Напоминание

«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника в семье»


Авторы: Шенкао Асят Арабиевна, Ленкова Таисия Алексеевна
Должность: Воспитатели
Учебное заведение: МБДОУ Д/С №2
Населённый пункт: г.Ставрополь
Наименование материала: Консультация для воспитателей ДОУ
Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника в семье»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для родителей ДОУ

«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника в семье»

Составители: Шенкао А.А.Ленкова Т.А.

Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы

воспитательной работы. Ответ на вопрос «Что такое патриотизм?» в разные времена

пытались дать многие известные люди нашей страны. Так, С.И. Ожегов определял

патриотизм как «...преданность и любовь к своему Отечеству и своему народу».

Г. Бакланов писал, что это «...не доблесть, не профессия, а естественное человеческое

чувство». В последнее время появился термин «новый патриотизм», который включает в

себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной

привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим

людям.Основы патриотизма начинают закладываться, прежде всего, в ближайшем

окружении ребенка, а точнее в семье.Самое большое счастье для родителей – вырастить

здоровых и высоконравственных детей.Издавна ведется спор, что важнее в становлении

личности: семья или общественное воспитание (детский сад, школа, другие

образовательные учреждения). Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи,

другие отдавали первенство общественным учреждениям.Так, Я.А. Коменский назвал

материнской школой ту последовательность и сумму знаний, которые получает ребенок

из рук и уст матери. Уроки матери - без перемен в расписании, без выходных и каникул.

Чем многообразнее и осмысленнее становится жизнь ребенка, тем шире круг

материнских забот. Я.А. Коменскому вторит другой педагог-гуманист И.Г. Песталоцци: «…

семья - подлинный орган воспитания, она учит делом, а живое слово только дополняет и,

падая на распаханную жизнью почву, оно производит совершенно иное впечатление».

В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея

о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные

институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную

деятельность.

Исходя из этого, нравственно-патриотическое воспитание включает целый комплекс

задач:

— воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду,

улице, городу;

— формирование бережного отношения к природе и всему живому;

— воспитание уважения к труду;

— развитие интереса к русским традициям и промыслам;

— формирование элементарных знаний о правах человека;

— расширение представлений о городах Донецкой Народной Республики; своем городе;

— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

— формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Как же приобщить детей к нравственно-патриотическому воспитанию?

1.

Расскажите, что семья и дом – это очень важные ценности в жизни каждого

человека. Расскажите о традициях своей семьи, своих близких друзей. Предложите

ребенку сначала построить дом из конструктора, деревянных кубиков. Когда дом

построен, поиграйте вместе с ребенком в «новоселье», разместите кукол,

зайчиков, мишек. Посмотрите, прочно ли построен дом, красив ли, удобен ли для

жилья.

2.

Знакомство дошкольников с родным городом является непростой задачей, потому

что маленькому ребенку трудно представить устройство большого города, историю

его возникновения, достопримечательности. Рассказывайте ребенку сначала о

семье, улице проживания, потом о детском саде, микрорайоне, затем о городе,

стране.

3.

Дошкольники очень рано начинают проявлять интерес к истории страны, края.

Организуйте экскурсии в Музей, к мемориалу «Вечный огонь», расскажите о

тяжелой жизни в военное время, отсутствии еды, и о том, как чтят память

погибших.

4.

Приучайте ребенка бережно относиться к вещам, игрушкам, книгам. Объясните

ему, что в каждую вещь вложен труд многих людей. Постарайтесь развивать

интерес к содержанию книги. Сходите с ребенком в библиотеку и посмотрите, как

там хранят книги. Игровой прием «как в библиотеке» поможет приучить ребенка к

бережному отношению к книге.

5.

Воспитывайте у ребенка уважительно-бережное отношение к хлебу.

Понаблюдайте за тем, как привозят и разгружают хлеб. Расскажите, как

выращивают хлеб, сколько труда в него вложено.

6.

Расскажите ребенку о своей работе: что вы делаете, какую пользу приносит ваш

труд людям, Родине. Расскажите, что вам нравится в вашем труде.

7.

Игра учит наблюдательности, помогает формировать представления об

окружающем. Возвращаясь с ребенком из детского сада, предложите ему поиграть

в игру «Кто больше заметит интересного?», «Давай рассказывать друг другу, кто

больше заметит интересного на нашей улице. Я вижу, что машины убирают улицу.

А что ты видишь?». Дома предложите ребенку нарисовать, что больше всего

понравилось.

8.

Любовь к Родине – это и любовь к природе родного края. Общение с природой

делает человека более чутким, отзывчивым. Проезжая мимо полей, садов,

виноградников нашего края, остановитесь, расскажите о том, что земля

Ставропольского края очень плодородна, много разнообразных культур растут на

ней и дают хорошие урожаи.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в

особенности близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи

(дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых

подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной»,

«любовь к Отечеству», «трудовой подвиг», «бережное отношение к хлебу» и т.д. Важно

подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну,

Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в

названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Таким образом, подводя итоги можно сказать, что нравственно-патриотическое

воспитание дошкольников является важнейшей частью общего воспитания молодого

поколения, и вы, уважаемые родители способны воспитать достойного Человека!

Рекомендации для родителей:

Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него -

родного дома, улицы, где он живет, детского сада.

Обращайте внимание ребенка на красоту родного города.

Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о

значении каждого объекта.

Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина,

библиотеки и т. д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений,

отметьте ценность их труда.

Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и

озеленению своего двора.

.

Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа



В раздел образования