Автор: Соколова Елена Викторовна
Должность: Педагог-психолог
Учебное заведение: ГБПОУ
Населённый пункт: .Челябинск
Наименование материала: статья
Тема: Профориентационная работа с обучающимися с ОВЗ
Раздел: полное образование
Особенности профориентационной работы с обучающимися с ОВЗ
Аннотация.
В
статье
рассмотрено
понятие
профессиональное
сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Рассмотрены
психолого-педагогические
особенности
детей
с
ОВЗ.
Представлены цель, задачи, особенности профессионального сопровождения
обучающихся
с
ОВЗ.
Рассмотрены
этапы
профессионального
сопровождения. Ключевые слова. Обучающиеся с ОВЗ, профессиональное
сопровождение, принципы работы с детьми с ОВЗ, тренинг как групповой
метод
активного
обучения
в
психокоррекционной
работе
со
старшеклассниками с ОВЗ, имеющими трудности в профессиональном
самоопределении.
Проблема профессионального самоопределения молодых людей с ОВЗ
всё чаще стала привлекать внимание исследователей в научно-методическом
и в практическом плане. Успешное профессиональное самоопределение для
молодого человека с ОВЗ имеет большое значение, и если у него имеются
отклонения в здоровье
особенно важно сделать
правильный выбор.
Индивидуальный подход в образовательном процессе к детям с ОВЗ
приводит к необходимости организовывать процесс обучения и воспитания
таким
образом,
чтобы
учитывались
индивидуальные
потребности
и
возможности каждого ребенка. Дети с ограниченными возможностями - дети
с физическими и (или) психическими недостатками, имеющие ограничение
жизнедеятельности,
обусловленное
врожденными,
наследственными,
приобретенными
заболеваниями
или
последствиями
травм,
подтвержденными
в
установленном
порядке.
К
термину
«дети
с
нарушениями в развитии» относятся дети, у которых физические и
психические отклонения приводят к нарушению общего развития. Ребенок
же с проблемами в развитии вследствие своего нарушения нуждается в
особых условиях, в специальном лечении и образовании. У детей уже в
раннем возрасте формируется комплекс неполноценности, что в дальнейшем
связано со значительными проблемами для его семейной, социальной,
образовательной или профессиональной интеграции и адаптации.
Психолого-педагогический
аспект
профориентации
связан
с
формированием общественно значимых мотивов выбора профессии и
профессиональных интересов молодежи.
Целью
работы
по
профориентации
является
профессиональное
сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в
соответствии
с
их
способностями,
интересами
и
психологической
готовностью к профессиональному самоопределению.
В работе по профориентации подростков с ОВЗ ставятся следующие задачи:
1. Сформировать умение соотносить свои интересы и способности с
требованиями, выдвигаемыми выбранной профессией.
2. Сформировать положительное отношение к себе, осознание своей
индивидуальности применительно к реализации себя в будущей профессии.
3.
Актуализировать
процесс
личностного
и
профессионального
самоопределения.
4. Повысить мотивацию обучающихся к труду.
5. Формировать качества, необходимые для получения профессии.
Профориентационная работа делится на этапы. На первом этапе
психолог проводит комплексное диагностическое обследования. На втором
этапе профориентационной работы осознать свой профессиональный выбор
помогает
психологическое
консультирование.
В
некоторых
случаях
обучающимся с ОВЗ бывает недостаточно профессиональной консультации
для решения его проблемы и требуется специальная психокоррекционная
работа.
Особенно
эффективными,
как
показывает
опыт,
методами
психокоррекционной работы с подростками, имеющими трудности в
профессиональном самоопределении, являются групповые методы активного
обучения и, в частности, социально-психологические тренинги. Рассмотрим
одно из тренинговых занятий по профориентации.
Приложение 1.
Тренинг – занятие, сочетающее практичную лекцию и адекватную
тренировку. В хорошем тренинге сочетание лекции и тренировки – один к
одному, и всегда хочется тренировки – больше.
Каждое занятие имеет
определенную структуру: начало работы в группе (создание рабочей
атмосферы), две работы по теме, заданной ведущим, разминки для снятия
напряжения,
повышения
сплоченности
и
создания
рабочего
настроя,
завершение
работы
и
получение
обратной
связи.
Для развития сплоченности в коллективе важно введение групповых
ритуалов.
Такое
общегрупповое
действие
дает
каждому
участнику
возможность получить внимание группы, ритуалы также способствуют
мягкому входу в групповой процесс и выходу из него. В начале работы
используется ритуал «Приветствие», в котором все участники по кругу
здороваются
друг
с
другом
и
рассказывают
о
самом
приятном
(запомнившемся)
событии
прошедшей
недели.
На
первых
занятиях
некоторые подростки испытывают трудности при выборе такого события,
переходят только на учебные отметки, но на последующих занятиях
трудности проходят, а ритуал приобретает все большую ценность, так как
дает возможность поделиться с группой личными переживаниями.
Выделяют следующие правила тренинга:
1. Внимательно слушать друг друга.
2. Не перебивать говорящего
3. Уважать мнение друг друга
4. Я - высказывание
5. Безоценочность суждений
6. Активность
7. Правило «стоп»
8. Конфиденциальность
При
организации
и
проведении
профориентационной
работы
необходимо учитывать, что младшие подростки с ОВЗ характеризуются
повышенной утомляемостью, а старшие — более энергичны. У младших
подростков еще не завершилась перестройка организма, а старшие уже
адаптировались
к
произошедшим
в
их
организме
биологическим
и
гормональным
изменениям. Младшие подростки стремятся подражать
сверстникам – быть как все, а старшие – выделиться, отличаться от
товарищей. Существенно различаются также юноши и девушки этого
возраста. В работе с подростками с ОВЗ педагог-психолог должен
придерживаться определенных принципов:
умения проявлять эмпатию,
рефлексию, приятие; терпимости и уважения по отношению к лицам с ОВЗ,
их надеждам и опасениям; безоценочного принятия суждений подростков с
ОВЗ;
готовности
к
работе
со
специалистами
смежных
областей
(дефектологами, психиатрами, педиатрами, невропатологами и др)
Ожидаемые результаты профессионального сопровождения обучающегося с
ОВЗ:
уметь соотносить свои интересы и способности с требованиями,
выдвигаемыми
выбранной
профессией,
формирование
положительного
отношения к себе, реализация себя в будущей профессии с учётом
ограниченных возможностей здоровья.
Приложение 1.
Тренинговое занятие «Помечтаем о будущей профессии».
Цель занятия: создание благоприятных условий для работы группы,
знакомство, формирование представления о различных профессиях.
1. Психотехническое упражнение «Приветствие».
Ведущий предлагает всем встать и поздороваться друг с другом, высказывая
пожелания на сегодняшний день. Каждый здоровается со всеми за руку,
никого не пропуская. Не страшно, если с кем-то поздоровались дважды.
Главное – никого не пропустить. Все снова садятся в круг.
Вопрос: «Как вы себя чувствуете?»
2. Самопрезентация.
Каждый участник называет своё имя и говорит о своём увлечении, интересах.
При обсуждении ведущий обращает внимание на то, что у каждого участника
есть свои пристрастия. То, что больше всего привлекает одного, для другого,
возможно, совершенно чуждо.
3. Ведущий кратко сообщает о цели тренинга, правилах.
Цель занятий – сформировать у участников группы психологическую
готовность к самостоятельному осознанному выбору профессии.
4. Психотехническое упражнение «Мяч плюс профессия, или Кто назовёт
больше профессий?»
Все встают в круг. Участники, бросая мяч, друг другу, называют профессию.
Побеждает тот, кто назовёт большее количество профессий. Нельзя дважды
подряд бросать мяч одному и тому же игроку, повторять уже названную
профессию. Вопрос: «В чём были затруднения?»
5. Упражнение «Качества, необходимые для овладения профессией».
На доске записывают около 5-ти нравящихся участникам группы профессий.
Ведущий называет каждую из выбранных профессий, говорит: «Давайте
подумаем и назовём, качества необходимые для овладения перечисленных
выше профессий». Участники называют качества, ведущий подсказывает.
6. Психотехническое упражнение «Пересадка по общим интересам, или
Отношение к различным видам деятельности».
Участники садятся в круг, а ведущий встаёт в центр. Он предлагает пересесть
всем тем, кто обладает каким-то общим признаком: интересом, склонностью
к какому-то занятию. Ведущий называет этот признак, и все, кто им
обладают, должны поменяться местами. Например: пересядьте все те, кто
любит заниматься спортом», - и все любители спорта должны поменяться
местами. Ведущий при этом старается занять одно из освободившихся мест.
Тот, кто останется без места, становится ведущим.
7. Актуальное состояние участников. Ведущий обращается к группе с
вопросом: «Как вы себя чувствуете в данный момент?». Рефлексия
настроения.
«Назовите
цвет,
соответствующий
вашему
настроению,
состоянию сейчас. Жёлтый – радостное, зелёный - спокойное, синий –
грустное». Участники называют цвета.
8. Подведение итогов. Ответы на вопросы участников.
Литература:
1. Гуревич К.М. Психологическая диагностика. - М., 1993.
2. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - М., 1995.
3. Еникеев М.И. Психологическая диагностика. Стандартизированные
тесты. - М., 2003.
4. Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л.
Единая концепция специального федерального государственного стандарта
для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения //
Дефектология. - 2010. - № 1.
5. Прощицкая Е.Н., Дж. Голланд о выборе профессии // Школа и
производство. – 1993. - №4. 9.
6. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии. - М., 2006.
7. Резапкина Г.В. Скорая помощь в выборе профессии. - М., 2004.
8. Романова Е.С., Коган Б.М., Свистунова Е.В., Ананьева Е.В.
Специфика
профориентационной
работы
с
детьми
и
подростками,
имеющими ОВЗ. - М., Академия, 2012.