Напоминание

"Развитие мелкой моторики дошкольников""


Автор: Наталья Олеговна Дьяченко
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 34
Населённый пункт: Ростовская область Аксайский район х. Ленина
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие мелкой моторики дошкольников""
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Развитие мелкой моторики дошкольников»

Самообразование на 2015 -2016 учебный год

Учитель-дефектолог МБДОУ детский сад №16 «Золотой ключик» Семенова Т. Н.

Тема: «Развитие мелкой моторики дошкольников».

Цель: Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного

возраста через различные виды деятельности.

Совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев, рук детей

дошкольного возраста.

Задачи:

1. Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;

2. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук, сенсорику;

3. Улучшить общую двигательную активность;

4. Содействовать нормализации речевой функции;

5. Развивать воображение, наглядно-образное мышление, произвольное внимание,

зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;

6. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и

взрослыми.

1. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой

моторики.

2. «Предметная развивающая среда» — система материальных объектов и средств

деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного

и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной

программы дошкольного образования.

3. «Безопасность материалов и оборудования» — обеспечение ребенка такими

материалами и оборудованием, при использовании которых его физическому и

психическому здоровью не угрожает опасность, материал должен быть доступным,

интересным и разнообразным.

4. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей дошкольного возраста через

использование разнообразных форм, методов и приемов.

Форма отчётности:

Сделать консультацию для воспитателей по развитию мелкой моторики дошкольников

«Развиваем пальчики, улучшаем речь».

Провести анкетирование родителей, собрание на тему: «Развивающие игры для ребёнка,

чему они способствуют».

Составить картотеку пальчиковых игр, артикуляционных гимнастик, дыхательных

упражнений.

Формы работы:

- совместная деятельность педагога с детьми;

- индивидуальная работа с детьми;

- свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Методы и приемы работы: (Объяснение, показ, беседа, игра)

Массаж кистей рук;

пальчиковая гимнастика, физкультминутки;

пальчиковые игры со стихами, со скороговорками;

пальчиковый театр;

конструирование: работа с конструктором ЛЕГО;

рисование по трафаретам;

штриховка в заданном направлении;

дорисовка (по принципу симметрии);

лабиринты;

Дидактические игры;

Шнуровка, пуговицы, прищепки;

игры с мелкими предметами;

пазлы, мозаика, матрёшки, пирамидки;

1 ЭТАП информационно-аналитический (вводно-ознакомительный)

Изучение научной и учебно-методической литературы:

Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М. : «Карапуз», 2007.

Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М. : ТЦ

Сфера, 2006.

Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.

Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой

моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.

Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.

Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М. : Эксмо, 2006.

6. Кольцова М. М «Развитие моторики»

7. Елена Данилова «Пальчиковые игры»

8. Строгонова И. А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка»

2 ЭТАП — внедрение в практику.

3 ЭТАП — представление опыта работы по теме.

Выступление на педсовете, выступление на родительском групповом собрании.

Актуальность

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок,

свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной

моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать

ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с

пазлами, счетными палочками, мозаикой.

Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети

часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных

сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку, на

его речь, что зачастую приводит к замкнутости ребёнка. С течением времени уровень

развития формирует школьные трудности, ребёнку тяжело освоиться среди сверстников и

такие дети считают себя «чужими».

И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации

движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования

навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится

ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с

развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, мышление, ЗУН (знание,

умение, навыки, а также словарный запас.

План работы по самообразованию

1. Изучить литературу по данной теме.

2. Внедрить в работу с детьми.

3. Составить картотеку игр для развития мелкой моторики рук, а также картотеку игр на

развитие дыхания, артикуляционных гимнастик.

4. Консультация для родителей «Развиваем пальчики, улучшаем речь».

5. Провести с родителями мини – тест «Хорошо ли слышит мой ребёнок? »

6. Консультация для воспитателей «Что такое мелкая моторика и почему так важно её

развивать? »; «Со словами можно и нужно играть! ».

7. Упражнения по совершенствованию статистической и динамической координации

движений пальцев рук.



В раздел образования