Автор: Тома Фатима Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУС(К)Ш № 18
Населённый пункт: Новый Уренгой, ЯНАО
Наименование материала: статья
Тема: Повышение духовно-нравственного воспитания у учащихся с ОВЗ (УО)
Раздел: начальное образование
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НОВЫЙ УРЕНГОЙ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 18»
(МБОУС(К)Ш № 18)
Повышение
духовно-нравственного
воспитания у учащихся
с ОВЗ (УО)
Сообщение классного руководителя 1 Б класса
Тома Ф.М.
Новый Уренгой
2015 г
1
Большая роль в системе духовно-нравственного воспитания отводится
воспитательной
работе.
Темы
бесед
могут
быть
самыми
разными:
«Моя
первая
священная
история»,
«Моя
первая
русская
история»,
«Святыни
Русской земли», «Кто они – великие русские люди?», «Искусство родного
края и народные художественные промыслы России», «Народный календарь
и наши имена» и др.
Трепетная любовь к Родине, умение дорожить Отечеством и болеть за
него душой, желание служить ему не за страх, а за совесть – это те душевные
качества, без которых человек не может считать себя личностью.
Иными
словами,
внешние
воспитательные
воздействия
способствуют
формированию
положительных
черт
характера
и
духовно-нравственных
качеств только при условии, если они возбуждают у учащихся положительное
внутреннее
отношение
и
стимулируют
их
собственное
стремление
к
моральному развитию.
У
нравственного
человека
сформированы
устойчивые
нравственные
мотивы, которые побуждают его к соответствующему поведению в обществе,
а формирование мотивов нравственного поведения человека обеспечивает
нравственное воспитание. На этом основании справедливым можно считать
утверждение о том, что методы формирования таких мотивов есть методы
нравственного воспитания.
Педагогический смысл работы по духовно - нравственному становлению
личности школьника состоит в том, чтобы помогать, ему продвигаться от
элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется
самостоятельность принятия решения и нравственный выбор.
Эффективной формой социализации школьников является их добровольное
участие
в
деятельности
различных
детско-юношеских
общественных
объединений.
Такое
участие
позволяет
учащимся
осваивать
различные
социальные
роли,
получать
опыт
общественно
значимого
нравственного
поступка,
которая
является
формой
самореализации
детства,
что
и
обусловливает
необходимость
ее
педагогической
и
организационной
поддержки
со
стороны
педагогического
коллектива
образовательного
учреждения и родителей школьников.
Определение духовно-нравственного воспитания как ключевой задачи
современного
образования
существенно
меняет
наше,
сложившее
в
последние годы представление, представление о школе как учреждении, где
можно получить образовательные услуги, новую информацию, а затем — и
аттестат об образовании.
Если мы не будем обращать внимание на состояние души, на духовно-
нравственное
состояние
нашей
молодежи,
то
при
всех
наших
самых
замечательных инициативах, методиках, программах, учебниках мы можем
никакого результата не получить. Мы придем к такому человеку со своими
инициативами, а он скажет, что это ему не интересно и не нужно.
Очевидно, что состояние души, которое обходится молчанием в наших
образовательных
учреждениях,
—
одна
из
тех
фундаментальных
задач,
которые стоят перед всеми нами. Это не просто задача, например, повышения
2
качества гуманитарного образования, когда нужно ввести какие-то духовно-
нравственные дисциплины, а это та задача, которая стоит сейчас в самой
основе нашей жизни. Если мы ее не решим, можем просто потерять наших
детей.
Таким
образом,
духовно-нравственное
развитие
ребенка
происходит
под влиянием многих факторов: социального окружения; условий жизни,
труда,
учебы;
нравственной
атмосферы
семьи;
примеров
взрослых
и
сверстников; увиденного и услышанного в процессе повседневного общения
и контактов с окружающими, по телевидению, радио и т.д.
Искусство воспитания заключается в создании условий, при которых
человек убеждался бы в необходимости соблюдения нравственных норм и
привыкал к их соблюдению.
Современный человек, вовлеченный в круговерть политических игр,
испытывает
недоверие
к
тем
нравственным
основам,
на
которых
испокон веку держалась русская земля, а это честность, доброта,
совестливость, трудолюбие.
Поэтому важнейшие нравственные проблемы: добра и зла, совести
и хамства, духовности и без духовности сегодня остаются важными.
Учащиеся на уроках и внеклассных мероприятиях должны открыть
для себя, сколь богата
духовно именно та земля, на которой они
живут,
почувствовать,
какая
яркая
и
разнообразная
жизнь
существовала во все времена в краю их отцов, дедов и прадедов.
Только
на
этой
основе
можно
вырастить
истинные
любовь
и
уважение
к
Родине,
а
без
этого
все
реформы
окажутся
пустой
трескотней.
Люди не мыслили себе красоты в отрыве от добра и правды. Более
того, правду и добро они ставили на первое место.
Любовь
к
Родине
нельзя
воспитать
громкими
лозунгами
и
красивыми фразами, это чувство взращивается с самого рождения,
оно начинается с любви и почтения к «малой» Родине, к родному
краю, к дому, где ты родился и вырос, к родной земле.
Внеклассные
мероприятия
помогают
подросткам
разобраться
в
своих
чувствах,
развивают
способность
понимать
окружающих
людей, воспитывают доброту и милосердие, побуждают учащихся к
размышлению об ответственности за свои поступки.
В
жизни
современного
общества
проблема
духовно-нравственного
воспитания приобретает особую актуальность.
Нравственное
воспитание
умственно-отсталых
детей,
как
и
их
сверстников
в
массовой
школе,
осуществляется
в
комплексе
со
всеми
другими направлениями воспитательной работы, особенно тесно оно связано
с нравственным воспитанием.
В
нашей
школе
созданы
определенные
условия
для
духовно-
нравственного воспитания умственно-отсталых учащихся. Фактически оно
начинается с момента поступления ребенка в школу и включает воспитание
патриотизма, любви к Родине, к своему краю, к родной природе; воспитание
3
уважительного отношения к труду взрослых и посильное участие детей в
этом труде; воспитание чуткого, заботливого отношения к людям, а также
необходимых навыков поведения в обществе.
В процессе нравственного воспитания школьников важно не только
сформировать у них моральное сознание, нравственные чувства, но главное –
включить их в различные виды деятельности. В процессе учебной, трудовой,
игровой,
общественно
полезной
деятельности
школьники
вступают
в
разнообразные
нравственные
отношения,
в
результате
которых
осуществляется
формирование
личности.
Ни
одна
даже
самая
малая
возможность внушить воспитанникам понятия о долге и честности, добре и
справедливости не должна быть упущена педагогами.
Среди нравственных качеств, определяющих отношение человека к
обществу, основное место занимает патриотизм.
А что такое патриотизм?
Если следовать словарю, то нужно сделать вывод: «патриотизм – это
любовь к Родине»
Родина в свою очередь – это Отечество, Отчизна, страна, в которой
человек родился; более узко – чье-либо место рождения.
Следовательно, быть патриотом, значит любить свою малую Родину,
свой дом, свой поселок, район, свой край, нашу Родину.
Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к
родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности
с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей
страны.
Исходя из этого, данная работа включает целый комплекс задач:
— воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, селу,
городу;
— формирование бережного отношения к природе и всему живому;
— воспитание уважения к труду;
— развитие интереса к народным традициям и промыслам;
— формирование элементарных знаний о правах человека;
— расширение представлений о городах России;
— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
— формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их
традициям.
Данные
задачи
решаются
во
всех
видах
детской
деятельности:
на
занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только
патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения взрослыми и
сверстниками
Воспитание патриотических чувств у детей начинается с воспитания
любви к своей школе, к своему городу, селу, где они родились и выросли; к
людям, которые живут и трудятся в этом городе или селе; к природе. Подобно
тому,
как
реки
начинаются
с
ручейков,
любовь
к
Родине
возникает,
развивается и крепнет из чувства привязанности к родному краю. Поэтому
4
изучение
его
природы,
истории,
жизни
и
труда
населения
являются
неотъемлемой частью нравственного воспитания школьников.
Таким
образом,
нравственно-патриотическое
воспитание
детей
является одной из основных задач образовательного учреждения.
Нравственно-патриотиче ское
воспитание
ребенка
—
сложный
педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к
самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни,
связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой
ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя
многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через
детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности
патриота.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному
краю
имеет
ближайшее
окружение.
Постепенно
ребенок
знакомится
с
родными местами, а затем и со страной, ее столицей и символами.
Задача
педагога
—
отобрать
из
массы
впечатлений,
получаемых
ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных родного края,
труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к
которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными,
конкретными,
вызывающими
интерес.
Поэтому,
начиная
работу
по
воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он
должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо
выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.
Любой край, область, даже небольшая деревня неповторима. В каждом
месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего
материала позволяет формировать у школьников представление о том, чем
славен родной край.
Надо
показать
ребенку.
что
родной
край
славен
своей
историей,
традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет
пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из
жизни
старших
членов
семьи
(дедушек
и
бабушек,
участников
Великой
Отечественной
войны,
их
фронтовых
и
трудовых
подвигов)
необходимо
привить детям такие важные понятия, как "долг перед Родиной", "любовь к
Отечеству", "ненависть к врагу", "трудовой подвиг" и т.д. Важно подвести
ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну,
Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена
увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты
памятники.
. Поэтому важно, чтобы дети как можно раньше увидели "гражданское лицо"
своей семьи. (Знают ли они, за что их дедушка и бабушка получили медали?
Знают ли знаменитых предков? и т.д.)
5
Показать
через
малое
большое,
зависимость
между
деятельностью
одного человека и жизнью всех людей — вот что важно для воспитания
нравственно-патриотических чувств.
Организованная
таким
образом
работа
будет
способствовать
правильному развитию микроклимата в семье, а также воспитанию любви к
своей стране.
Например, воспитывая у детей любовь к малой родине, необходимо
подвести их к пониманию, что их деревня — частица Родины, поскольку во
всех местах, больших и маленьких, есть много общего:
повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных;
рабочие делают машины и т.д.);
везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от
врагов;
повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и
помогают друг другу;
люди берегут и охраняют природу;
есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.
Быть
гражданином,
патриотом
—
это
непременно
б ы т ь
интернационалистом.
Поэтому
воспитание
любви
к
своему
Отечеству,
гордости
за
свою
страну
должно
сочетаться
с
формированием
доброжелательного
отношения
к
культуре
других
народов,
к
каждому
человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.
Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей
создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов,
т.е. взрослых, которые находятся рядом с ним. Особенно это актуально в
наши
дни,
когда
среди
какой-то
части
взрослого
населения
возникают
противостояния по данным проблемам. Поэтому особенно важно в школе
поддержать и направить интерес ребенка к людям других национальностей,
рассказать, где территориально живет данный народ, о своеобразии природы
и климатических условий, от чего зависит его быт, характер труда и т.д.
Воспитанник
должен
знать:
нашу
страну
населяют
люди
разных
национальностей; у каждого народа свой язык, обычаи и традиции, искусство
и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами,
художниками и т.д.
Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания
детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории
своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать,
внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.
Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному
отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. "В
вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что
совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к
детям", — эту заповедь А.С. Макаренко необходимо использовать при работе
воспитателя и с детьми, и с их родителями.
6
В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует
большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания
патриотизма,
гражданственности
не
считаются
важными,
и
зачастую
вызывают лишь недоумение.
В
своей
педагогической
деятельности
для
привития
интереса
к
изучению родного края я использую различные формы. К ним относятся:
- экскурсии на природу;
- конкурсы рисунков;
- народные игры;
- материалы по истории и культуре родного края и т. д.
Мы
приходим
к
выводу,
что
высший
уровень
развития
чувства
патриотизма
неразрывно
связан
с
активной
социальной
деятельностью,
действиями и поступками, осуществляемыми на благо Отечества. Школа вне
воспитания
стоять
не
может,
она
обязана
ориентировать
учащихся
на
общечеловеческие и отечественные ценности, помогать им разобраться в
окружающем
мире
и
учить
делать
осознанный
нравственный
выбор.
Современная школа не имеет права отдавать души наших детей наркоманам,
алкоголикам, телевизионным пиратам, пропагандирующим на всех каналах
телеэкрана секс, вседозволенность, жестокость, убийство и т. д.
7