Автор: Клементьева Ирина Александровна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГОКУ С(К)Ш № 12 г.Иркутска
Населённый пункт: г. Иркутск
Наименование материала: Доклад
Тема: Здоровье сберегающая деятельность в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.
Раздел: среднее образование
Здоровье сберегающая деятельность в специальных
(коррекционных) образовательных учреждениях.
«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным,
сделайте его крепким и здоровым».
Ж.-Ж. Руссо
Здоровье детей - это общая проблема медиков, педагогов и
родителей. И решение этой проблемы зависит от внедрения в школу
здоровье
сберегающих
технологий.
Под
здоровьесберегающими
образовательными технологиями в широком смысле слова следует
понимать все те технологии, использование которых в образовательном
процессе идёт на пользу здоровья учащихся.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения (ЗОТ)
— обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период
обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и
навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные
знания в повседневной жизни
.
Здоровьесберегающие образовательные технологии – это совокупность
программ, приемов, методов организации учебно-воспитательного
процесса, не наносящего вреда здоровью участников. В зависимости от
форм и методов работы здоровьесберегающие технологии в специальном
образовательном учреждении могут быть:
1. Медико-гигиенические технологии (напр. медицинский кабинет).
2. Физкультурно-оздоровительные технологии (закаливание, развитие
быстроты, ловкости, выносливости, они реализуются на занятиях
физической культуры).
3. Экологические технологии (основная цель которых – создание
оптимальных условий жизни и деятельности детей и педагогов).
4. Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (их
реализуют на занятиях по безопасности жизнедеятельности).
5. Здоровьесберегающие образовательные технологии (их реализация
возможна лишь при осознании всеми педагогами ответственности за
сохранение здоровья детей и при высоком уровне компетентности в
данной области).
По характеру действия здоровьесберегающие технологии в специальном
образовательном учреждении разделяются на:
1. Защитно-профилактические технологии (к этой группе относятся
приемы, методы, направленные на защиту человека от неблагоприятных
воздействий, напр., соблюдение требований СанПиНов).
2. Компенсаторно-нейтрализующие технологии (напр., физкультминутки,
которые позволяют нейтрализовать перегрузки; йодирование,
витаминизация).
3. Стимулирующие технологии (они позволяют активизировать
собственные силы организма, напр., закаливание, самомассаж от
простуды).
4. Информационно-обучающие технологии (уроки здоровья
обеспечивают детям необходимый уровень грамотности для заботы о
своем здоровье и здоровье окружающих).
По масштабу внедрения технологии могут быть представлены
следующим образом:
1. Отдельные методы, направленные на сохранение здоровья (напр.,
горячее питание).
2. Отдельные технологии (направленные на профилактику нарушений
зрения, осанки и т. д.).
3. Комплексное использование технологий.
Основную группу технологий здоровье сберегающей педагогики
составляют:
1. Организационно-педагогические технологии (они определяют
структуру учебного процесса, к ним относятся требования СанПиНов).
2. Психолого-педагогические технологии (к ним относятся все виды
психолого-педагогического сопровождения всех элементов учебного
процесса).
3. Учебно-воспитательные технологии (включают программы по
формированию культуры здоровья).
4. Социально-адаптирующие технологии (социально-педагогические
тренинги, программы семейной педагогики).
5. Лечебно-оздоровительные технологии (напр., лечебная физкультура).
В последние годы остро встала проблема сбережения не только
физического, но и духовно-нравственного здоровья учащихся.
Как видим, психическое здоровье, то есть способность человека
адекватно реагировать на внешние и внутренние раздражители, умение
уравновесить себя с окружающей средой, является наиболее уязвимым
для наших детей, равно как и социальное здоровье, заключающееся в
способности адаптироваться в социальной среде, управлять своим
поведением в соответствии с общепринятыми нормами.
С
целью
профилактики
нарушений
и
соматического,
и
нервно-
психического здоровья учащихся активно внедряются информационные
технологии:
-
психопросвещение
– повышение уровня психологических знаний
педагогического коллектива, учащихся, родителей;
- психодиагностика;
- психокоррекция – предупреждение негативных явлений в развитии
личности,
развитие
познавательных
процессов,
повышение
психологического комфорта обучения.
Разрабатывается и внедряется система психолого-медико-педагогических
консилиумов.
Среди
условий,
обеспечивающих
эффективное
решение
проблемы
сохранения и укрепления здоровья детей исключительное значение
имеет возрастной подход к организации школьной жизни ребенка.
Суть этого подхода заключается в том, чтобы при разработке и внедрении
в образование различных технологий обучения реально учитывать
закономерности психического развития детей.
Здесь исключительное значение имеет:
- во-первых, самостоятельность каждого возраста: полнота реализации
возможностей
ребенка;
опора
на
достижения
предыдущего
этапа
развития;
-
во-вторых,
индивидуализация
образования:
учет
способностей,
интересов, темпа продвижения ребенка; создание условий для его
развития, независимо от уровня исходной подготовленности.
Использование
здоровьесберегаюших
технологий
на
уроке
и
при
проведении организационно-педагогических мероприятий, т.е. защита
здоровья обучающихся от нанесения потенциального вреда, является
важнейшей задачей школы и каждого учителя по подготовке ученика к
самостоятельной жизни. Это предполагает необходимость формирования
у обучающихся культуры здоровья, воспитание потребности вести
здоровый
образ
жизни,
обеспечение
необходимыми
знаниями,
формирование соответствующих навыков.
Здоровый ученик с удовольствием включается во все виды деятельности,
он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и
педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех его
свойств
и
качеств.
Принцип здоровьесбережения является системообразующим. Осознание
ценности здоровья одинаково для всех участников образовательного
процесса.
В основу учебно-воспитательного процесса школы положены три
принципа: «здоровье – развитие – обучение», поэтому педагогическим
коллективом школы проводится большая работа по формированию
устойчивого положительного отношения к пониманию приоритетности
своего здоровья и здорового образа жизни.
Образовательный процесс, строящийся на началах гуманно-личностного
подхода, – в первую очередь, процесс облагораживания души и сердца
ребенка, обогащения его духовного мира.
Забота о здоровье школьников – это и контроль за нормами и
требованиями школьной гигиены, и профилактика заболеваний, наиболее
часто встречающихся у детей школьного возраста, выявление патогенных
(способных
вызвать
развитие
заболеваний)
факторов
учебно-
воспитательного процесса, а
так же скрытых причин школьной
неуспешности и отклонений в поведении. Если все в школе будут об
этом помнить, прилагать усилия в решении детских проблем по
вопросам сохранения и коррекции здоровья учащихся, то можно
надеяться, что здоровье наших детей в школе если не улучшится, то не
будет падать.