Напоминание

Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста


Автор: Иксанова Елена Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ЧДОУ Детский сад №152 "Структурное подразделение №1" ОАО "РЖД"
Населённый пункт: Челябинск
Наименование материала: статья
Тема: Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




СП № 1 Детский сад № 152 ОАО «РЖД»

Статья на тему: «Развитие мелкой моторики у детей среднего

дошкольного возраста»

Выполнила:

Воспитатель Иксанова Е.Н.

г. Челябинск 2021 г.

С самого раннего возраста необходимо развивать мелкую моторику

детей. Для развития мелкой моторики существует множество приемов:

пальчиковые игры, упражнения с различными предметами (карандашами,

мелками, шишками, счетными палочками, всевозможные игры-шнуровки),

массаж и самомассаж. Подобные занятия дают возможность активизировать

у детей работу мозга, улучшать произношение и обогатить словарный запас.

Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и

творческих возможностей человека- от 3-х до 9-ти лет, когда кора больших

полушарий еще окончательно не сформирована. Известно, что уровень

развития

речи

детей

находится

в

прямо

зависимости

от

степени

сформированности тонких движений пальцев рук. И если развитие движений

пальцев отстает, то задерживается и развитие ребенка. С помощью речи мы

выражаем

свои

мысли,

желания,

передаем

свой

жизненный

опыт.

Мыслительные операции развиваются и совершенствуются в процессе

овладения

речью.

Развитие

речи

оказывает

большое

влияние

на

формирование личности, можно сказать, что речь человека- его визитная

карточка. Сейчас у многих детей дошкольного возраста распространены

проблемы

с

речью,

ребенок

либо

вообще

не

разговаривает,

либо

разговаривает плохо.

Игры,

упражнения,

пальчиковые

разминки,

конструирование,

рисование, лепка, ручной труд помогают детям уверенно держать карандаш и

ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, мастерить

подарки своим близким.

Обычно ребенок имеет высокий уровень развития мелкой моторики, умеет

логически

рассуждать;

у

него

достаточно

хорошо

развиты

память,

мышление, связная речь.

Если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и

мышление ребенка. В процессе деятельности мышцы рук выполняют три

основные функции: органов движения, органов познания, аккумуляторов

энергии и для самих мышц и для других органов.

Следует помнить, что развитие тонкой коррекции движений и ручной

умелости предполагает известную степень зрелости структур головного

мозга, от них зависит управление движениями руки.

Актуальность: Движения пальцев рук настолько положительно влияют

на развитие нашей речи, что стали вспомогательной частью нашего языка.

Вот почему проблема развития мелкой моторики и координации пальцев рук

детей дошкольного возраста, остается актуальной и сегодня.

Цель моей работы: развивать у детей мелкую моторику на основе

пальчиковых игр и упражнений.

Задачи:

Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой

деятельностью детей.

Совершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игры.

Повысить компетентность родителей в значимости пальчиковых игр,

упражнений для детей дошкольного возраста.

При подборе игровых упражнений на развитие мелкой моторики с

сопутствующим развитием речи я придерживаюсь следующих принципов:

1.

Наглядность и учет возрастных индивидуальных особенностей

детей.

2.

Развивающий характер обучения.

3.

Систематичность и последовательность.

В своей педагогической работе я использую следующие виды

упражнений и тренировок на развитие мелкой моторики у детей:

1.

Составление фигур из счетных палочек. В работе с дошкольниками я

использую счетные палочки.

Цель:

развитие

ручной

умелости,

ловкости,

координации,

речи,

мышления,

воображения,

сообразительности;

позволяют

закрепить

представления

о

геометрических

фигурах,

помогут

детям

овладеть

конструктивными навыками. В процессе выполнения задания необходимо

объяснить ребенку, как называется та или иная фигура, как ее сложить.

2.

Использование прищепок.

Прищепки- прекрасный способ тренировать щипковый захват у детей.

Кроме того, система заданий , направлена на развитие речи, делает

упражнения с прищепками интересными, познавательными. Необходимо

иметь 50-70 прищепок разного цвета, фигуры из картона ( желтый круг-

солнышко, коричневая полоска- змея, фигура ежика ( без иголок), дерево без

листьев). На этом этапе работы ребенок прикрепляет прищепки к одной из

фигур для получения образа.

3.

Найти прищепке «домик» нужного цвета.

Оборудование: прозрачные пластиковые стаканчики, по краю которых

наклеены цветные полоски; набор цветных прищепок. Дети берут по одному

стаканчику на котором наклеены цветные полоски и крепят прищепки на

стаканчик нужного цвета.

4.

Пальчиковая гимнастика, пальчиковые игры.

Пальчиковые игры дают возможность развивать речь и мелкую моторику.

Благодаря

таким

играм

ребенок

получает

разнообразные

сенсорные

впечатления,

у

него

развивается

внимательность

и

способность

сосредотачиваться.

5.

Использование сухого бассейна.

Сухой бассейн представляет собой пластиковую коробку, наполненную

крупой. Разработаны задания, позволяющие развивать мелкую моторику рук

в форме игры и попутно развивать речь детей. Можно рисовать на крупе

прямые или извилистые дорожки. Шагать по ней пальчикам. Нарисовать на

крупе букву или цифру. Найти спрятанную игрушку и наощупь определить,

что это.

6.

Нанизывание.

Величину нанизываемых предметов нужно варьировать в зависимости от

возраста ребенка. Чем он старше, тем успешнее он будет справляться с более

мелкими деталями.

7.

Шнуровка.

Шнуровка - это продергивание шнурка в отверстие. Основа для шнуровки

может быть выполнена из разных материалов, в которых сделаны отверстия-

дырочки. Кроме этого, основа для шнуровки может быть не плоской , а

объемной; яблоки с дырочками, в которые пролезает червячок; ботинок,

который надо зашнуровать; кусок сыра с дырками и др.

Материал

для

нанизывания

используется

самый

разнообразный:

пуговицы с крупными и мелкими дырочками, макароны, разрезанные на

части, трубочки для сока. Учу детей брать бусины двумя пальцами или

щепотью, другой рукой держать шнурок и продевать его в отверстие бусины.

На другом конце шнура можно сделать бант или узел, чтобы бусины не

скатывались. В настоящее время в продаже есть разнообразные игрушки, в

основу действий с которыми положен принцип нанизывания.

8.

Игра с пазлами.

Пазлы – это картинка - головоломка, которую составить из отдельных

фрагментов картинку. В таких играх необходимо плотно соединять детали

друг с другом, что требует определенного уровня развития ловкости рук.

Пазлы бывают разного размера и выполнены из разного материала.

Вдавливание деталей в пластилин.

Полезно вдавливать различные мелкие детали в слой пластилина для

развития силы рук. Это могут быть бусины, детали мозаики, камушки или

ракушки. Можно использовать фасоль, горох, семечки подсолнуха.

9.

Сортировка круп.

Детям предлагают перемешанные в коробке крупы и малыш раскладывает

их по другим коробкам, руководствуясь определенным принципом (по

размеру, цвету, форме). Необходимо следить, чтобы ребенок брал по одной

штучке, захватывая ее щепотью или двумя пальцами.

10.Опускание мелких предметов в сосуд с узким горлышком.

Для

этого

нужно

подобрать

сосуд

с

узким

горлышком

(можно

использовать небольшую пластиковую бутылку) и мелкие предметы - это

могут быть камешки, фасоль, шарики или бусинки, детали мозаики.

Предлагается малышу опускать их в бутылочку. Следите, чтобы ребенок

брал по одной детали, обратите его внимание на то, то бутылочку нужно

поддерживать второй рукой. По окончании работы детям нравится закрывать

бутылку крышкой и погреметь содержимым.

11. Использование мозаики.

В своей работе использую разнообразные виды мозаик- с

шестигранными пластинками, круглые, напольные. Предлагайте малышу

вставить детали мозаики сначала в любое отверстие (куда попадает) затем

покажите, как можно выполнить из мозаики , выложить дорожки и столбики.

Более сложным заданием станет выполнение изображений- цветы, трава,

солнышко, зверушки и др.

12.Раскручивать и закручивать крышки.

В таких играх развиваются соотносящиеся действия рук. Необходимо

подобрать

разнообразные

коробки,

банки

и

бутылки

с

крышками.

Желательно, чтобы принцип закрывания крышек был разным. Сначала

можно предложить ребенку открывать коробки и бутылки, затем, закрывать

(что сложнее). Чтобы малышу было интереснее играть , можно прятать

внутри интересны предметы.

13.Функциональные застежки.

Советую начинать с расстегивания пуговиц, кнопок, молний и

крючков. Навыки очень полезны для развития самообслуживания. Такую

работу можно проводить как в ситуациях обучения самообслуживанию,

когда малыша учат одеваться и раздеваться, то в игре используются

специальные дидактические игрушки.

14.Самомассаж.

С помощью массажа развивается ловкость движения пальцев и кистей

рук. Возможно движения вперед-назад, в стороны, круговые движения. Для

этой цели хорошо использовать шарики Су-Джок, они укладывают детские

ладошки, активизируют нервные окончания, снимают напряжение.

15. Определи наощупь.

Детям предлагается определить наощупь сколько фасоли в мешочках:

много-мало, одна- ни одной. При перебирании пальчиками фасоли у ребенка

улучшается микроциркуляция крови; монотонные действия концентрируют

внимание,

а

в

целом,

этот

вид

деятельности

доставляет

ребенку

положительные эмоции и приятные ощущения.

16.Рисование и лепка.

На своих занятиях я стараюсь использовать нетрадиционные приемы

рисования и лепки, которые непосредственно влияют на развитие мелкой

моторики дошкольников. Очень нравится детям «рисование» фасолью,

пальчиками, приемы пластилинографии.

Все выше перечисленные составляющие компоненты способствуют

развитию мелкой моторики и координации движений у детей и в целом,

речевому развитию. Данный вид работы –мобильная структура, в которую

можно вносить изменения, дополнения, исправления. Ее можно использовать

для детей с нарушениями речи и для детей с нормальным уровнем развития

речи; в детском саду и в домашних условиях. При проведении данной работы

очень

важно

соблюдать

технику

безопасности.

Для

достижения

положительных результатов в развитии ребенка невозможно ограничиваться

только работой, проводимой в стенах детского сада. Родители- самые

заинтересованные и активные участники воспитательного процесса. Я же, в

свою очередь, при взаимодействии с родителями использую папки-

передвижки, регулярно провожу индивидуальные беседы: рекомендую

родителям давать больше самостоятельности при одевании: самостоятельно

застегивать и расстегивать пуговицы. Кнопки, молнии, т.к. эти действия

формируют речевую умелость. Провожу консультации «Развитие мелкой

моторики рук у детей дошкольного возраста». Так же родители принимают

активное

участие

в

изготовлении

поделок.

Понимание

родителями

значимости и сущности современной диагностики кистевой моторики и

педагогической коррекции сохраняет не только физическое и психическое

здоровье ребенка, но и оградит его от дополнительных трудностей обучения,

помогут сформировать навыки письма.



В раздел образования