Автор: Наталья Олеговна Дьяченко
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 34
Населённый пункт: Ростовская область Аксайский район х. Ленина
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие мелкой моторики дошкольников""
Раздел: дошкольное образование
«Развитие мелкой моторики дошкольников»
Самообразование на 2015 -2016 учебный год
Учитель-дефектолог МБДОУ детский сад №16 «Золотой ключик» Семенова Т. Н.
Тема: «Развитие мелкой моторики дошкольников».
Цель: Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного
возраста через различные виды деятельности.
Совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев, рук детей
дошкольного возраста.
Задачи:
1. Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;
2. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук, сенсорику;
3. Улучшить общую двигательную активность;
4. Содействовать нормализации речевой функции;
5. Развивать воображение, наглядно-образное мышление, произвольное внимание,
зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
6. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и
взрослыми.
1. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой
моторики.
2. «Предметная развивающая среда» — система материальных объектов и средств
деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного
и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной
программы дошкольного образования.
3. «Безопасность материалов и оборудования» — обеспечение ребенка такими
материалами и оборудованием, при использовании которых его физическому и
психическому здоровью не угрожает опасность, материал должен быть доступным,
интересным и разнообразным.
4. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей дошкольного возраста через
использование разнообразных форм, методов и приемов.
Форма отчётности:
•
Сделать консультацию для воспитателей по развитию мелкой моторики дошкольников
«Развиваем пальчики, улучшаем речь».
•
Провести анкетирование родителей, собрание на тему: «Развивающие игры для ребёнка,
чему они способствуют».
•
Составить картотеку пальчиковых игр, артикуляционных гимнастик, дыхательных
упражнений.
Формы работы:
- совместная деятельность педагога с детьми;
- индивидуальная работа с детьми;
- свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Методы и приемы работы: (Объяснение, показ, беседа, игра)
•
Массаж кистей рук;
•
пальчиковая гимнастика, физкультминутки;
•
пальчиковые игры со стихами, со скороговорками;
•
пальчиковый театр;
•
конструирование: работа с конструктором ЛЕГО;
•
рисование по трафаретам;
•
штриховка в заданном направлении;
•
дорисовка (по принципу симметрии);
•
лабиринты;
•
Дидактические игры;
•
Шнуровка, пуговицы, прищепки;
•
игры с мелкими предметами;
•
пазлы, мозаика, матрёшки, пирамидки;
1 ЭТАП информационно-аналитический (вводно-ознакомительный)
Изучение научной и учебно-методической литературы:
Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М. : «Карапуз», 2007.
Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М. : ТЦ
Сфера, 2006.
Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой
моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.
Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.
Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М. : Эксмо, 2006.
6. Кольцова М. М «Развитие моторики»
7. Елена Данилова «Пальчиковые игры»
8. Строгонова И. А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка»
2 ЭТАП — внедрение в практику.
3 ЭТАП — представление опыта работы по теме.
Выступление на педсовете, выступление на родительском групповом собрании.
Актуальность
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок,
свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной
моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать
ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с
пазлами, счетными палочками, мозаикой.
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети
часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных
сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку, на
его речь, что зачастую приводит к замкнутости ребёнка. С течением времени уровень
развития формирует школьные трудности, ребёнку тяжело освоиться среди сверстников и
такие дети считают себя «чужими».
И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации
движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования
навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится
ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с
развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, мышление, ЗУН (знание,
умение, навыки, а также словарный запас.
План работы по самообразованию
1. Изучить литературу по данной теме.
2. Внедрить в работу с детьми.
3. Составить картотеку игр для развития мелкой моторики рук, а также картотеку игр на
развитие дыхания, артикуляционных гимнастик.
4. Консультация для родителей «Развиваем пальчики, улучшаем речь».
5. Провести с родителями мини – тест «Хорошо ли слышит мой ребёнок? »
6. Консультация для воспитателей «Что такое мелкая моторика и почему так важно её
развивать? »; «Со словами можно и нужно играть! ».
7. Упражнения по совершенствованию статистической и динамической координации
движений пальцев рук.