Напоминание

Здоровье сберегающая деятельность в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.


Автор: Клементьева Ирина Александровна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГОКУ С(К)Ш № 12 г.Иркутска
Населённый пункт: г. Иркутск
Наименование материала: Доклад
Тема: Здоровье сберегающая деятельность в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.
Раздел: среднее образование





Назад




Здоровье сберегающая деятельность в специальных

(коррекционных) образовательных учреждениях.

«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным,

сделайте его крепким и здоровым».

Ж.-Ж. Руссо

Здоровье детей - это общая проблема медиков, педагогов и

родителей. И решение этой проблемы зависит от внедрения в школу

здоровье

сберегающих

технологий.

Под

здоровьесберегающими

образовательными технологиями в широком смысле слова следует

понимать все те технологии, использование которых в образовательном

процессе идёт на пользу здоровья учащихся.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения (ЗОТ)

— обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период

обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и

навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные

знания в повседневной жизни

.

Здоровьесберегающие образовательные технологии – это совокупность

программ, приемов, методов организации учебно-воспитательного

процесса, не наносящего вреда здоровью участников. В зависимости от

форм и методов работы здоровьесберегающие технологии в специальном

образовательном учреждении могут быть:

1. Медико-гигиенические технологии (напр. медицинский кабинет).

2. Физкультурно-оздоровительные технологии (закаливание, развитие

быстроты, ловкости, выносливости, они реализуются на занятиях

физической культуры).

3. Экологические технологии (основная цель которых – создание

оптимальных условий жизни и деятельности детей и педагогов).

4. Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (их

реализуют на занятиях по безопасности жизнедеятельности).

5. Здоровьесберегающие образовательные технологии (их реализация

возможна лишь при осознании всеми педагогами ответственности за

сохранение здоровья детей и при высоком уровне компетентности в

данной области).

По характеру действия здоровьесберегающие технологии в специальном

образовательном учреждении разделяются на:

1. Защитно-профилактические технологии (к этой группе относятся

приемы, методы, направленные на защиту человека от неблагоприятных

воздействий, напр., соблюдение требований СанПиНов).

2. Компенсаторно-нейтрализующие технологии (напр., физкультминутки,

которые позволяют нейтрализовать перегрузки; йодирование,

витаминизация).

3. Стимулирующие технологии (они позволяют активизировать

собственные силы организма, напр., закаливание, самомассаж от

простуды).

4. Информационно-обучающие технологии (уроки здоровья

обеспечивают детям необходимый уровень грамотности для заботы о

своем здоровье и здоровье окружающих).

По масштабу внедрения технологии могут быть представлены

следующим образом:

1. Отдельные методы, направленные на сохранение здоровья (напр.,

горячее питание).

2. Отдельные технологии (направленные на профилактику нарушений

зрения, осанки и т. д.).

3. Комплексное использование технологий.

Основную группу технологий здоровье сберегающей педагогики

составляют:

1. Организационно-педагогические технологии (они определяют

структуру учебного процесса, к ним относятся требования СанПиНов).

2. Психолого-педагогические технологии (к ним относятся все виды

психолого-педагогического сопровождения всех элементов учебного

процесса).

3. Учебно-воспитательные технологии (включают программы по

формированию культуры здоровья).

4. Социально-адаптирующие технологии (социально-педагогические

тренинги, программы семейной педагогики).

5. Лечебно-оздоровительные технологии (напр., лечебная физкультура).

В последние годы остро встала проблема сбережения не только

физического, но и духовно-нравственного здоровья учащихся.

Как видим, психическое здоровье, то есть способность человека

адекватно реагировать на внешние и внутренние раздражители, умение

уравновесить себя с окружающей средой, является наиболее уязвимым

для наших детей, равно как и социальное здоровье, заключающееся в

способности адаптироваться в социальной среде, управлять своим

поведением в соответствии с общепринятыми нормами.

С

целью

профилактики

нарушений

и

соматического,

и

нервно-

психического здоровья учащихся активно внедряются информационные

технологии:

-

психопросвещение

– повышение уровня психологических знаний

педагогического коллектива, учащихся, родителей;

- психодиагностика;

- психокоррекция – предупреждение негативных явлений в развитии

личности,

развитие

познавательных

процессов,

повышение

психологического комфорта обучения.

Разрабатывается и внедряется система психолого-медико-педагогических

консилиумов.

Среди

условий,

обеспечивающих

эффективное

решение

проблемы

сохранения и укрепления здоровья детей исключительное значение

имеет возрастной подход к организации школьной жизни ребенка.

Суть этого подхода заключается в том, чтобы при разработке и внедрении

в образование различных технологий обучения реально учитывать

закономерности психического развития детей.

Здесь исключительное значение имеет:

- во-первых, самостоятельность каждого возраста: полнота реализации

возможностей

ребенка;

опора

на

достижения

предыдущего

этапа

развития;

-

во-вторых,

индивидуализация

образования:

учет

способностей,

интересов, темпа продвижения ребенка; создание условий для его

развития, независимо от уровня исходной подготовленности.

Использование

здоровьесберегаюших

технологий

на

уроке

и

при

проведении организационно-педагогических мероприятий, т.е. защита

здоровья обучающихся от нанесения потенциального вреда, является

важнейшей задачей школы и каждого учителя по подготовке ученика к

самостоятельной жизни. Это предполагает необходимость формирования

у обучающихся культуры здоровья, воспитание потребности вести

здоровый

образ

жизни,

обеспечение

необходимыми

знаниями,

формирование соответствующих навыков.

Здоровый ученик с удовольствием включается во все виды деятельности,

он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и

педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех его

свойств

и

качеств.

Принцип здоровьесбережения является системообразующим. Осознание

ценности здоровья одинаково для всех участников образовательного

процесса.

В основу учебно-воспитательного процесса школы положены три

принципа: «здоровье – развитие – обучение», поэтому педагогическим

коллективом школы проводится большая работа по формированию

устойчивого положительного отношения к пониманию приоритетности

своего здоровья и здорового образа жизни.

Образовательный процесс, строящийся на началах гуманно-личностного

подхода, – в первую очередь, процесс облагораживания души и сердца

ребенка, обогащения его духовного мира.

Забота о здоровье школьников – это и контроль за нормами и

требованиями школьной гигиены, и профилактика заболеваний, наиболее

часто встречающихся у детей школьного возраста, выявление патогенных

(способных

вызвать

развитие

заболеваний)

факторов

учебно-

воспитательного процесса, а

так же скрытых причин школьной

неуспешности и отклонений в поведении. Если все в школе будут об

этом помнить, прилагать усилия в решении детских проблем по

вопросам сохранения и коррекции здоровья учащихся, то можно

надеяться, что здоровье наших детей в школе если не улучшится, то не

будет падать.



В раздел образования