Авторы: Зотова Яна Владимировна, Чуева Надежда Степановна
Должность: Директор, заместитель директора
Учебное заведение: МБОУ ООШ № 34
Населённый пункт: город Белгород
Наименование материала: Статья
Тема: "Трансформация воспитательной работы в системе общего образования"
Раздел: среднее образование
Зотова Я. В., директор МБОУ ООШ № 34 г. Белгорода
Чуева Н. С., заместитель директора МБОУ ООШ № 34 г. Белгорода
Зеленина В. И., заместитель директора МБОУ ООШ № 34 г. Белгорода
Трансформация воспитательной работы в системе общего образования
Аннотация: в статье рассматривается воспитательный процесс в школе в
период структурных изменений. Автор описывает современные практические
подходы к организации воспитания в школе.
Ключевые слова: гармонично развитая личность, воспитательные системы,
воспитательное пространство, принципы воспитания, патриотическое воспитание,
участники образовательного процесса.
В период структурных изменений, обусловленными радикальными
преобразованиями, одним из ведущих социальных институтов, осуществляющих
целенаправленный процесс воспитания, социализации подрастающего поколения
выступает школа. Духовно-нравственное становление личности, подготовка к
качественной, самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития
общества. Одной из наиболее актуальных социальных проблем в современных
условиях является проблема воспитания учащихся. Сегодня характерен кризис
основных институтов воспитания: семьи, школы, молодежных субкультур. Одной
из приоритетных задач образования учащихся является совершенствование
воспитательной системы, как неотъемлемой части образовательного процесса.
«Воспитание, как процесс передачи социальных ценностей и норм поведения, и
обучение, как трансляция знаний, умений и навыков, в своем единстве и образуют
целостный процесс образования». [1, стр.348] Систему образования можно
определить, как институт, в наиболее концентрированном виде воплощающий
основные ориентиры социализации индивида в конкретно обществе.
Трансформация воспитательной работы МБОУ ООШ № 34 — это
достижение
необходимых
образовательных
результатов
и
движение
к
персонализации
образовательного
процесса
(способ
проектирования
и
реализации образовательного процесса, в котором учащийся выступает субъектом
учебной деятельности) на основе использования цифровых технологий.
Цифровые
технологии
помогают
в
школе
использовать
новые
педагогические практики, новые модели организации и проведения учебной
деятельности. Процесс воспитания в МБОУ ООШ № 34 неразрывно связан с
обучением и образованием. Все эти процессы направлены на человека как единое
целое.
Главной
целью
воспитательной
работы
нашей
школы
является
формирование гармонично развитой личности, на основе создания условий для
развития
интеллектуальной,
духовно-нравственной
культуры
через
самостоятельность,
творческие,
профессиональные
формы
деятельности
учащегося.
Для реализации поставленной цели были сформулированы и решаются
следующие задачи воспитательной деятельности:
1. Воспитание сознательного отношения к учебе, поведению и развитию
общественной активности.
2. Развитие чувства патриотизма, изучение истории, культуры родного края.
3. Воспитание творческой личности.
4. Пропаганда здорового образа жизни, воспитание любви к спорту.
Основной задачей МБОУ ООШ № 34 стало создание такой воспитательной
системы,
которая
бы
способствовала
созданию
единого
воспитательного
пространства, центром и главной ценностью которого являются личность ребенка,
её развитие, самореализация и самоопределение в обществе, формирование
человека — гражданина, патриота.
Нами были сконструированы воспитательные планы школы, планы работы
классных
коллективов,
воспитательные
планы
учителей
–
предметников.
Разработаны и реализуются следующие воспитательные программы:
«Гражданин-патриот России»;
«Одаренные дети»;
«Экологическое воспитание»
«Школа – территория здоровья и без наркотиков»;
«Профилактика правонарушений среди детей и подростков»
«Профилактика суицида среди детей и подростков»;
Программа спортивного клуба «Быстрее, выше, сильнее».
Внеурочная
воспитательная деятельность
учащихся
тесно
связана
с
учебным процессом, где наряду с одаренностью по предметам проявляются:
художественные, поэтические, хореографические, физические способности детей.
Ведущими принципами организации воспитательной деятельности школы стали
системный,
личностно-ориентированный,
развивающий,
гуманистический
подходы.
В нашей школе уделяется особое внимание патриотическому воспитанию:
воспитанию гражданина и патриота России, основанное на изучении её правовой
и государственной систем, символики, истории родного края и страны, жизни и
деятельности выдающихся людей, развитию чувства гордости за свою страну.
Педагоги МБОУ ООШ № 34 на протяжении последних лет уделяют особое
внимание развитию ученического самоуправления в школьном коллективе.
Стратегические устремления школы, направленные на формирование человека,
умеющего строить достойную жизнь в достойном обществе, потребовали
воспитания
и
развития
у
учащихся
таких
качеств,
как
креативность,
самостоятельность, ответственность за себя и других.
Система воспитательной работы школы позволяет учащимся раскрыть
себя в разных направлениях. Особенно помогает развивать сплоченность
ученического
коллектива,
формировать
культуру
отношений
деятельность
детской организации.
На сегодняшний день первоочередной задачей педагогического коллектива
является социальное становление личности учащегося.
Успех школы – это, как правило, результат совместного кропотливого труда
педагогов, учащихся и родителей.
МБОУ ООШ № 34 г. Белгорода — это мир, где царит взаимопонимание,
поддержка, счастье и творчество, где каждый день создаются комфортные
взаимоотношения между всеми участниками образовательного и воспитательного
процесса с применением цифровых технологий.
Список литературы
1.
Багдасарьян,
Н.Г.
Социология:
учебник
и
практикум
для
академического бакалавриата / Н.Г. Багдасарьян, М.А. Козлова, Н.Р. Шушанян;
под общ. Ред. Н.Г.Багдасарьян. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство
Юрайт, 2015. – 448 с.
2. Мудрик А. В.
Воспитание [Текст] / А. В. Мудрик // Российская
педагогическая энциклопедия: В 2 тт. / Гл. ред. В. В. Давыдов. Т. 1. – М.: Большая
Российская Энциклопедия, 1993. – 283 с.
3.
Пренски М. Миру нужна новая образовательная программа / Марк
Пренски; Пер. с англ. – 1-е изд. – М.:Луч, 2016. – 92 с.