Автор: Долматова Оксана Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад 147"
Населённый пункт: г. Рязань
Наименование материала: статья
Тема: Педагогические условия и приёмы формирования навыков экологически грамотного и безопасного поведения у детей дошкольного возраста .
Раздел: дошкольное образование
Педагогические условия и приёмы формирования навыков
экологически грамотного и безопасного поведения у детей
дошкольного возраста .
Основное
содержание
воспитательно
-
образовательной
деятельности
педагога с детьми по реализации задач экологической безопасности
представлено в двух разделах: «ребёнок и его здоровье», «ребёнок и
природа».
Такие разделы позволяют охватить некоторые стороны окружающего мира
ребёнка и реализовать поставленные цели и задачи.
Тематическое
планирование
работы
на
год,
разработанное
по
образовательной области «Познавательное развитие» в которую включена
«Безопасность», помогает систематизировать и распределить работу с детьми
согласно
лексическим
темам,
реализовать
принцип
интеграции
образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и
особенностями детей[6].
В работе с детьми младшего дошкольного возраста решаются задачи
расширения знаний детей о ближайшем окружении. От постепенного
перехода выделения ярко выраженных качеств и свойств (цвет, форма,
величина, и т.д), к установлению более сложных связей
и отношений,
сущностных характеристик, лежащих в основе первых родовых понятий
(игрушки, обувь, одежда и т.д).
Необходимо научить детей рассматривать предметы, выделяя особенности их
строения, пользоваться всеми простейшими способами сенсорного анализа
адекватного их применения в разных видах деятельности (игре, труде и
т.д).Для воспитания бережного отношения к предметному миру нужно
помочь ребёнку освоить соответствующий словарь, научить точно и ясно
формировать в речи свои суждения, предложения.
В младшей группе дети должны знать, какие явления характерны для
каждого времени года, выделять некоторые признаки сезона, например:
осенью созревают плоды, улетают птицы, опадают листья. В этом же
возрасте малыши уже могут устанавливать простейшие связи, например:
между свойствами снега и состоянием погоды, между трудом людей и
временем года.
Воспитатель прививает интерес к окружающей природе, способность
любоваться её красотой, бережно относиться к растениям и животным.
Осторожно обходить кусты и цветы. Срезанные или в небольшом количестве
сорванные растения ставить в воду. Спокойно вести себя возле птиц и
других животных. Проявлять заботу о живых существах.
Большое внимание уделяется формированию у детей интереса к себе, своим
близким. Дети получают начальные сведения о ближайшем социальном
окружении, осваивают правила безопасности жизнедеятельности[17].
На третьем году жизни у детей под руководством взрослых формируется
представление об опасных для человека и окружающего мира природы,
предметах и ситуациях, с которыми дети встречаются и сталкиваются в быту
(дома, в детском саду, на улице, в природе). Дети продолжают учится
правильно пользоваться опасными предметами, чтобы не нанести себе и
окружающим людям вреда. Учатся устанавливать взаимосвязи между
неправильным обращением с тем или иным предметом, неправильным
поведением
и
возможными
последствиями
для
жизни
и
здоровья
(неправильно обращаться с ножницами, ножом и т.д - поранился, обрезался).
Надо обращать внимание детей на правила поведения на детской площадке
при пользовании игровым оборудованием (качаясь на качелях, катаясь с
горки, лазая по лесенкам, играя в песочнице).
Дети знакомятся с правилами кормления домашних животных (кошка,
собака, аквариумные рыбки и т.д.), бережным отношением с ними. Нужно
объяснить детям, какую реакцию может дать животное если причинить ему
боль или неудобство (заворачивать кошку или собаку в одеяло, надевать
платок или платье).
Необходимо знакомить детей с правилами дорожного движения. Дети
должны знать правила поведения на улице, в транспорте, к кому можно
обратится за помощью в нестандартных и опасных ситуациях.
Дети должны знать :
1.На улице не подходить близко к бездомным собакам
,кошкам,
подкармливать их только в присутствии взрослых и на расстоянии.
2. Не брать в руки птицу ,которая близко подпускает к себе (она может
оказаться больной).
3.После каждого общения с животными мыть руки.
4.Не забираться на деревья.
5.Не использовать в играх листья,ветки,цветы незнакомых растений.
6.Не делать резких движений если увидел осу или пчелу.
Залогом успешности образовательной деятельности по данной теме может
стать сочетание разнообразных видов детской деятельности:
игровой,
художественно-эстетической, познавательно-речевой, коммуникативной, а
так же использование традиционных и инновационных форм и методов
работы, позволяющих сформировать у дошкольников знания о правилах
поведения.
Воспитать
положительное
отношение
к
необходимости
соблюдения мер предосторожности. К ним относятся: беседы с участием
персонажей,
ситуационно-имитационное
моделирование,
использование
заранее
спланированной
педагогической
ситуации,
анализ
заданных
ситуаций, детское экспериментирование и проектная деятельность, а так же
игры-соревнования, создание среды для речевого творчества, привлечение
родителей, организация совместной деятельности детей и взрослых.
Обеспечение безопасного ,здорового образа жизни возможно лишь при
постоянном общении взрослого с ребёнком на равных: совместном поиске и
нахождении выхода из трудной ситуации, совместного обсуждения проблем,
ведения диалога, совместного познания, открытия, удивления.
Для того что бы помочь дошкольникам увидеть реализацию конкретных
правил безопасности в жизненных ситуациях, понимать к чему может
привести
нарушение
установленных
правил
и
норм,
очень
важно
использовать
специально
подобранные
произведения
детской
художественной литературы. Художественное слово всегда заставляет
ребёнка
задуматься
над
представленной
проблемной
ситуацией,
почувствовать её и оценить поступки героев. Поэтому в работе с
дошкольниками
по ознакомлению с правилами безопасного поведения
используются такие приёмы, как чтение рассказов и стихотворений с
анализом
поступков
героев,
фрагмент
рассказа
как
иллюстрация
к
определённой
опасной
ситуации,
анализ
произведения
с
целью
самостоятельного выделения детьми мер предосторожности[25].
Чтобы
детям
было
проще
запомнить
жизненно
важные
правила
безопасности, можно использовать зарифмованные фразы для заучивания их
наизусть, например:
Если дома появился сильный дым,
Ты не прячься,позвони по...( 01) и т.д.
Восприятие рифмованных правил вызывает эмоционально положительную
реакцию
у
детей.
Динамика,
ритм,
непосредственность
коротких
стихотворений способствует тому,
что дети легко запоминают их,
употребляют в разговорах. Слушая осторожные сказки Т.А. Шорыгиной[31],
дети легче и быстрее усваивают правила безопасного поведения на улице,
дома, в лесу, у водоёма. Эффективным развитием речевой деятельности
являются беседы с участием персонажей. В игровой форме дети лучше
осознают предлагаемую информацию, она помогает смоделировать правила
поведения в конкретных ситуациях, закрепить полученные навыки.
Грамотно оформленная среда группы позволяет эффективно воздействовать
на развитие ребёнка. Для успешной организации обучения в группе могут
использовать специально подобранные средства обучения: тематические
настольные игры, разнообразные напольные макеты, моделирующие улицы,
дороги, транспорт, видео материалы и презентации, тематические коллажи,
альбомы детских рассказов и продуктов детской творческой деятельности [4].
Полученные знания и умения дети отражают в продуктивной деятельности.
Детские рисунки и аппликации - ценный материал для составления альбомов
детского художественного и речевого творчества. В них записаны рассказы
детей, фантазийные сказки, придуманные совместно с родителями загадки.
Учить детей безопасному поведению невозможно без взаимодействия с
родителями, семья для ребёнка есть самое главное и лучшее педагогическое
учреждение,
обеспечивающее
интимно-личностные
отношения,
воспитывающие живым делом[21].
Взаимодействия
с семьями воспитанников - путь к накоплению опыта
безопасного поведения дошкольников. Родители - это та сила, которая в
результате грамотных действий сможет в значительной степени помочь
детям.
В родительском уголке под рубрикой «Опасные ситуации в жизни детей»
раскрыт материал о важности проблемы экологической безопасности детей.
Цель работы с родителями - объяснить актуальность, важность этой
проблемы.
Важно показывать родителям значение развития экологического сознания
как условия всеобщей выживаемости природы, семьи, отдельного человека,
всего человечества. Ознакомить родителей с опасными для здоровья ребёнка
ситуациями, возникающими дома, на даче, на дороге, в лесу, у водоёма, и
способами поведения в них. Направить внимание родителей на развитие у
детей способности видеть, осознавать и избегать опасности. Информировать
родителей о необходимости создания благоприятных и безопасных условий
пребывания детей на улице (соблюдать технику безопасности во время игр и
развлечений на каруселях, на качелях, на горке, в песочнице, во время
катания на велосипеде, во время отдыха на водоёме и т.д). Рассказать о
необходимости создания безопасных условий пребывания детей дома:
- не держать в доступных для них местах лекарства, предметы бытовой
химии, электрические приборы
- содержать в порядке электрические розетки
- не оставлять детей без присмотра в комнате, где открыты окна и балконы
и т.д
Необходимо информировать родителей о том, что должны делать дети в
случае непредвиденной ситуации (звать на помощь взрослых; называть свои
фамилию, и имя; при необходимости звонить «112» и т.д). Привлекать
родителей к активному отдыху с детьми ,расширяющему границы жизни
дошкольников и формирующему навыки безопасного поведения во время
отдыха.
Помогать
родителям
планировать
выходные
дни
с
детьми,
обдумывая проблемные ситуации, стимулирующие формирование моделей
позитивного поведения в разных жизненных ситуациях.
Важно подчёркивать роль взрослого в формировании поведения ребёнка,
побуждать
родителей
на
личном
примере
демонстрировать
детям
соблюдение правил безопасного поведения на дорогах, бережное отношение
к природе и т. д. Ориентировать родителей на совместное с ребёнком чтение
литературы,посвящённой укреплению здоровья, просмотр соответствующих
художественных и мультипликационных фильмов. Знакомить родителей с
формами работы дошкольного учреждения по проблемам безопасности детей
дошкольного возраста[12].
Значение уголка живой природы в детском саду - одно из необходимых
условий наглядно-действенного ознакомления дошкольников с природой. В
уголке живой природы дошкольники могут в течении всего дня подходить к
животным и растениям, рассматривать их, вести за ними длительные
наблюдения. У детей расширяются конкретные знания о природе. Во время
ухода за обитателями уголка природы у детей формируются трудовые
навыки и такие ценные качества, как трудолюбие, бережное отношение к
живому, ответственность за порученное дело. Ключевое значение имеет
практическая деятельность дошкольников. Самостоятельный или совместный
с воспитателем труд в уголке природы, на участке детского сада по
поддержанию необходимых условий для жизни животных и растений
позволяет детям приобрести умения, узнавать о правильных способах
практического взаимодействия
с природой,
то
есть
приобщится к
созидательному
процессу.
Индивидуальные
проявления
детей
в
практической деятельности - это показатель степени их экологической
воспитанности и экологической культуры.[1]
Важное место в технологии экологического воспитания занимают темы:
«лес», «вода».Дети знакомятся с лесом как с экосистемой, познают
некоторые связи её обитателей,получают представление о значении леса в
жизни человека: лес-это источник стройматериалов, сырья для изготовления
бумаги; место для отдыха и укрепления здоровья, получения эстетических
впечатлений. Лес играет большую роль в жизни человека и всей планеты,
поэтому человек должен знать, любить его, заботится о нём. В зимние
месяцы и в мае раскрывается тема «вода»: дети уточняют представление о её
свойствах, значении в жизни всех живых существ, получают знания о водных
экосистемах[20].
Экологическое воспитание обеспечивает всестороннее развитие детей.
Совершенствуется
интеллект:
непрерывно
расширяется
кругозор,
развивается
наблюдательность.
Они
учатся
устанавливать
связи,
зависимости, обнаруживать причины и следствия. Учатся устанавливать
связи,
зависимости,
обнаруживать
причины
и
следствия.
Учатся
использовать мерку, модели, схемы, развиваются разные формы речи —
диалог, описания, рассказ[8].
Забота о питомцах уголка природы, участие в «добрых делах» помогают
развивать такие
моральные качества, как
способность сочувствовать,
сопереживать, заботится о других.
Эстетическое развитие сопряжено с тем, что дети учатся видеть красоту в
любых
естественных
проявлениях
здорового
живого
организма
и
наслаждаться ею. Понимая красоту природы ,запечатлённую в произведениях
искусства (музыке, поэзии, живописи, предметах прикладного искусства), и
создать
её
своими
руками
через
разные
формы
изобразительной
деятельности.
Процесс взаимодействия ребёнка
с растительным и животным миром
противоречив. Эволюционное отношение к нему может проявится у ребенка,
как в нравственном, так и в безнравственном поступке. Это связано с
незнанием дошкольника правил взаимодействия с объектами природы.
Поэтому важно формировать у детей дошкольного возраста представления о
природе и формы отношения к ней[3].
Осознанно правильное отношение вырабатывается при условии тесного
контакта
и различных форм взаимодействия ребёнка с растениями
и
животными,имеющимися в помещении, на участке детского сада и дома.
Экологическое воспитание дошкольника - это и есть познание живого,
которое рядом с ребёнком, во взаимодействии со средой обитания и
выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ними. Главная
задача экологического воспитания в детском саду-научить детей любить и
беречь природу, воспитывать защитников природы, учить детей бережно
распоряжаться ресурсами природы,воспитывать эко культуру.