Напоминание

Повышение духовно-нравственного воспитания у учащихся с ОВЗ (УО)


Автор: Тома Фатима Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУС(К)Ш № 18
Населённый пункт: Новый Уренгой, ЯНАО
Наименование материала: статья
Тема: Повышение духовно-нравственного воспитания у учащихся с ОВЗ (УО)
Раздел: начальное образование





Назад




ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НОВЫЙ УРЕНГОЙ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 18»

(МБОУС(К)Ш № 18)

Повышение

духовно-нравственного

воспитания у учащихся

с ОВЗ (УО)

Сообщение классного руководителя 1 Б класса

Тома Ф.М.

Новый Уренгой

2015 г

1

Большая роль в системе духовно-нравственного воспитания отводится

воспитательной

работе.

Темы

бесед

могут

быть

самыми

разными:

«Моя

первая

священная

история»,

«Моя

первая

русская

история»,

«Святыни

Русской земли», «Кто они – великие русские люди?», «Искусство родного

края и народные художественные промыслы России», «Народный календарь

и наши имена» и др.

Трепетная любовь к Родине, умение дорожить Отечеством и болеть за

него душой, желание служить ему не за страх, а за совесть – это те душевные

качества, без которых человек не может считать себя личностью.

Иными

словами,

внешние

воспитательные

воздействия

способствуют

формированию

положительных

черт

характера

и

духовно-нравственных

качеств только при условии, если они возбуждают у учащихся положительное

внутреннее

отношение

и

стимулируют

их

собственное

стремление

к

моральному развитию.

У

нравственного

человека

сформированы

устойчивые

нравственные

мотивы, которые побуждают его к соответствующему поведению в обществе,

а формирование мотивов нравственного поведения человека обеспечивает

нравственное воспитание. На этом основании справедливым можно считать

утверждение о том, что методы формирования таких мотивов есть методы

нравственного воспитания.

Педагогический смысл работы по духовно - нравственному становлению

личности школьника состоит в том, чтобы помогать, ему продвигаться от

элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется

самостоятельность принятия решения и нравственный выбор.

Эффективной формой социализации школьников является их добровольное

участие

в

деятельности

различных

детско-юношеских

общественных

объединений.

Такое

участие

позволяет

учащимся

осваивать

различные

социальные

роли,

получать

опыт

общественно

значимого

нравственного

поступка,

которая

является

формой

самореализации

детства,

что

и

обусловливает

необходимость

ее

педагогической

и

организационной

поддержки

со

стороны

педагогического

коллектива

образовательного

учреждения и родителей школьников.

Определение духовно-нравственного воспитания как ключевой задачи

современного

образования

существенно

меняет

наше,

сложившее

в

последние годы представление, представление о школе как учреждении, где

можно получить образовательные услуги, новую информацию, а затем — и

аттестат об образовании.

Если мы не будем обращать внимание на состояние души, на духовно-

нравственное

состояние

нашей

молодежи,

то

при

всех

наших

самых

замечательных инициативах, методиках, программах, учебниках мы можем

никакого результата не получить. Мы придем к такому человеку со своими

инициативами, а он скажет, что это ему не интересно и не нужно.

Очевидно, что состояние души, которое обходится молчанием в наших

образовательных

учреждениях,

одна

из

тех

фундаментальных

задач,

которые стоят перед всеми нами. Это не просто задача, например, повышения

2

качества гуманитарного образования, когда нужно ввести какие-то духовно-

нравственные дисциплины, а это та задача, которая стоит сейчас в самой

основе нашей жизни. Если мы ее не решим, можем просто потерять наших

детей.

Таким

образом,

духовно-нравственное

развитие

ребенка

происходит

под влиянием многих факторов: социального окружения; условий жизни,

труда,

учебы;

нравственной

атмосферы

семьи;

примеров

взрослых

и

сверстников; увиденного и услышанного в процессе повседневного общения

и контактов с окружающими, по телевидению, радио и т.д.

Искусство воспитания заключается в создании условий, при которых

человек убеждался бы в необходимости соблюдения нравственных норм и

привыкал к их соблюдению.

Современный человек, вовлеченный в круговерть политических игр,

испытывает

недоверие

к

тем

нравственным

основам,

на

которых

испокон веку держалась русская земля, а это честность, доброта,

совестливость, трудолюбие.

Поэтому важнейшие нравственные проблемы: добра и зла, совести

и хамства, духовности и без духовности сегодня остаются важными.

Учащиеся на уроках и внеклассных мероприятиях должны открыть

для себя, сколь богата

духовно именно та земля, на которой они

живут,

почувствовать,

какая

яркая

и

разнообразная

жизнь

существовала во все времена в краю их отцов, дедов и прадедов.

Только

на

этой

основе

можно

вырастить

истинные

любовь

и

уважение

к

Родине,

а

без

этого

все

реформы

окажутся

пустой

трескотней.

Люди не мыслили себе красоты в отрыве от добра и правды. Более

того, правду и добро они ставили на первое место.

Любовь

к

Родине

нельзя

воспитать

громкими

лозунгами

и

красивыми фразами, это чувство взращивается с самого рождения,

оно начинается с любви и почтения к «малой» Родине, к родному

краю, к дому, где ты родился и вырос, к родной земле.

Внеклассные

мероприятия

помогают

подросткам

разобраться

в

своих

чувствах,

развивают

способность

понимать

окружающих

людей, воспитывают доброту и милосердие, побуждают учащихся к

размышлению об ответственности за свои поступки.

В

жизни

современного

общества

проблема

духовно-нравственного

воспитания приобретает особую актуальность.

Нравственное

воспитание

умственно-отсталых

детей,

как

и

их

сверстников

в

массовой

школе,

осуществляется

в

комплексе

со

всеми

другими направлениями воспитательной работы, особенно тесно оно связано

с нравственным воспитанием.

В

нашей

школе

созданы

определенные

условия

для

духовно-

нравственного воспитания умственно-отсталых учащихся. Фактически оно

начинается с момента поступления ребенка в школу и включает воспитание

патриотизма, любви к Родине, к своему краю, к родной природе; воспитание

3

уважительного отношения к труду взрослых и посильное участие детей в

этом труде; воспитание чуткого, заботливого отношения к людям, а также

необходимых навыков поведения в обществе.

В процессе нравственного воспитания школьников важно не только

сформировать у них моральное сознание, нравственные чувства, но главное –

включить их в различные виды деятельности. В процессе учебной, трудовой,

игровой,

общественно

полезной

деятельности

школьники

вступают

в

разнообразные

нравственные

отношения,

в

результате

которых

осуществляется

формирование

личности.

Ни

одна

даже

самая

малая

возможность внушить воспитанникам понятия о долге и честности, добре и

справедливости не должна быть упущена педагогами.

Среди нравственных качеств, определяющих отношение человека к

обществу, основное место занимает патриотизм.

А что такое патриотизм?

Если следовать словарю, то нужно сделать вывод: «патриотизм – это

любовь к Родине»

Родина в свою очередь – это Отечество, Отчизна, страна, в которой

человек родился; более узко – чье-либо место рождения.

Следовательно, быть патриотом, значит любить свою малую Родину,

свой дом, свой поселок, район, свой край, нашу Родину.

Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к

родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности

с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей

страны.

Исходя из этого, данная работа включает целый комплекс задач:

— воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, селу,

городу;

— формирование бережного отношения к природе и всему живому;

— воспитание уважения к труду;

— развитие интереса к народным традициям и промыслам;

— формирование элементарных знаний о правах человека;

— расширение представлений о городах России;

— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

— формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их

традициям.

Данные

задачи

решаются

во

всех

видах

детской

деятельности:

на

занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только

патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения взрослыми и

сверстниками

Воспитание патриотических чувств у детей начинается с воспитания

любви к своей школе, к своему городу, селу, где они родились и выросли; к

людям, которые живут и трудятся в этом городе или селе; к природе. Подобно

тому,

как

реки

начинаются

с

ручейков,

любовь

к

Родине

возникает,

развивается и крепнет из чувства привязанности к родному краю. Поэтому

4

изучение

его

природы,

истории,

жизни

и

труда

населения

являются

неотъемлемой частью нравственного воспитания школьников.

Таким

образом,

нравственно-патриотическое

воспитание

детей

является одной из основных задач образовательного учреждения.

Нравственно-патриотиче ское

воспитание

ребенка

сложный

педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к

самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни,

связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой

ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя

многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через

детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности

патриота.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному

краю

имеет

ближайшее

окружение.

Постепенно

ребенок

знакомится

с

родными местами, а затем и со страной, ее столицей и символами.

Задача

педагога

отобрать

из

массы

впечатлений,

получаемых

ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных родного края,

труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к

которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными,

конкретными,

вызывающими

интерес.

Поэтому,

начиная

работу

по

воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он

должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо

выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.

Любой край, область, даже небольшая деревня неповторима. В каждом

месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего

материала позволяет формировать у школьников представление о том, чем

славен родной край.

Надо

показать

ребенку.

что

родной

край

славен

своей

историей,

традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет

пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из

жизни

старших

членов

семьи

(дедушек

и

бабушек,

участников

Великой

Отечественной

войны,

их

фронтовых

и

трудовых

подвигов)

необходимо

привить детям такие важные понятия, как "долг перед Родиной", "любовь к

Отечеству", "ненависть к врагу", "трудовой подвиг" и т.д. Важно подвести

ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну,

Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена

увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты

памятники.

. Поэтому важно, чтобы дети как можно раньше увидели "гражданское лицо"

своей семьи. (Знают ли они, за что их дедушка и бабушка получили медали?

Знают ли знаменитых предков? и т.д.)

5

Показать

через

малое

большое,

зависимость

между

деятельностью

одного человека и жизнью всех людей — вот что важно для воспитания

нравственно-патриотических чувств.

Организованная

таким

образом

работа

будет

способствовать

правильному развитию микроклимата в семье, а также воспитанию любви к

своей стране.

Например, воспитывая у детей любовь к малой родине, необходимо

подвести их к пониманию, что их деревня — частица Родины, поскольку во

всех местах, больших и маленьких, есть много общего:

повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных;

рабочие делают машины и т.д.);

везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от

врагов;

повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и

помогают друг другу;

люди берегут и охраняют природу;

есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.

Быть

гражданином,

патриотом

это

непременно

б ы т ь

интернационалистом.

Поэтому

воспитание

любви

к

своему

Отечеству,

гордости

за

свою

страну

должно

сочетаться

с

формированием

доброжелательного

отношения

к

культуре

других

народов,

к

каждому

человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей

создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов,

т.е. взрослых, которые находятся рядом с ним. Особенно это актуально в

наши

дни,

когда

среди

какой-то

части

взрослого

населения

возникают

противостояния по данным проблемам. Поэтому особенно важно в школе

поддержать и направить интерес ребенка к людям других национальностей,

рассказать, где территориально живет данный народ, о своеобразии природы

и климатических условий, от чего зависит его быт, характер труда и т.д.

Воспитанник

должен

знать:

нашу

страну

населяют

люди

разных

национальностей; у каждого народа свой язык, обычаи и традиции, искусство

и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами,

художниками и т.д.

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания

детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории

своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать,

внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.

Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному

отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. "В

вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что

совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к

детям", — эту заповедь А.С. Макаренко необходимо использовать при работе

воспитателя и с детьми, и с их родителями.

6

В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует

большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания

патриотизма,

гражданственности

не

считаются

важными,

и

зачастую

вызывают лишь недоумение.

В

своей

педагогической

деятельности

для

привития

интереса

к

изучению родного края я использую различные формы. К ним относятся:

- экскурсии на природу;

- конкурсы рисунков;

- народные игры;

- материалы по истории и культуре родного края и т. д.

Мы

приходим

к

выводу,

что

высший

уровень

развития

чувства

патриотизма

неразрывно

связан

с

активной

социальной

деятельностью,

действиями и поступками, осуществляемыми на благо Отечества. Школа вне

воспитания

стоять

не

может,

она

обязана

ориентировать

учащихся

на

общечеловеческие и отечественные ценности, помогать им разобраться в

окружающем

мире

и

учить

делать

осознанный

нравственный

выбор.

Современная школа не имеет права отдавать души наших детей наркоманам,

алкоголикам, телевизионным пиратам, пропагандирующим на всех каналах

телеэкрана секс, вседозволенность, жестокость, убийство и т. д.

7



В раздел образования