Напоминание

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЯМИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДЕТСКОМУ САДУ


Автор: Останина Анна Александровна
Должность: Студент
Учебное заведение: ТГУ ИПиП
Населённый пункт: город Тюмень
Наименование материала: статья
Тема: ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЯМИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДЕТСКОМУ САДУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

С

СЕМЬЯМИ

ДЕТЕЙ

РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДЕТСКОМУ САДУ

Останина Анна Александровна

Студент Тюменского государственного университета,

РФ, г. Тюмень

Адаптация к детскому саду приобретает большое значение в современных

условиях развития ребенка в новой для него среде.

Успешность адаптации будет зависеть от того, насколько родители

владеют знаниями о проблемах адаптационного периода детей раннего

возраста, а также насколько грамотно воспитателями выстроены формы и

методы помощи семьям детей. Если воспитатели и родители объединят свои

усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и

содержательную жизнь в детском саду и дома, то это будет залогом

оптимального течения адаптации детей раннего возраста в детском саду.

Согласно

нормативным

законодательным

документам

«одной

из

основных задач, стоящих перед дошкольным образовательным учреждением,

является взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития

личности ребёнка» [Закон «Об образовании в РФ], «работа с родителями

должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус,

микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности

родителей

деятельностью

дошкольного

образовательного

учреждения,

повышение культуры педагогической грамотности семьи» [ФГОС ДО].

Вопросы взаимодействия детского сада и родителей в период

адаптации ребенка раннего возраста сегодня находит свое отражение в

психолого-педагогических исследованиях, а также в практике работы

дошкольных образовательных организаций А.Г. Ананьева, Г.М. Андреевой,

Т.И. Бабаевой, Т.А. Березиной, А.А. Бодалева, Т.Н. Дороновой, М.В.

Крулехт, М.Н. Поляковой и др.

Поступление детей раннего возраста в детский сад является стрессом

для них самих, а также для большинства их родителей. Поэтому проблема

эмоционального состояния, как родителей, так и их детей в период адаптации

является

достаточно

сложной.

Согласно

анализу

теоретической

и

методической литературы, тесное взаимодействие детского сада и семьи в

этот период играет огромную роль, и успешность данной работы будет

зависеть от применения эффективных, интересных для всех участников

образовательного процесса форм работы.

Объект исследования:

процесс адаптации детей раннего возраста к

детскому саду.

Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная

проверка программы педагогического взаимодействия с семьями детей раннего

возраста в период адаптации к детскому саду.

Предмет

исследования:

методы

и

формы

педагогического

взаимодействия с семьёй ребёнка раннего возраста в период адаптации к

детскому саду.

Гипотеза исследования: адаптация детей раннего возраста к детскому

саду

будет

более

результативной,

если

организовать

педагогическое

взаимодействие с семьей, используя: индивидуальные беседы; совместные

мероприятия с родителями и детьми, родительские собрания, родительский

клуб «Счастливый малыш».

Задачи

исследования:

изучить

теоретические

основы

проблемы

педагогического взаимодействия с семьями детей раннего возраста в период

адаптации

к

детскому

саду;

проанализировать

опыт

педагогического

взаимодействия с семьями по адаптации детей раннего возраста к детскому

саду в практике дошкольного образования; провести экспериментальное

исследование по организации педагогического взаимодействия с семьями по

адаптации детей раннего возраста к детскому саду; оценить результативность

экспериментальной работы, сформулировать выводы.

Исследование

проводилось

на

базе

Муниципального

автономного

дошкольного образовательного учреждения детского сада № 51 города

Тюмени. В исследовании принимали участие 30 детей в возрасте 2-3 года (18

мальчиков, 12 девочек), 30 семей.

Для проведения исследования

нами были подобраны следующие

методики: первая -

для оценки уровня

адаптированности

ребенка к

дошкольному учреждению ( заполнение листов адаптации А.С. Роньжиной).

Вторая - для

определения особенности родительской позиции к своему

ребёнку (тест-опросник родительского отношения (ОРО), авторы А.Я. Варга,

В.В. Столин).

По результатам

методик, нами был определен уровень

адаптированности ребенка к дошкольному учреждению, где преобладающим

выступает средний уровень у 60% детей (16 детей),высокий уровень

наблюдается у 20%детей (6 детей), низкий 20% детей (6 детей).

Данные, полученные с помощью методики А.Я. Варги, В.В. Столина,

позволили нам выделить типы семей: эмоционально-принимающий (61%),

отвергающе-конфликтный (27%), глубоко-тревожный (12%).

Проведя диагностику и выяснив, что процесс адаптации в детском саду

протекает достаточно болезненно для детей и недостаточную включенность

родителей в данный процесс, мы спланировали и организовали работу

родительского клуба «Счастливый малыш». Данный клуб был рассчитан на

четыре месяца (с сентября по декабрь 2020 года). Участниками клуба стали

дети, воспитатели и родители детей. В случае тяжелого протекания процесса

адаптации к работе подключался педагог-психолог.

Работа с родительского клуба включала в себя мероприятия разной

направленности: четыре занятия, способствующие успешной адаптации, три

родительских

собрания,

совместные

развлечения

с

детьми,

семинар-

практикум, а также индивидуальные беседы, памятки, игры.

Реализация разработанного нами плана работы родительского клуба

показала

свою

актуальность

среди

родительского

и

педагогического

сообщества. Абсолютно все оказались заинтересованными данной темой,

активно включались в предложенную работу, оказывая помощь в подготовке

к ней благодаря использованию разнообразных и интересных форм работы

со всеми участниками образовательного процесса.

Исследование уровня адаптированности у детей раннего возраста на

итоговом этапе проводилось по тем же методикам, использованным на

констатирующем

этапе

исследования,

у

детей

явно

прослеживается

положительная динамика уровня адаптации к детскому саду.

Высокий

уровень

адаптированности

по

сравнению

с

констатирующим

этапом

исследования

заметно

увеличился

на

47%,

средний

уровень

адаптированности изменился в меньшую сторону на 33%, низкий уровень

адаптированности снизился на 14%.

На основании всех полученных результатов можно сказать, что задачи,

поставленные в нашем исследовании, полностью решены, цель исследования

достигнута, все это подтверждает выдвинутую нами гипотезу.

Данные, полученные в ходе итогового исследования, свидетельствуют

об

эффективности

проведенной

нами

работы,

у

детей

наблюдалась

положительная динамика показателей адаптированности. Кроме того, по

отзывам родителей также была подтверждена эффективность нашей работы.



В раздел образования