Автор: Сурова Татьяна Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №26
Населённый пункт: г.Сургут
Наименование материала: Статья
Тема: Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании...
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
№ 26 «Золотая рыбка» корпус
Консультация
«Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном
образовании…»
Воспитатель: Суроа Т.Н.
2019г.
Здороеьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные
на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи
сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в
детском саду: детей, педагогов и родителей.
Понятие «здоровьесберегающие педагогические технологии» дискусионно и у разных
авторов встречаются разные трактовки. Н.К.Смирнов, как родоначальник понятия
«здоровьесберегающие образовательные технологии» утверждал, что их можно
рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, как
совокупность форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья,
как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее
воздействия на здоровье ребенка и педагога. Он считает, что как прилагательное понятие
«здоровьесберегающая» относится к качественной характеристике любой педагогической
технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии решается
задача сохранения здоровья основных субъектов образовательного процесса – детей и их
родителей, педагогов. Здоровьесберегающие технологии можно расссматривать как
сертификат безопасности для здоровья и как совокупность тех принципов, приемов,
методов педагогической работы, которые дополняют традиционные педагогические
технологии задачами здоровьясбережения.
Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:
- Применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья
воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности
осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и
умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности,
позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового
образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной
медицинской, психологической самопомощи и помощи.
- Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе
культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому
просвещению родителей.
Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:
· медико-профилактические;
· физкультурно-оздоровительные;
· технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
· здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;
· валеологического просвещения родителей;
- здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду
Медицинские здоровьесберегающие технологии в ДОУ - обеспечивают сохранение и
приумножение здоровья детей под руководством медсестры в соответствии с
медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.
• технологии профилактики заболеваний,
• углубленный медицинский осмотр с участием узких специалистов, приходящих из
поликлиники,
• коррекция возникающих функциональных отклонений,
• отслеживание характера течения хронической патологии (для детей, имеющих III-У
группу здоровья),
• реабилитация соматического состояния здоровья,
• противоэпидемическая работа и медицинский контроль работы пищеблока в
соответствии с действующими санитарно-гигиеническими правилами,
• витаминопрофилактика (отвар шиповника в осеннее – зимний период, витаминизация
третьих
блюд с использованием аскорбиновой кислоты),
•
санитарно-гигиеническая деятельность всех служб ДОУ.
Физкультурно-оздоровительные технологии - направлены на физическое развитие и
укрепление здоровья ребёнка, развитие физических качеств, двигательной активности и
становление физической культуры дошкольников:
закаливание КГН;
беседы по вылеологии;
спортивны праздники;
спортивные развлечения и досуги;
недели здоровья;
соревнования;
прогулки-походы.
Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов - технологии,
направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе
культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.
Здоровьесбережение в работе с педагогами ДОУ:
Семинары-тренинги «Психологическое здоровье педагогов»;
Консультации для педагогов «Признаки утомляемости ребёнка дошкольника»,
«Запрещённые физические упражнения для детей дошкольного возраста», «Как правильно
провести гимнастику (различные виды) с дошкольниками», «Профилактика утомляемости
дошкольников в ДОУ» «Работа воспитателя по разделам программы «Основы
безопасности и жизнедеятельности детей» и др.;
Практикум для педагогов ДОУ «Приёмы релаксации, снятия напряжения в течение
рабочего дня»;
Обсуждение вопросов здоровьесбережения на педагогических советах и медико-
педагогических совещаниях в группах раннего возраста и коррекционных группах.
Валеологического просвещения родителей - это технологии, направленные на
обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ, обретение
ими валеологической компетентности. Валеологическое образование родителей надо
рассматривать как непрерывный процесс валеологического просвещения всех членов
семьи.
Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей:
Информационные стенды для родителей в каждой возрастной группе работают рубрики,
освещающие вопросы оздоровления без лекарств (комплексы упражнений для
профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития
общей и мелкой моторики, пальчиковые игры;
Информационные стенды медицинских работников о медицинской профилактической
работе с детьми в ДОУ;
Приобщение родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ
(соревнования, спортивные праздники, дни открытых дверей, Дни и Недели здоровья,
встречи детей ДОУ с родителями-спортсменами и др.
Консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения.
Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду - это прежде всего
технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников.
Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дошкольного
образования отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:
· приобщение детей к физической культуре
· использование развивающих форм оздоровительной работы.
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние
здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо
сделать нам, педагогам дошкольных учреждений. Полноценное физическое развитие и
здоровье ребенка – это основа формирования личности.
Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем,
эмоциональным благополучием. Исходя из принципа “здоровый ребенок – успешный
ребенок”, считаю невозможным решение проблемы воспитания социально
адаптированной личности без осуществления системы мероприятий по оздоровительной
работе и физическому воспитанию детей. Поэтому в настоящее время в качестве одного
из приоритетных направлений педагогической деятельности выделяется применение в
условиях детского сада здоровьесберегающих технологий.
Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит
результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и
родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья
воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий,
в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ; если, опираясь на
статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в
интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к
каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и
родителей детей. Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге
формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он
жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это
залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.
Десять золотых правил здоровьесбережения:
Соблюдайте режим дня!
Обращайте больше внимания на питание!
Больше двигайтесь!
Спите в прохладной комнате!
Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!
Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!
Гоните прочь уныние и хандру!
Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!
Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!
Желайте себе и окружающим только добра!