Напоминание

Патриотическое воспитание


Авторы: Левизова Ольга Олеговна, Самохина Татьяна Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 2
Населённый пункт: город Ставрополь, Ставропольский край
Наименование материала: Консультация
Тема: Патриотическое воспитание
Раздел: дошкольное образование





Назад




Патриотическое воспитание в старшей группе

Как у маленького деревца,

еле поднявшегося над землей,

заботливый садовник укрепляет корень,

от мощности которого зависит

жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий,

так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства

безграничной любви к Родине.

(В.А. Сухомлинский)

У каждого человека есть своя Родина – то место, где он родился или

вырос. С первых лет жизни человек знакомится с этим местом, узнает, чем оно

отличается от других. Первые знания о Родине ребенок получает от родителей

или воспитателя в детском саду. Учёными давно доказано, что именно в

дошкольном возрасте начинается процесс познания тех нравственных ценностей,

которые лежат в основе любви к Родине. В детском саду закладываются основы

гражданского патриотизма, проявляющегося в зрелом возрасте. Любовь к Родине,

привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие

«патриотизм». При воспитании патриотических чувств важно поддерживать в

детях интерес к событиям и явлениям общественной жизни, беседовать с ними о

том, что им близко и интересно. Патриотизм - это результат длительного,

целенаправленного воспитания человека, начиная с раннего детства. Прежде

всего, это знакомство с государственной символикой: флагом и гербом,

прослушивание гимна. Еще с детского сада маленький гражданин должен

ассоциировать российский триколор и двуглавого орла с понятием «Родина».

Ведь именно под этими символами наши спортсмены добиваются выдающих

успехов на международных соревнованиях, а отечественные морские суда

представляют наше государство в далеких странах.

Ребенок должен на эмоциональном уровне ощутить любовь к Родине,

гордость за принадлежность к национальной культуре и уважение к подвигам

предков. Потому, без всякого сомнения, можно утверждать, что работа по

патриотическому

воспитанию

в

детском

саду

должна

строиться

во

взаимодействии с родителями.

Неотъемлемой частью патриотического воспитания в старшей группе

является празднование Дня защитника Отечества и Дня Победы. Мальчики, как

будущие защитники Родины должны принимать самое активное участие в

театрализованных сценках, посвященных этим праздникам. Игровой элемент

должен

сопровождаться

разъяснительной

работой

воспитателя

кратким

изложением информации о великих победах русской и советской армий. Без

исторических сведений невозможно пробудить интерес детей к Родине, заложить

начало патриотических чувств. Особое внимание необходимо обращать на подбор

литературных

произведений,

иллюстративного

материала,

песенного

и музыкального репертуара, способных вызвать у детей чувство сопереживания,

подготовить ребенка к осознанию исторических событий. По возможности в

преддверии праздника следует организовать осмотр одного из памятников героям

Великой Отечественной Войны, находящихся поблизости от помещения детского

сада. Если такой возможности нет, необходимо ориентировать родителей на

индивидуальное ознакомление ребенка с этими монументами. Полученная на

экскурсиях информация, пробуждающая положительные чувства, вызывает и

стремление детей к деятельности: желание нарисовать, слепить, поучаствовать в

конкурсе, сделать что- то своими руками. Можно рассказать детям о своих

любимых местах городе, постараться через иллюстрации, фотографии, открытки

показать им не только всю панораму города, но и отдельные места. Можно

провести несколько бесед, например о парках, о памятниках и др. Содержание

воспитатель отбирает сам, опираясь на местные условия. Важно лишь, чтобы

познавательный материал был понятен детям, вызывал интерес, желание посетить

эти места.

Еще одним из тематических мероприятий, приуроченных к Дню

защитника Отечества или Дню Победы могут быть составление (создание)

открыток (рисунков) ветеранам Великой Отечественной Войны. Нужно помнить,

что в топонимике большинства российских городов преобладают наименования

улиц, площадей, переулков в честь героев Великой Отечественной Войны,

выдающихся деятелей науки, культуры и государственного управления. Потому

воспитатель

может

предложить

наиболее

развитым

детям

одним-двумя

предложениями рассказать, почему улица, где он живет с родителями, носит чье-

то имя, кто этот человек. Однако существует ряд проблем, мешающих

эффективной организации работы по патриотическому воспитанию детей, а

именно:

недостаточное

программно-методическое

обеспечение

образовательного процесса;

недостаточное оснащение сохранившейся материально-технической

базы образовательных учреждений;

отсутствие заинтересованности СМИ в пропаганде патриотического

воспитания детей и другое.

В методической литературе зачастую освещаются лишь отдельные

стороны патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности и

нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса.

В настоящее время в период нестабильности в обществе, возникла

необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым

корням, к таким вечным понятиям как род, родство, Родина. В связи с этим

начиная с дошкольного возраста необходимо формировать у детей высокие

нравственные и морально-психологические качества, среди которых важное

значение имеет патриотизм.

Постепенно, благодаря систематической, целенаправленной работе

дошкольники

приобщаются

к

тому,

что

поможет

им

стать

людьми

ответственными, с активной жизненной позицией, чувствующими причастность к

родному краю, его истории, традициям, уважающими Отечество, достижения

своего народа, любящими свою семью, готовыми к выполнению своих

гражданских обязанностей.

Используемая литература:

1.

Е.Ю.

Александрова,

Е.П.

Гордеева

«Система

патриотического

воспитания в ДОУ», Волгоград: Учитель,2007.

2.

М.Ю. Новицкая. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду.

М.:Линка-Пресс,2003.



В раздел образования