Напоминание

Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза


Автор: Шевнина Татьяна Ефимовна
Должность: логопед
Учебное заведение: ОГКУ "ЦСПСиД Молчановского района"
Населённый пункт: с.Мельниково, Томская область, Шегарский район
Наименование материала: Конспект логопедического занятия
Тема: Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза
Раздел: начальное образование





Назад




ОГУ «ЦСПСиД Молчановского района»

Служба помощи семье и детям Шегарского района

Конспект логопедического занятия

по коррекции дисграфии на почве нарушения

языкового анализа и синтеза.

Логопед Шевнина Татьяна Ефимовна с.Мельниково, Томской области,

Шегарского района 2021г.

Тема: Звуко-буквенный анализ слов. Буквы Ж –Ш.

Цель: развитие навыков фонематического анализа и синтеза слов.

Задачи:

- закреплять знания детей о согласных звуках;

- учить выделять звуки Ш-Ж в словах, словосочетаниях и предложениях,

соотносить звуки с буквами и символами;

- развивать навыки звуко-буквенного анализа и синтеза;

- развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание и память;

- закреплять знания норм орфографии.

Оборудование:

Тетради, карточки с буквами Ш-Ж; символы для обозначения звуков Ш-Ж;

картинки с изображением жука и букашки; картинки с изображением

муравья, ананаса, шарика, арбуза, жука, осы, рака, аиста; листочки с

заданиями.

Ход занятия:

I. Оргмомент.

1. Развитие фонематического восприятия и слухового внимания.

Л.: Прочитайте стихотворение (на доске). Какой звук встречается чаще

всего? Назовите к нему парный звук.

(Стихотворение на доске)

Мчатся бешено машины -

По шоссе шуршат их шины.

И в несущейся лавине

Слышен шёпот - шу-шу-шу.

Это шина шепчет шине:

«Я спешу, спешу, спешу!»

Л.:

Сегодня

мы

будем

учиться

выделять

звуки

Ш-Ж

в

словах,

словосочетаниях и предложениях.

2. Соотнесение звуков Ш-Ж с буквами Ш-Ж и символами для их

обозначения.

Л.: Рассмотрите символы, определи, какой символ к какому звуку относится.

Перечислите характеристики звуков Ш-Ж.

II. Основная часть занятия.

1. Л.: Составьте имена героев по первым буквам слов – названий картинок.

Запишите эти имена в тетради. Выделите буквы Ш – Ж, составьте звуковые

схемы под каждым именем.

Л.: Знакомьтесь: букашка Маша

жук Жора

2. Развитие слуховой памяти.

Л.: Послушайте сказку. Запомните слова со звуками Ш –Ж. Назовите слова

для жука и букашки.

«Жили-были жук Жора и букашка Маша. Один раз Жора упал с дерева -

ушиб ножку и повредил крылышко. Маша полетела за доктором –

желтокрылой жужелицей. Жужелица прожужжала, что на крылышко нужно

делать примочки из листьев шиповника и жасмина. Маша выполнила все

указания доктора. Она нежно ухаживала за Жорой. Через некоторое время

Жоре стало лучше».

3. Закрепление знаний норм орфографии.

Л.: Запишите по памяти слова со звуком Ж и Ш, распределив их в два

столбика. (Все работают в тетради, два ученика у доски).

4. Развитие навыков слогового анализа и синтеза на уровне слога.

Л.: Вскоре жук почувствовал себе лучше. Но больное крылышко все еще

напоминало о себе. Букашка Маша решила слетать за новыми листочками.

Помогите Маше добраться до кустов шиповника и жасмина. Пройдите по

дорожкам - составьте и запишите слоги с буквами Ш – Ж.

Задание на доске:

Ш/ А У И Ю Е Ж/ А У И Ю Е

5. Развитие навыков слогового анализа и синтеза на уровне слова.

Задание на доске:

Л.: Помогите Маше сорвать листочки с кустов. Прочитайте записанные на

листочках слоги. Составьте из них слова. Запишите эти слова в два столбика,

выделите буквы Ш – Ж.

6. Физминутка.

7.

Развитие

навыков

слогового

анализа

и

синтеза

на

уровне

словосочетания.

Л.: После лечения Маша и Жора захотели навестить своих друзей муравьев.

Они побежали по дорожке. Навстречу им спешат муравьи. Они несут к

муравейнику

длинные

соломинки.

Помогите

муравьям:

составьте

словосочетания из слов левого и правого столбиков. Запишите их, выделите

буквы Ш - Ж.

кру

же

ма

ва

ши

на

ба

гаж

шо

к

лад

же

ле

зо

Задание на партах на полосках бумаги:

Шов змеиная

Карандаши грубый

Кожа цветные

Штанишки тихий

Шорох короткие

8. Развитие навыков слогового анализа и синтеза на уровне текста.

Л.: Гуляя по лесу Маша и Жора увидели объявление на дереве. Прочитайте.

Можно ли прочитанное назвать связным текстом? Почему? Переставьте

предложения так, чтобы получился текст.

Задание на партах на листочках:

- Однажды мы гуляли с товарищем в лесу.

- Он старался наколоть себе на иголки как можно больше яблок.

- Потом подбежал к куче яблок и стал накалывать яблоки.

- Зверек подбежал к стогу сена и спрятался там.

- Так ежик делал свои запасы.

- По дорожке бежал ежик с яблоками на иголках.

- Потом ежик опять побежал в укрытие.

- Он перевернулся на спинку и сбросил яблоко в стог.

Исправленный текст:

Однажды мы гуляли с товарищем в лесу. По дорожке бежал ежик с яблоками

на иголках. Зверек подбежал к стогу сена и спрятался там. Потом подбежал к

куче яблок и стал накалывать яблоки. Он старался наколоть себе на иголки

как можно больше яблок. Потом ежик опять побежал в укрытие. Он

перевернулся на спинку и сбросил яблоко в стог. Так ежик делал свои

запасы.

III. Итог занятия.

Л.: Назовите из текста слова для букашки Маши. Теперь для жука Жоры.

Какие буквы и звуки любит каждый из них?



В раздел образования