Автор: Бородай Галина Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: город Орёл
Наименование материала: статья
Тема: Формирование представлений о социокультурных ценностях через ознакомление с народными промыслами родного края у дошкольников.
Раздел: дошкольное образование
Формирование представлений о социокультурных ценностях через
ознакомление с народными промыслами родного края у дошкольников.
На современном этапе развития общества большое значение имеет
ознакомление подрастающего поколения с культурным наследием родного
края. Изучение культуры родного края вносит определённый вклад в
развитие самостоятельного мышления, памяти, воображения у детей.
Культура, быт, искусство — это важный источник умственного развития
ребёнка. Всё это является средством гуманного, нравственного и
эстетического воспитания подрастающего поколения. Мы живём в
интересное и сложное время. Иногда приходится на многое смотреть по-
иному, открывать и переоценивать то, что уже известно. В первую очередь
это относится к нашему далёкому прошлому, которое мы знаем лишь
поверхностно. Поэтому, очень важно целенаправленно с ранних лет научить
детей постигать культуру своего народа и родного края.
Понимание того, что утрата многих народных знаний приводит к духовному
обнищанию общества, к разрыву связей времён и поколений, заставляет
современных учёных и исследователей искать пути возрождения интереса к
национальным, культурным промыслам родного края на основе глубокого их
изучения и приобщения к ним всех слоёв населения. Большая часть народной
культуры тесно связана с народными промыслами. Древнерусские
мыслители, как представители официальной педагогики, не могли не
учитывать богатейшего опыта воспитания, накопленного своими
соотечественниками. Поэтому народная педагогика и является частью общей
национальной культуры.
В дошкольной педагогике имеется ряд работ отечественных и зарубежных
педагогов, посвященных исследованию влияния народных промыслов
родного края на развитие творческих способностей ребёнка. Народные
промыслы невозможно представить без народного искусства, которое
раскрывает истоки духовной жизни родного края, демонстрирует
художественные вкусы, эстетическую красоту и является частью его
истории. Задача педагога заключается в том, чтобы пробудить душу ребёнка,
развить, заложенные в нём природой, способности. Для решения этой задачи,
как нельзя лучше подходит знакомство дошкольников с промыслами родного
края.
В процессе ознакомления с народными промыслами интерес и увлечённость
детей может возникнуть в лепке из глины, при выкладывании мозаики, в
росписи на тканях и бересте, при овладении различными техническими
приёмами художественной обработки материалов, при выполнении изделий
из лозы и из соломы, при вышивке и при изготовлении тряпичных кукол. А
также при выполнении изделий с целью оформления помещений детского
сада, с целью использования в качестве подарка близким, для игр и т.д.
Красочный мир народного промысла раскроется по-особому, если педагог
будет рассказывать о нём эмоционально и увлекательно. Для этого он сам
должен хорошо знать, понимать и любить народное искусство.
Современные развивающие технологии и программы образования
ориентируют на построение особого типа взаимодействия взрослых с детьми,
где на первый план выходит проблема создания условий для развития
каждого ребёнка с учётом его особенностей, способностей и индивидуальных
интересов. Практика работы с детьми свидетельствует о том, что
ознакомление с народными промыслами как видом художественной
деятельности обладает большим потенциалом.
Много интересного и полезного можно почерпнуть из книг,
рассказывающих о творчестве народных мастеров. За последние годы
литература о народном искусстве пополнилась содержательными и
интересными книгами. На просторах интернета можно так же найти много
полезной и нужной информации.
Соприкосновение с народной культурой духовно обогащает ребёнка,
воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и
культуре. Помогает социализироваться в обществе и даёт осознание того, что
он – часть своего народа.
В настоящее время дошкольное образование направлено на формирование у
детей взаимодействия с социальным миром. И из этого видно, что это
невозможно без знаний культурных ценностей своего и других народов. В
дошкольном возрасте формируется фундамент личности: самооценка,
эмоциональный интеллект, нравственные ценности и социализация.
Приобщение детей к социокультурным нормам является одним из основных
принципов ФГОС ДО и должно осуществляться путём приобщения детей к
социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Необходимо формировать у дошкольников первичные представления о
культурных ценностях своего народа.
Вот почему важно в повседневной жизни, дома, в детском саду
социализировать дошкольников, через приобщение к особенностям
национальной культуры и привлекать родителей, т.к. именно семья может
обеспечить полноценное индивидуальное развитие и успешную
социализацию ребёнка в обществе. Необходимо поддерживать и развивать
интерес подрастающего поколения к народным традиционным промыслам,
чтобы сохранить культурное наследие нашей страны.