Авторы: Левизова Ольга Олеговна, Самохина Татьяна Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 2
Населённый пункт: город Ставрополь, Ставропольский край
Наименование материала: Консультация
Тема: Патриотическое воспитание
Раздел: дошкольное образование
Патриотическое воспитание в старшей группе
Как у маленького деревца,
еле поднявшегося над землей,
заботливый садовник укрепляет корень,
от мощности которого зависит
жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий,
так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства
безграничной любви к Родине.
(В.А. Сухомлинский)
У каждого человека есть своя Родина – то место, где он родился или
вырос. С первых лет жизни человек знакомится с этим местом, узнает, чем оно
отличается от других. Первые знания о Родине ребенок получает от родителей
или воспитателя в детском саду. Учёными давно доказано, что именно в
дошкольном возрасте начинается процесс познания тех нравственных ценностей,
которые лежат в основе любви к Родине. В детском саду закладываются основы
гражданского патриотизма, проявляющегося в зрелом возрасте. Любовь к Родине,
привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие
«патриотизм». При воспитании патриотических чувств важно поддерживать в
детях интерес к событиям и явлениям общественной жизни, беседовать с ними о
том, что им близко и интересно. Патриотизм - это результат длительного,
целенаправленного воспитания человека, начиная с раннего детства. Прежде
всего, это знакомство с государственной символикой: флагом и гербом,
прослушивание гимна. Еще с детского сада маленький гражданин должен
ассоциировать российский триколор и двуглавого орла с понятием «Родина».
Ведь именно под этими символами наши спортсмены добиваются выдающих
успехов на международных соревнованиях, а отечественные морские суда
представляют наше государство в далеких странах.
Ребенок должен на эмоциональном уровне ощутить любовь к Родине,
гордость за принадлежность к национальной культуре и уважение к подвигам
предков. Потому, без всякого сомнения, можно утверждать, что работа по
патриотическому
воспитанию
в
детском
саду
должна
строиться
во
взаимодействии с родителями.
Неотъемлемой частью патриотического воспитания в старшей группе
является празднование Дня защитника Отечества и Дня Победы. Мальчики, как
будущие защитники Родины должны принимать самое активное участие в
театрализованных сценках, посвященных этим праздникам. Игровой элемент
должен
сопровождаться
разъяснительной
работой
воспитателя
–
кратким
изложением информации о великих победах русской и советской армий. Без
исторических сведений невозможно пробудить интерес детей к Родине, заложить
начало патриотических чувств. Особое внимание необходимо обращать на подбор
литературных
произведений,
иллюстративного
материала,
песенного
и музыкального репертуара, способных вызвать у детей чувство сопереживания,
подготовить ребенка к осознанию исторических событий. По возможности в
преддверии праздника следует организовать осмотр одного из памятников героям
Великой Отечественной Войны, находящихся поблизости от помещения детского
сада. Если такой возможности нет, необходимо ориентировать родителей на
индивидуальное ознакомление ребенка с этими монументами. Полученная на
экскурсиях информация, пробуждающая положительные чувства, вызывает и
стремление детей к деятельности: желание нарисовать, слепить, поучаствовать в
конкурсе, сделать что- то своими руками. Можно рассказать детям о своих
любимых местах городе, постараться через иллюстрации, фотографии, открытки
показать им не только всю панораму города, но и отдельные места. Можно
провести несколько бесед, например о парках, о памятниках и др. Содержание
воспитатель отбирает сам, опираясь на местные условия. Важно лишь, чтобы
познавательный материал был понятен детям, вызывал интерес, желание посетить
эти места.
Еще одним из тематических мероприятий, приуроченных к Дню
защитника Отечества или Дню Победы могут быть составление (создание)
открыток (рисунков) ветеранам Великой Отечественной Войны. Нужно помнить,
что в топонимике большинства российских городов преобладают наименования
улиц, площадей, переулков в честь героев Великой Отечественной Войны,
выдающихся деятелей науки, культуры и государственного управления. Потому
воспитатель
может
предложить
наиболее
развитым
детям
одним-двумя
предложениями рассказать, почему улица, где он живет с родителями, носит чье-
то имя, кто этот человек. Однако существует ряд проблем, мешающих
эффективной организации работы по патриотическому воспитанию детей, а
именно:
недостаточное
программно-методическое
обеспечение
образовательного процесса;
недостаточное оснащение сохранившейся материально-технической
базы образовательных учреждений;
отсутствие заинтересованности СМИ в пропаганде патриотического
воспитания детей и другое.
В методической литературе зачастую освещаются лишь отдельные
стороны патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности и
нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса.
В настоящее время в период нестабильности в обществе, возникла
необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым
корням, к таким вечным понятиям как род, родство, Родина. В связи с этим
начиная с дошкольного возраста необходимо формировать у детей высокие
нравственные и морально-психологические качества, среди которых важное
значение имеет патриотизм.
Постепенно, благодаря систематической, целенаправленной работе
дошкольники
приобщаются
к
тому,
что
поможет
им
стать
людьми
ответственными, с активной жизненной позицией, чувствующими причастность к
родному краю, его истории, традициям, уважающими Отечество, достижения
своего народа, любящими свою семью, готовыми к выполнению своих
гражданских обязанностей.
Используемая литература:
1.
Е.Ю.
Александрова,
Е.П.
Гордеева
«Система
патриотического
воспитания в ДОУ», Волгоград: Учитель,2007.
2.
М.Ю. Новицкая. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду.
М.:Линка-Пресс,2003.