока живет Земля, живем
и мы!