Автор: Коробкова Галина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ " Детский сад №87 комбинированного вида"
Населённый пункт: Орел
Наименование материала: Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе
Тема: «Берегите лес – богатство земли!»
Раздел: дошкольное образование
1.
Конспект занятия: «Лес – полон чудес».
Тема: «Берегите лес – богатство земли!»
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие,
речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-
коммуникативное развитие.
Возраст: подготовительная группа.
Программные задачи:
-развивать познавательную активность в процессе знакомства детей с лесом
и его обитателями. Расширять кругозор детей;
-продолжать знакомить детей с правилами поведения в лесу;
-формировать навыки культуры поведения в лесу;
-воспитывать любовь и бережное отношение к природе;
-закрепить умение устанавливать причинно-следственные связи между
природными явлениями;
- развивать творческое воображение и мелкую моторику рук;
-воспитывать коммуникативные навыки, умение сопереживать,
соучаствовать.
Предварительная работа: чтение рассказов и сказок В.Бианки «Кто чем
поёт?», «Чей нос лучше?», «Кто где живёт?», «Отчего у сороки длинный
хвост?»; сказок Н.Сладкова «Медведь и Солнце», «Чья проталина?»;
М. Пришвин «Птицы под снегом», произведения К.Паустовского «Заячьи
лапы», «Кот-ворюга», «Барсучий нос», «Собрание чудес», «Похождения
жука-носорога». Организация мини-выставки книг: «Рассказы о природе».
Рисование иллюстраций к произведениям К. Паустовского.
Разучивание пословиц и поговорок о природе. Разучивание динамической
паузы «Солнышко». Настольно-печатные игры: «Собери пазлы», «Четвертый
лишний». Игра-драматизация по произведению К. Паустовского «Кот-
ворюга». Создание альбома с фотографиями о природе.
2.
Беседы о лесе, о растениях, о животных. Рассматривание картин и
иллюстраций, документальных фильмов и мультфильмов о лесе и его
обитателях. Слушание в аудиозаписи звуки леса.
Материалы и оборудование: видеопроектор, картинки «Виды
леса».Аудиозапись «Звуки леса», плакат, вырезанные картинки деревьев
(хвойные, широколиственные, фруктовые), клей, кисточки, салфетки,
салфетки, карандаши цветные.
Ход работы:
-минутка вхождения в день;
-сюрпризный момент: «Загадка»;
-рассказ воспитателя о лесе, 21 марта День леса;
-эвристическая беседа с детьми;
- показ слайдов;
-«песочная терапия»;
- сравнение двух деревьев: берёза и ель;
-Д/и «С какой ветки детки?»;
-Д/и «Четвёртый лишний»;
-динамическая пауза «Лес»;
-вспомнить, что лес даёт человеку;
-закрепить правила поведения в лесу;
- продуктивная деятельность, создание коллажа «Наш лес»;
- подведение итогов занятия.
Ход занятия:
Сегодня у нас особенный день – у нас гости, поздоровайтесь.
(Дети встают в круг)
Собрались все дети в круг,
Я - твой друг и ты - мой друг.
Крепко за руки возьмемся
3.
И гостям мы улыбнёмся:
«Здравствуйте, гости!»
Минута вхождения в день «Ловим лучик солнца».
Утром ранним кто-то странный
Заглянул в моё окно.
На ладони появилось
Ярко-рыжее пятно.
Это солнце заглянуло:
Будто руку, протянуло
Тонкий лучик золотой.
И, как с первым лучшим другом,
Поздоровалось со мной.
Давайте поприветствуем друг друга.
Доброе утро, мои дорогие! Я желаю вам доброго, хорошего дня.
Воспитатель:
Вы
любите
путешествовать?
(Ответы).
Так
я
и
предполагала! Поэтому подготовила сюрприз. Отгадайте загадку.
Дом открыт со всех сторон,
В доме тысяча колонн,
Над колоннами – шатры,
Под колоннами ковры.
Там живут и на коврах,
На колоннах и шатрах.
,
.
Город этот не простой он дремучий и густой
(
)
Лес
Воспитатель: 21 марта –День леса. Лес-это удивительный мир. Человек
приходит в лес чтобы отдохнуть от городского шума, послушать пение птиц,
насладиться красотой природы. Лес – это наш зелёный друг, наша
здравница. Лес очищает воздух от пыли и вредных веществ и выделяет
кислород. «Совсем другой воздух» - говорим мы войдя в лес. В лесу дышится
легче и свободнее, чем в городе. Лесной воздух имеет целебные свойства, в
лесу у нас всегда хорошее настроение.
Воспитатель: Ребята, а вы бывали в лесу?
Дети: Да.
Воспитатель: Ребята, а что такое лес?
4.
Дети: Лес – это деревья, кусты, травы, ягоды, грибы, насекомые, птицы,
звери).
Воспитатель: Какие деревья растут в лесу?
Дети: берёзы, дубы, ели т.д.
Воспитатель:Ребята, а чем деревья похожи между собой?
Дети: У всех деревьев есть корни, стволы, ветки, листья, крона. (?)
Воспитатель: Дети, а кто главный в лесу?
Дети: лесник.
Воспитатель: Как лесник заботится о лесе?
Дети: Охраняет лес от пожара, поддерживает чистоту в лесу, высаживает
молодые деревья, подкармливает зимой животных, борется с браконьерами
и.т.д.
Воспитатель: Леса бывают разные. Вот как называется лес, где растут
березы?
Дети: березняк, березовая роща.
Воспитатель: А как называется лес где растут ели, сосны?
Дети: ельник, еловый лес, сосновый бор, сосновый лес.
Воспитатель: А как называется лес в котором много дубов?
Дети: дубрава.
Воспитатель: А что такое лиственный лес?
Дети: Это лес, в котором растут
деревья, на ветках которых растут листочки.
Воспитатель: А что такое смешанный лес?
Дети: Лес, где растутдеревья: сосна, береза, липа, дуб, клён, рябина, осина,
ель.
Воспитатель: Молодцы! Вы правильно назвали все виды леса, которые
встречаются.
Воспитатель: Ребята, хотите отправиться в путешествие.Мы сегодня с вами
погуляем по лесу.Предлагаю превратиться в путешественников, взять наши
сотовые телефоны, чтобы сохранить всю информацию о лесе, мы будем
фотографировать в пути.
Давайте скажем волшебные слова «Повертелись, покружились и в лесу мы
очутились».
Дети и воспитатель проходят через волшебный ребристый коврик и
оказываются в лесу.
(слайд 1 хвойный лес, со звуками леса)
5.
Смотрим, в каком лесу мы оказались? (По видео картинке вначале
попадаем в хвойный лес.)Фотографируем.
Нам нужно выполнить задание: Сравнить два дерева: берёза и ель.
(Ствол у берёзы гладкий , а у ели шершавый, ветки у берёзы тонкие, а у ели
пушистые, у берёзы «серёжки, а у ели шишки).
Дети выполнили задание.
Воспитатель: Отправимся дальше по нашей тропинке.
Дети и воспитатель проходят через «волшебные кочки» и оказываются в
лесу.
(слайд 2 лиственный лес, со звуками леса).
в лиственном лесу фотографируем. Дидактическая игра: «С какой ветки
детки?»
Дети должны подойти к столику, где лежат разные картинки: нарисованные
ветки сосны, дуба, берёзы, ели, рябины, иголки еловые и сосновые, листья
дуба, рябины берёзы. Нужно разложить ветки и листочки к ним.
Звери спрятали в песок плоды этих деревьев: белка шишки спрятала, а
птицы рябины грозди.
В песке находим шишки еловые и сосны, жёлуди, грозди рябины, серёжки
берёзы. Нужно разложить «деток» к веткам.
Дети и воспитатель проходят змейкой вдоль обручей ( муравейники) и
оказываются в лесу.
(слайд 3 смешанный лес, со звуками леса)
Смотрим, в каком лесу мы оказались? (По видео картинке попадаем в
смешанный лес.) Фотографируем. Дидактическая игра: «4-й лишний».
-берёза, тополь, дуб, колокольчик;
-ель, дуб, осина, тополь.
Динамическая пауза.
Здравствуй лес, прекрасный лес (развести руки в стороны),полный сказок и
чудес (повороты вправо влево). Ты о чем шумишь листвой, ночью тёмной
грозовой (руки подняты, покачивание рук). Кто в глуши твоей таиться, что за
зверь? Какая птица? (Смотрим вдаль поворачиваясь влево в право). Все
открой не утаи, ты же видишь, мы свои (руки прижаты к груди).
6.
Воспитатель: Дети, что человеку даёт лес?
Дети: Мы в лесу собираем для себя грибы, ягоды, орехи, лекарственные
травы. Из дерева делают мебель, бумагу. Лес дает тепло, потому что люди
заготавливают дрова. Строят дома. А раньше много лет назад из сосны
строили корабли. Правильно. Молодцы!
Нам пора возвращаться в детский сад, в группу.
Давайте скажем волшебные слова «Повертелись, покружились и в детском
саду, в группе очутись».
В лесу мы гости и поэтому должны соблюдать правила поведения в лесу,
давайте мы их вспомним?
Что нельзя делать в лесу?
Правила поведения в лесу: мальчик ломает дерево (можно так
делать?), прогоняет дятла с ветки (можно так делать?).
Не лови красивых насекомых.
Не рви паутину и не уничтожай пауков, они полезны.
Не сбивай ногами несъедобные грибы, они нужны лесу.
Не жги костры. Почему случаются лесные пожары?
Не рви цветы.
Не руби деревья.
Не ломай ветки.
Нельзя брать с собой домой лесных жителей.
А сейчас в нашей творческой мастерской создадим коллаж «Наш лес». Из тех
фотографий, что мы с вами сфотографировали в путешествии. Берём
фотографии, вырезаем деревья и приклеиваем на плакат.
Ребята, сегодня мы с вами побывали в лесу. Вспомните, в каком лесу мы
были. Какие деревья растут в лиственном, хвойном, смешанном лесу. Вам
понравилось путешествовать. Куда бы вы хотели отправиться в следующий
раз.
Давайте наш коллаж покажем детям из других групп, которые не были
в лесу.