Автор: Иксанова Елена Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ЧДОУ Детский сад №152 "Структурное подразделение №1" ОАО "РЖД"
Населённый пункт: Челябинск
Наименование материала: статья
Тема: Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
СП № 1 Детский сад № 152 ОАО «РЖД»
Статья на тему: «Развитие мелкой моторики у детей среднего
дошкольного возраста»
Выполнила:
Воспитатель Иксанова Е.Н.
г. Челябинск 2021 г.
С самого раннего возраста необходимо развивать мелкую моторику
детей. Для развития мелкой моторики существует множество приемов:
пальчиковые игры, упражнения с различными предметами (карандашами,
мелками, шишками, счетными палочками, всевозможные игры-шнуровки),
массаж и самомассаж. Подобные занятия дают возможность активизировать
у детей работу мозга, улучшать произношение и обогатить словарный запас.
Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и
творческих возможностей человека- от 3-х до 9-ти лет, когда кора больших
полушарий еще окончательно не сформирована. Известно, что уровень
развития
речи
детей
находится
в
прямо
зависимости
от
степени
сформированности тонких движений пальцев рук. И если развитие движений
пальцев отстает, то задерживается и развитие ребенка. С помощью речи мы
выражаем
свои
мысли,
желания,
передаем
свой
жизненный
опыт.
Мыслительные операции развиваются и совершенствуются в процессе
овладения
речью.
Развитие
речи
оказывает
большое
влияние
на
формирование личности, можно сказать, что речь человека- его визитная
карточка. Сейчас у многих детей дошкольного возраста распространены
проблемы
с
речью,
ребенок
либо
вообще
не
разговаривает,
либо
разговаривает плохо.
Игры,
упражнения,
пальчиковые
разминки,
конструирование,
рисование, лепка, ручной труд помогают детям уверенно держать карандаш и
ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, мастерить
подарки своим близким.
Обычно ребенок имеет высокий уровень развития мелкой моторики, умеет
логически
рассуждать;
у
него
достаточно
хорошо
развиты
память,
мышление, связная речь.
Если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и
мышление ребенка. В процессе деятельности мышцы рук выполняют три
основные функции: органов движения, органов познания, аккумуляторов
энергии и для самих мышц и для других органов.
Следует помнить, что развитие тонкой коррекции движений и ручной
умелости предполагает известную степень зрелости структур головного
мозга, от них зависит управление движениями руки.
Актуальность: Движения пальцев рук настолько положительно влияют
на развитие нашей речи, что стали вспомогательной частью нашего языка.
Вот почему проблема развития мелкой моторики и координации пальцев рук
детей дошкольного возраста, остается актуальной и сегодня.
Цель моей работы: развивать у детей мелкую моторику на основе
пальчиковых игр и упражнений.
Задачи:
Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой
деятельностью детей.
Совершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игры.
Повысить компетентность родителей в значимости пальчиковых игр,
упражнений для детей дошкольного возраста.
При подборе игровых упражнений на развитие мелкой моторики с
сопутствующим развитием речи я придерживаюсь следующих принципов:
1.
Наглядность и учет возрастных индивидуальных особенностей
детей.
2.
Развивающий характер обучения.
3.
Систематичность и последовательность.
В своей педагогической работе я использую следующие виды
упражнений и тренировок на развитие мелкой моторики у детей:
1.
Составление фигур из счетных палочек. В работе с дошкольниками я
использую счетные палочки.
Цель:
развитие
ручной
умелости,
ловкости,
координации,
речи,
мышления,
воображения,
сообразительности;
позволяют
закрепить
представления
о
геометрических
фигурах,
помогут
детям
овладеть
конструктивными навыками. В процессе выполнения задания необходимо
объяснить ребенку, как называется та или иная фигура, как ее сложить.
2.
Использование прищепок.
Прищепки- прекрасный способ тренировать щипковый захват у детей.
Кроме того, система заданий , направлена на развитие речи, делает
упражнения с прищепками интересными, познавательными. Необходимо
иметь 50-70 прищепок разного цвета, фигуры из картона ( желтый круг-
солнышко, коричневая полоска- змея, фигура ежика ( без иголок), дерево без
листьев). На этом этапе работы ребенок прикрепляет прищепки к одной из
фигур для получения образа.
3.
Найти прищепке «домик» нужного цвета.
Оборудование: прозрачные пластиковые стаканчики, по краю которых
наклеены цветные полоски; набор цветных прищепок. Дети берут по одному
стаканчику на котором наклеены цветные полоски и крепят прищепки на
стаканчик нужного цвета.
4.
Пальчиковая гимнастика, пальчиковые игры.
Пальчиковые игры дают возможность развивать речь и мелкую моторику.
Благодаря
таким
играм
ребенок
получает
разнообразные
сенсорные
впечатления,
у
него
развивается
внимательность
и
способность
сосредотачиваться.
5.
Использование сухого бассейна.
Сухой бассейн представляет собой пластиковую коробку, наполненную
крупой. Разработаны задания, позволяющие развивать мелкую моторику рук
в форме игры и попутно развивать речь детей. Можно рисовать на крупе
прямые или извилистые дорожки. Шагать по ней пальчикам. Нарисовать на
крупе букву или цифру. Найти спрятанную игрушку и наощупь определить,
что это.
6.
Нанизывание.
Величину нанизываемых предметов нужно варьировать в зависимости от
возраста ребенка. Чем он старше, тем успешнее он будет справляться с более
мелкими деталями.
7.
Шнуровка.
Шнуровка - это продергивание шнурка в отверстие. Основа для шнуровки
может быть выполнена из разных материалов, в которых сделаны отверстия-
дырочки. Кроме этого, основа для шнуровки может быть не плоской , а
объемной; яблоки с дырочками, в которые пролезает червячок; ботинок,
который надо зашнуровать; кусок сыра с дырками и др.
Материал
для
нанизывания
используется
самый
разнообразный:
пуговицы с крупными и мелкими дырочками, макароны, разрезанные на
части, трубочки для сока. Учу детей брать бусины двумя пальцами или
щепотью, другой рукой держать шнурок и продевать его в отверстие бусины.
На другом конце шнура можно сделать бант или узел, чтобы бусины не
скатывались. В настоящее время в продаже есть разнообразные игрушки, в
основу действий с которыми положен принцип нанизывания.
8.
Игра с пазлами.
Пазлы – это картинка - головоломка, которую составить из отдельных
фрагментов картинку. В таких играх необходимо плотно соединять детали
друг с другом, что требует определенного уровня развития ловкости рук.
Пазлы бывают разного размера и выполнены из разного материала.
Вдавливание деталей в пластилин.
Полезно вдавливать различные мелкие детали в слой пластилина для
развития силы рук. Это могут быть бусины, детали мозаики, камушки или
ракушки. Можно использовать фасоль, горох, семечки подсолнуха.
9.
Сортировка круп.
Детям предлагают перемешанные в коробке крупы и малыш раскладывает
их по другим коробкам, руководствуясь определенным принципом (по
размеру, цвету, форме). Необходимо следить, чтобы ребенок брал по одной
штучке, захватывая ее щепотью или двумя пальцами.
10.Опускание мелких предметов в сосуд с узким горлышком.
Для
этого
нужно
подобрать
сосуд
с
узким
горлышком
(можно
использовать небольшую пластиковую бутылку) и мелкие предметы - это
могут быть камешки, фасоль, шарики или бусинки, детали мозаики.
Предлагается малышу опускать их в бутылочку. Следите, чтобы ребенок
брал по одной детали, обратите его внимание на то, то бутылочку нужно
поддерживать второй рукой. По окончании работы детям нравится закрывать
бутылку крышкой и погреметь содержимым.
11. Использование мозаики.
В своей работе использую разнообразные виды мозаик- с
шестигранными пластинками, круглые, напольные. Предлагайте малышу
вставить детали мозаики сначала в любое отверстие (куда попадает) затем
покажите, как можно выполнить из мозаики , выложить дорожки и столбики.
Более сложным заданием станет выполнение изображений- цветы, трава,
солнышко, зверушки и др.
12.Раскручивать и закручивать крышки.
В таких играх развиваются соотносящиеся действия рук. Необходимо
подобрать
разнообразные
коробки,
банки
и
бутылки
с
крышками.
Желательно, чтобы принцип закрывания крышек был разным. Сначала
можно предложить ребенку открывать коробки и бутылки, затем, закрывать
(что сложнее). Чтобы малышу было интереснее играть , можно прятать
внутри интересны предметы.
13.Функциональные застежки.
Советую начинать с расстегивания пуговиц, кнопок, молний и
крючков. Навыки очень полезны для развития самообслуживания. Такую
работу можно проводить как в ситуациях обучения самообслуживанию,
когда малыша учат одеваться и раздеваться, то в игре используются
специальные дидактические игрушки.
14.Самомассаж.
С помощью массажа развивается ловкость движения пальцев и кистей
рук. Возможно движения вперед-назад, в стороны, круговые движения. Для
этой цели хорошо использовать шарики Су-Джок, они укладывают детские
ладошки, активизируют нервные окончания, снимают напряжение.
15. Определи наощупь.
Детям предлагается определить наощупь сколько фасоли в мешочках:
много-мало, одна- ни одной. При перебирании пальчиками фасоли у ребенка
улучшается микроциркуляция крови; монотонные действия концентрируют
внимание,
а
в
целом,
этот
вид
деятельности
доставляет
ребенку
положительные эмоции и приятные ощущения.
16.Рисование и лепка.
На своих занятиях я стараюсь использовать нетрадиционные приемы
рисования и лепки, которые непосредственно влияют на развитие мелкой
моторики дошкольников. Очень нравится детям «рисование» фасолью,
пальчиками, приемы пластилинографии.
Все выше перечисленные составляющие компоненты способствуют
развитию мелкой моторики и координации движений у детей и в целом,
речевому развитию. Данный вид работы –мобильная структура, в которую
можно вносить изменения, дополнения, исправления. Ее можно использовать
для детей с нарушениями речи и для детей с нормальным уровнем развития
речи; в детском саду и в домашних условиях. При проведении данной работы
очень
важно
соблюдать
технику
безопасности.
Для
достижения
положительных результатов в развитии ребенка невозможно ограничиваться
только работой, проводимой в стенах детского сада. Родители- самые
заинтересованные и активные участники воспитательного процесса. Я же, в
свою очередь, при взаимодействии с родителями использую папки-
передвижки, регулярно провожу индивидуальные беседы: рекомендую
родителям давать больше самостоятельности при одевании: самостоятельно
застегивать и расстегивать пуговицы. Кнопки, молнии, т.к. эти действия
формируют речевую умелость. Провожу консультации «Развитие мелкой
моторики рук у детей дошкольного возраста». Так же родители принимают
активное
участие
в
изготовлении
поделок.
Понимание
родителями
значимости и сущности современной диагностики кистевой моторики и
педагогической коррекции сохраняет не только физическое и психическое
здоровье ребенка, но и оградит его от дополнительных трудностей обучения,
помогут сформировать навыки письма.