Напоминание

Дидактический материал для 10 химико-биологического класса


Автор: Сахарова Лилия Валентиновна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ-лицей №1 имени М.В. Ломоносова города Орла
Населённый пункт: г. Орел
Наименование материала: Инструктивные карты для лабораторных работ
Тема: Дидактический материал для 10 химико-биологического класса
Раздел: полное образование





Назад




Комплект инструктивных карт для лабораторных

работ по биологии в 10 классе (профиль).

Разработала:

Сахарова Л.В.

учитель высшей категории

МБОУ - лицей №1 им. М.В. Ломоносова

города Орла

Пояснительная записка.

Несмотря на то, что существует определенный перечень лабораторных работ

к учебнику под редакцией академика В.К. Шумного и профессора Г.М.

Дымшица «Биология 10-11 классы», Москва «Просвещение», 2017, я создала

данный комплект на основе имеющегося в школе в настоящий момент

оборудования. Поместила в комплект лабораторные работы различной

степени сложности, ориентированные на учеников с различным уровнем

базисной подготовки.

Целью проведения лабораторных работ я считаю поддержание интереса к

предмету, а также углубление теоретических знаний.

Лабораторная работа №1: «Обнаружение белков в биологических объектах»

Оборудование:

штатив

с

пробирками,

пипетки,

предметные

стекла,

препаровальные иглы, марля, воронка, дистиллированная вода, стеклянные

палочки, спиртовка, держатели для нагревания пробирок, яичный белок,

мясной бульон, 10% раствор гидроксида натрия, 1% раствор сульфата меди,

спирт.

Цель: изучение свойств азотсодержащих органических соединений на

примере белков.

Ход работы:

1.В пробирке №1, №2, №3 приготовьте 1% раствор яичного белка. Для этого

белок

куриного

яйца

отфильтруйте

через

марлю,

затем

разведите

дистиллированной водой 1: 10.

2.В пробирку №,4№5№6 поместите куриный бульон.

3.В пробирки №1 и №4 добавьте несколько капель гидроксида натрия.

4. Затем добавьте одну каплю 1% раствора сульфата меди в пробирку №1 и

№4 и размешайте стеклянной палочкой

5.Нагрейте содержимое пробирок №2 и №5 в пламени спиртовки.

6.В пробирки №3 и №6 добавьте спирт.

7. Охарактеризуйте изменения, произошедшие в пробирках №1, №2, №3, №4,

№5, №6

8.Сделайте вывод.

Лабораторная работа №2: «Каталитическая активность ферментов в живых

тканях»

Цель:

показать

действие

фермента

каталаза

на

пероксид

водорода.

Обнаружить действие фермента каталазы в растительных тканях, сравнить

ферментативную активность натуральных и поврежденных кипячением

тканей.

Оборудование: Свежий 3% раствор пероксида водорода, пробирки, пинцет,

ткани растений (кусочки сырого и вареного картофеля), ткани животных

(кусочки сырого и вареного мяса).

Ход работы:

1.Приготовьте пять пробирок и поместите в первую пробирку кусочек

сырого картофеля, во вторую пробирку –кусочек вареного картофеля, в

четвертую-кусочек сырого мяса, в пятую- кусочек вареного мяса. Капните в

каждую из пробирок немного пероксида водорода.

2.Пронаблюдайте явление, возникшие в результате проникновения в клетки

молекул пероксида водорода и взаимодействие их с ферментом каталазой.

3.Сравните процессы, протекающие во всех пробирках.

4.Сделайте вывод.

Лабораторная работа №3: «Обнаружение липидов».

Цель: Обнаружить липиды биологических объектах.

Оборудование:

штатив

с

пробирками,

растительное

масло,

ванилин,

10%раствор

гидроксида

натрия,

водяная

баня,

плод

фенхеля,

дистиллированная вода, плод фенхеля, кристаллизатор.

Ход работы:

1.В пробирку с 1мл растительного масла. Прибавляем щепотку ванилина.

2.Приливаем 4-5 капель 10% - ного гидроксида натрия и нагреваем на

водяной бане.

3.Наблюдаем желто-оранжевую окраску.

4.Плод фенхеля помещаем в кристаллизатор с дистиллированной водой на ее

поверхность. Он начнет вращаться.

5.Внесите небольшое количество растительного масла - движение плода

фенхеля прекратится.

6.Сделайте вывод.

Лабораторная работа №4: «Выделение ДНК из клеток печени».

Цель: получить ДНК из биологического объекта.

Оборудование: штатив с пробирками, куриная печень, поваренная соль,

кипяченая вода, миксер, моющее средство, чайная ложка, кусок капронового

материала, сок ананаса или раствор для контактных линз, пипетки,

микроскоп.

Ход работы:

1.Положите в миксер 100 мл этого продукта. Добавьте1/6 чайной ложки соли

и 22 мл холодной кипяченой воды. Взбейте в течение 15с.

2.Процедите смесь через кусок капрона.

3.В полученную смесь добавьте 2 столовые ложки жидкого моющего

средства. Размешайте. Оставьте на 5-10 минут.

4. Разлейте жидкость по пробиркам.

5. Добавьте в каждую пробирку свежий сок ананаса или раствор для

контактных линз. АККУРАТНО встряхните.

6.Клеточная масса должна опуститься на дно пробирки (10-15 мин)

7.Выделение ДНК. Прилить ОСТОРОЖНО пипеткой спирт в пробирку с

ДНК-содержащей смесью, наслаивая его сверху.

8.Когда нижние слои спирта смешаются с раствором ДНК, начнется процесс

кристаллизации нуклеиновых кислот. Они всплывут в виде белого облачка.

9.Пипеткой взять каплю из этого облачка и поместить на предметное стекло.

10.Поместить препарат под микроскоп и тщательно рассмотреть.

11. Сделать выводы.

Лабораторная работа №5: «Физиологические свойства клеточной мембраны»

Цель:

показать,

что

клеточная

мембрана

обладает

избирательной

проницаемость, наглядно продемонстрировать роль мембраны в процессе

фитоцитоза и пиноцитоза.

Оборудование: инфузории, раствор хлорида натрия, раствор хлорида

кальция, хлорида магния, дистиллированная вода, фильтровальная бумага,

предметное стекло, покровное стекло, микроскоп, пипетка.

Ход работы:

1.В слабый раствор поваренной соли поместить инфузорий.

2.Приготовьте

микропрепарат

и

наблюдайте

сморщивание

клеток,

указывающее на проницаемость клеточной мембраны. т.к. вода выходит в

окружающую среду.

3. Аккуратно, с помощью фильтровальной бумаг удалите раствор поваренной

соли из-под покровного стекла микропрепарата.

4.Пипеткой внесите на предметное стекло каплю дистиллированной воды.

5.Наблюдайте набухание клеток, вследствие поступления в них воды.

6. Поместите инфузорий в раствор хлорида кальция или хлорида магния

небольшой

концентрации.

Инфузории

продолжают

жить,

каких-либо

деформаций не обнаруживается.

7. Запишите вывод.

Лабораторная

работа

№6:

«Плазмолиз

и

деплазмолиз

в

клетках

эпидермиса лука».

Цель:

сформировать умение проводить опыт по получению плазмолиза,

закрепить умения работать с микроскопом, проводить опыты на живых

объектах; получить представление о тургоре в растительных клетках.

Оборудование: микроскопы, предметные и покровные стекла, стеклянные

палочки, стаканы с водой, фильтровальная бумага, раствор поваренной соли

(8 %), репчатый лук.

Ход работы:

1.Снимите эпидермис с чешуйки луковицы. Приготовьте микропрепарат,

поместив клетки эпидермиса в каплю воды.

2. Рассмотрите препарат при увеличении микроскопа. Обратите внимание на

оболочку клетки, цитоплазму.

3. Зарисуйте строение клетки.

Наблюдение плазмолиза – постепенное отставание цитоплазмы от оболочки

клетки

4.Снимите покровное стекло с препарата, удалите воду фильтровальной

бумагой и нанесите на препарат каплю 8 %-ного раствора NaCl. Рассмотрите

препарат под микроскопом. Зарисуйте наблюдаемое явление. Объясните

причину плазмолиза.

Наблюдение деплазмолиза – возвращение цитоплазмы к оболочке клеток.

5.Вновь поместите препарат в воду и наблюдайте восстановление тургора

(напряжения) в клетках в результате постепенного возвращения цитоплазмы

к оболочке клеток. Сделайте рисунок. Объясните причину деплазмолиза.

6. Ответьте на вопрос: каково значение плазмолиза и деплазмолиза в жизни

растений?

7. Сделайте вывод.

Лабораторная работа №7: «Изучение особенностей строения клеток эукариот

и их описание».

Цель: закрепить умение работать с микроскопом, находить особенности

строения клеток различных организмов, сравнивать их между собой.

Оборудование: микроскопы, микропрепараты клеток растений, грибов,

животных, рисунки клеток различных организмов (приложение 1)

Ход работы:

1. Рассмотрите под микроскопом микропрепараты растительных клеток,

грибов и клеток животных.

2. Рассмотрите

рисунок

«Различные

формы

клеток

одноклеточных

и

многоклеточных организмов».

3. Сопоставьте увиденное с изображением объектов на рисунках. Зарисуйте

клетки в тетрадях и обозначьте видимые в световой микроскоп органоиды.

4. Сравните между собой эти клетки.

Название клеток

Рисунок клетки

Особенность

строения клетки

5. Ответьте на вопросы; в чем заключается сходство и различие клеток?

Каковы причины различия и сходства разных организмов?

6. Сделайте вывод

1 – кокки, 2 - диплокки, 3 - стрептококки , 4 – вибрионы,

5 – спириллы, 6 – бациллы, 7 – хлорелла, 8 - хламидомонада,

10 – клетка эпителия, 11 – эритроциты, 12 – нервная клетка,

13 – растительная клетка.

Лабораторная

работа

№8:

«Сходства

и

различия

в

строении

эукариотических и прокариотических клеток».

Цель: изучить особенности строения эукариотических и прокариотических

клеток, выделить сходство и различие в их строении.

Оборудование: микроскопы, микропрепараты клеток растений, грибов,

животных, рисунки клеток различных организмов.

Ход работы:

1.Рассмотрите под микроскопом микропрепараты растительных клеток,

грибов, клеток животных и бактерий.

2. Зарисуйте строение эукариотической и прокариотической клеток.

3.Сравните строение клеток эукариот и прокариот.

4. Данные занесите в таблицу.

Признаки для сравнения

Прокариотическая

клетка (бактерия)

Эукариотическая клетка

(растений, животных,

грибов)

1.Ядро

2. Генетический

материал

3. Клеточная стенка

4. Мезосомы

5. Мембранные

органоиды

6. Рибосомы

7. Цитоскелет

8. Способ поглощения

веществ клеткой

9. Жгутики

10. Пищеварительные

вакуоли

5. Сделайте вывод.

Лабораторная

работа

№9:

«Сравнение

строения

клеток

растений,

животных, грибов».

Цель: закрепить умение работать с микроскопом, находить особенности

строения клеток растений, животных, грибов, сравнивать их между собой.

Оборудование: микроскопы, микропрепараты и рисунки клеток растений,

грибов, животных.

Ход работы:

1.

Рассмотрите под микроскопом микропрепараты растительных клеток,

грибов и клеток животных.

2.

Зарисуйте строение растительной, животной и грибной клеток.

Укажите основные части клеток.

3.

Сравните строение клеток растений, животных и грибов.

4.

Данные занесите в таблицу.

Признаки для

сравнения

Клетки растений

Клетки

животных

Клетки грибов

1.Клеточная

стенка

2. Пластиды

3. Вакуоли

4. Запасной

углевод

5. Способ

хранения

питательных

веществ

6. Центриоли

7.Синтез АТФ

8. Запасной

углевод

5. Сделайте вывод.

Лабораторная

работа

№10:

«Сравнение

процессов

фотосинтеза

и

хемосинтеза».

Цель: сравнить процессы фотосинтеза и хемосинтеза

Оборудование: материал учебника

Ход работы:

1. Повторить конспект урока в тетради, а также материал учебника

«Биология» 10,11 класс под ред. Академика В.К. Шумного и профессора

Г.М. Дымшица (гл. 3).

2. Сравните процессы фотосинтеза и хемосинтеза, заполнив таблицу.

Признаки для сравнения

Фотосинтез

Хемосинтез

1.Определения данных

процессов

2. Какие организмы

участвуют

2. Источник энергии

3. Исходные вещества

4. Конечные вещества

5. Роль в природе

3. Сделайте вывод.

Лабораторная работа №11: «Сравнение процессов митоза и мейоза».

Цель: сравнить процессы митоза и мейоза

Оборудование: материал учебника, таблицы «Митоз. Мейоз»

Ход работы:

1. Повторить конспект урока в тетради, а также материал учебника

«Биология» 10,11 класс под ред. Академика В.К. Шумного и профессора

Г.М. Дымшица (п.п.21,26).

2. Сравните процессы митоза и мейоза, заполнив таблицу.

Признаки для сравнения

Митоз

Мейоз

1.Процессы в интерфазе

2. Число делений

3. Фазы деления

4. Кроссинговер

5. Число дочерних

клеток

6. Хромосомный набор

дочерних клеток

7. Количество ДНК в

дочерних клетках

8. Для каких клеток

организма характерно

деление

9. Распространенность

среди организмов

3. Сделайте вывод.

Лабораторная работа №12: «Сперматогенез и овогенез».

Цель: сравнить процессы развития половых клеток растений и животных

Оборудование: материал учебника, таблицы «Гаметогенез у животных» и

«Двойное

оплодотворение

покрытосеменных

растений»,

микроскоп,

микропрепараты.

Ход работы:

1.

Рассмотрите

микропрепараты

яйцеклетки

и

сперматозоида

в

микроскоп, отметьте особенности строения.

2.

Повторить конспект урока в тетради, а также материал учебника

«Биология» 10,11 класс под ред. Академика В.К. Шумного и

профессора Г.М. Дымшица (п.п.26-28).

3.

Данные занесите в таблицу

4.

Сделайте вывод.

Схема гаметогенеза у человека: ♀ - овогенез; ♂ - сперматогенез.

А – фаза размножения, Б – фаза роста, В – фаза созревания.

1 – сперматозоиды, 2 – оплодотворенная яйцеклетка (зигота), 3 –

направленные тельца.

Стадии развития

половых клеток

Тип деления,

набор хромосом,

количество ДНК

Сперматогенез

Оогенез

1.Размножение

2.Рост

3. Созревания

4. Формирование

Лабораторная работа: «Митоз в клетках корешков лука».

Цель: Выявить клетки на разных стадиях митотического деления.

Оборудование: Готовые микропрепараты «митоз в клетках корешка

лука», микроскоп.

Ход работы:

1.Рассмотрите готовый микропрепарат под микроскопом.

2. Сделайте рисунок клеток с разными фазами митотического деления.

3. Заполните таблицу.

4.

Сделайте вывод.

Лабораторная работа №13: «Изучение морфологии и подсчет

хромосом».

Название стадии

Особенности стадии

Профаза

Метафаза

Анафаза

Телофаза

Цель: Изучить строение хромосом, подсчитать их количество.

Оборудование: бобы (20шт.), фильтровальная бумага, чашки Петри,

вода, ацеталкогольный раствор (3 части спирта к 1 части уксусной

кислоты),

краситель

ацетилкармин

или

ацетолакмоид

(2,2

г.

лакмоида и 100 мл. ледяной уксусной кислоты), дистиллированная

вода.

Ход работы:

1.

Рассмотреть готовый микропрепарат при малом увеличении 15х8.

2.

Найти узел, в котором соединяются центромеры всех хромосом.

3.

Подсчитать их количество и зарисовать.

4.

Перевести на увеличение 15х40 или 15х90.

5.

Зарисовать крупную хромосому, обозначив диски, пуфы и

междиски.

6.

Сделайте вывод.

Лабораторная работа №14: «Изменчивость. Построение вариационной

кривой и вариационного ряда».

Цель: Углубить знания о норме реакции как пределе приспособительных

реакций

организма,

сформировать

знания

о

закономерности

модификационной изменчивости на примере использования математических

методов

в

биологии,

выработать

умение

экспериментально

получать

вариационный ряд и строить кривую нормы реакции.

Оборудование: семена фасоли, бобов, колосья пшеницы, ржи, клубни

картофеля, листья акации, клена (по 10 экземпляров одного вида на парту).

Ход работы:

1.

Рассмотрите несколько растений (семян, клубней, листьев и др.) одного

вида, сравните их размеры (или подсчитайте количество листовых пластинок

у листьев) или другие параметры. Данные запишите.

2.

Полученные данные занесите в таблицу, в которой по горизонтали

сначала расположите ряд чисел, отображающих последовательное изменение

признака-V (например, число колосьев в колоске, размер семян, длина

листовой пластинки), ниже — частоту встречаемости каждого признака (P).

Определите, какие признаки встречаются наиболее часто, какие — редко.

V

P

3.

Отобразите на графике зависимость между изменением признака и

частотой его встречаемости.

4.

Сделайте вывод о том, какая закономерность модификационной

изменчивости вами обнаружена.

Лабораторная работа №15: «Хромосомы млекопитающих. Кариотип».

Цель: познакомиться с морфологией хромосом млекопитающих, сделать

элементарное описание кариотипа, сравнить кариотипы близких видов.

Оборудование: фотографии кариотипов млекопитающих.

Ход работы:

1.

Рассмотрите фотографии хромосом двух близких видов хомячков,

определите число хромосом в диплоидном наборе для каждого вида.

Хомячок серый

Хомячок забайкальский

2.

Найдите пару для каждой хромосомы (хромосому с таким же

положением центромеры и с такой же длинной плеч). Найдите X- и Y-

хромосомы (они парные, Y-хромосома меньше X-хромосомы и, как правило,

отличается от нее положением центромеры.

3.

Распределите хромосомы по группам в зависимости от соотношения

длин

плеча:

метацентрические

(равноплечие),

субметацентрические

(неравноплечие), телоцентрические (с одним плечом). Попарно нарисуйте

хромосомы в тетради по группам, располагая их в пределах группы по

размеру от самых больших до самых маленьких. Хромосомы принято

располагать вертикально, коротким плечом кверху.

4.

Сравните кариотипы трех видов.

5.

Приведите сравнение кариотипов человека и шимпанзе (см. рис.). Для

таких

сравнений

применяют

специальную

окраску

хромосом

дифференциальную, когда хромосомы окрашены не сплошь, а на них видны

темные и светлые полосы. Положение этих полос постоянно и отражает

генетическое

содержание

хромосомы,

благодаря

чему

гомологичные

хромосомы и гомологичные участки хромосом имеют одинаковый рисунок

окраски. Хромосомы близких видов, как правило, различаются не очень

сильно, и их можно сравнивать.

6.

Сделайте вывод.

Лабораторная работа №16: «Изучение мейоза в пыльниках цветковых

растений».

Цель работы: На примере микрофотографий и микропрепаратов

изучить фазы мейоза, на практике закрепить знания о фазах мейоза и

его биологическом значении.

Оборудование:

Микропрепараты

поперечного

разреза

пыльника,

микрофотографии, микроскоп.

Ход работы:

1.Рассмотрите микропрепараты пыльника (поперечный разрез).

2. Найдите микроспоры, находящиеся в разных фазах мейоза.

3. Зарисуйте микропрепарат.

4. Нарисуйте схему фаз мейоза и укажите основные события,

количество хромосом и хроматид.

5. Заполните сравнительную таблицу.

6.Сделайте вывод

Лабораторная работа №17: «Начальные стадии дробления яйцеклетки».

Цель:

Изучить

начальные

стадии

дробления

яйцеклетки,

их

особенности.

Фазы мейоза

Основные события

Оборудование:

Микропрепарат

«стадии

дробления

яйцеклетки

лягушки», микроскоп.

Ход работы:

1.

Повторить конспект урока в тетради, а также материал учебника

«Биология» 10,11 класс под ред. Академика В.К. Шумного и

профессора Г.М. Дымшица (п.22).

2.

Рассмотреть готовый микропрепарат под микроскопом.

3.

Установить наличие начальных стадий дробления.

4.

Дать им описание, название.

5.

Зарисовать.

6.

Сделать вывод.



В раздел образования