Автор: Разбаум Марина Валентиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 1»
Населённый пункт: г.Сыктывкар
Наименование материала: статья
Тема: "Совершенствование профессиональной компетентности воспитателя при реализации регионального компонента"
Раздел: дошкольное образование
Совершенствование профессиональной компетентности воспитателя
при реализации регионального компонента
Профессиональная компетентность педагога - это проявляющаяся готовность к
педагогической деятельности, его отношение к делу, качество личности, стремление к
новому, творческому осмыслению своей работы. Профессиональная компетентность
обуславливается не только профессиональными педагогическими знаниями и умениями,
но и ценностными ориентациями и мотивами деятельности педагога, осознание им себя и
социума, взаимодействием с коллегами, его общей культурой, и способностью к
саморазвитию.
Профессиональное становление педагога - сложный, многоплановый процесс
вхождения
человека
в
профессию,
характеризующийся
неоднозначным
вкладом
личностного и деятельностного компонентов при ведущей роли личности педагога.
Профессия педагога раскрывается как преобразующая и вместе с тем управляющая.
Возможность управлять процессом развития личности есть у педагога, обладающего
профессиональной компетентностью.
У каждого времени есть свои приметы. Нынешнее время - время перемен. И, в
первую очередь, эти перемены связаны с жизнью детского сада, с возросшими
требованиями к процессу обучения. Если раньше образование давалось надолго и
предназначалось для того, чтобы обеспечить бесперебойную профессиональную
деятельность человека в какой-либо одной отрасли или сфере деятельности, то теперь,
речь идёт о формировании принципиально новой системы образования, предполагающей
постоянное обновление. Причём ключевой характеристикой такого образования
становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих
компетентностей.
Модель профессиональной компетентности педагога должна содержать знания обо
всех компонентах процесса образования (целях, содержании, средствах, объекте,
результате и т.д.), о себе как субъекте профессиональной деятельности. Она также должна
включать опыт применения приемов профессиональной деятельности и творческий
компонент.
Профессионально-педагогические умения, представляющие собой совокупность
самых различных действий педагога, соотносятся с функциями педагогической
деятельности, в значительной мере выявляют индивидуально-психологические
особенности педагога, свидетельствуют о его профессиональной компетентности.
Учитывая, что именно в детском саду происходит эмоциональное и социальное
становление личности, особые требования предъявляются к учителю, призванному
обеспечить это становление. Детский сад – это воспитатели, открытые ко всему новому,
понимающие детскую психологию и особенности развития воспитанников. Поэтому
совершенно очевидно, что воспитателю как никогда необходимо сегодня не только по-
новому учить, но и по-новому учиться. Прежде всего, учиться новому педагогическому
мышлению, учиться быть в постоянном творческом поиске подходов и приёмов,
обеспечивающих соавторство, сотрудничество с учениками во всей работе.
Современный педагог должен выявлять лучшие качества, заложенные в ребёнке,
поощрять детей, чтобы они получали радость от приобретённых знаний, чтобы, окончив
детский сад, они чётко осознавали своё место в обществе и могли работать на его благо, а
также были готовы к участию в решении перспективных задач нашего общества.
Воспитатель должен быть профессионалом своего дела, а профессионализм
определяется целенаправленным формированием в себе таких качеств, как
самосовершенствование, эрудиция и высокая культура труда. Профессиональный рост
воспитателя невозможен без самообразовательной потребности. Для современного
воспитателя очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, а обязательно идти
вперёд, ведь труд воспитателя - это великолепный источник для безграничного
творчества. Для современного воспитателя его профессия - это возможность
самореализации, источник самоудовлетворения и признания.
Современный воспитатель - человек, способный улыбаться и интересоваться всем
тем, что его окружает, ведь детский сад жив, пока воспитатель в ней интересен ребёнку. И
с каких бы позиций мы не подходили к вопросу о роли воспитателя в современном
обществе - признаем её ключевой. Ведь воспитатель - главное звено, основа и душа
системы образования. Общество ждёт от воспитателя высокого напряжения труда,
динамики мысли, инициативности, упорства и полной отдачи сил обучению и воспитанию
будущего поколения.