Автор: Протасова Ольга Васильевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: Приморский край, Партизанский ГО, с.Авангард
Наименование материала: "СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ"
Тема: "КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ"
Раздел: дошкольное образование
Социализация дошкольников в процессе их деятельности в
уголке природы МБДОУ «Детский сад №7» ПГО
Подготовила старший воспитатель
Протасова О.В.
Одним из направлений воспитания социально
активной личности является экологическое воспитание
и, конечно же, деятельность ребенка в уголке природы.
В дошкольном возрасте развивается мотивационно-
потребностная сфера и самосознание ребенка.
Преобладающими мотивами игры, наблюдения, труда,
экспериментальной деятельности в уголке природы
являются широкие социальные мотивы, которые можно
использовать для воспитания экологической культуры
личности.
Работа в уголке природы неразрывно связана с
социализацией дошкольника. Успешная социализация
детей дошкольного возраста предполагает эффективную
адаптацию ребёнка к обществу, с одной стороны, и его
саморазвития, с другой стороны.
Фактором социализации становятся сверстники и
сотрудники детского сада, поскольку большую часть
времени ребенок проводит в дошкольном учреждении, а
не в семье. Успешная реализация социализации детей
дошкольного возраста в процессе деятельности в уголке
природы обеспечивается следующими педагогическими
условиями:
1. организация социального опыта средствами общения
ребенка со сверстниками в процессе повседневной
работы в уголке природы,
2.взаимодействие взрослого с детским коллективом в
процессе наблюдения или экспериментирования в уголке
природы;
3. нравственное воспитание с опорой на экологические
и социокультурные ценности.
В нашем МБДОУ « Детский сад № 7» педагоги
ставят первостепенной целю социализации дошкольника
в детском коллективе.
Мы считаем ,что настоящий
коллектив, развивается и крепнет, только на основе
общего труда. Полезный и посильный труд вызывает у
детей большое нравственное удовлетворение, создает
бодрое, жизнерадостное настроение, позитивное
отношение друг к другу.
Уже в группах раннего возраста, во время адаптации
ребёнка к детскому саду, начинается та самая
социализация ребёнка в обществе. С раннего возраста мы
учим детей общаться друг с другом, общаться со
взрослыми – родителями и сотрудниками детского сада.
Объясняем детям, как правильно и как неправильно
общаться. Для этого читаем детям художественную
литературу на определённую тематику, способствующую
усвоению способов правильного общения. При
организации непосредственной образовательной и
самостоятельной деятельности детей стараемся
использовать такие способы объединения детей: в
подгруппы, в пары, в команды, в звенья. Это способствует
более тесному сплочению детей, формированию у них
чувства сопереживания, сочувствия, эмпатии, это
прослеживается в любой деятельности, важно помнить,
что совместная деятельность воспитателя и детей в
природном уголке, очевидна для социализации. Дети,
пытаясь потрогать яркие соцветия цветка-огонька,
стараются его не сорвать, да и друг другу предлагают
только понюхать его, проявляя заботу не только к
растению, но и сверстникам.
Чтобы в дошкольном учреждении успешно проходило
восприятие детьми социализации, необходимо
современному педагогу владеть методами и приёмами
социализации. То есть необходимо объединение и
заинтересованность в этом вопросе всех воспитывающих
взрослых. Мы же практикуем в своей педагогической
деятельности совместную работу в уголке природы всего
детского коллектива, отдельно работу дежурных, работу
мастера по хозяйству, младшего воспитателя и
воспитателя. При экспериментальной работе детей делим
на подгруппы, одна группа готовит материал и место
куда будет посадка, другая перебирает семена, а все
вместе наблюдают за процессом роста, вспоминая, какая
важная и слаженная работа была в каждой подгруппе, как
все вместе они важны и каждый старался сделать
хорошо.
Для формирования положительного отношения к
взаимодействию со сверстниками мы делимся с детьми
необходимым собственным практическим опытом
сотрудничества, который позволяет им прочувствовать,
как достичь важных для целей, учитывая интересы
других детей. Цели совместной деятельности в
природном уголке должны быть значимыми для ребенка,
связанными с его потребностями, а приобретенный
эмоциональный опыт должки быть обязательно
положительным. Нужно ориентировать ребенка на
сверстника; так чтобы он стремился что-то сделать для
него и вместе с ним. Через яркие цели совместных
действий, эмоциональное удовлетворение от
деятельности мы способствуем появлению
побудительных мотивов, помочь другу правильно
заполнить явления природы и температуру воздуха,
подруге завязать фартучек, приготовить лейки для
полива, подсказать название цветка, увидев первый
расцветший цветок, поделиться радостью со всеми,
незабывая няню и воспитателя. Пережив радость,
единство в совместных действиях в уголке природы,
ребенок будет стремиться к общению, пробуждая и в
других эти чувства.. В процессе дидактических игр
«Узнай растение», «Найди съедобные ягоды» «Кто
быстрее соберет овощи, кто фрукты» педагоги
пробуждают у детей чувство сплоченности и переживание
группового успеха в результате согласованных действий.
.
У детей возникает интерес к работе в уголке природы,
развивается наблюдательность, любознательность,
появляется уважение к труду человека и понимание
того, что вместе, в команде они могут и цветы полить, и
календарь заполнить, и поделку из природного
материала смастерить .
Через проблемные игровые
ситуации(смешали семена гороха и фасоли) или в
процессе экспериментальной деятельности в природном
уголке воспитатели побуждают детей проявлять
уверенность в действиях, от которой зависит общий
результат.
У детей формируется желание потрудиться
ради кого-то, проявить отношение к своим товарищам,
к животным и растениям, которые находятся в уголке
природы. Воспитывается умение и желание помогать и
взрослому, замечать, в чём необходима помощь.
Так подводим ребенка к осознанию себя среди других,
переживанию своей индивидуальности.
Социализация детского коллектива в процессе
деятельности в уголке природы проходит успешно, если:
- педагог поощряет общение детей друг с другом;
- помогает детям конструктивно решать возникающие
между ними конфликты, предлагать друг другу
альтернативы, договариваться, извиняться и прощать
друг друга;
- помогает налаживать совместную деятельность
– учит в приемлемых формах выражать свои эмоции, как
положительные, так и отрицательные, сочувствие друг
другу и поддерживать других в их переживаниях.
Дети, в процессе деятельности в уголке
природы могут осуществлять простые виды
трудовой деятельности по уходу за растениями;
уже самостоятельно организовывать свое рабочее
место и приводить его в порядок по окончании
работы; знают технику безопасности при работе с
инвентарем в уголке природы; они пополняют
знания о комнатных растениях и их потребностях ;
формируется бережное и заботливое отношение к
растениям уголка природы и потребность ухода за
ними и, главное, умеют договариваться и
распределять обязанности между собой, помогать
и подсказывать, сопереживать сверстникам, и
чувствовать свою индивидуальную значимость и
важность для всего коллектива.
И еще одна важная задача педагога- организовать
правильно, согласно требованиям природный
уголок и его содержание
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение детский сад № 4 «Солнышко»
города Белореченска муниципального образования Белореченский
район.
Проект:
«Социализация дошкольников через
экологическое воспитание»
для детей от 4 до 5 лет.
Выполнила воспитатель:
Грицаева Дарья Александровна
Белореченск 2016 год.
Паспорт проекта.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский
сад № 4 «Солнышко»
города Белореченска муниципального образования Белореченский район.
Название проекта
«Социализация дошкольников через экологическое воспитание»
для детей от 4 до 5 лет.
Ф.И.О автора, руководителя, место проведения и год разработки проекта.
Грицаева Дарья Александровна воспитатель Муниципального автономного
дошкольного образовательного учреждения детский сад № 4 «Солнышко». 2016
- 2017 г. г.
Целевая группа
Воспитанники, родители, педагог.
«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что
вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого, в решающей
степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
(В.А.Сухомлинский)
Срок реализации проекта: 1 года, проект разработан для детей среднего
возраста.
Актуальность проекта: Основные проблемы современного нравственного
воспитания ребёнка заключаются: в разладе между внутренним состоянием
ребёнка и общепринятым нормам поведения; отсутствием навыков
рефлексивных действий; отсутствии развитого чувства сопереживания. Эти
проблемы преодолеваются: путём создания условий включения детей в
практику нравственной жизни людей; усилий личности в усвоении этических
понятий, моральном самоопределении, самовоспитании; благодаря активизации
природных, интеллектуальных и эмоциональных ресурсов личности.
Ранее в дошкольных учреждениях нравственное воспитание определялось
идеологическими стандартами и ограничивалось знакомством с некоторыми
нравственными нормами (правилами вежливости, культуры поведения этикета,
а методами нравственного воспитания были убеждение и внушение). На
современном этапе доминирующими ориентирами в определении содержания
нравственного воспитания должны стать такие общечеловеческие ценности, как
толерантность, сострадание, добро, милосердие, справедливость, щедрость,
гуманизм.
Основные этические принципы складываются в дошкольном возрасте. В этот
период расширятся и перестраивается система взаимоотношений ребёнка, со
взрослыми и сверстниками, усложняются виды деятельности, возникает
совместная со сверстниками деятельность.
Проблема социализации учащихся в настоящее время ставится наиболее остро.
Её актуальность определяется самой жизнью – особенностями и ведущими
тенденциями современного общества. Одним из направлений воспитания
социально активной личности является экологическое воспитание. Оно
формирует осознанное отношение к проблемам экологии, повышает
мыслительную активность, расширяет кругозор, а главное – воспитывает
конкурентоспособную духовно-нравственную личность.
В Экологической доктрине Российской Федерации отмечается, что
«преодоление экологического кризиса возможно только на основе
формирования нового типа взаимоотношений человека и природы,
исключающих возможность разрушения и деградации природной среды».
Экологическое образование и воспитание молодежи - настоятельное требование
времени. Чем быстрее растет производство, тем больше производится отходов,
растет загрязнение воздуха, поверхностных и подземных вод, исчезают
местообитания и отдельные виды животных и растений, теряются ценные
экосистемы и ландшафты.
Очевидно, что в становлении экологического сознания подростков велика роль
образовательного учреждения, которое может и должно воспитывать у
подрастающего поколения чувство сопричастности к природе, ощущение ее
красоты, не позволяющее относиться к ней потребительски, варварски,
проявлять бездушную беспечность или жестокосердие.
Проблема экологического воспитания подростков не надумана, её решение
должно стать одной из приоритетных задач сегодняшней педагогической
действительности. Правильное экологическое воспитание позволит
сформировать гармонично развитую личность с чувствами сопричастности к
окружающему миру, любви к малой родине и гуманным отношением к природе,
что в дальнейшем поможет предотвратить многие экологические проблемы
человечества. Если в воспитании детей упущено что-то существенное, то эти
пробелы появятся позже и не останутся незамеченными. Данный проект
направлен на формирование единой системы экологического воспитания
воспитанников, посредством реализации различных мероприятий, акций.
Идеей проекта – заключается необходимость привлечение родителей к
решению вопросов экологического воспитания детей, нахождению общих
правильных ответов и работу следует проводить в двух направлениях:
- Педагог-родитель;
- Педагог-ребенок-родитель.
Деятельность педагогов по приобщению семей к экологическому воспитанию
детей, позволит формировать у дошкольников ответственное отношение к
окружающей среде, достигнуть более высокого уровня их в социализации в
обществе.
Цели: формирование экологической компетентности и природоохранной
деятельности родителей в деле воспитания детей
.
Развивать общения с
взрослыми и сверстниками, пробуждения нравственных и эстетических чувств.
Детский сад призван обеспечить ребенку гармоничное взаимодействие с миром,
правильное направление его эмоционального развития, пробудить добрые
чувства.
Задачи:
Подвести к пониманию важности проблемы взаимоотношения человека
с природой и последствий деятельности человека в ней.
Расширить представления родителей о том, что в природе ничто не исчезает
бесследно и очень важно научить ребенка защищать природу, любить ее и уметь
охранять.
Повысить уровень экологической культуры и информированности родителей.
Формировать детско-родительские отношения в духе воспитания интереса и
экологически правильного поведения в природе.
Побуждать родителей на личном примере относиться к природе бережно,
охранять и защищать ее.
Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе.
Развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление, умение
анализировать, сравнивать и обобщать.
Развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление, умение
анализировать, сравнивать и обобщать.
Принять участие в озеленении территории детского сада.
Совершенствовать навыки детей по уходу за растениями.
География проекта: проект был организован на базе муниципального
автономного дошкольного учреждения детский сад № 4 «Солнышко».
Описание целевой группы: воспитанники средней группы ДОУ их родители,
педагог группы.
Нормативно – правовая база проекта:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования».
Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N7-ФЗ
Экологическая доктрина Российской Федерации (2002).
Указ Президента Российской Федерации от 4 февраля 1994 г. № 236 «О
государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей
среды и обеспечению устойчивого развития».
Конвенция о Правах ребёнка.
Анализ ресурсов и рисков реализации проекта: Сложившиеся стереотипы
общественного сознания, особенности воспитания и характера родителей.
Календарный план действий по реализации проекта:
1 этап: Организационный.
2 этап: Практический.
3 этап: Заключительный
Анкетирование «Экологическое воспитание в семье и ДОУ», изучения и подбор
литературы и интернет ресурсов.
Проведение родительского собрания.
август
Воспитатель, родители
практический
Беседа «Что такое природа?»
Чтение художественной литературы: «Хоть трава не расти» А. Усачев. «В
природе сколько красоты!» В. Чижов.
Просмотр короткометражных фильмов о проблеме загрязнения природы.
Сентябрь
Воспитатель, дети.
НОД «Не загрязняй, это же твой дом»
Акция: «Бумагу можно использовать вторично» (сбор макулатуры).
Мастер- класс с родителями «Дары осени».
Маршрут выходного дня: «Школа олимпийского резерва по конному спорту» х.
Гавердовский.
Просмотр мультфильма: «Осенние корабли (1982)
октябрь
Воспитатель, дети, родители.
Экспериментирование: «Нефтяная речка».
Чтение художественной литературы: «Путешествие капельки» Н.Е. Фролова.
Маршрут выходного дня: «Поездка на Страусинную ферму» х. Долгогусив.
Беседа: «Как животные готовятся к зиме».
Фотоальбом: «Осень золотая».
ноябрь
Воспитатель, родители, дети.
Беседа: «Не надо елочку рубить».
Мастер- класс с родителями: «Елочка в нетрадиционной технике»
Консультация для родителей: «Зимой ребенок, тоже должен гулять».
Мастер-класс с родителями: «Елочные игрушки из подручного материала.
Беседа: «Для чего нужна кормушка?»
декабрь
Воспитатель, родители, дети.
Проект: «Огород на окне».
Консультация для родителей: «Правило поведения с детьми на льду, катке».
Просмотр мультфильма: «Зимняя сказка (1981)»
январь
Воспитатель, дети, родители.
Опытно – исследовательская деятельность: «Удивительные свойства воздуха».
Сюжетно- ролевая игра: «Спасатели».
НОД «Главная книга природы».
Театрализация сказки: «Теремок»
февраль
Воспитатель, дети.
Беседа: «Охраняемые животные и растения Краснодарского края».
НОД ХЭР «Букет для мамы»
Маршрут выходного дня: «Выставка бабочек».
Дидактические игры: «Хорошо-плохо», « Мир вокруг нас».
Чтение художественной литературы: «Приключение сосульки».
Просмотр мультфильма: «Удивительная бочка» (1983)
Март
Воспитатель, дети, родители.
Просмотр мультфильма: « Заяц Коська и родничок».
Беседа: «Влияние человека на природу» (положительное и отрицательное).
Завершение проекта: «Огород на окне» (высадка рассады на огород).
Просмотр презентации: «Неживая природа влияние её на жизнь живых
организмов».
апрель
Воспитатель, дети.
Беседа: «Куда девается мусор?»
Субботник с родителями по благоустройству территории группы.
Дидактическая игра: «Определи дерево по листочку».
Маршрут выходного дня: «Поездка на страусинную ферму» х. Долгогусев.
май
Воспитатель, дети, родители.
заключительный
Праздник «В гостях у матушки природы» поселок Гончарка в
Дендрологическом парке имени Букреева П.В.
июнь
Воспитатель, дети, родители.
Мероприятия по реализации проекта: анкетирования, беседы,
экспериментирование, чтение художественной литературы, мастер- классы
совместны с родителями, консультации для родителей, маршруты выходного
дня, просмотр мультипликационных фильмов, проект «Огород на окне».
Результатом данного проекта, стала организация интересной, содержательно,
практической и экологической деятельности детей с учетом развития личности,
возрастных особенностей, личного практического вклада каждого в дело охраны
природы.
В ходе реализации проекта были достигнуты следующие результаты:
- педагог, для себя повысила уровень компетентности в экологической
деятельности, в организации воспитательно- образовательного процесса внесла
инновационные изменения.
- сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в
природе;
- дети освоили взаимосвязь в природе, стали более бережно относиться к ней,
животным, птицам, насекомым;
- появился интерес к явлениям и объектам природы;
- развили умения экспериментировать, анализировать и делать выводы;
Проводимая работа достаточно эффективна, результативна и определяет
направление дальнейшей работы и мероприятия экологической направленности.