Напоминание

«Нетрадиционная техника рисования в декоративно-прикладном искусстве как средство развития творческих способностей детей».


Автор: Борзова Татьяна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад 13"
Населённый пункт: г.Иваново, Ивановская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Нетрадиционная техника рисования в декоративно-прикладном искусстве как средство развития творческих способностей детей».
Раздел: дошкольное образование





Назад




Инновационный педагогический опыт воспитателя

Тема опыта: «Нетрадиционная техника рисования в декоративно-прикладном

искусстве как средство развития творческих способностей детей».

Обоснование актуальности и перспективности опыта:

Творческие способности человека следует признать самой существенной частью

его

интеллекта

и

задачу

их

развития

одной

из

важнейших

задач

в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные

человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько

продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться

творческим потенциалом подрастающего поколения.

Актуальность опыта заключается в том, что современное общество имеет

потребность в творческой личности. В связи с этим, нетрадиционные техники

рисования в декоративно-прикладном искусстве дают толчок к развитию детского

интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.

Новизна педагогического исследования заключается в том, что проблема развития

художественно-творческих способностей детей решается в процессе дополнения

традиционных

приемов

обучения

рисованию

нетрадиционными

техниками.

Нетрадиционные техники рисования в декоративно-прикладном искусстве – это

настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению

самостоятельности,

инициативы,

выражения

индивидуальности.

Применяя

и

комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся

думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной

образ получился выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных

техник

изображения

в

декоративно-прикладном

искусстве

не

утомляет

дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на

протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Можно сказать, что

нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в

рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих

силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или

окружающего

мира,

ребенок

получает

возможность

выбора.

Исходя

из

этого, опыт работы построен на развитии творчества дошкольников, с опорой на

культурную традицию и инновационную направленность.

Не подавляя волю ребенка, педагог воспитывает самостоятельную личность,

учитывая и разумно направляя потребности и интересы ребенка, побуждает его

находить в тех или иных обстоятельствах собственный путь. И моя главная задача,

как педагога,

создать

условия,

благоприятствующие

развитию

творческих

способностей каждого воспитанника.

Условия

формирования

ведущей

идеи опыта,

условия

возникновения,

становления опыта.

Работая с детьми дошкольного возраста,я заметила: дети любят рисовать,

старательно

овладевают

навыками

работы

с

разными

инструментами

и

изобразительными материалами, осваивают отдельные приемы и способы рисования,

но при создании собственных работ многие композиции выделяются скудностью

содержания, штампами, отсутствует творческий подход. Проанализировав рисунки

дошкольников, я пришла к выводу – необходимо облегчить навыки рисования,

ребенку нужен тот результат, который вызывает у него радость, изумление,

удивление, ведь даже не каждый взрослый сможет изобразить какой-либо предмет.

Приобщая детей к искусству,

я выбрала направлением в своей работе –

использование в рисовании нетрадиционных техник. Существует много техник

нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям

быстро достичь желаемого результата.

В связи с этим передо мной стоит задача: направлять творческий процесс

дошкольников, ориентируя их на изучение образцов народного декоративно-

прикладного искусства. Принцип ориентации на народное искусство должен быть

заложен в основе содержания занятий с дошкольниками различными вицами

декоративно-прикладного искусства.

Задачи:

Обучающие:

Формировать

эстетическое

отношение

к

окружающей

действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования

в декоративно-прикладном. Формировать эстетический вкус, творчество, фантазию.

Развивающие: Развивать представление о многообразии нетрадиционных техник

рисования

в декоративно-прикладном.

Развивать

ассоциативное мышление и

любознательность, наблюдательность и воображение. Совершенствовать технические

умения и навыки рисования.

Воспитывающие: Воспитывать художественный

вкус

и

чувство

гармонии. Воспитывать любовь к культуре и традициям Мордовского края.

Основная цель данной педагогической идеи – создание системы работы по

развитию творческих способностей детей среднего дошкольного возраста средствами

декоративно-прикладного

искусства.

Формирование

и

развитие

основ

художественной

культуры

ребенка

через

народное

декоративно-прикладное

искусство.

Условиями возникновения опыта являются:

- обеспечение занятия разнообразными художественными материалами для

изобразительной деятельности;

- подобрать наглядный материал (произведения изобразительного искусства,

иллюстрации из книг и др.)

- оборудовать уголок (центр) для самостоятельной изобразительной деятельности.

- наблюдение и изучение предметов и явлений окружающей действительности;

- чтение художественной литературы;

- рассмотрение произведений изобразительного искусства;

-

целенаправленный

просмотр

кукольных

спектаклей,

прослушивание

музыкальных произведений;

- проведение анализа детских работ, выполненных на предыдущих занятиях;

- создание перед занятием и на занятии проблемных ситуаций;

-

подготовка

материала

к

занятию,

предварительное

обсуждение

темы,

распределение обязанностей для выполнения коллективных работ на др.

Теоретическая база опыта.

Изобразительная

деятельность

специфическое

образное

познание

действительности. Из всех ее видов детское рисование изучено наиболее полно и

разносторонне. Рисование тесно связано с развитием наглядно-действенного и

наглядно- образного мышления, также с выработкой навыков анализа, синтеза,

сопоставления, сравнения, обобщения. В процессе рисования дети учатся рассуждать,

делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса.

Проблема

развития

творческих

способностей

у воспитанников в

системе

обучения и воспитания тесно связана с использованием декоративно-прикладного

искусства, которое является частью цельной народной культуры. Декоративно-

прикладное искусство, охватывает ряд отраслей творчества, которые посвящены

созданию художественных изделий (различная утварь, мебель, ткани, одежда и

украшения).

Выявлению значения роли и места декоративно-прикладного искусства в процессе

развития

творческих

и

художественных

способностей

личности,

посвящены

исследования

и

публикации

М.

А.

Ершовой

«Художественно-

эстетическое воспитание школьников в кружках по художественной обработке

текстильных

и

войлочных

материалов»,

Б.

Т.

Лихачева «Теория

эстетического воспитания школьников», Т. Я. Шпикаловой «Народное искусство

на уроках декоративного рисования».

Проблема изучения творчества и творческой активности ученика имеет место в

работах К. Д. Ушинского. К. Д.ставил вопрос: педагогика – это наука или искусство?

И

сам

на

него

отвечал

так:

«Наука

только

изучает

существующее

или

существовавшее, а искусство стремится творить то, чего еще нет, и перед ним в

будущем несется цель и идея его творчества. Всякое искусство, конечно, может

иметь свою теорию; но теория искусства–не наука; теория не излагает законов

существующих

уже

явлений

и

отношений,

но

предписывает

правила

для

практической деятельности, почерпая основания для этих правил в науке» [5, с. 351].

В. А. Сухомлинского, Л. Н. Толстого, А. К. Марковой и других учёных.

Для

реализации

данной инновационнойработы

имеется

определенная

теоретическая база:

1. Виноградова, Н. Ф. Народное творчество как средство воспитания любви к

родному краю у детей 5-7 лет / Н. Ф. Виноградова, Р. Ш. Файзулина // Психолого-

педагогические проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста. -

М., 1983.

2. Швайко, Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в ДОУ. Средняя

группа. – М., изд. Центр Владос, 2008г.

3. Никитина, А. В. Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие

для воспитателей и родителей. – М., СПб.: КАРО, 2007г.

4. Колдина, Д. Н. Рисование с детьми 4-5 лет - М., Мозаика- Синтез, 2008г.

5. Цквитария, Т. А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные

занятия в ДОУ. – М., ТЦ Сфера, 2011.

6. Казакова, Р. Г.Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные

техники, планирование, конспекты занятий. - М., ТЦ Сфера, 2009г.

7. Лахути, М. Д. Как научиться рисовать / М. Д. Лахути. – М.: Росмэн, 2008.

8. Зубачевская, H. A.Формирование эстетических интересов младших школьников

средствами искусства: Автореф. дис. канд. пед. наук. -Челябинск, 1995.

9. Комарова, Т. С. Народное искусство / Т. С. Комарова. – М.: Педагогическое

общество России, 2005. – 256 с.

10. Лыкова, И. А. Формирование эстетического отношения к декоративно-

прикладному искусству у детей старшего дошкольного возраста (на материале

народной аппликации): Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1994. – 17 с.

11.

Максимов,

Ю.

В.У

истоков

мастерства:

Народное

искусство

в

художественном воспитании детей / Ю. В. Максимов. - М.: Просвещение, 1983. –

159 с.

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание,

методы, приёмы воспитания и обучения.

Мною

был

разработан

познавательно-творческий

проект «Моя

Родина

Мордовия» и конспект НОД «Национальный костюм мордвы» в котором были

задействованы воспитатели, родители.Основными формами и методами работы с

детьми по обучению и формированию приобщения дошкольников к культуре

мордовского народа я определила:

• беседы с детьми о Мордовии, «Народные промыслы Мордовии» (вышивка,

гончарный промысел, резьба по дереву, «Национальный костюм»);

просмотр

познавательных

телепередач,

видеофильмов

об

искусстве

Мордовии (творчество художников и композиторов, фольклор) с последующим

обсуждением дома и в детском саду;

• знакомство с творчеством мордовского художника Ф. Сычкова;

• Знакомство с творчеством мордовского скульптора С. Эрьзя

• экскурсии;

• Создание аппликаций по мотивам мордовской вышивки;

• Роспись заготовки мордовского национального костюма;

• целевые прогулки;

• чтение художественной литературы;

• мордовские досуги, развлечения, праздники;

• мордовские игры в группе и на участке (дидактические, подвижные, сюжетно-

ролевые);

• презентации;

• Знакомство с мордовскими пословицами, поговорками, скороговорками.

•Слушание музыки: Гимн Мордовии, песни на мордовском языке, плясовые

мелодии

Формы и методы работы с родителями:

•Участие в выставке совместного творчества: «Мордовский костюм», «Мой дом»;

• Информирование родителей о знаменитых людях Мордовии в области культуры

и спорта;

• Изготовление поделок из природного материала

• Участие в подготовке и проведении развлечениях, праздниках, досугах;

• Участие в обновлении патриотического уголка группы

• Фотовыставки.

Принципы педагогического

опыта:

1.

Принцип

развивающего

взаимодействия педагога (в том числе родителей) и ребёнка, как содействия

развитию другого и тем самым саморазвитию.

2. Принцип воспитывающего обучения перекликается с предыдущим. Основной

задачей воспитания и обучения в изобразительной деятельности выделяют развитие

творческих способностей детей.

3.Принцип развивающего обучения заключается в правильном определении

ведущих целей обучения: познавательной, воспитательной, развивающей. Этот

принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного

решения. Детей учат думать, рассуждать, делается акцент на возможности и

необходимости вариативных путей решения задач; стимулируют к творческим

поискам и находкам, развивают наблюдательность.

4. Принцип гуманизации, сотрудничества, партнерства

предполагает уважительное отношение к мнению ребенка, поддержку его

инициативы, видение в ребенке целенаправленного партнера.

5. Принцип дифференциации, учета индивидуальности

Художественное

творчество

предполагает

проявление

и

развитие

индивидуальности.

Создание

оптимальных

условий

для

самореализации

каждого воспитанника в процессе освоения изобразительной деятельности с учетом

возраста, пола ребенка, накопленного им индивидуального опыта, особенностями

его эмоциональной и познавательной сферы.

6.

Принцип

интегрированного

подхода

реализуется

в

сотрудничестве

с воспитателями и другими педагогами дополнительного образования, с семьёй, а

также при

перспективном

планировании

с

учётом взаимосвязи всех

видов

изобразительной деятельности.

В

своём

творчестве

я

также

опиралась

на

принципы

обучения

детей

изобразительной деятельности:

7. Принцип наглядности.

8. Принцип доступности материала.

9. Принцип построения программы от простого к сложному.

10. Принцип повторности материала.

В

работе

использую

различные

методы

и

приемы:

одномоментности,

обследования, наглядности, словесный, практический, эвристический, частично-

поисковый,

проблемно-мотивационный,

метод «подмастерья»,

сотворчество;

мотивационный, жест руки. Знания, которые приобретают дети, складываются в

систему. Они учатся замечать изменения, возникающие в изобразительном искусстве

от применения в процессе работы нестандартных материалов.

Всю свою работу я старалась строить так, чтобы развитие ребенка было

действительно

гармоничным.Формы

проведения

занятий

выбирала

разные:

путешествия по старинным мордовским городам, знаменитым на весь мир своими

художественными промыслами, экскурсии в сказку, превращение в мастеров-

художников. На занятиях решала развивающие, обучающие и творческие задачи.

Мой инновационный метод представляет собой применение нетрадиционной

техники рисования в декоративно-прикладном искусстве построение программного

материала от простого к сложному, повторность материала, совместная деятельность,

контролируемость.

Всего использую пока 13 различных техник: рисование пальчиками, различные

оттиски и печати (из поролона, из картофеля и моркови, ластика, пробок и др.,

воздушные фломастеры, граттаж (цветной и черно-белый, набрызг, рисование

перышком, нитками, все они пришлись по душе мне и моим детям. Иногда при

создании работы используем с детьми несколько нетрадиционных технологий сразу,

т. к. любая нетрадиционная изобразительная технология дает ребенку возможность

выбирать, думать, искать, пробовать….

Разнообразие способов рисования в декоративно-прикладном искусстве рождает у

детей оригинальные идеи, развивает фантазию и воображение, вызывает желание

придумывать новые композиции в оформлении работ. Работы получаются красочные

и веселые. В детях видна ничем незамутнённая радость удовлетворения оттого, что

и «это сделал Я – всё это моё!».

Нетрадиционный подход к выполнению изображения в декоративно-прикладном

искусстве

дал

большой

толчок

развитию

детского

интеллекта,

подтолкнул

творческую активность детей, научил их нестандартно мыслить.

Необычные способы рисования так увлекают детей, что, образно говоря, в группе

разгорается настоящее пламя творчества, которое завершается выставкой детских

рисунков.

Анализ результативности

В качестве подведения итогов проводились открытые занятия; игровые конкурсы,

викторины, выставки и многое другое.

Вся работа по данной системе нетрадиционная техника рисования в декоративно-

прикладном искусстве дала положительные результаты.

Работа,

проведенная

по

изобразительной

деятельности,

с

использованием

нетрадиционных

техник

рисования

в

декоративно-прикладном

искусстве

и

материалов

показала,

что

каждый

ребенок

представляет

собой

маленького

исследователя, с радостью открывающего для себя незнакомый и удивительный мир

искусства и творчества. Именно нетрадиционные техники рисования создают

атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, развивают инициативу,

самостоятельность,

создают

эмоционально

положительное

отношение

к

деятельности…

Результаты

диагностики

показали

на

начало

года,

что

из

21 воспитанников высокий уровень у 3 детей, средний уровень у 4 детей, низкий у

17 детей. Результаты диагностики воспитанников к концу года свидетельствуют в

целом

о

положительной

динамике

отслеживаемых

показателей.

Из

21 воспитанников у 5 детей уровень знаний повысился с низкого уровня до среднего

уровня, у 4 детей - со среднего уровня до высокого. В результате к концу года

уровень навыков и умений по нетрадиционной техники рисования в декоративно-

прикладном искусстве дошкольников повысился с низкого уровня до среднего

уровня – у 7 детей, со среднего до высокого– 3 детей.

Анализируя свою проделанную работу могу сделать вывод: тема по данной

системе выбрана с учётом возрастных особенностей детей дошкольного возраста и

объёма информации, которая может быть ими воспринята, что положительно

повлияло на различные виды их деятельности (творческую, интеллектуальную,

познавательную) ; отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик

детей на знакомство с разной техникой нетрадиционного рисования.

Следует

помнить,

что

творческие

способности,

следует

целенаправленно,

последовательно развивать, иначе они просто угаснут.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

При реализации данного опыта использовались развивающая среда в полном

объеме, в создании которой участвовали все участники проекта.

Трудности при применении данного опытанетрадиционных техник рисования в

декоративно-прикладном искусстве заключались в:

- планировании и построении системы занятий с учетом индивидуальных

особенностей детей;

- подборе оборудования и материалов;

- разработке критериев отслеживания уровня освоения знаний, умений и навыков

детей.

Только постоянная и кропотливая работа не только с воспитанниками, но и над

собой приносит свои плоды, кружковцы являются постоянными участниками и

победителями муниципальных, республиканских, межрегиональных выставок и

конкурсов.

Но в ходе данного опыта дети приобрели не только знания, но и практические

навыки направленные на любовь к родному краю, родной природе.

Адресные рекомендации по использованию опыта.

Опытом своей

работы

я

охотно

делюсь

с

коллегами,

родителями

своих воспитанников. Провожу открытые занятия, участвую в праздниках и

развлечениях декоративно-прикладного характера. Провожу консультации для

родителей, совместно организовываем выставки рисунков.



В раздел образования