Автор: Ивкина Ирина Михайловна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ г.Иркутска СОШ с углубленным изучением отдельных предметов № 19
Населённый пункт: город Иркутска
Наименование материала: статья
Тема: Формирование УУД на уроках математики в 5-ом классе
Раздел: среднее образование
Формирование познавательных УУД на уроке математики в 5 классе.
Подготовил: Ивкина И.М., учитель математики МБОУ г. Иркутска СОШ с
углубленным изучением отдельных предметов № 19
Важнейшей задачей современной системы образования является
формирование универсальных учебных действий, которые обеспечивают не
только успешность обучения в школе, но и возможность дальнейшего
саморазвития обучающегося. УУД обеспечивают овладение основными
компетенциями, составляющими основу умения учиться. У учащихся должны
быть сформированы 4 основных вида УУД: познавательные, личностные,
коммуникативные и регулятивные.На мой взгляд, приоритетными , с точки
зрения овладения на качественном уровне естественно-научными знаниями, и
дальнейшего их использования в повседневной жизни являются познавательные
и регулятивные УУД.
В данной статье я ставлю своей задачей проанализировать возможности
учебника И.И. Зубаревой и А.Г. Мордковича «Математика - 5» для
формирования познавательных УУД на уроках математики в 5 классе.
Познавательные УУД — это система способов познания окружающего мира,
построение самостоятельного процеса поиска, исследования и совокупность
операций по обработке, систематизации и обобщению полученной информации.
Они делятся на 3 группы: общеучебные действия, логические действия,
действия постановки и решения пролем.
Общеучебные
Логические
Постановка и решение проблем
Формулироание познавательной цели, поиск и выделение информации,знаково-
символическое моделирование
Анализ с целью выделения существенных и несущественных признаков,
Синтез как составление целого из частей, восполняющих отдельные
компоненты
Выбор оснований и критериев для сравнеия и классификации объектов,
подведение под понятие,
выведениеследствий,
1
установление причинно-следственных связей, построение логической цепочки
рассуждений, выдвижение гипотез, доказательство
Формулирование проблемы,
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового
характера
,
а основе решения этой учебной задачи учащиеся самостоятельно
могут сформулировать правило округления натуральных чисел.
После того, как изучено правило умножения на 10,100, 10000 даётся такое
«проблемное» задание:
Подумайте, при помощи какого приема можно устно выполнить умножение на
50, 25, 125, и вычислите
278*50 126*25 36*125
Таким образом, учащиеся привыкают к тому, что новое знание они открывают, а
не получают в готовом виде, правда, не очень хорошо, что существует
возможность «подсмотреть» правильный ответ.
В процессе изучения геометрических понятий,ведётся работа над их
определениями, позволяющая найти черты их сходства и различия, что
способствует развитию логической операции сравнения. Например;
Какие из следующих утверждений вы выбрали бы для того, чтобы объяснить,
что такое отрезок и что такое луч:
отрезок — это часть прямой;
луч — это часть прямой;
■
отрезок — часть прямой, ограниченная двумя точками этой прямой;
■
луч — часть прямой, ограниченная с одной стороны какой-либо точкой этой
прямой;
■
отрезок — все точки прямой, расположенные между какими-либо двумя
точками этой прямой, и сами эти две точки;
■
луч — все точки прямой, расположенные по одну сторону от какой-либо точки
этой прямой и сама эта точка?
Важным моментом для успешности обучения является наличие положительной
мотивации ученика, его заинтересованность.Для этого пример, помещённый
автором после изучения нового материала, можно разобрать вначале. Вот он:
2
Хотелось бы, чтобы мотивационный компонент так же учитывался авторами
при написании учебника. Т.е. в помощь учителю и для формирования интереса
учащихся к изучению данной темы необходимо в учебнике рассматривать
больше примеров практического использования изучаемого материала или
создавать приложения к учебнику, в котором был собран такого рода материал к
каждому параграфу.
В учебнике много заданий на декодирование информации. Хорошо было бы,
если б не все термины расшифровывались тут же, что позволило бы создать
необходимость обращения учащихся к другим её видам (компьютеру,
справочнику). В задачах темы « Прикидка» авторы как раз и создают такую
необходимость:
В данном учебнике уделяется большое внимание математическому
моделированию, что способствует формированию такого познавательного
УУД,как знаково-символическое моделирование. Постепенно обучающиеся
учатся соотносить буквенные выражения с реальной ситуацией, описываемой в
задаче:
В работе Талызиной Н.Ф. «Педагогическая психология» отмечается
необходимость целеноправленной работы над формированием различных
логических операций у школьников, как отмечает автор, изучение необходимых
и достаточных признаков надо начинать с обучения выводить следствия из
факта принадлежности предмета к данному понятию. Это действие связано с
3
понятием необходимых свойств предмета, поэтому его выполнение дает
возможность овладеть этой категорией свойств.Признаки, которые в
обязательном порядке есть у всех предметов данного класса, называются
необходимыми. Отсутствие этих признаков приводит к тому, что предмет
оказывается не относящимся к данному классу предметов(1.с 40).Задания на
формирование выведения следствий так же представлены в учебнике И.И.
Зубаревой, например, после рассмотрения понятия площади и равных фигур:
В учебнике много задач практического содержания, что позволяет связывать
математические знания учеников с реальной жизнью, а это одно из умений,
которое проверяется на ЕГЭ.
В теме « Нахождение части от целого и целого по его части» обсуждается
вопрос об обратной задаче, что так же ценно для дальнейшего изучения
математики и развития логического мышления учащихся.
Таким образом, мы видим, что в учебнике 5 класса авторов И.И.Зубаревой и
Мордковича имеется необходимый набор заданий для формирования
познавательных УУД. Систематически ведётся работа по знаково-
символическому моделированию, открытие нового знания происходит в ходе
решения учебной задачи, правда, соблюсти полную самостоятельность
учащихся достаточно трудно, вместе с тем имеются проблемные задания
4
пропедевтического характера выводы по которым в учебнике не фомулируются.
Имеется материал для формирования логических операций сравнения, сериации
и классификации, прослеживаетсясвязь математических знаний с реальной
жизнью.
Литература:
1.Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед.
учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 1998. - 288 с.
2.Математика. 5 класс учеб. для учащихся общеобразовательных учреждений
И.И. Зубарева А.Г. Мордкович.-М: Мнемозина 2013.-270с.
3.Формирование познавательных УУД на уроке математики. Издание отдела
образования Петропавловск-Камчатского городского округа, Петропавловск-
Камчатский, 2012.
5