Напоминание

Формирование УУД на уроках математики в 5-ом классе


Автор: Ивкина Ирина Михайловна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ г.Иркутска СОШ с углубленным изучением отдельных предметов № 19
Населённый пункт: город Иркутска
Наименование материала: статья
Тема: Формирование УУД на уроках математики в 5-ом классе
Раздел: среднее образование





Назад




Формирование познавательных УУД на уроке математики в 5 классе.

Подготовил: Ивкина И.М., учитель математики МБОУ г. Иркутска СОШ с

углубленным изучением отдельных предметов № 19

Важнейшей задачей современной системы образования является

формирование универсальных учебных действий, которые обеспечивают не

только успешность обучения в школе, но и возможность дальнейшего

саморазвития обучающегося. УУД обеспечивают овладение основными

компетенциями, составляющими основу умения учиться. У учащихся должны

быть сформированы 4 основных вида УУД: познавательные, личностные,

коммуникативные и регулятивные.На мой взгляд, приоритетными , с точки

зрения овладения на качественном уровне естественно-научными знаниями, и

дальнейшего их использования в повседневной жизни являются познавательные

и регулятивные УУД.

В данной статье я ставлю своей задачей проанализировать возможности

учебника И.И. Зубаревой и А.Г. Мордковича «Математика - 5» для

формирования познавательных УУД на уроках математики в 5 классе.

Познавательные УУД — это система способов познания окружающего мира,

построение самостоятельного процеса поиска, исследования и совокупность

операций по обработке, систематизации и обобщению полученной информации.

Они делятся на 3 группы: общеучебные действия, логические действия,

действия постановки и решения пролем.

Общеучебные

Логические

Постановка и решение проблем

Формулироание познавательной цели, поиск и выделение информации,знаково-

символическое моделирование

Анализ с целью выделения существенных и несущественных признаков,

Синтез как составление целого из частей, восполняющих отдельные

компоненты

Выбор оснований и критериев для сравнеия и классификации объектов,

подведение под понятие,

выведениеследствий,

1

установление причинно-следственных связей, построение логической цепочки

рассуждений, выдвижение гипотез, доказательство

Формулирование проблемы,

самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового

характера

,

а основе решения этой учебной задачи учащиеся самостоятельно

могут сформулировать правило округления натуральных чисел.

После того, как изучено правило умножения на 10,100, 10000 даётся такое

«проблемное» задание:

Подумайте, при помощи какого приема можно устно выполнить умножение на

50, 25, 125, и вычислите

278*50 126*25 36*125

Таким образом, учащиеся привыкают к тому, что новое знание они открывают, а

не получают в готовом виде, правда, не очень хорошо, что существует

возможность «подсмотреть» правильный ответ.

В процессе изучения геометрических понятий,ведётся работа над их

определениями, позволяющая найти черты их сходства и различия, что

способствует развитию логической операции сравнения. Например;

Какие из следующих утверждений вы выбрали бы для того, чтобы объяснить,

что такое отрезок и что такое луч:

отрезок — это часть прямой;

луч — это часть прямой;

отрезок — часть прямой, ограниченная двумя точками этой прямой;

луч — часть прямой, ограниченная с одной стороны какой-либо точкой этой

прямой;

отрезок — все точки прямой, расположенные между какими-либо двумя

точками этой прямой, и сами эти две точки;

луч — все точки прямой, расположенные по одну сторону от какой-либо точки

этой прямой и сама эта точка?

Важным моментом для успешности обучения является наличие положительной

мотивации ученика, его заинтересованность.Для этого пример, помещённый

автором после изучения нового материала, можно разобрать вначале. Вот он:

2

Хотелось бы, чтобы мотивационный компонент так же учитывался авторами

при написании учебника. Т.е. в помощь учителю и для формирования интереса

учащихся к изучению данной темы необходимо в учебнике рассматривать

больше примеров практического использования изучаемого материала или

создавать приложения к учебнику, в котором был собран такого рода материал к

каждому параграфу.

В учебнике много заданий на декодирование информации. Хорошо было бы,

если б не все термины расшифровывались тут же, что позволило бы создать

необходимость обращения учащихся к другим её видам (компьютеру,

справочнику). В задачах темы « Прикидка» авторы как раз и создают такую

необходимость:

В данном учебнике уделяется большое внимание математическому

моделированию, что способствует формированию такого познавательного

УУД,как знаково-символическое моделирование. Постепенно обучающиеся

учатся соотносить буквенные выражения с реальной ситуацией, описываемой в

задаче:

В работе Талызиной Н.Ф. «Педагогическая психология» отмечается

необходимость целеноправленной работы над формированием различных

логических операций у школьников, как отмечает автор, изучение необходимых

и достаточных признаков надо начинать с обучения выводить следствия из

факта принадлежности предмета к данному понятию. Это действие связано с

3

понятием необходимых свойств предмета, поэтому его выполнение дает

возможность овладеть этой категорией свойств.Признаки, которые в

обязательном порядке есть у всех предметов данного класса, называются

необходимыми. Отсутствие этих признаков приводит к тому, что предмет

оказывается не относящимся к данному классу предметов(1.с 40).Задания на

формирование выведения следствий так же представлены в учебнике И.И.

Зубаревой, например, после рассмотрения понятия площади и равных фигур:

В учебнике много задач практического содержания, что позволяет связывать

математические знания учеников с реальной жизнью, а это одно из умений,

которое проверяется на ЕГЭ.

В теме « Нахождение части от целого и целого по его части» обсуждается

вопрос об обратной задаче, что так же ценно для дальнейшего изучения

математики и развития логического мышления учащихся.

Таким образом, мы видим, что в учебнике 5 класса авторов И.И.Зубаревой и

Мордковича имеется необходимый набор заданий для формирования

познавательных УУД. Систематически ведётся работа по знаково-

символическому моделированию, открытие нового знания происходит в ходе

решения учебной задачи, правда, соблюсти полную самостоятельность

учащихся достаточно трудно, вместе с тем имеются проблемные задания

4

пропедевтического характера выводы по которым в учебнике не фомулируются.

Имеется материал для формирования логических операций сравнения, сериации

и классификации, прослеживаетсясвязь математических знаний с реальной

жизнью.

Литература:

1.Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед.

учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 1998. - 288 с.

2.Математика. 5 класс учеб. для учащихся общеобразовательных учреждений

И.И. Зубарева А.Г. Мордкович.-М: Мнемозина 2013.-270с.

3.Формирование познавательных УУД на уроке математики. Издание отдела

образования Петропавловск-Камчатского городского округа, Петропавловск-

Камчатский, 2012.

5



В раздел образования