Напоминание

Педагогические условия и приёмы формирования навыков экологически грамотного и безопасного поведения у детей дошкольного возраста .


Автор: Долматова Оксана Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад 147"
Населённый пункт: г. Рязань
Наименование материала: статья
Тема: Педагогические условия и приёмы формирования навыков экологически грамотного и безопасного поведения у детей дошкольного возраста .
Раздел: дошкольное образование





Назад




Педагогические условия и приёмы формирования навыков

экологически грамотного и безопасного поведения у детей

дошкольного возраста .

Основное

содержание

воспитательно

-

образовательной

деятельности

педагога с детьми по реализации задач экологической безопасности

представлено в двух разделах: «ребёнок и его здоровье», «ребёнок и

природа».

Такие разделы позволяют охватить некоторые стороны окружающего мира

ребёнка и реализовать поставленные цели и задачи.

Тематическое

планирование

работы

на

год,

разработанное

по

образовательной области «Познавательное развитие» в которую включена

«Безопасность», помогает систематизировать и распределить работу с детьми

согласно

лексическим

темам,

реализовать

принцип

интеграции

образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и

особенностями детей[6].

В работе с детьми младшего дошкольного возраста решаются задачи

расширения знаний детей о ближайшем окружении. От постепенного

перехода выделения ярко выраженных качеств и свойств (цвет, форма,

величина, и т.д), к установлению более сложных связей

и отношений,

сущностных характеристик, лежащих в основе первых родовых понятий

(игрушки, обувь, одежда и т.д).

Необходимо научить детей рассматривать предметы, выделяя особенности их

строения, пользоваться всеми простейшими способами сенсорного анализа

адекватного их применения в разных видах деятельности (игре, труде и

т.д).Для воспитания бережного отношения к предметному миру нужно

помочь ребёнку освоить соответствующий словарь, научить точно и ясно

формировать в речи свои суждения, предложения.

В младшей группе дети должны знать, какие явления характерны для

каждого времени года, выделять некоторые признаки сезона, например:

осенью созревают плоды, улетают птицы, опадают листья. В этом же

возрасте малыши уже могут устанавливать простейшие связи, например:

между свойствами снега и состоянием погоды, между трудом людей и

временем года.

Воспитатель прививает интерес к окружающей природе, способность

любоваться её красотой, бережно относиться к растениям и животным.

Осторожно обходить кусты и цветы. Срезанные или в небольшом количестве

сорванные растения ставить в воду. Спокойно вести себя возле птиц и

других животных. Проявлять заботу о живых существах.

Большое внимание уделяется формированию у детей интереса к себе, своим

близким. Дети получают начальные сведения о ближайшем социальном

окружении, осваивают правила безопасности жизнедеятельности[17].

На третьем году жизни у детей под руководством взрослых формируется

представление об опасных для человека и окружающего мира природы,

предметах и ситуациях, с которыми дети встречаются и сталкиваются в быту

(дома, в детском саду, на улице, в природе). Дети продолжают учится

правильно пользоваться опасными предметами, чтобы не нанести себе и

окружающим людям вреда. Учатся устанавливать взаимосвязи между

неправильным обращением с тем или иным предметом, неправильным

поведением

и

возможными

последствиями

для

жизни

и

здоровья

(неправильно обращаться с ножницами, ножом и т.д - поранился, обрезался).

Надо обращать внимание детей на правила поведения на детской площадке

при пользовании игровым оборудованием (качаясь на качелях, катаясь с

горки, лазая по лесенкам, играя в песочнице).

Дети знакомятся с правилами кормления домашних животных (кошка,

собака, аквариумные рыбки и т.д.), бережным отношением с ними. Нужно

объяснить детям, какую реакцию может дать животное если причинить ему

боль или неудобство (заворачивать кошку или собаку в одеяло, надевать

платок или платье).

Необходимо знакомить детей с правилами дорожного движения. Дети

должны знать правила поведения на улице, в транспорте, к кому можно

обратится за помощью в нестандартных и опасных ситуациях.

Дети должны знать :

1.На улице не подходить близко к бездомным собакам

,кошкам,

подкармливать их только в присутствии взрослых и на расстоянии.

2. Не брать в руки птицу ,которая близко подпускает к себе (она может

оказаться больной).

3.После каждого общения с животными мыть руки.

4.Не забираться на деревья.

5.Не использовать в играх листья,ветки,цветы незнакомых растений.

6.Не делать резких движений если увидел осу или пчелу.

Залогом успешности образовательной деятельности по данной теме может

стать сочетание разнообразных видов детской деятельности:

игровой,

художественно-эстетической, познавательно-речевой, коммуникативной, а

так же использование традиционных и инновационных форм и методов

работы, позволяющих сформировать у дошкольников знания о правилах

поведения.

Воспитать

положительное

отношение

к

необходимости

соблюдения мер предосторожности. К ним относятся: беседы с участием

персонажей,

ситуационно-имитационное

моделирование,

использование

заранее

спланированной

педагогической

ситуации,

анализ

заданных

ситуаций, детское экспериментирование и проектная деятельность, а так же

игры-соревнования, создание среды для речевого творчества, привлечение

родителей, организация совместной деятельности детей и взрослых.

Обеспечение безопасного ,здорового образа жизни возможно лишь при

постоянном общении взрослого с ребёнком на равных: совместном поиске и

нахождении выхода из трудной ситуации, совместного обсуждения проблем,

ведения диалога, совместного познания, открытия, удивления.

Для того что бы помочь дошкольникам увидеть реализацию конкретных

правил безопасности в жизненных ситуациях, понимать к чему может

привести

нарушение

установленных

правил

и

норм,

очень

важно

использовать

специально

подобранные

произведения

детской

художественной литературы. Художественное слово всегда заставляет

ребёнка

задуматься

над

представленной

проблемной

ситуацией,

почувствовать её и оценить поступки героев. Поэтому в работе с

дошкольниками

по ознакомлению с правилами безопасного поведения

используются такие приёмы, как чтение рассказов и стихотворений с

анализом

поступков

героев,

фрагмент

рассказа

как

иллюстрация

к

определённой

опасной

ситуации,

анализ

произведения

с

целью

самостоятельного выделения детьми мер предосторожности[25].

Чтобы

детям

было

проще

запомнить

жизненно

важные

правила

безопасности, можно использовать зарифмованные фразы для заучивания их

наизусть, например:

Если дома появился сильный дым,

Ты не прячься,позвони по...( 01) и т.д.

Восприятие рифмованных правил вызывает эмоционально положительную

реакцию

у

детей.

Динамика,

ритм,

непосредственность

коротких

стихотворений способствует тому,

что дети легко запоминают их,

употребляют в разговорах. Слушая осторожные сказки Т.А. Шорыгиной[31],

дети легче и быстрее усваивают правила безопасного поведения на улице,

дома, в лесу, у водоёма. Эффективным развитием речевой деятельности

являются беседы с участием персонажей. В игровой форме дети лучше

осознают предлагаемую информацию, она помогает смоделировать правила

поведения в конкретных ситуациях, закрепить полученные навыки.

Грамотно оформленная среда группы позволяет эффективно воздействовать

на развитие ребёнка. Для успешной организации обучения в группе могут

использовать специально подобранные средства обучения: тематические

настольные игры, разнообразные напольные макеты, моделирующие улицы,

дороги, транспорт, видео материалы и презентации, тематические коллажи,

альбомы детских рассказов и продуктов детской творческой деятельности [4].

Полученные знания и умения дети отражают в продуктивной деятельности.

Детские рисунки и аппликации - ценный материал для составления альбомов

детского художественного и речевого творчества. В них записаны рассказы

детей, фантазийные сказки, придуманные совместно с родителями загадки.

Учить детей безопасному поведению невозможно без взаимодействия с

родителями, семья для ребёнка есть самое главное и лучшее педагогическое

учреждение,

обеспечивающее

интимно-личностные

отношения,

воспитывающие живым делом[21].

Взаимодействия

с семьями воспитанников - путь к накоплению опыта

безопасного поведения дошкольников. Родители - это та сила, которая в

результате грамотных действий сможет в значительной степени помочь

детям.

В родительском уголке под рубрикой «Опасные ситуации в жизни детей»

раскрыт материал о важности проблемы экологической безопасности детей.

Цель работы с родителями - объяснить актуальность, важность этой

проблемы.

Важно показывать родителям значение развития экологического сознания

как условия всеобщей выживаемости природы, семьи, отдельного человека,

всего человечества. Ознакомить родителей с опасными для здоровья ребёнка

ситуациями, возникающими дома, на даче, на дороге, в лесу, у водоёма, и

способами поведения в них. Направить внимание родителей на развитие у

детей способности видеть, осознавать и избегать опасности. Информировать

родителей о необходимости создания благоприятных и безопасных условий

пребывания детей на улице (соблюдать технику безопасности во время игр и

развлечений на каруселях, на качелях, на горке, в песочнице, во время

катания на велосипеде, во время отдыха на водоёме и т.д). Рассказать о

необходимости создания безопасных условий пребывания детей дома:

- не держать в доступных для них местах лекарства, предметы бытовой

химии, электрические приборы

- содержать в порядке электрические розетки

- не оставлять детей без присмотра в комнате, где открыты окна и балконы

и т.д

Необходимо информировать родителей о том, что должны делать дети в

случае непредвиденной ситуации (звать на помощь взрослых; называть свои

фамилию, и имя; при необходимости звонить «112» и т.д). Привлекать

родителей к активному отдыху с детьми ,расширяющему границы жизни

дошкольников и формирующему навыки безопасного поведения во время

отдыха.

Помогать

родителям

планировать

выходные

дни

с

детьми,

обдумывая проблемные ситуации, стимулирующие формирование моделей

позитивного поведения в разных жизненных ситуациях.

Важно подчёркивать роль взрослого в формировании поведения ребёнка,

побуждать

родителей

на

личном

примере

демонстрировать

детям

соблюдение правил безопасного поведения на дорогах, бережное отношение

к природе и т. д. Ориентировать родителей на совместное с ребёнком чтение

литературы,посвящённой укреплению здоровья, просмотр соответствующих

художественных и мультипликационных фильмов. Знакомить родителей с

формами работы дошкольного учреждения по проблемам безопасности детей

дошкольного возраста[12].

Значение уголка живой природы в детском саду - одно из необходимых

условий наглядно-действенного ознакомления дошкольников с природой. В

уголке живой природы дошкольники могут в течении всего дня подходить к

животным и растениям, рассматривать их, вести за ними длительные

наблюдения. У детей расширяются конкретные знания о природе. Во время

ухода за обитателями уголка природы у детей формируются трудовые

навыки и такие ценные качества, как трудолюбие, бережное отношение к

живому, ответственность за порученное дело. Ключевое значение имеет

практическая деятельность дошкольников. Самостоятельный или совместный

с воспитателем труд в уголке природы, на участке детского сада по

поддержанию необходимых условий для жизни животных и растений

позволяет детям приобрести умения, узнавать о правильных способах

практического взаимодействия

с природой,

то

есть

приобщится к

созидательному

процессу.

Индивидуальные

проявления

детей

в

практической деятельности - это показатель степени их экологической

воспитанности и экологической культуры.[1]

Важное место в технологии экологического воспитания занимают темы:

«лес», «вода».Дети знакомятся с лесом как с экосистемой, познают

некоторые связи её обитателей,получают представление о значении леса в

жизни человека: лес-это источник стройматериалов, сырья для изготовления

бумаги; место для отдыха и укрепления здоровья, получения эстетических

впечатлений. Лес играет большую роль в жизни человека и всей планеты,

поэтому человек должен знать, любить его, заботится о нём. В зимние

месяцы и в мае раскрывается тема «вода»: дети уточняют представление о её

свойствах, значении в жизни всех живых существ, получают знания о водных

экосистемах[20].

Экологическое воспитание обеспечивает всестороннее развитие детей.

Совершенствуется

интеллект:

непрерывно

расширяется

кругозор,

развивается

наблюдательность.

Они

учатся

устанавливать

связи,

зависимости, обнаруживать причины и следствия. Учатся устанавливать

связи,

зависимости,

обнаруживать

причины

и

следствия.

Учатся

использовать мерку, модели, схемы, развиваются разные формы речи —

диалог, описания, рассказ[8].

Забота о питомцах уголка природы, участие в «добрых делах» помогают

развивать такие

моральные качества, как

способность сочувствовать,

сопереживать, заботится о других.

Эстетическое развитие сопряжено с тем, что дети учатся видеть красоту в

любых

естественных

проявлениях

здорового

живого

организма

и

наслаждаться ею. Понимая красоту природы ,запечатлённую в произведениях

искусства (музыке, поэзии, живописи, предметах прикладного искусства), и

создать

её

своими

руками

через

разные

формы

изобразительной

деятельности.

Процесс взаимодействия ребёнка

с растительным и животным миром

противоречив. Эволюционное отношение к нему может проявится у ребенка,

как в нравственном, так и в безнравственном поступке. Это связано с

незнанием дошкольника правил взаимодействия с объектами природы.

Поэтому важно формировать у детей дошкольного возраста представления о

природе и формы отношения к ней[3].

Осознанно правильное отношение вырабатывается при условии тесного

контакта

и различных форм взаимодействия ребёнка с растениями

и

животными,имеющимися в помещении, на участке детского сада и дома.

Экологическое воспитание дошкольника - это и есть познание живого,

которое рядом с ребёнком, во взаимодействии со средой обитания и

выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ними. Главная

задача экологического воспитания в детском саду-научить детей любить и

беречь природу, воспитывать защитников природы, учить детей бережно

распоряжаться ресурсами природы,воспитывать эко культуру.



В раздел образования