Автор: Ломоносова Любовь Станиславовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ЧДОУ Детский сад № 99ОАО
Населённый пункт: Новороссийск Краснодарский край
Наименование материала: стаья
Тема: Как организовать в группах раннего возраста центр художественной литературы и фольклора.
Раздел: дошкольное образование
Как организовать в группах раннего возраста центр
художественной литературы и фольклора.
Важную
роль
в
развитии
у
дошкольников
познавательных
способностей
имеет
работа с
книгой.
Дети любят
слушать
сказки,
рассматривать иллюстрации. Чтобы у детей выработался навык работы с
книгой, в группе должен быть оборудован центр книги - место для
совместного
с
воспитателем
изучения
литературных
произведений
и
самостоятельной деятельности детей. Цель центра книги не быть ярким,
праздничным украшением группы, а дать ребенку возможность общаться с
книгой. Ведь ребёнок-слушатель — это уже читатель!
При формировании интереса к книге у детей раннего возраста,
необходимо учитывать их возрастные особенности. Интерес к книге-объекту
обеспечивается умением с ней действовать. Проявление интереса к книге —
это активная познавательная направленность детей на книгу как объект,
который вызывает у них положительные эмоции и –как следствие –желание с
ним действовать: рассматривать его, листать, рассказывать. Следовательно,
чтобы возник интерес к книгам, сначала надо представить детям очень
разные книги, обеспечить каждому малышу «встречу потребности с
предметом». Тогда возникнет тот самый интерес, который впоследствии
станет движущей силой желания читать и любить книги.
При оформлении центра формирования художественной литературы и
фольклора старались сделать его уютным, привлекательным, располагающим
ребенка к неторопливому сосредоточенному общению с книгой. Продумывая
расположение центра, мы выбрали в группе светлое место, в отдалении от
игрового, физкультурного и музыкального центров — здесь тихо и есть
возможность уединения с книгой. Для удобства в нем установили детскую
мягкую мебель, невысокий книжный стелаж с полками, на которых и
расположена детская литература и стеллаж с различными видами театра. Все
материалы расположили так, чтобы дети могли дотянуться рукой и взять
понравившуюся книгу без посторонней помощи именно тогда, когда им
самим захочется это сделать. При участии творческих родителей изготовили
комплект: «шатёр» и мягкий коврик. В «шатре» дети любят уединяться,
рассматривая книги или картинки, удобно расположившись в кресле. Также
дети могут по своему желанию расположиться с книгой и на коврике. Для
создания положительной мотивации при знакомстве с книгой используем
постоянного персонажа -«жителя» книжного центра. В нашей группе это
Солнышко. Такая среда, на наш взгляд, создает условия для проявления
самостоятельности и личной заинтересованности каждого воспитанника.
Подбор книг, тематики и форм работы в рамках центра книги
осуществляем с учётом возрастных потребностей подопечных. В ясельной
группе мы используем произведения разных жанров: потешки,
сказки,
песенки, поэзия, проза, русский фольклор и фольклор народов мира. Учим
внимательно рассматривать картинки в книге, узнавать героев, их действия,
вспоминать и пересказывать отдельные эпизоды. Все эти разнообразные
книги и пособия способствуют подготовке детей к следующему этапу
развития.
В
период
адаптации,
выставляем
в
центре
книжки-игрушки.
Движущиеся части и встроенные игрушки привлекают внимание малышей к
книге.
В дальнейшем подготавливаем детские книги в соответствии с
тематикой
проектной
деятельности.
Для
проекта
«Ладушки-ладошки»
подбираем озвученные книги с мелодиями и песенками. Для тематической
недели «Мой любимый питомец» используем тоже озвученные книги, нос
голосами животных. Панорамные книги помогают при знакомстве детей со
сказками в проекте «Сказочное лукошко». После знакомства со сказкой
назанятии,
книга
размещается
в
центре
в
свободном
доступе
для
рассматривания.
Во
время
проекта
«Чудеса
экспериментирования»
выставляем книжки не промокашки из клеёнки. При смачивании водой
страницы
становятся
окрашенными,
яркими.
Нарисованные
предметы
меняют цвета, что приводит детей в восторг.
В свободной деятельности при знакомстве детей с потешками и
стихами используем книжки–малышки и книжки-гармошки.
Для знакомства детей с цветом и формой предметов выставляем в
центре книги со съёмными деталями. Такие книги развивают не только
воображение и мелкую моторику, их удобно брать детям в руки, они
доставляют эстетическое развитие, позволяют обогатить словарный запас
ребёнка.
В свободной деятельности для развития зрительного восприятия
детей, выставляем книги-пазлы. Складывая несколько картинок в одно целое
полотно с определенным сказочным сюжетом, дети по-настоящему трудятся,
причем интеллектуально.
Детям в раннем возрасте интересны книги из различных материалов
(ткань, клеёнка, картон, бумага). Но особенно интересны для детей, книги,
которые сшиты руками из разного материала (фетр, ситец). Чем может быть
интересна эта книга? Тем, что можно использовать различные элементы
книги, потому что они съёмные (открыть окошко, отстегнуть, снять, потянуть
за веревочку, использование кнопок, молний, липучек и т.д.). Эти книги
направлены прежде всего на сенсорное развитие и развитие мелкой
моторики.Они заинтересовывают самого непоседливого ребёнка. В нашей
группе такая книга сделана по русской народной сказке «Курочка Ряба».
Своими
руками
сделали
лэтбук
«Сказки».
Персонажи
сказок
находятся в конвертах. На страницах есть фон, на котором дети располагают
героев выбранной сказки, добавляют декорации в виде деревьев, солнца,
тучи, обыгрывают сказку.
Так же в центре имеются альбомы, подборка иллюстраций по темам
овощи, домашние животные, транспорт, и т.д.Дети любят рассматривать
иллюстрации
по
потешкам,
эти
произведения,
наилучшем
образом
соответствуют потребностям младшего дошкольника, так как сочетают в
себе слово, ритмику, интонации, мелодию и движения.
Для
разыгрывания
литературных
произведений
используем
настольный театр, пальчиковый театр, персонажи кукольного театра би-ба-бо
и
театр
резиновых
игрушек.
Главное
-
включить
ребенка
в
импровизированный
диалог,
развернуть
с
героями-игрушками
общие
действия.
Для положительной установки на взаимодействие с книгой проводим
неделю детской книги: «Книги о животных», «Любимые книжки нашей
семьи», выставка книг Агнии Барто«Мои игрушки» и др.
Центр формирования художественной литературы и фольклора
является важной частью предметно-развивающей среды. Благодаря ему у
детей формируется устойчивый интерес к книге и потребности в познании
нового.