Напоминание

"Использование игр в обучении английскому языку детей младшего школьного возраста"


Автор: Шафаревич Евгения Геннадьевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБУ ДО ЦТ "На Вадковском"
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Использование игр в обучении английскому языку детей младшего школьного возраста"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Использование игр в обучении английскому языку

детей младшего школьного возраста

Шафаревич Е.Г.,

педагог дополнительного образования,

ЦТ «На Вадковском», Москва

В копилке любого педагога при подготовке к занятиям обязательно найдутся

самые разнообразные формы усвоения материала, такие как видео, использование

флэш-карт, прослушивание аудио, песни и игры.

В середине XX века болгарский педагог и психолог - профессор Лозанов Г.К.

разработал новую методику преподавания языка, ввел эмоциональный компонент

в обучение в качестве обязательного. Он доказал, что на эмоциональном фоне

материал усваивается намного эффективнее а также ввел игровую составляющую

в качестве обязательного компонента обучения. Эта методика имела большой

успех. Английские методисты (Michael Swan, Catherine Walter, Jill Hadfield и др.)

развили и внедрили в учебники идеи Лозанова Г.К. об игровом обучении и

разработали множество разнообразных игр. В СССР методикой преподавания

иностранного

языка

по

методу

Лоазанова

Г.К.

занимался

Московский

государственный педагогический институт иностранных языков имени М. Тореза

совместно с Московским государственным педагогическим институтом имени В.

И Ленина. Последователями Лозанова Г.К. в нашей стране стали Г. А.

Китайгородская, А. А. Леонтьев, Н. В. Смирнова, И. Ю. Шехтер, В. В.

Петрусинский и другие.

Игра, по мнению многих психологов, является одним из основных методов,

который помогает успешно и с удовольствием изучать материал. Это естественно,

так как игра — это один из видов деятельности ребенка, которым он готов

заниматься долгое время. Принцип комфортности важен при усвоении материала.

Чем более комфортные условия на занятии, тем быстрее происходит усвоение

иноязычной речи, а игра - это тот метод, который позволяет ребенку легко

общаться с педагогом и другими обучающимися. Во время игры ребенок

раскрепощен, у него сохраняется заинтересованность.

Работая с детьми в учреждении дополнительного образования Центра

творчества «На Вадковском» педагоги выстраивают свои занятия несколько иначе,

чем в школе. Дети не сидят за партами, они могут располагаться на стульях,

расставленных полукругом. Они не зажаты в рамках стандартного школьного

обучения и такое проведение занятий позволяет им чувствовать себя гораздо более

комфортно: они могут вставать, передвигаться и участвовать в подвижных играх.

В

наше

время

существует

множество

игровых

методик

обучения

иностранным языкам. Одну из авторских методик, в которой игра является

основным компонентом, разработала Валерия Николаевна Мещерякова. Её курс

включает 5 ступеней:

- I can sing,

- I can speak,

- I can read,

- I can write,

- I can analyze.

На нулевой ступени «I can sing» (она делится на 2 части: Games и Musicals)

дети учатся воспринимать английскую речь на слух, выполнять команды педагога,

играть и петь песни на английском языке. На первой ступени «I can speak» дети

начинают бегло говорить по-английски, используя в своей речи около 250 слов. На

второй ступени «I

can

read» дети обучаются чтению на знакомом языковом

материале по оригинальной технологии цветочтения. На третьей ступени «I can

write» у детей формируются основы письменной английской речи. На четвертой

ступени «I

can

analyze» у детей формируется навык анализа, устного и

письменного языкового материала.

Все эти уровни основаны на аудировании и играх. Игры выполняют одну из

основных ролей в усвоении материала. На младших ступенях это представлено в

больших объемах. Дети практически весь материал усваивают с помощью игры,

песен и аудирования. Иногда даже они перестают замечать, что игра идет на

другом языке, так как правила известны и есть с кем играть. В такой момент, дети

очень быстро усваивают новую лексику, новые грамматические конструкции, не

прилагая к этому особых усилий. Иногда сложно добиться желаемого результата

при использовании других форм обучения: в тоже время игра дает колоссальный

эффект при запоминании, усвоении материала, занимает минимум времени. Тем

временем это не развлечение на уроках - игры носят обучающий характер и

органично вплетаются в канву обучения.

Во время игры педагог ставит определенную цель, например, усвоение

лексики. Дети, увлеченные ходом игры, в непринужденной обстановке успешно

запоминают

материал.

Усвоение

материала

происходит

неосознанно,

на

подсознательном уровне, что способствует более глубокому усвоению материала и

выработке лингвистической интуиции. Существует несколько основных видов

игры:

- грамматические,

- ролевые,

- фонетические,

- лексические,

- игры с картинками,

- игры за столом,

- подвижные игры,

- игры для поднятия эмоционального тонуса,

- пальчиковые игры.

Приведём примеры некоторых из них.

1. Игра «Freeze». Дети становятся в круг, педагог называет действия, и дети

их выполняют. После слова freeze, дети замирают. Педагог считает до десяти, дети

стоят не двигаясь. Цель игры - изучение новой лексики, повторение и закрепление.

Также игра снимает эмоциональное напряжение, позволяет детям подвигаться.

2. Игра «Магазин». С младшими школьниками педагог выступает в качестве

продавца, дети приходят в магазин и покупают то, что им нужно, при этом

используется лексика по данной теме. Цель игры - изучение лексики и

грамматических конструкций по темам магазин, фрукты, одежда и т.д.

3. Игра «What is missing?». На полу раскладываются 4-5 игрушек, дети

смотрят в течение 5-7 секунд, дети закрывают глаза, одна игрушка исчезает, дети

открывают глаза и угадывают, какая игрушка исчезла.

4. Игра «Is this a boy?». Педагог перемешивает карточки с изображением

мальчиков и девочек и складывает их в руку тыльной стороной вверх. Он

показывает на верхнюю карточку и спрашивает «Is this a boy or a girl?». Ребенок

отвечает, если он угадал — то получает эту карточку, если нет — то она

подкладывается под остальные. Затем спрашивает у каждого ребенка «How many

pictures do you have? Can I have the picture please?» и т. д.

Участвуя

в

такой

игре,

каждый

обучающийся

активно

использует

английский язык, он вовлечен в процесс, ему приходится использовать английскую

речь. Таким образом, в ходе игры, у обучающихся развиваются навыки

спонтанной, неподготовленной речи. Они учатся не только говорить, но и думать

на английском языке.

Метод использования игр в обучении английскому языку в разы повышает

эффективность обучения по сравнению с традиционным неигровым методом.

Игры активизирую мыслительную и речевую деятельность, что существенно

упрощает процесс усвоения материала и быстро развивает навыки практического

владения языком. Игра представляет собой творчество и отдых, не теряет учебно-

воспитательной направленности, но делает учебный процесс более качественным,

содержательным

и

интересным,

так

как

в

процессе

игры

происходит

целенаправленная отработка изученного языкового материала на уровне лексики и

грамматики.

Список литературы:

1. Абдулаева Е.А. Игры и игрушки для детей от 5 до 6 лет // «Мама и

малыш». – 2007. – №7

2. Игнатова Т. Н. «Мои первые шаги в английском», Москва,Толмач СТ ,2009.

3. Зеньковский В.В. Психология детства. Екатеринбург, 1995.

4.

Лозанов Г. К.Российская педагогическая энциклопедия / гл. ред. Давыдов В.

В. М.: Научн. изд. «Большая Российская энциклопедия», 1993.

5.

Мещерякова В. Н. «Я умею читать по-английски». Пособие для детей

старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Изд. Казань 2013.



В раздел образования