Автор: Шафаревич Евгения Геннадьевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБУ ДО ЦТ "На Вадковском"
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Использование игр в обучении английскому языку детей младшего школьного возраста"
Раздел: дополнительное образование
Использование игр в обучении английскому языку
детей младшего школьного возраста
Шафаревич Е.Г.,
педагог дополнительного образования,
ЦТ «На Вадковском», Москва
В копилке любого педагога при подготовке к занятиям обязательно найдутся
самые разнообразные формы усвоения материала, такие как видео, использование
флэш-карт, прослушивание аудио, песни и игры.
В середине XX века болгарский педагог и психолог - профессор Лозанов Г.К.
разработал новую методику преподавания языка, ввел эмоциональный компонент
в обучение в качестве обязательного. Он доказал, что на эмоциональном фоне
материал усваивается намного эффективнее а также ввел игровую составляющую
в качестве обязательного компонента обучения. Эта методика имела большой
успех. Английские методисты (Michael Swan, Catherine Walter, Jill Hadfield и др.)
развили и внедрили в учебники идеи Лозанова Г.К. об игровом обучении и
разработали множество разнообразных игр. В СССР методикой преподавания
иностранного
языка
по
методу
Лоазанова
Г.К.
занимался
Московский
государственный педагогический институт иностранных языков имени М. Тореза
совместно с Московским государственным педагогическим институтом имени В.
И Ленина. Последователями Лозанова Г.К. в нашей стране стали Г. А.
Китайгородская, А. А. Леонтьев, Н. В. Смирнова, И. Ю. Шехтер, В. В.
Петрусинский и другие.
Игра, по мнению многих психологов, является одним из основных методов,
который помогает успешно и с удовольствием изучать материал. Это естественно,
так как игра — это один из видов деятельности ребенка, которым он готов
заниматься долгое время. Принцип комфортности важен при усвоении материала.
Чем более комфортные условия на занятии, тем быстрее происходит усвоение
иноязычной речи, а игра - это тот метод, который позволяет ребенку легко
общаться с педагогом и другими обучающимися. Во время игры ребенок
раскрепощен, у него сохраняется заинтересованность.
Работая с детьми в учреждении дополнительного образования Центра
творчества «На Вадковском» педагоги выстраивают свои занятия несколько иначе,
чем в школе. Дети не сидят за партами, они могут располагаться на стульях,
расставленных полукругом. Они не зажаты в рамках стандартного школьного
обучения и такое проведение занятий позволяет им чувствовать себя гораздо более
комфортно: они могут вставать, передвигаться и участвовать в подвижных играх.
В
наше
время
существует
множество
игровых
методик
обучения
иностранным языкам. Одну из авторских методик, в которой игра является
основным компонентом, разработала Валерия Николаевна Мещерякова. Её курс
включает 5 ступеней:
- I can sing,
- I can speak,
- I can read,
- I can write,
- I can analyze.
На нулевой ступени «I can sing» (она делится на 2 части: Games и Musicals)
дети учатся воспринимать английскую речь на слух, выполнять команды педагога,
играть и петь песни на английском языке. На первой ступени «I can speak» дети
начинают бегло говорить по-английски, используя в своей речи около 250 слов. На
второй ступени «I
can
read» дети обучаются чтению на знакомом языковом
материале по оригинальной технологии цветочтения. На третьей ступени «I can
write» у детей формируются основы письменной английской речи. На четвертой
ступени «I
can
analyze» у детей формируется навык анализа, устного и
письменного языкового материала.
Все эти уровни основаны на аудировании и играх. Игры выполняют одну из
основных ролей в усвоении материала. На младших ступенях это представлено в
больших объемах. Дети практически весь материал усваивают с помощью игры,
песен и аудирования. Иногда даже они перестают замечать, что игра идет на
другом языке, так как правила известны и есть с кем играть. В такой момент, дети
очень быстро усваивают новую лексику, новые грамматические конструкции, не
прилагая к этому особых усилий. Иногда сложно добиться желаемого результата
при использовании других форм обучения: в тоже время игра дает колоссальный
эффект при запоминании, усвоении материала, занимает минимум времени. Тем
временем это не развлечение на уроках - игры носят обучающий характер и
органично вплетаются в канву обучения.
Во время игры педагог ставит определенную цель, например, усвоение
лексики. Дети, увлеченные ходом игры, в непринужденной обстановке успешно
запоминают
материал.
Усвоение
материала
происходит
неосознанно,
на
подсознательном уровне, что способствует более глубокому усвоению материала и
выработке лингвистической интуиции. Существует несколько основных видов
игры:
- грамматические,
- ролевые,
- фонетические,
- лексические,
- игры с картинками,
- игры за столом,
- подвижные игры,
- игры для поднятия эмоционального тонуса,
- пальчиковые игры.
Приведём примеры некоторых из них.
1. Игра «Freeze». Дети становятся в круг, педагог называет действия, и дети
их выполняют. После слова freeze, дети замирают. Педагог считает до десяти, дети
стоят не двигаясь. Цель игры - изучение новой лексики, повторение и закрепление.
Также игра снимает эмоциональное напряжение, позволяет детям подвигаться.
2. Игра «Магазин». С младшими школьниками педагог выступает в качестве
продавца, дети приходят в магазин и покупают то, что им нужно, при этом
используется лексика по данной теме. Цель игры - изучение лексики и
грамматических конструкций по темам магазин, фрукты, одежда и т.д.
3. Игра «What is missing?». На полу раскладываются 4-5 игрушек, дети
смотрят в течение 5-7 секунд, дети закрывают глаза, одна игрушка исчезает, дети
открывают глаза и угадывают, какая игрушка исчезла.
4. Игра «Is this a boy?». Педагог перемешивает карточки с изображением
мальчиков и девочек и складывает их в руку тыльной стороной вверх. Он
показывает на верхнюю карточку и спрашивает «Is this a boy or a girl?». Ребенок
отвечает, если он угадал — то получает эту карточку, если нет — то она
подкладывается под остальные. Затем спрашивает у каждого ребенка «How many
pictures do you have? Can I have the picture please?» и т. д.
Участвуя
в
такой
игре,
каждый
обучающийся
активно
использует
английский язык, он вовлечен в процесс, ему приходится использовать английскую
речь. Таким образом, в ходе игры, у обучающихся развиваются навыки
спонтанной, неподготовленной речи. Они учатся не только говорить, но и думать
на английском языке.
Метод использования игр в обучении английскому языку в разы повышает
эффективность обучения по сравнению с традиционным неигровым методом.
Игры активизирую мыслительную и речевую деятельность, что существенно
упрощает процесс усвоения материала и быстро развивает навыки практического
владения языком. Игра представляет собой творчество и отдых, не теряет учебно-
воспитательной направленности, но делает учебный процесс более качественным,
содержательным
и
интересным,
так
как
в
процессе
игры
происходит
целенаправленная отработка изученного языкового материала на уровне лексики и
грамматики.
Список литературы:
1. Абдулаева Е.А. Игры и игрушки для детей от 5 до 6 лет // «Мама и
малыш». – 2007. – №7
2. Игнатова Т. Н. «Мои первые шаги в английском», Москва,Толмач СТ ,2009.
3. Зеньковский В.В. Психология детства. Екатеринбург, 1995.
4.
Лозанов Г. К.Российская педагогическая энциклопедия / гл. ред. Давыдов В.
В. М.: Научн. изд. «Большая Российская энциклопедия», 1993.
5.
Мещерякова В. Н. «Я умею читать по-английски». Пособие для детей
старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Изд. Казань 2013.