Авторы: Шенкао Асят Арабиевна, Ленкова Таисия Алексеевна
Должность: Воспитатели
Учебное заведение: МБДОУ Д/С №2
Населённый пункт: г.Ставрополь
Наименование материала: Консультация для воспитателей ДОУ
Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника в семье»
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей ДОУ
«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника в семье»
Составители: Шенкао А.А.Ленкова Т.А.
Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы
воспитательной работы. Ответ на вопрос «Что такое патриотизм?» в разные времена
пытались дать многие известные люди нашей страны. Так, С.И. Ожегов определял
патриотизм как «...преданность и любовь к своему Отечеству и своему народу».
Г. Бакланов писал, что это «...не доблесть, не профессия, а естественное человеческое
чувство». В последнее время появился термин «новый патриотизм», который включает в
себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной
привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим
людям.Основы патриотизма начинают закладываться, прежде всего, в ближайшем
окружении ребенка, а точнее в семье.Самое большое счастье для родителей – вырастить
здоровых и высоконравственных детей.Издавна ведется спор, что важнее в становлении
личности: семья или общественное воспитание (детский сад, школа, другие
образовательные учреждения). Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи,
другие отдавали первенство общественным учреждениям.Так, Я.А. Коменский назвал
материнской школой ту последовательность и сумму знаний, которые получает ребенок
из рук и уст матери. Уроки матери - без перемен в расписании, без выходных и каникул.
Чем многообразнее и осмысленнее становится жизнь ребенка, тем шире круг
материнских забот. Я.А. Коменскому вторит другой педагог-гуманист И.Г. Песталоцци: «…
семья - подлинный орган воспитания, она учит делом, а живое слово только дополняет и,
падая на распаханную жизнью почву, оно производит совершенно иное впечатление».
В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея
о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные
институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную
деятельность.
Исходя из этого, нравственно-патриотическое воспитание включает целый комплекс
задач:
— воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду,
улице, городу;
— формирование бережного отношения к природе и всему живому;
— воспитание уважения к труду;
— развитие интереса к русским традициям и промыслам;
— формирование элементарных знаний о правах человека;
— расширение представлений о городах Донецкой Народной Республики; своем городе;
— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
— формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Как же приобщить детей к нравственно-патриотическому воспитанию?
1.
Расскажите, что семья и дом – это очень важные ценности в жизни каждого
человека. Расскажите о традициях своей семьи, своих близких друзей. Предложите
ребенку сначала построить дом из конструктора, деревянных кубиков. Когда дом
построен, поиграйте вместе с ребенком в «новоселье», разместите кукол,
зайчиков, мишек. Посмотрите, прочно ли построен дом, красив ли, удобен ли для
жилья.
2.
Знакомство дошкольников с родным городом является непростой задачей, потому
что маленькому ребенку трудно представить устройство большого города, историю
его возникновения, достопримечательности. Рассказывайте ребенку сначала о
семье, улице проживания, потом о детском саде, микрорайоне, затем о городе,
стране.
3.
Дошкольники очень рано начинают проявлять интерес к истории страны, края.
Организуйте экскурсии в Музей, к мемориалу «Вечный огонь», расскажите о
тяжелой жизни в военное время, отсутствии еды, и о том, как чтят память
погибших.
4.
Приучайте ребенка бережно относиться к вещам, игрушкам, книгам. Объясните
ему, что в каждую вещь вложен труд многих людей. Постарайтесь развивать
интерес к содержанию книги. Сходите с ребенком в библиотеку и посмотрите, как
там хранят книги. Игровой прием «как в библиотеке» поможет приучить ребенка к
бережному отношению к книге.
5.
Воспитывайте у ребенка уважительно-бережное отношение к хлебу.
Понаблюдайте за тем, как привозят и разгружают хлеб. Расскажите, как
выращивают хлеб, сколько труда в него вложено.
6.
Расскажите ребенку о своей работе: что вы делаете, какую пользу приносит ваш
труд людям, Родине. Расскажите, что вам нравится в вашем труде.
7.
Игра учит наблюдательности, помогает формировать представления об
окружающем. Возвращаясь с ребенком из детского сада, предложите ему поиграть
в игру «Кто больше заметит интересного?», «Давай рассказывать друг другу, кто
больше заметит интересного на нашей улице. Я вижу, что машины убирают улицу.
А что ты видишь?». Дома предложите ребенку нарисовать, что больше всего
понравилось.
8.
Любовь к Родине – это и любовь к природе родного края. Общение с природой
делает человека более чутким, отзывчивым. Проезжая мимо полей, садов,
виноградников нашего края, остановитесь, расскажите о том, что земля
Ставропольского края очень плодородна, много разнообразных культур растут на
ней и дают хорошие урожаи.
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в
особенности близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи
(дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых
подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной»,
«любовь к Отечеству», «трудовой подвиг», «бережное отношение к хлебу» и т.д. Важно
подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну,
Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в
названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
Таким образом, подводя итоги можно сказать, что нравственно-патриотическое
воспитание дошкольников является важнейшей частью общего воспитания молодого
поколения, и вы, уважаемые родители способны воспитать достойного Человека!
Рекомендации для родителей:
Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него -
родного дома, улицы, где он живет, детского сада.
Обращайте внимание ребенка на красоту родного города.
Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о
значении каждого объекта.
Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина,
библиотеки и т. д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений,
отметьте ценность их труда.
Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и
озеленению своего двора.
.
Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа