Автор: Останина Анна Александровна
Должность: Студент
Учебное заведение: ТГУ ИПиП
Населённый пункт: город Тюмень
Наименование материала: статья
Тема: ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЯМИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДЕТСКОМУ САДУ
Раздел: дошкольное образование
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
С
СЕМЬЯМИ
ДЕТЕЙ
РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДЕТСКОМУ САДУ
Останина Анна Александровна
Студент Тюменского государственного университета,
РФ, г. Тюмень
Адаптация к детскому саду приобретает большое значение в современных
условиях развития ребенка в новой для него среде.
Успешность адаптации будет зависеть от того, насколько родители
владеют знаниями о проблемах адаптационного периода детей раннего
возраста, а также насколько грамотно воспитателями выстроены формы и
методы помощи семьям детей. Если воспитатели и родители объединят свои
усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и
содержательную жизнь в детском саду и дома, то это будет залогом
оптимального течения адаптации детей раннего возраста в детском саду.
Согласно
нормативным
законодательным
документам
«одной
из
основных задач, стоящих перед дошкольным образовательным учреждением,
является взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития
личности ребёнка» [Закон «Об образовании в РФ], «работа с родителями
должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус,
микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности
родителей
деятельностью
дошкольного
образовательного
учреждения,
повышение культуры педагогической грамотности семьи» [ФГОС ДО].
Вопросы взаимодействия детского сада и родителей в период
адаптации ребенка раннего возраста сегодня находит свое отражение в
психолого-педагогических исследованиях, а также в практике работы
дошкольных образовательных организаций А.Г. Ананьева, Г.М. Андреевой,
Т.И. Бабаевой, Т.А. Березиной, А.А. Бодалева, Т.Н. Дороновой, М.В.
Крулехт, М.Н. Поляковой и др.
Поступление детей раннего возраста в детский сад является стрессом
для них самих, а также для большинства их родителей. Поэтому проблема
эмоционального состояния, как родителей, так и их детей в период адаптации
является
достаточно
сложной.
Согласно
анализу
теоретической
и
методической литературы, тесное взаимодействие детского сада и семьи в
этот период играет огромную роль, и успешность данной работы будет
зависеть от применения эффективных, интересных для всех участников
образовательного процесса форм работы.
Объект исследования:
процесс адаптации детей раннего возраста к
детскому саду.
Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная
проверка программы педагогического взаимодействия с семьями детей раннего
возраста в период адаптации к детскому саду.
Предмет
исследования:
методы
и
формы
педагогического
взаимодействия с семьёй ребёнка раннего возраста в период адаптации к
детскому саду.
Гипотеза исследования: адаптация детей раннего возраста к детскому
саду
будет
более
результативной,
если
организовать
педагогическое
взаимодействие с семьей, используя: индивидуальные беседы; совместные
мероприятия с родителями и детьми, родительские собрания, родительский
клуб «Счастливый малыш».
Задачи
исследования:
изучить
теоретические
основы
проблемы
педагогического взаимодействия с семьями детей раннего возраста в период
адаптации
к
детскому
саду;
проанализировать
опыт
педагогического
взаимодействия с семьями по адаптации детей раннего возраста к детскому
саду в практике дошкольного образования; провести экспериментальное
исследование по организации педагогического взаимодействия с семьями по
адаптации детей раннего возраста к детскому саду; оценить результативность
экспериментальной работы, сформулировать выводы.
Исследование
проводилось
на
базе
Муниципального
автономного
дошкольного образовательного учреждения детского сада № 51 города
Тюмени. В исследовании принимали участие 30 детей в возрасте 2-3 года (18
мальчиков, 12 девочек), 30 семей.
Для проведения исследования
нами были подобраны следующие
методики: первая -
для оценки уровня
адаптированности
ребенка к
дошкольному учреждению ( заполнение листов адаптации А.С. Роньжиной).
Вторая - для
определения особенности родительской позиции к своему
ребёнку (тест-опросник родительского отношения (ОРО), авторы А.Я. Варга,
В.В. Столин).
По результатам
методик, нами был определен уровень
адаптированности ребенка к дошкольному учреждению, где преобладающим
выступает средний уровень у 60% детей (16 детей),высокий уровень
наблюдается у 20%детей (6 детей), низкий 20% детей (6 детей).
Данные, полученные с помощью методики А.Я. Варги, В.В. Столина,
позволили нам выделить типы семей: эмоционально-принимающий (61%),
отвергающе-конфликтный (27%), глубоко-тревожный (12%).
Проведя диагностику и выяснив, что процесс адаптации в детском саду
протекает достаточно болезненно для детей и недостаточную включенность
родителей в данный процесс, мы спланировали и организовали работу
родительского клуба «Счастливый малыш». Данный клуб был рассчитан на
четыре месяца (с сентября по декабрь 2020 года). Участниками клуба стали
дети, воспитатели и родители детей. В случае тяжелого протекания процесса
адаптации к работе подключался педагог-психолог.
Работа с родительского клуба включала в себя мероприятия разной
направленности: четыре занятия, способствующие успешной адаптации, три
родительских
собрания,
совместные
развлечения
с
детьми,
семинар-
практикум, а также индивидуальные беседы, памятки, игры.
Реализация разработанного нами плана работы родительского клуба
показала
свою
актуальность
среди
родительского
и
педагогического
сообщества. Абсолютно все оказались заинтересованными данной темой,
активно включались в предложенную работу, оказывая помощь в подготовке
к ней благодаря использованию разнообразных и интересных форм работы
со всеми участниками образовательного процесса.
Исследование уровня адаптированности у детей раннего возраста на
итоговом этапе проводилось по тем же методикам, использованным на
констатирующем
этапе
исследования,
у
детей
явно
прослеживается
положительная динамика уровня адаптации к детскому саду.
Высокий
уровень
адаптированности
по
сравнению
с
констатирующим
этапом
исследования
заметно
увеличился
на
47%,
средний
уровень
адаптированности изменился в меньшую сторону на 33%, низкий уровень
адаптированности снизился на 14%.
На основании всех полученных результатов можно сказать, что задачи,
поставленные в нашем исследовании, полностью решены, цель исследования
достигнута, все это подтверждает выдвинутую нами гипотезу.
Данные, полученные в ходе итогового исследования, свидетельствуют
об
эффективности
проведенной
нами
работы,
у
детей
наблюдалась
положительная динамика показателей адаптированности. Кроме того, по
отзывам родителей также была подтверждена эффективность нашей работы.