Напоминание

"Инновационные формы работы с дошкольниками по экологическому просвещению"


Автор: Зайнашева Динара Рафаиловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад № 21
Населённый пункт: город Стерлитамак республика Башкортостан
Наименование материала: Блиц-доклад
Тема: "Инновационные формы работы с дошкольниками по экологическому просвещению"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 21» городского округа город Стерлитамак

Республики Башкортостан

Инновационные формы работы с дошкольниками

по экологическому просвещению

(Блиц – доклад)

Подготовила: Зайнашева Д.Р.,

воспитатель

2017 год

СЛАЙД 1 Титульный

Уважаемые коллеги!

Как известно, 2017 год объявлен в России Годом экологии. Поэтому, если мы

хотим

идти

в

ногу

со

временем,

нам

необходимо

внедрять

что-то

новое

и

интересное

в

экологическое

воспитание

детей

в

своих

образовательных

учреждениях.

Гуан Цзы, китайский мыслитель, говорил:

Рассчитываешь на год - сажай рис.

Рассчитываешь на десять лет - сажай деревья.

Рассчитываешь на сто лет - просвещай людей.

Исходя

из

данного

утверждения,

особое

внимание

сегодня

предлагаю

уделить

экологическому просвещению дошкольников в ДОУ.

Основная цель деятельности по экологическому просвещению дошкольников,

по нашему мнению, это привлечь их внимание к такой важной проблеме, как

охрана объектов природы и бережное отношение к природным ресурсам.

СЛАЙД 2

Задачи:

-

обеспечение

доступности

экологической

информации

(об

экологической

безопасности, о состоянии окружающей среды, о рациональном использовании

природных ресурсов и т.д.);

-

привлечение

внимания

сообщества

педагогов,

детей

и

их

родителей

к

экологическим проблемам родного края;

- воспитание экологической культуры дошкольников.

Для

достижения

цели

и

решения

указанных

задач

предлагаю

вашему

вниманию интересные

инновационные

формы

работы

по

экологическому

просвещению,

которые

целесообразно

применять

в

ДОУ:

Экологический ай-

стоппер», «Экологический сторисек» и «Экологический микрофон».

СЛАЙД 3

1.

Рассмотрим

первую

из

представленных

форм

работы: «Экологический

ай-

стоппер»

Ай-стоппер (от англ. Eye stopper - ловушка для глаза) - яркий, неординарный,

выделяющийся

элемент

или

необычный

способ

подачи

информации,

привлекающий внимание.

Клиповое мышление (от англ. Clip - отрывок из музыкального видео или фильма,

фрагмент текста, вырезка из газеты) — термин, означающий особенность

человека воспринимать мир через короткие яркие образы и послания, например,

через ленту теленовостей, небольших статей или коротких видеоклипов.

Многих современных детей отличает «клиповое мышление», воспитанное экранной

культурой телевизоров, компьютеров и айфонов. Для привлечения их внимания

необходимо что-то необычное, яркое, бросающееся в глаза, то есть визуальный

раздражитель,

не

позволяющий

пройти

мимо.

Этой

особенностью

мы

воспользовались для создания экологических ай-стопперов, призванных обратить

внимание, приковать взгляд к экологическим объектам, интерес к которым мы хотим

в ребенке пробудить.

СЛАЙД 4

Ай-стопперами

могут

быть

необычные

предметы,

куклы,

панно,

интригующие

надписи, которые дети 6-7 лет уже вполне могут прочитать. Сильнейший ай-стоппер

– это цвет, особенно яркий, ведь именно цвет предмета человеческий глаз различает

быстрее

всего.

Также

используются

разнообразные

нестандартные

и

смешные

изображения животных, растений, людей. Такой приём успешно применяется в

Центрах

и

уголках

самостоятельной

активности

детей

для

побуждения их

к

самостоятельной исследовательской деятельности, а также на экологической тропе

(здесь ай-стопперы могут одновременно служить указателями).

СЛАЙД 5

2. Следующая форма работы: «Экологический сторисек»

«Сторисек» (от англ. Storysack - «мешок историй») - это интересный

современный вариант такой традиционной формы работы с детьми, как

«чтение вслух».

Как выглядит «мешок историй»? Это настоящий полотняный мешок или рюкзачок,

внутри которого находится хорошая иллюстрированная книга. Дополняют книгу

мягкие игрушки, реквизит, научно-популярная, энциклопедическая литература по

теме, аудиокассета или компакт-диск, дидактическая либо развивающая игра, и

многое другое.

Формат

«экологического

сторисека»

предполагает

выбор

какой-либо

детской

экологической художественной книги для чтения вслух и подготовку комплекта

методических материалов к этой книге, что, несомненно, поможет сделать чтение

более интересным, а процесс усвоения экологических знаний - увлекательным.

СЛАЙД 6

Задачи

сторисека: чтение

хорошей

детской

литературы

экологической

направленности, расширение кругозора ребенка, пополнение словарного запаса,

развитие

навыков

осмысленного

восприятия

окружающего

мира,

навыков

обсуждения,

стимулирование

интереса

к

природе

и

природоохранной

деятельности.

3 . В

качестве

«мешка

историй»

хорошо

подойдет Эко-сумка,

сшитая

своими

руками.

СЛАЙД 7

Эко-сумка - это сумка из ткани, самой простой конструкции, призванная заменить

полиэтиленовые пакеты. По сравнению с полиэтиленовыми пакетами, у эко-сумок

есть масса преимуществ: они многоразовые, они не вредят окружающей среде и,

конечно же, они выглядят гораздо красивее и креативнее.

Познакомив детей с эко-сумкой мы рассказываем о том, как сделать еще один шаг в

сторону спасения природы (показ эко-сумок).

4. Следующая форма работы: «Игра «Экологический микрофон»

СЛАЙД 8

В ходе игры дети вместе с воспитателем образуют круг и, передавая друг другу

имитированный или игрушечный микрофон, высказывают свои мысли на заданную

экологическую тему. Все высказывания детей принимаются, одобряются, однако не

обсуждаются. В конце игры обобщаются все высказывания.

Игра позволяет детям свободно выражать свои мысли и чувства;

Активизирует слабоактивных детей в группе - «Говорит тот, у кого микрофон»;

Формирует осознанно-правильное отношение к природным явлениям и объектам;

Развивает критическое мышление дошкольников.

Провести экспресс - игру для взрослых «Экологический микрофон»

как одну из форм рефлексии.

В перспективе мы планируем запустить проект «Живая книга»

– это современный вариант традиционной формы «вечер встречи» с той разницей,

что «живая книга» дает возможность непосредственно пообщаться с человеком

(прочитать «живую книгу») и получить представление:

- о профессиях, социальных группах связанных с экологией;

- о чистоте окружающей среды как о важной составляющей здоровья человека и

всего живого на земле и др.

«Книгами»

могут

быть

экологи,

волонтеры,

медицинские

работники,

краеведы,

лесничие,

музейные

и

библиотечные

работники,

писатели,

поэты и

другие

интересные люди, посвятившие себя проблеме охраны окружающей среды.

СЛАЙД 9

Своё выступление мне бы хотелось закончить словами: «Хочешь изменить мир –

начни с себя. Дети отражение наших поступков»

(раздать памятки по экосбережению).

Спасибо за внимание!

ПАМЯТКА ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ

1. Не загрязняйте воду, почву, воздух всевозможными химическими веществами,

отходами,

всегда

думайте

об

этой

опасности.

Покупая

напитки

и

продукты

в

упаковке,

Вы

платите

и

немало

за

упаковку.

Например,

покупая

воду,

Вы

по

существу

покупаете,

а

затем

выбрасываете

пластиковую

бутылку,

которая

на

порядок дороже воды. При этом наносите вред природе, загрязняя еѐ пластиковой

тарой, которая при сжигании очень токсична, а на свалках накапливается во всѐ

больших масштабах.

2.

Не

сжигайте

ничего

без

крайней

необходимости,

так

как

любое

сжигание

органических

веществ

-

это

потеря

ценного

сырья

и

загрязнение

окружающей

среды.

3. Не расходуйте без надобности воду, вода - ценнейший дар природы, сырье,

экоресурс, источник жизни. Всегда будьте бережливы в использовании воды.

4. Не увеличивайте количество уличного мусора, свалок, не оставляйте после себя

использованные предметы в неположенном месте. Соблюдайте чистоту в своем

доме, во дворе.

5. Ограничивайте электромагнитные влияния, которым мы все в большей мере

подвержены:

электрооборудование,

бытовая

техника,

телевидение,

компьютеры,

мобильные телефоны и т.п.

6. Сокращайте контакт с вредными материалами, особенно, имеющими неприятный

запах и сомнительные экологические свойства, вызывающие негативные ощущения.

7. Покупайте только необходимое, ограничивайте свои потребительские запросы,

максимально используйте предметы быта, находите им вторичное применение или

возможность сдать в утиль. Чините поврежденные предметы, используйте их, если

это разумно, по возможности долго. Отдайте бесполезные или ненужные Вам вещи,

сдавайте, выставляйте, но не уничтожайте.

8. Изучайте и оценивайте свойства интересующих Вас продуктов и предметов

самостоятельно, не доверяйте рекламе, цель которой заставить Вас поскорее сделать

покупку, порой ненужную и даже вредную.

9. Носите при себе компактную прочную, лучше тканевую сумку, которая позволит

Вам не покупать красивые, но ненужные полиэтиленовые пакеты. По возможности

пользуйтесь ими меньше.

10. Стремитесь овладевать новейшей информацией в вопросах экологии, думайте,

анализируйте,

советуйте

другим,

не

будьте

равнодушными.

Распространяйте

полученные

экологические

знания

среди

окружающих,

но

объясняйте

очень

корректно, поскольку не все подготовлены воспринимать Вашу позицию. Но будьте

убедительны, последовательны и сами станете примером.



В раздел образования