Автор: Шевнина Татьяна Ефимовна
Должность: логопед
Учебное заведение: ОГКУ "ЦСПСиД Молчановского района"
Населённый пункт: с.Мельниково, Томская область, Шегарский район
Наименование материала: Конспект логопедического занятия
Тема: Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза
Раздел: начальное образование
ОГУ «ЦСПСиД Молчановского района»
Служба помощи семье и детям Шегарского района
Конспект логопедического занятия
по коррекции дисграфии на почве нарушения
языкового анализа и синтеза.
Логопед Шевнина Татьяна Ефимовна с.Мельниково, Томской области,
Шегарского района 2021г.
Тема: Звуко-буквенный анализ слов. Буквы Ж –Ш.
Цель: развитие навыков фонематического анализа и синтеза слов.
Задачи:
- закреплять знания детей о согласных звуках;
- учить выделять звуки Ш-Ж в словах, словосочетаниях и предложениях,
соотносить звуки с буквами и символами;
- развивать навыки звуко-буквенного анализа и синтеза;
- развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание и память;
- закреплять знания норм орфографии.
Оборудование:
Тетради, карточки с буквами Ш-Ж; символы для обозначения звуков Ш-Ж;
картинки с изображением жука и букашки; картинки с изображением
муравья, ананаса, шарика, арбуза, жука, осы, рака, аиста; листочки с
заданиями.
Ход занятия:
I. Оргмомент.
1. Развитие фонематического восприятия и слухового внимания.
Л.: Прочитайте стихотворение (на доске). Какой звук встречается чаще
всего? Назовите к нему парный звук.
(Стихотворение на доске)
Мчатся бешено машины -
По шоссе шуршат их шины.
И в несущейся лавине
Слышен шёпот - шу-шу-шу.
Это шина шепчет шине:
«Я спешу, спешу, спешу!»
Л.:
Сегодня
мы
будем
учиться
выделять
звуки
Ш-Ж
в
словах,
словосочетаниях и предложениях.
2. Соотнесение звуков Ш-Ж с буквами Ш-Ж и символами для их
обозначения.
Л.: Рассмотрите символы, определи, какой символ к какому звуку относится.
Перечислите характеристики звуков Ш-Ж.
II. Основная часть занятия.
1. Л.: Составьте имена героев по первым буквам слов – названий картинок.
Запишите эти имена в тетради. Выделите буквы Ш – Ж, составьте звуковые
схемы под каждым именем.
Л.: Знакомьтесь: букашка Маша
жук Жора
2. Развитие слуховой памяти.
Л.: Послушайте сказку. Запомните слова со звуками Ш –Ж. Назовите слова
для жука и букашки.
«Жили-были жук Жора и букашка Маша. Один раз Жора упал с дерева -
ушиб ножку и повредил крылышко. Маша полетела за доктором –
желтокрылой жужелицей. Жужелица прожужжала, что на крылышко нужно
делать примочки из листьев шиповника и жасмина. Маша выполнила все
указания доктора. Она нежно ухаживала за Жорой. Через некоторое время
Жоре стало лучше».
3. Закрепление знаний норм орфографии.
Л.: Запишите по памяти слова со звуком Ж и Ш, распределив их в два
столбика. (Все работают в тетради, два ученика у доски).
4. Развитие навыков слогового анализа и синтеза на уровне слога.
Л.: Вскоре жук почувствовал себе лучше. Но больное крылышко все еще
напоминало о себе. Букашка Маша решила слетать за новыми листочками.
Помогите Маше добраться до кустов шиповника и жасмина. Пройдите по
дорожкам - составьте и запишите слоги с буквами Ш – Ж.
Задание на доске:
Ш/ А У И Ю Е Ж/ А У И Ю Е
5. Развитие навыков слогового анализа и синтеза на уровне слова.
Задание на доске:
Л.: Помогите Маше сорвать листочки с кустов. Прочитайте записанные на
листочках слоги. Составьте из них слова. Запишите эти слова в два столбика,
выделите буквы Ш – Ж.
6. Физминутка.
7.
Развитие
навыков
слогового
анализа
и
синтеза
на
уровне
словосочетания.
Л.: После лечения Маша и Жора захотели навестить своих друзей муравьев.
Они побежали по дорожке. Навстречу им спешат муравьи. Они несут к
муравейнику
длинные
соломинки.
Помогите
муравьям:
составьте
словосочетания из слов левого и правого столбиков. Запишите их, выделите
буквы Ш - Ж.
кру
же
ма
ва
ши
на
ба
гаж
шо
к
лад
же
ле
зо
Задание на партах на полосках бумаги:
Шов змеиная
Карандаши грубый
Кожа цветные
Штанишки тихий
Шорох короткие
8. Развитие навыков слогового анализа и синтеза на уровне текста.
Л.: Гуляя по лесу Маша и Жора увидели объявление на дереве. Прочитайте.
Можно ли прочитанное назвать связным текстом? Почему? Переставьте
предложения так, чтобы получился текст.
Задание на партах на листочках:
- Однажды мы гуляли с товарищем в лесу.
- Он старался наколоть себе на иголки как можно больше яблок.
- Потом подбежал к куче яблок и стал накалывать яблоки.
- Зверек подбежал к стогу сена и спрятался там.
- Так ежик делал свои запасы.
- По дорожке бежал ежик с яблоками на иголках.
- Потом ежик опять побежал в укрытие.
- Он перевернулся на спинку и сбросил яблоко в стог.
Исправленный текст:
Однажды мы гуляли с товарищем в лесу. По дорожке бежал ежик с яблоками
на иголках. Зверек подбежал к стогу сена и спрятался там. Потом подбежал к
куче яблок и стал накалывать яблоки. Он старался наколоть себе на иголки
как можно больше яблок. Потом ежик опять побежал в укрытие. Он
перевернулся на спинку и сбросил яблоко в стог. Так ежик делал свои
запасы.
III. Итог занятия.
Л.: Назовите из текста слова для букашки Маши. Теперь для жука Жоры.
Какие буквы и звуки любит каждый из них?