Автор: Попова Юлия Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "ООШ" №8
Населённый пункт: Анжеро-Судженск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Контрольно-измерительные материалы к проведению промежуточной аттестации по учебному предмету «Литература» 5 класс
Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Анжеро-
Судженского городского округа
«Основная общеобразовательная школа № 8»
Рассмотрено и утверждено на заседании МО учителей
общественно-гуманитарных дисциплин
«___»____________20___ г. №______
Контрольно-измерительные материалы
к проведению промежуточной аттестации по учебному предмету
«Литература»
5 класс
Разработчик:
Попова Ю.Н., учитель русского языка
и литературы
Анжеро-Судженск
2020
1. Пояснительная записка
1.1.
Цели промежуточной аттестации: оценить сформированность знаний и умений
обучающихся по предмету "Литература" в объеме, предусмотренном рабочей программой 5
класса.
1.2.
Документы, определяющие содержание КИМ.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования,
утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897
- Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «ООШ №8»
2. Кодификатор контрольно-измерительных материалов
№
п/п
Планируемый результат
Предметные результаты
1.
Осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего
развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве
познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества,
многоаспектного диалога
2.
Понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей
народа, как особого способа познания жизни
3.
Обеспечение
культурной
самоидентификации,
осознание
коммуникативно-
эстетических
возможностей
русского
языка
на
основе
изучения
выдающихся
произведений российской и мировой культуры
4.
Воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом,
способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и
письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания
аналитического
и
интерпретирующего
характера,
участвовать
в
обсуждении
прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение
5.
Развитие
способности
понимать
литературные
художественные
произведения,
отражающие разные этнокультурные традиции
6.
Овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе
понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от
научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать,
анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать
художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне
не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
3. Спецификация контрольно-измерительных материалов
3.1. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ
Тесты, предлагаемые в содержании КИМ по своему содержанию являются гомогенными, по
методологии интерпретации результатов – критериально-ориентированный, что позволяет измерить
уровень индивидуальных компетенций относительно определенного критерия.
При составлении тестовых заданий опирались на общепринятые требования:
учитываются основные требования, предъявляемые к тестам: валидность, надежность и
объективность;
в тестовом задании все элементы располагаются на четко определенных местах,
фиксированных в рамках выбранного типа;
тестовые задания одного типа сопровождаются стандартной инструкцией, предваряющей
формулировку заданий в тесте;
для каждого задания разрабатывается правило выставления дихотомической оценки.
Объектами контроля выступают дидактические единицы знаний и требования к формированию
универсальных учебных действий (умений), закрепленных в образовательном стандарте. Задания
КИМ
различаются
по
форме
и
уровню
сложности,
который
определяется
способом
познавательной деятельности, необходимым для выполнения задания. Задания повышенного
уровня сложности в отличие от базовых, предполагают более сложную комплексную по своему
характеру деятельность. Задания, предлагаемые в КИМ по своему типу аналогичны заданиям
ОГЭ. Это позволяет обеспечить преемственность промежуточной и государственной итоговой
аттестации.
При разработке КИМ учитывались возрастные особенности обучающихся, уровень развития их
познавательной деятельности, объем и характер предъявляемого и учебного содержания по
предмету. Также в КИМ включались задания практико-ориентированного характера, которые
позволяют проверить и оценить уровень сформированности метапредметных универсальных
учебных действий.
3.2. Структура КИМ
Диагностическая работа состоит из двух частей.
Первая часть представляет собой тест из 24 вопросов и предусматривает выбор одного ответа из
трёх предложенных, либо нахождение указанных соответствий (А). Вторая часть содержит вопрос,
который требует развернутого ответа (В). Содержание теста охватывает учебный материал,
изученный в течение года.
В табл. 1 приведены основные разделы курса литературы, вынесенные на контроль.
Таблица 1.
№
Разделы
1
Основные теоретико-литературные понятия
3
Из русской литературы первой половины XIX в.
4
Из русской литературы второй половины XIX в.
5
Из зарубежной литературы
В табл. 2 приведены элементы содержания диагностической работы литературе для 5 класса.
Таблица 2.
№
Проверяемые элементы содержания
1
Основные теоретико-литературные понятия
2
Художественная литература как искусство слова
3
Художественный образ
4
Литературные роды и жанры
5
Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика,
сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация,
развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ
автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой
6
Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в
художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение.
7
И.А. Крылов. Басни: «Волк на псарне», «Свинья под Дубом», «Ворона и Лисица»
8
А.С. Пушкин. Стихотворения: « «Няне», пролог к поэме «Руслан и Людмила» («У
лукоморья дуб зелёный..»), «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»,
«Сказка о царе Салтане…»
9
М.Ю. Лермонтов. Стихотворения: «Бородино»
10
Н.В. Гоголь. «Заколдованное место»
11
И.С. Тургенев. «Муму»
12
Н.А. Некрасов. Стихотворения: «На Волге», «Крестьянские дети», поэма «Мороз,
Красный нос»» (отрывок)
13
Р.Л.Стивенсон «Вересковый мед»
14
Д.Дефо «Робинзон Крузо
15
Х.К.Андерсен «Снежная королева»
16
Ж. Санд «О чем говорят цветы»
17
М. Твен Приключения Тома Сойера»
В табл. 3 приведены умения и виды деятельности проверочной работы по литературе для 5 класса.
Таблица 3.
Умения и виды деятельности
1
знать/понимать:
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творческого пути писателей и поэтов;
изученные теоретико-литературные понятия
2
уметь:
находить соответствия (между автором и произведением; между автором и годами
жизни);
ориентироваться в тексте;
по описанию определять героев произведений;
воспринимать и анализировать художественный текст;
сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев
3
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
создания связного текста на необходимую тему с учетом норм русского
литературного языка.
6.Система оценивания отдельных заданий и работы в целом
Правильность выполнения каждого задания первой части (1-24 вопрос) оценивается 1 тестовым
баллом. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов. Максимальное количество
баллов, которое может набрать учащийся, правильно выполнивший 24 тестовых задания первой
части работы, –24 балла.
За задание второй части выставляется от 0 до 13 баллов.
Максимальное количество баллов за всю работу – 37 баллов.
Критерии оценивания развернутого ответа
Критерии оценивания
Баллы
Содержание ответа (сочинение)
Работа соответствует теме и заданию
1
Допущена фактическая ошибка, связанная с пониманием темы и
задания
0
Речевое оформление ответа (сочинения)
Соблюдение смысловой цельности, речевая связность и логика
2
изложения
Допущена одна логическая ошибка
1
Допущено более 1 логической ошибки
0
Точность и выразительность речи
2
Однообразие грамматического строя речи
1
Бедность словаря, однообразие грамматического строя речи
0
Грамотность
Соблюдены орфографические нормы
2
Допущено 1-2 ошибки
1
Допущено более 2 ошибок
0
Соблюдены пунктуационные нормы (или 1 негрубая ошибка)
2
Допущены 1-2 ошибки
1
Допущено более 2 ошибок
0
Соблюдены языковые нормы (грамматических ошибок нет)
2
Допущены 1-2 ошибки
1
Допущено более 2 ошибок
0
Соблюдены речевые нормы (не допущено речевых ошибок)
2
Допущены 1-2 ошибки
1
Допущено более 2 ошибок
0
Максимальное количество баллов
13
Критерии выставления оценок:
От 0% до 38% (0-14 баллов)
«2»
От 39% до 66% (15-24 баллов)
«3»
От 67% до 88% (25-33балла)
«4»
От 89% до 100% (34-37баллов)
«5»
3.4. Время выполнения работы - 40 минут (1 урок).
4. Содержание контрольно-измерительных материалов
ВАРИАНТ 1
1. Фольклор – это …
а) устное народное творчество; б) сказки, придуманные народом;
в) небольшие произведения для детей: колыбельные, загадки, считалки и т.д.
2. Какой из перечисленных жанров не является фольклорным?
а) басня; б) загадка; в) прибаутка
3. Соотнесите понятие и определение.
а) слово 1) особая, специфически организованная речь, выражающая
чувства в стихотворной, ритмической форме;
б) стихотворение 2) единица речи; с помощью звуков выражает предмет мысли,
служит средством общения между людьми;
в) поэзия 3) один из популярных жанров фольклора; вид повествования
с фантастическим вымыслом;
г) сказка 4) небольшое лирическое произведение, написанное
в стихотворной форме.
4. В стихотворении «Весенние воды» Ф.И. Тютчева выделенные слова являются:
Весна идет, весна идет!
И тихих, теплых, майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней.
а) метафорой; б) сравнением; в) эпитетом
5. Кто является родоначальником жанра басни?
а) Эзоп; б) Ломоносов; в) Сумароков; г) Лафонтен
6. Татьяна в произведении И.С. Тургенев «Муму», уезжая с мужем в деревню, поцеловала на
прощанье Герасима, потому что:
а) существовал такой обычай перед дальней дорогой; б) они были друзьями;
в) она оценила его доброту, в знак благодарности;
7. По датам жизни определите писателя.
1.
1769 – 1844 А) А.С.Пушкин
2.
1814 – 1841 Б) Н.В.Гоголь
3.
1799 -1937 В) И.С.Тургенев
4) 1809 – 1852 Г) М.Ю.Лермонтов
5) 1818 – 1883 Д) И.А.Крылов
6) 1828 – 1910 Е) Л.Н.Толстой
8. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Нрава она была весьма смирного, или, лучше сказать, запуганного, к самой себе она чувствовала
полное равнодушие, других боялась смертельно…»
а) В.А. Жуковский «Спящая царевна» б) Л.Н. Толстой «Кавказский пленник» в) И.С. Тургенев
«Муму»
9. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Если бы я слушалась вас, я бы только и делала, что думала, думала, думала, и под конец, наверное,
сошла бы с ума или придумала бог знает что…Но, к счастью, я вас не слушаюсь…»
а) П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка» б) С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»
в) А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители»
10. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Филька был молчаливый, недоверчивый, и любимым его выражением было: «Да ну тебя!»»
а) К.Г. Паустовский «Заячьи лапы»; б) А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные
жители»; в) К.Г. Паустовский «Тёплый хлеб»
11. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Мальчик застыл. У него даже дух захватило – так красива, так широка была его родная река! А
раньше она ему почему-то казалась обыкновенной и не очень приветливой».
а) К.Г. Паустовский «Тёплый хлеб»; б) В.П. Астафьев «Васюткино озеро»; в) Н.А. Некрасов «На
Волге»
12. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Девка небольшого росту, из себя ладная и уж такое крутое колесо – на месте не посидит…Одним
словом, артуть-девка».
а) П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»; б) Н.В. Гоголь «Заколдованное место»;
в) А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители»
13. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«На Кавказе тогда была война. По дорогам ни днём, ни ночью не было проезда. Чуть кто из русских
отойдёт от крепости, татары или убьют, или уведут в горы».
а) М.Ю. Лермонтов «Бородино»; б) Саша Чёрный «Кавказский пленник»;
в) Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»
14. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Если вы подъезжаете к местечку с востока, вам прежде всего бросается в глаза тюрьма, лучшее
архитектурное украшение города».
а) Г.К. Андерсен «Снежная королева»; б) В.Г. Короленко «В дурном обществе»;
в) А.П. Чехов «Хирургия»
15. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Секунду дьячок ищет глазами икону и, не найдя таковой, крестится на бутыль с карболовым
раствором…»
а) Н.В. Гоголь «Заколдованное место» б) А.П. Чехов «Хирургия» в) К.Г. Паустовский «Заячьи
лапы»
16. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«При мысли о своём одиночестве я заплакал, но, вспомнив, что слёзы никогда не прекращают
несчастий, решил продолжать свой путь и во что бы то ни стало добраться до разбитого судна»
а) В.П. Астафьев «Васюткино озеро» б) Н.А. Некрасов «На Волге»
в) Д. Дефо «Робинзон Крузо»
17. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
Уж сколько раз твердили миру
Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
а) Р.Л. Стивенсон «Вересковый мёд» б) Н.А. Некрасов «Мороз, Красный нос»
в) И.А. Крылов «Ворона и Лисица»
18. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
… Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
а) Р.Л. Стивенсон «Вересковый мёд» б) В.А. Жуковский «Кубок»
в) М.Ю. Лермонтов «Бородино»
19. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Да, вот вы говорили насчёт того, что человек может совладать, как говорят, с нечистым духом.
Оно, конечно, то есть, если хорошенько подумать, бывают на свете всякие случаи… Однако ж не
говорите этого. Захочет обморочить дьявольская сила, то обморочит; ей-богу, обморочит!»
а) П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка» б) Н.В. Гоголь «Заколдованное место»
в) Д. Дефо «Робинзон Крузо»
20. Поэт, учившийся в Царскосельском лицее.
а) А.С. Пушкин б) М.Ю. Лермонтов в) М.В. Ломоносов
21. Автором стихотворения «На Волге» является:
а) Пушкин А. С. б) Жуковский В. А.; в) Некрасов Н.А.
22. Кто автор произведения «О чем говорят цветы»?
а) Г.Х.Андерсен б) Д.Дефо в) Ж.Санд
23. Том Сойер и Джо Гарпер утверждали, что чем быть президентами Соединённых Штатов на всю
жизнь, они предпочли бы сделаться на один год:
а) пиратами Карибского моря; б) разбойниками Шервудского леса;
в) вождями индейского племени.
24. Как маленький охотник Киш расправлялся с медведями в рассказе Д.Лондона?
а) убивал их из ружья; б) убивал их копьём; в) убивал с помощью тюленьего жира и китового
уса.
Часть 2
Как менялся характер Васи в повести В.Г. Короленко «В дурном обществе» во время дружбы с
Валеком и Марусей? Дайте развернутый ответ. (4-5 предложений)
Вариант II
Часть 2
1. Какой из перечисленных жанров не является фольклорным?
а) сказка ) роман в) пословица
2. Какой вид конфликта вы не встретите в русской народной сказке?
а) добро – зло; б) жизнь – смерть; в) природа – цивилизация.
3. Соотнесите понятие и определение
а) пословица 1) устное народное творчество, народная мудрость;
б) фольклор 2) один из популярных жанров фольклора; вид повествования
с фантастическим вымыслом;
в) сказка 3) особая, специфически организованная речь, выражающая
чувства в стихотворной, ритмической форме;
г) поэзия 4) краткое, крылатое, образное народное изречение, имеющее
поучительный смысл.
4. Распределите последовательно элементы композиции литературного произведения:
завязка; развязка; пролог; эпилог; развитие действия; экспозиция; кульминация.
5. В стихотворении Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится» выделенные слова являются:
а) метафорой б) сравнением в) эпитетом
6. Соотнесите автора и название произведения:
1) И.А.Бунин А) «Низкий дом с голубыми ставнями…»
2) Дон-Аминадо Б) «Косцы»
3) С.А.Есенин В) «У Лукоморья дуб зелёный…»
4) Н.В.Гоголь Г) «Бородино»
5) А.С.Пушкин Д) «Заколдованное место»
6) М.Ю.Лермонтов Е) «Города и годы»
7. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Одарённый необычайной силой, он работал за четверых – дело спорилось в его руках, и весело
было смотреть на него…»
а) П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка» б) Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»
в) И.С. Тургенев «Муму»
8. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Не могу же я писать и думать в одно и то же время».
а) П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка» б) С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»
в) В.М. Гаршин «Attalea princes»
9. В какой сказке вам встречалось говорящее зеркальце?
а) В.А. Жуковский «Спящая царевна» б) А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи
богатырях» в) «Царевна-лягушка»
10. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Тайга… Тайга… Без конца и края тянулась она во все стороны, молчаливая, равнодушная».
а) К.Г. Паустовский «Тёплый хлеб» б) В.П. Астафьев «Васюткино озеро»
в) Д. Дефо «Робинзон Крузо»
11. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Хворый-то придумал дробовичок завести и на охоту повадился. И всё, слышь-ко, к
Красногорскому руднику ходит, а добычи домой не носит».
а) В.П. Астафьев «Васюткино озеро» б) Н.В. Гоголь «Заколдованное место»
в) П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»
12. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Это большой человек! Он первый джигит был, он много русских побил, богатый был. У него было
три жены и восемь сынов. Все жили в одной деревне. Пришли русские, разорили деревню и семь
сыновей убили».
а) Саша Чёрный «Кавказский пленник» б) Саша Чёрный «Игорь-Робинзон»
в) Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»
13. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Когда кавалеристы проходили через деревню Бережки, немецкий снаряд разорвался на околице и
ранил в ногу вороного коня».
а) Л.Н. Толстой «Кавказский пленник» б) К.Г. Паустовский «Тёплый хлеб»
в) А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста»
14. Назовите имя королевича из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина.
а) Ярослав б) Елисей в) Алексей
15. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Что-то бесформенное, неумолимое, твёрдое и жёсткое, как камень, склонялось над маленькой
головкой, высасывая из неё румянец, блеск глаз и живость движений».
а) Г.К. Андерсен «Снежная королева» б) В.Г. Короленко «В дурном обществе»
в) В.П. Астафьев «Васюткино озеро»
16. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«При мысли о своём одиночестве я заплакал, но, вспомнив, что слёзы никогда не прекращают
несчастий, решил продолжать свой путь и во что бы то ни стало добраться до разбитого судна»
а) В.П. Астафьев «Васюткино озеро» б) Н.А. Некрасов «На Волге»
в) Д. Дефо «Робинзон Крузо»
17. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
Уж сколько раз твердили миру
Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
а) Р.Л. Стивенсон «Вересковый мёд» б) Н.А. Некрасов «Мороз, Красный нос»
в) И.А. Крылов «Ворона и Лисица»
18. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Господин Египетский, Александр Иваныч, в Петербурге лет семь жил… образованность… один
костюм рублей сто стоит… да и то не ругался… А ты что за пава такая? Ништо тебе, не околеешь!»
а) Н.В. Гоголь «Заколдованное место» б) А.П. Чехов «Хирургия»
в) Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»
19. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Под плетнёвую стену сарая уходили две земляные норы. Там тоже жили тайные жители. А кто они
такие были? Может быть, змеи! Они выползут ночью, приползут в избу и ужалят мать во сне, и
мать умрёт».
а) А.П. Платонов «Никита» б) А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители»
в) П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»
20. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
Унылый, сумрачный бурлак!
Каким тебя я в детстве знал,
Таким и ныне увидал:
Всё ту же песню ты поёшь,
Всё ту же лямку ты несёшь,
В чертах усталого лица
Всё та ж покорность без конца…
а) Н.А. Некрасов «На Волге»; б) Н.А. Некрасов «Крестьянские дети»; в) Н.М. Рубцов «Родная
деревня»
21. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«По воскресеньям и праздникам он весь день оставался один, и тогда единственным утешением его
было чтение книг, которые учитель позволял ему брать из небольшой своей библиотеки».
а) В.М. Гаршин «Attalea princeps» б) А.П. Платонов «Никита»
в) А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители»
22. Поэт, который в 19 лет сбежал из дома и пешком дошёл из Архангельска до Москвы, чтобы
учиться:
а) М.В. Ломоносов б) М.Ю. Лермонтов в) В.А. Жуковский
23. К истории какой страны обращается Р.Л.Стивенсон в своем произведении "Вересковый мед"?
а) Англия б) Шотландия в) Дания
24. Сколько лет было Д.Дефо, когда он написал своё первое произведение «Робинзон Крузо»?
а) 60 б) 50 в) 70
Часть 2
Каким вы впервые увидели Васю в повести В.Г. Короленко «В дурном обществе»? Напишите ваше
первое впечатление о нем. (4-5 предложений)