Автор: Борзова Татьяна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад 13"
Населённый пункт: г.Иваново, Ивановская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Нетрадиционная техника рисования в декоративно-прикладном искусстве как средство развития творческих способностей детей».
Раздел: дошкольное образование
Инновационный педагогический опыт воспитателя
Тема опыта: «Нетрадиционная техника рисования в декоративно-прикладном
искусстве как средство развития творческих способностей детей».
Обоснование актуальности и перспективности опыта:
Творческие способности человека следует признать самой существенной частью
его
интеллекта
и
задачу
их
развития
–
одной
из
важнейших
задач
в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные
человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько
продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться
творческим потенциалом подрастающего поколения.
Актуальность опыта заключается в том, что современное общество имеет
потребность в творческой личности. В связи с этим, нетрадиционные техники
рисования в декоративно-прикладном искусстве дают толчок к развитию детского
интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.
Новизна педагогического исследования заключается в том, что проблема развития
художественно-творческих способностей детей решается в процессе дополнения
традиционных
приемов
обучения
рисованию
нетрадиционными
техниками.
Нетрадиционные техники рисования в декоративно-прикладном искусстве – это
настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению
самостоятельности,
инициативы,
выражения
индивидуальности.
Применяя
и
комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся
думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной
образ получился выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных
техник
изображения
в
декоративно-прикладном
искусстве
не
утомляет
дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на
протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Можно сказать, что
нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в
рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих
силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или
окружающего
мира,
ребенок
получает
возможность
выбора.
Исходя
из
этого, опыт работы построен на развитии творчества дошкольников, с опорой на
культурную традицию и инновационную направленность.
Не подавляя волю ребенка, педагог воспитывает самостоятельную личность,
учитывая и разумно направляя потребности и интересы ребенка, побуждает его
находить в тех или иных обстоятельствах собственный путь. И моя главная задача,
как педагога,
создать
условия,
благоприятствующие
развитию
творческих
способностей каждого воспитанника.
Условия
формирования
ведущей
идеи опыта,
условия
возникновения,
становления опыта.
Работая с детьми дошкольного возраста,я заметила: дети любят рисовать,
старательно
овладевают
навыками
работы
с
разными
инструментами
и
изобразительными материалами, осваивают отдельные приемы и способы рисования,
но при создании собственных работ многие композиции выделяются скудностью
содержания, штампами, отсутствует творческий подход. Проанализировав рисунки
дошкольников, я пришла к выводу – необходимо облегчить навыки рисования,
ребенку нужен тот результат, который вызывает у него радость, изумление,
удивление, ведь даже не каждый взрослый сможет изобразить какой-либо предмет.
Приобщая детей к искусству,
я выбрала направлением в своей работе –
использование в рисовании нетрадиционных техник. Существует много техник
нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям
быстро достичь желаемого результата.
В связи с этим передо мной стоит задача: направлять творческий процесс
дошкольников, ориентируя их на изучение образцов народного декоративно-
прикладного искусства. Принцип ориентации на народное искусство должен быть
заложен в основе содержания занятий с дошкольниками различными вицами
декоративно-прикладного искусства.
Задачи:
Обучающие:
Формировать
эстетическое
отношение
к
окружающей
действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования
в декоративно-прикладном. Формировать эстетический вкус, творчество, фантазию.
Развивающие: Развивать представление о многообразии нетрадиционных техник
рисования
в декоративно-прикладном.
Развивать
ассоциативное мышление и
любознательность, наблюдательность и воображение. Совершенствовать технические
умения и навыки рисования.
Воспитывающие: Воспитывать художественный
вкус
и
чувство
гармонии. Воспитывать любовь к культуре и традициям Мордовского края.
Основная цель данной педагогической идеи – создание системы работы по
развитию творческих способностей детей среднего дошкольного возраста средствами
декоративно-прикладного
искусства.
Формирование
и
развитие
основ
художественной
культуры
ребенка
через
народное
декоративно-прикладное
искусство.
Условиями возникновения опыта являются:
- обеспечение занятия разнообразными художественными материалами для
изобразительной деятельности;
- подобрать наглядный материал (произведения изобразительного искусства,
иллюстрации из книг и др.)
- оборудовать уголок (центр) для самостоятельной изобразительной деятельности.
- наблюдение и изучение предметов и явлений окружающей действительности;
- чтение художественной литературы;
- рассмотрение произведений изобразительного искусства;
-
целенаправленный
просмотр
кукольных
спектаклей,
прослушивание
музыкальных произведений;
- проведение анализа детских работ, выполненных на предыдущих занятиях;
- создание перед занятием и на занятии проблемных ситуаций;
-
подготовка
материала
к
занятию,
предварительное
обсуждение
темы,
распределение обязанностей для выполнения коллективных работ на др.
Теоретическая база опыта.
Изобразительная
деятельность
–
специфическое
образное
познание
действительности. Из всех ее видов детское рисование изучено наиболее полно и
разносторонне. Рисование тесно связано с развитием наглядно-действенного и
наглядно- образного мышления, также с выработкой навыков анализа, синтеза,
сопоставления, сравнения, обобщения. В процессе рисования дети учатся рассуждать,
делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса.
Проблема
развития
творческих
способностей
у воспитанников в
системе
обучения и воспитания тесно связана с использованием декоративно-прикладного
искусства, которое является частью цельной народной культуры. Декоративно-
прикладное искусство, охватывает ряд отраслей творчества, которые посвящены
созданию художественных изделий (различная утварь, мебель, ткани, одежда и
украшения).
Выявлению значения роли и места декоративно-прикладного искусства в процессе
развития
творческих
и
художественных
способностей
личности,
посвящены
исследования
и
публикации
М.
А.
Ершовой
«Художественно-
эстетическое воспитание школьников в кружках по художественной обработке
текстильных
и
войлочных
материалов»,
Б.
Т.
Лихачева «Теория
эстетического воспитания школьников», Т. Я. Шпикаловой «Народное искусство
на уроках декоративного рисования».
Проблема изучения творчества и творческой активности ученика имеет место в
работах К. Д. Ушинского. К. Д.ставил вопрос: педагогика – это наука или искусство?
И
сам
на
него
отвечал
так:
«Наука
только
изучает
существующее
или
существовавшее, а искусство стремится творить то, чего еще нет, и перед ним в
будущем несется цель и идея его творчества. Всякое искусство, конечно, может
иметь свою теорию; но теория искусства–не наука; теория не излагает законов
существующих
уже
явлений
и
отношений,
но
предписывает
правила
для
практической деятельности, почерпая основания для этих правил в науке» [5, с. 351].
В. А. Сухомлинского, Л. Н. Толстого, А. К. Марковой и других учёных.
Для
реализации
данной инновационнойработы
имеется
определенная
теоретическая база:
1. Виноградова, Н. Ф. Народное творчество как средство воспитания любви к
родному краю у детей 5-7 лет / Н. Ф. Виноградова, Р. Ш. Файзулина // Психолого-
педагогические проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста. -
М., 1983.
2. Швайко, Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в ДОУ. Средняя
группа. – М., изд. Центр Владос, 2008г.
3. Никитина, А. В. Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие
для воспитателей и родителей. – М., СПб.: КАРО, 2007г.
4. Колдина, Д. Н. Рисование с детьми 4-5 лет - М., Мозаика- Синтез, 2008г.
5. Цквитария, Т. А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные
занятия в ДОУ. – М., ТЦ Сфера, 2011.
6. Казакова, Р. Г.Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные
техники, планирование, конспекты занятий. - М., ТЦ Сфера, 2009г.
7. Лахути, М. Д. Как научиться рисовать / М. Д. Лахути. – М.: Росмэн, 2008.
8. Зубачевская, H. A.Формирование эстетических интересов младших школьников
средствами искусства: Автореф. дис. канд. пед. наук. -Челябинск, 1995.
9. Комарова, Т. С. Народное искусство / Т. С. Комарова. – М.: Педагогическое
общество России, 2005. – 256 с.
10. Лыкова, И. А. Формирование эстетического отношения к декоративно-
прикладному искусству у детей старшего дошкольного возраста (на материале
народной аппликации): Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1994. – 17 с.
11.
Максимов,
Ю.
В.У
истоков
мастерства:
Народное
искусство
в
художественном воспитании детей / Ю. В. Максимов. - М.: Просвещение, 1983. –
159 с.
Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание,
методы, приёмы воспитания и обучения.
Мною
был
разработан
познавательно-творческий
проект «Моя
Родина
—
Мордовия» и конспект НОД «Национальный костюм мордвы» в котором были
задействованы воспитатели, родители.Основными формами и методами работы с
детьми по обучению и формированию приобщения дошкольников к культуре
мордовского народа я определила:
• беседы с детьми о Мордовии, «Народные промыслы Мордовии» (вышивка,
гончарный промысел, резьба по дереву, «Национальный костюм»);
•
просмотр
познавательных
телепередач,
видеофильмов
об
искусстве
Мордовии (творчество художников и композиторов, фольклор) с последующим
обсуждением дома и в детском саду;
• знакомство с творчеством мордовского художника Ф. Сычкова;
• Знакомство с творчеством мордовского скульптора С. Эрьзя
• экскурсии;
• Создание аппликаций по мотивам мордовской вышивки;
• Роспись заготовки мордовского национального костюма;
• целевые прогулки;
• чтение художественной литературы;
• мордовские досуги, развлечения, праздники;
• мордовские игры в группе и на участке (дидактические, подвижные, сюжетно-
ролевые);
• презентации;
• Знакомство с мордовскими пословицами, поговорками, скороговорками.
•Слушание музыки: Гимн Мордовии, песни на мордовском языке, плясовые
мелодии
Формы и методы работы с родителями:
•Участие в выставке совместного творчества: «Мордовский костюм», «Мой дом»;
• Информирование родителей о знаменитых людях Мордовии в области культуры
и спорта;
• Изготовление поделок из природного материала
• Участие в подготовке и проведении развлечениях, праздниках, досугах;
• Участие в обновлении патриотического уголка группы
• Фотовыставки.
Принципы педагогического
опыта:
1.
Принцип
развивающего
взаимодействия педагога (в том числе родителей) и ребёнка, как содействия
развитию другого и тем самым саморазвитию.
2. Принцип воспитывающего обучения перекликается с предыдущим. Основной
задачей воспитания и обучения в изобразительной деятельности выделяют развитие
творческих способностей детей.
3.Принцип развивающего обучения заключается в правильном определении
ведущих целей обучения: познавательной, воспитательной, развивающей. Этот
принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного
решения. Детей учат думать, рассуждать, делается акцент на возможности и
необходимости вариативных путей решения задач; стимулируют к творческим
поискам и находкам, развивают наблюдательность.
4. Принцип гуманизации, сотрудничества, партнерства
предполагает уважительное отношение к мнению ребенка, поддержку его
инициативы, видение в ребенке целенаправленного партнера.
5. Принцип дифференциации, учета индивидуальности
Художественное
творчество
предполагает
проявление
и
развитие
индивидуальности.
Создание
оптимальных
условий
для
самореализации
каждого воспитанника в процессе освоения изобразительной деятельности с учетом
возраста, пола ребенка, накопленного им индивидуального опыта, особенностями
его эмоциональной и познавательной сферы.
6.
Принцип
интегрированного
подхода
реализуется
в
сотрудничестве
с воспитателями и другими педагогами дополнительного образования, с семьёй, а
также при
перспективном
планировании
с
учётом взаимосвязи всех
видов
изобразительной деятельности.
В
своём
творчестве
я
также
опиралась
на
принципы
обучения
детей
изобразительной деятельности:
7. Принцип наглядности.
8. Принцип доступности материала.
9. Принцип построения программы от простого к сложному.
10. Принцип повторности материала.
В
работе
использую
различные
методы
и
приемы:
одномоментности,
обследования, наглядности, словесный, практический, эвристический, частично-
поисковый,
проблемно-мотивационный,
метод «подмастерья»,
сотворчество;
мотивационный, жест руки. Знания, которые приобретают дети, складываются в
систему. Они учатся замечать изменения, возникающие в изобразительном искусстве
от применения в процессе работы нестандартных материалов.
Всю свою работу я старалась строить так, чтобы развитие ребенка было
действительно
гармоничным.Формы
проведения
занятий
выбирала
разные:
путешествия по старинным мордовским городам, знаменитым на весь мир своими
художественными промыслами, экскурсии в сказку, превращение в мастеров-
художников. На занятиях решала развивающие, обучающие и творческие задачи.
Мой инновационный метод представляет собой применение нетрадиционной
техники рисования в декоративно-прикладном искусстве построение программного
материала от простого к сложному, повторность материала, совместная деятельность,
контролируемость.
Всего использую пока 13 различных техник: рисование пальчиками, различные
оттиски и печати (из поролона, из картофеля и моркови, ластика, пробок и др.,
воздушные фломастеры, граттаж (цветной и черно-белый, набрызг, рисование
перышком, нитками, все они пришлись по душе мне и моим детям. Иногда при
создании работы используем с детьми несколько нетрадиционных технологий сразу,
т. к. любая нетрадиционная изобразительная технология дает ребенку возможность
выбирать, думать, искать, пробовать….
Разнообразие способов рисования в декоративно-прикладном искусстве рождает у
детей оригинальные идеи, развивает фантазию и воображение, вызывает желание
придумывать новые композиции в оформлении работ. Работы получаются красочные
и веселые. В детях видна ничем незамутнённая радость удовлетворения оттого, что
и «это сделал Я – всё это моё!».
Нетрадиционный подход к выполнению изображения в декоративно-прикладном
искусстве
дал
большой
толчок
развитию
детского
интеллекта,
подтолкнул
творческую активность детей, научил их нестандартно мыслить.
Необычные способы рисования так увлекают детей, что, образно говоря, в группе
разгорается настоящее пламя творчества, которое завершается выставкой детских
рисунков.
Анализ результативности
В качестве подведения итогов проводились открытые занятия; игровые конкурсы,
викторины, выставки и многое другое.
Вся работа по данной системе нетрадиционная техника рисования в декоративно-
прикладном искусстве дала положительные результаты.
Работа,
проведенная
по
изобразительной
деятельности,
с
использованием
нетрадиционных
техник
рисования
в
декоративно-прикладном
искусстве
и
материалов
показала,
что
каждый
ребенок
представляет
собой
маленького
исследователя, с радостью открывающего для себя незнакомый и удивительный мир
искусства и творчества. Именно нетрадиционные техники рисования создают
атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, развивают инициативу,
самостоятельность,
создают
эмоционально
положительное
отношение
к
деятельности…
Результаты
диагностики
показали
на
начало
года,
что
из
21 воспитанников высокий уровень у 3 детей, средний уровень у 4 детей, низкий у
17 детей. Результаты диагностики воспитанников к концу года свидетельствуют в
целом
о
положительной
динамике
отслеживаемых
показателей.
Из
21 воспитанников у 5 детей уровень знаний повысился с низкого уровня до среднего
уровня, у 4 детей - со среднего уровня до высокого. В результате к концу года
уровень навыков и умений по нетрадиционной техники рисования в декоративно-
прикладном искусстве дошкольников повысился с низкого уровня до среднего
уровня – у 7 детей, со среднего до высокого– 3 детей.
Анализируя свою проделанную работу могу сделать вывод: тема по данной
системе выбрана с учётом возрастных особенностей детей дошкольного возраста и
объёма информации, которая может быть ими воспринята, что положительно
повлияло на различные виды их деятельности (творческую, интеллектуальную,
познавательную) ; отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик
детей на знакомство с разной техникой нетрадиционного рисования.
Следует
помнить,
что
творческие
способности,
следует
целенаправленно,
последовательно развивать, иначе они просто угаснут.
Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
При реализации данного опыта использовались развивающая среда в полном
объеме, в создании которой участвовали все участники проекта.
Трудности при применении данного опытанетрадиционных техник рисования в
декоративно-прикладном искусстве заключались в:
- планировании и построении системы занятий с учетом индивидуальных
особенностей детей;
- подборе оборудования и материалов;
- разработке критериев отслеживания уровня освоения знаний, умений и навыков
детей.
Только постоянная и кропотливая работа не только с воспитанниками, но и над
собой приносит свои плоды, кружковцы являются постоянными участниками и
победителями муниципальных, республиканских, межрегиональных выставок и
конкурсов.
Но в ходе данного опыта дети приобрели не только знания, но и практические
навыки направленные на любовь к родному краю, родной природе.
Адресные рекомендации по использованию опыта.
Опытом своей
работы
я
охотно
делюсь
с
коллегами,
родителями
своих воспитанников. Провожу открытые занятия, участвую в праздниках и
развлечениях декоративно-прикладного характера. Провожу консультации для
родителей, совместно организовываем выставки рисунков.