Автор: Жнец Юлия Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ №15 им.В.И.Гражданкина
Населённый пункт: п. Южный, Динской район
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Правописание гласных на конце наречий
Раздел: начальное образование
Тема: «Правописание гласных на конце наречий»
Цель: формирование навыка правописания гласных на конце наречий.
Задачи:
1.
Самостоятельно получить сведения о правописании гласных на конце
наречий с приставками в -,на-, за-, из-(ис-) . до-, с-, графически
объяснять написание гласных на конце наречий .
2.
Развивать умение сопоставлять , выделять существенные признаки , по
которым можно применять правила правописания гласных на конце
наречий, навык самостоятельной работы и работы в парах, то есть
коллективных способов обучения, как средства формирования учебной
деятельности.
3.
Воспитывать внимательное отношение друг к другу, желание помочь
товарищу.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
С добрым утром начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и писать.
Начинаем урок!
II. Актуализация знаний
1) работа с фразеологизмами: повторение изученных орфограмм (Слайд
6)
- Замените фразеологизм наречием:
Рукой подать (близко)
За тридевять земель (далеко)
Положа руку на сердце (честно)
В два счета (легко)
На вес золота (дорого)
Самопроверка.
- Назовите, какие орфограммы встретились в словах? (правописание
проверяемых безударных гласных, парных согласных, непроизносимых
согласных, суффикс –о на конце наречий)
III. Постановка цели урока и формулирование темы.
На доске: справа, докрасна, затемно, изредка, начисто, вправо.
Учитель: Прочитайте слова, записанные на доске. К какой части речи
относятся эти слова?
Дети: Это наречия.
Учитель: Подумайте, пожалуйста, на какие 2 группы можно разделить эти
наречия? Запишите в тетради слова в два столбика.
(Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях).
На доске:
слева затемно
добела начисто
изредка вправо
Учитель: Объясните свой выбор.
Дети: У одних наречий на конце суффикс - а, а у других – суффикс - о.
Учитель: Выделите эти суффиксы в словах.
(Дети в тетрадях выделяют суффиксы)
Проблемная ситуация:
-А в какой столбик мы запишем наречия: справ…, дочист…, издавн…,
влев…, начерн…, засветл.. ?
-Почему мы не можем выполнить задание? (Не знаем правило правописания
этих суффиксов на конце наречий)
-Назовите тему нашего урока? (Правописание гласных на конце наречий)
-Какова цель урока? (Научиться писать суффиксы на конце наречий)
IV. Построение проекта выхода из затруднений
1)Учитель: Выделите приставки в каждой группе. Что вы заметили?
Дети делают выводы. Наречия с суффиксом - а имеют приставки: с-, до-,
из-(ис-).
– Наречия с суффиксом -о имеют приставки: за-, на-, в-.
2)Работа с учебником.
Откройте учебник с.68 и прочитайте правило.
-Верный ли вывод о правописании суффиксов – а и – о на конце наречий мы
сделали?
Учитель: Ребята, сейчас вы совершили открытие: самостоятельно
сформулировали правило правописания наречий с суффиксами - а и - о. А
теперь я предлагаю вам составить памятку, которой можно будет
пользоваться на уроках.
3) Составление памятки (Групповая работа)
В - из- (ис-)
На - } о до - } а
За- с-
Физминутка
Влево наклонись, вправо наклонись,
Вниз опустись – вверх поднимись,
А теперь чуть-чуть попрыгай:
Влево, вправо повернись,
И тихонечко садись.
5) Первичное закрепление (решение типовых задач с проговариванием
вслух)
-тетр.с.12 №2
-учебник с.68 №1
6) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
-учебник с.68 №3 (работа в парах) с последующей самопроверкой по
эталону (на слайде)
--учебник с.68 №2 самостоятельная работа с последующей
самопроверкой по эталону (на слайде); самооценка своей работы
Итог урока.
Учитель: - Какое открытие сделали? -Чему мы научились?