Автор: Степанова Ольга Федоровна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МДОУ
Населённый пункт: город Сланцы Ленинградская область.
Наименование материала: статья
Тема: Обобщение опыта работы на тему «Использование песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
Раздел: дошкольное образование
Обобщение опыта работы на тему «Использование
песочной терапии в работе с детьми с
ограниченными возможностями здоровья»
«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, об-
разно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник
творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем
умнее ребенок»
В. А. Сухомлинский
Игры на песке одна из форм естественной деятельности ребёнка. Поэтому
мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих,
коррекционных целях. Строя фигурки из песка с использованием символов,
придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребёнка
форме передаём ему наши знания и жизненный опыт, события и законы
окружающего мира.
Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен
швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом.
Важнейшее психотерапевтическое свойство песка - возможность изменения
сюжета, событий, взаимоотношений. Поскольку игра происходит в контексте
сказочного мира, ребенку предоставляется возможность изменения
дискомфортной для него ситуации. Он учится самостоятельно преодолевать
трудности. Игра с песком - это естественная и доступная для каждого
ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои
переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком.
Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок,
создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от
напряжения. А самое главное - он приобретает бесценный опыт
символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в
настоящей сказке все заканчивается хорошо.
Процесс игры в песочной терапии помогает двигаться от ощущения
зависимости от сложившейся ситуации к тому, чтобы стать создателем
ситуации. Кроме того, песок поглощает негативную энергию. Метод
песочной терапии можно использовать в работе с детьми, начиная с 3-х
летнего возраста. Коррекция эмоциональной сферы посредством этого
метода позволяет решать ряд проблем, возникающих у детей с ОВЗ.
В частности, песочная терапия позволяет работать с агрессивными ,
неуверенными, застенчивыми детьми; с детьми , испытывающие проблемы
стыда, вины, лжи, трудности принятия своих чувств. Кроме того,
пескотерапия объединяет массу упражнений, направленных на общую
релаксацию, снятие двигательных стереотипов и судорожных движений. В
процессе песочной игры ребёнок имеет возможность выразить свои самые
глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов, и
пережитое не развивается в психическую травму. Задачи песочной терапии
согласуются с внутренним стремлением ребёнка к самоактуализации.
В своей системе эти упражнения обладают колоссальным значением для
развития психики ребенка. Во-первых, они стабилизируют эмоциональное
состояние детей. Во-вторых, наряду с развитием тактильно-кинестетической
чувствительности и мелкой моторики рук, учат ребенка прислушиваться к
себе и проговаривать свои ощущения, помогают ребёнку чувствовать себя
защищённым, в комфортной для него среде.
Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной
коммуникации, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что
способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков
ребёнка Важно, что проективные игры на песке открывают потенциальные
возможности ребенка, развивая его творческий потенциал и фантазию.
Данную форму работы я использую в нескольких направлениях:
-на коррекционных занятиях по развитию психических функций,
формированию умений и навыков;
-в свободной деятельности детей;
-для снятия психического напряжения.
Учитываю общие условия организации песочной терапии.
*В качестве песочницы используется большой ящик. Традиционный его
размер в сантиметрах 50 х 70 х 8 см. Считается, что такой размер песочницы
соответствует объему поля зрительного восприятия.
* Цвет: традиционная песочница сочетает естественный цвет дерева, голубой
и жёлтый цвет. Таким образом, дно символизирует воду, а борта-небо.
*Для организации игр с песком необходим большой набор миниатюрных
предметов и игрушек, в совокупности символизирующих мир. В
классической песочной терапии существует следующая классификация
предметов, используемых в процессе создания песочных картин:
-игрушки- люди должны быть разнообразные по полу, возрасту, культурной
и национальной принадлежности, профессиям, эпохе (от первобытных до
современных,) позы должны быть как динамические, так и статические;
-наземные животные (домашние, дикие, доисторические);
-летающие животные (дикие, домашние, доисторические);
-обитатели водного мира (разнообразные рыбы, млекопитающие, моллюски,
крабы);
-жилища с мебелью (дома, дворцы, замки, другие постройки, мебель
различных эпох, культур и назначения);
-домашняя утварь (посуда, предметы обихода, убранства стола);
-деревья и другие растения (цветы, трава, кустарники, зелень и пр.);
-объекты небесного пространства (солнце, луна, звезды, радуга, облака);
-транспортные средства (наземный, водный, воздушный транспорт
гражданского и военного назначения, фантастические транспортные
средства);
-объекты среды обитания человека (заборы, изгороди, мосты, ворота,
дорожные знаки);
-объекты ландшафта и естественной активности Земли (вулканы, горы);
-аксессуары (бусы, маски, ткани, пуговицы, пряжки, ювелирные изделия и
пр.);
-естественные природные предметы (кристаллы, камни, раковины, куски
дерева, металла, семена, перья, отполированные водой стеклышки и пр.);
-фантастические предметы и персонажи мультфильмов, фэнтези, фигурки-
оборотни;
Формы и варианты песочной терапии определяются особенностями
конкретного ребёнка, специфическими задачами и её продолжительностью.
Песочная терапия может применяться со следующими целями: с целью
диагностики, с целью оказания первичной психологической помощи; в
процессе краткосрочной психотерапии; в процессе долгосрочного
психотерапевтического воздействия. Песочная терапия зарекомендовала
себя как один из результативных нетрадиционных методов в коррекционной
работе с детьми с ОВЗ.
Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева предлагает различные виды игр на песке.
Познавательные игры: игры на знакомство с окружающим миром,
географические игры; фантастические и исторические, игры- экскурсии по
городу.
Проективные игры: проективные можно проводить индивидуально и в
группе, с их помощью осуществляется психологическая диагностика,
коррекция и развитие ребёнка. Ребёнок выбирает игрушки и строит свой мир,
свою сказку. Игры с песком в группе в основном на развитие
коммуникативных навыков: умения гармонично и эффективно общаться друг
с другом, взаимодействовать. Группа может состоять из 2-х, 3-х человек, и
более, в зависимости от размера песочницы.
В своей работе я использую упражнения, рекомендованные Т.Д.
Зинкевич - Евстигнеевой «Чувствительные ладошки»:
- Положите ладоши на песок, закройте глазки, почувствуйте, какой он.
- Откройте глазки, расскажите, что вы чувствовали.
- Сделайте то же самое, повернув ладошки другой стороной. Расскажите о
своих ощущениях.
-Скользить по поверхности песка как змейка или как машина.
-Пройтись ладошками, как слон, как маленький слонёнок, как быстрый
зайчик.
-Оставить отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней.
-Просеять песок сквозь пальцы или щепоткой высеять дорожку из
контрастного по фактуре песка.
-Провести фигурку по песочным дорожкам-лабиринтам.
Можно "поиграть" на поверхности песка, как на пианино или клавиатуре
компьютера.
Занятие с использованием песочной терапии"Сказочная страна"
Цель: снижение эмоционального напряжения, создание положительного
эмоционального настроения
Оборудование: песочница, игрушки для песка.
1.
Упражнение "Здравствуй, песочек"
Цель: снижение психоэмоциональго напряжения.
Дети различными способами дотрагиваются до песка.
Положите ладошки на песок. Давайте его погладим внутренней, затем
тыльной стороной ладони. Какой песок? (сухой, шершавый, мягкий).
Давайте с ним поздороваемся: "Здравствуй, песочек!".
Послушайте… Он с вами здороваемся. Вы все слышите? …Плохо
слышите, потому что ему грустно и одиноко. Он говорит тихим голосом.
А давайте его развеселим! Пощекочем его сначала одной рукой каждым
пальчиком, затем другой. А теперь пощекочем двумя руками.
Теперь плавными движениями как змейки побежали по песку пальчиками.
Вы слышите, как он смеется?...
1.
Упражнение "Необыкновенные следы"
Цель: развитие тактильной чувствительности.
"Идут медвежата" - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает
на песок.
"Прыгают зайцы" - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности
песка, двигаясь в разных направлениях.
"Ползут змейки" - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук
делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
"Бегут жучки-паучки" - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя
движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь
под песком руками друг с другом - "жучки здороваются").
1.
Упражнение " Холодно - горячо"
Цель: учиться слушать другого, возможность выражения позитивных эмоций
Задача: взаимодействие, четкое выполнение инструкции
Инструкция: сейчас ты отвернешься, а я в песочнице спрячу игрушку.
Нужно найти ее, выполняя инструкцию. Если я говорю: «холодно», значит
ты удаляешься от игрушки, а если «горячо» - находишься рядом.
Анализ: понравилась ли тебе игра? легко или трудно тебе было выполнять
инструкцию? что для тебя было легче искать игрушку или помогать ее искать
1.
Упражнение "Секретик"
Цель: возможность выражения позитивных эмоций
Задача: выполнять задание точно по инструкции, развитие креативности
Инструкция: Под прозрачное стеклышко (без острых краев) кладется
картинка и засыпается песком. Необходимо найти «секретик» и аккуратно
раскопать его. Объяснить что увидел, придумать рассказ и т.д.
Анализ упражнения: что увидел? что хочешь рассказать? понравилось ли
играть? .
1.
Упражнение "Сказочная страна"
Цель: взаимодействие, обострить поиск конструктивных способов решения
проблем
Задание: оценить собственные ощущения
Инструкция: возьми поднос, подойди к коллекции фигурок и выбери те,
которые привлекают внимание. Подойди к ящику с песком. Представь себе,
что ты волшебник. Ты долго путешествовал. Ты искал место, где еще никто
не жил, где не ступала нога человека. И, наконец, ты пришел в пустыню.
Задумал
волшебник
превратить
ее
в
сказочную
страну
с
разными
существами. Преврати пустыню в такой мир, какой ты захочешь.
Анализ игры: что это за мир сказочная страна? какие существа ее населяют,
какой у них характер? что они умеют? откуда они пришли в эту страну? в
каких взаимоотношениях они находятся между собой'.' всем ли существам
хорошо в этой стране? если нет, то, что можно изменить? какие события
будут происходить в этой стране? что будут делать герои дальше?
1.
Прощание с песком.
Положи ладошки на песок, закрой глаза, почувствуй какой он. Открой глаза
- дотронься до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем
всеми пальцами одновременно:
- дотрагиваемся до песка всей ладошкой – внутренней, затем тыльной
стороной.
В ладошки наши посмотри —
Мудрее стали ведь они!
Спасибо, милый наш песок,
Ты всем нам подрасти помог.
Активными участниками в нашей работе с песком стали родители.
Коррекционное занятие в старшей группе «Песочное царство»
(присутствуют родители)
Тема: «Зеркально-песочное царство»
Цель:
1. Обогатить знания детей о свойствах песка.
2. Формировать умение узнавать на ощупь предмет в песке (в игре «Клад»
3. Развивать общую и мелкую моторику (физкультминутка «Мы в песочнице
играли», рисование на песке)
4.
Создать
радостное
настроение
через
действие
с
разнообразным
материалом и деятельность с ним.
5. Обогатить словарь детей: песчинка, лупа, воронка, наждачная бумага,
песочные часы, колба, пустыня, сыпучий, сырой, липкий, колючий,
зернистый.
Задачи.
1.
Использовать
познавательно-исследовательскую
деятельность,
для
познания развития разнообразных свойств песка
2. Стимулировать детей к сравнению, поиску сходства и различия песка в
разнообразных состояниях, к словесному анализу- рассуждению в игре
«Федорино горе»
4. Развивать познавательную инициативу детей любознательность в игре »
Песочные часы», использование лупы
5. Расширять кругозор детей, выводя его за пределы непосредственного
практического опыта в более широкую пространственную и временную
перспективу в игре «Выбери картинку»
Предшествующая работа.
Знакомство с произведениями К. И. Чуковского,
Окрашивание песка, заучивание физкультминутки, рассматривание всех
видов часов
Оборудование: столы, стулья, мольберты, экран, ящики с песком, лупы,
песочные часы 6 шт., стаканчики с цветным песком, посуда металлическая по
количеству детей, наждачная бумага, салфетки, коробки с песком на каждого
ребёнка для рисования картин, воронки 6 шт., сито 6 шт., картинки 8 шт.,
игрушки по количеству детей, иллюстрация по сказке "Федорино горе», две
коробочки с песком и камешками.
Ход занятия.
Обращаю внимание детей на одну из коробочек, наполненные песком и
камешками. Дети определяют по звуку. Если не отгадывают загадываю
загадку:
«Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже.
В. Вы правы, верно это песок. Сегодня ребята, мы с вами узнаем всё о песке.
Чтобы узнать какой песок, нужно погрузить руки в него.
В. Что вы чувствуете? Какой песок? (мелкий, холодный, колючий,
зернистый, тёплый, цветной)
В. А как можно получить цветной песок?
В. Как вы думаете, с помощью какого предмета нам удастся лучше
рассмотреть песок?
(с помощью лупы)
В. Возьмите лупу, рассмотрите её. Что происходит?
(увеличивает, хорошо видно, близко)
В. Предлагаю детям рассмотреть песок через лупу
В. Как можно назвать частички песка? – песчинки.
Что вы видите? Песчинки примерно одинаковые по размеру, но различаются
по форме, цвету
Связаны ли песчинки между собой? -нет
В. Значит песок какой? (сыпучий)
А если он сыпучий то, что можно с ним делать тогда?
Пересыпать с одного места в другое, он может двигаться, быть похожим на
волны, на течение.
Показываю песочные часы, что это (Песочные часы)
В. А какие вы ещё часы знаете?
Дети (наручные, настольные, настенные, будильник, водные, цветочные)
В А чем отличаются песочные часы от вех этих часов? (у них есть
циферблат, стрелочки, цифры)
В. А где применяют песочные часы?
Дети (в поликлиниках, больницах, в физио-кабинетах)
В Для каких целей? (чтобы узнать, когда заканчивается процедура)
В. А теперь возьмите песочные часы и переверните. Что вы видите?
Дети (мелкие песчинки перетекают из одной ёмкости в другую, медленно,
быстро)
В. Что же образовали песчинки? В нижней части колбы часов? - горку
В. Как вы думаете, если насыпать песок, находящийся в нашем ящике в одно
место, песчинки образуют горку?
В. Попробуйте это сделать. Убедились?
В, А теперь давайте поиграем в игру, которая называется «Клад»
Вызывается по одному ребёнок. Достаёт предмет из песка и определяет его
на ощупь, описывая его.
Физминутка.
«Мы в песочнице играем, строим домик из песка,
Увлеклись, не замечаем, что носки полны песка.
Принесли воды в ведёрке, чтобы не сломался дом,
Красовался на пригорке, мы его водой польём.
В. Посмотрите на эту иллюстрацию, из какой она сказки?
«Федорино горе»
В. Кто написал это произведение? - К. И. Чуковский
Какие произведения К. И. Чуковского вы ещё знаете?
В. Что же произошло с Федорой? от неё сбежала посуда, она была грязнулей
В. Кто сможет вспомнить строки из сказки, когда Федора решила вернуть
посуду?
В. Как вы думаете, песок действительно может очищать посуду?
В. Давайте попробуем
В. Потрите песком между пальцами. Что вы чувствуете?
(Колючие, твёрдые, царапают кожу)
В. А что же произойдёт, если мы почистим песком различные предметы?
Дети чистят песком по картону.
В. Давайте посмотрим снова через лупу (стёрся верхний слой, цвет
изменился, поцарапал)
В. Ну теперь давайте попробуем почистить посуду, как это делала Федора
(дети чистят, смотрят через лупу)
В. Вывод: песок оставляет следы на поверхности предметов и это свойство
песка используется человеком.
В. Я хочу вам показать одну бумагу, может быть она кому то и знакома? - это
наждачная бумага, шкурка)
Кто эту бумагу применяет? Строители. Для чего она нужна (чтобы зачистить,
выровнять поверхность металлических, деревянных изделий) Её получают
так: смазывают бумагу клеем и посыпают тонким слоем песком. Мы с вами
обязательно в другой раз попробуем изготовить наждачную бумагу.
В. Ребята, а вы любите играть с песком? А что больше всего любите лепить?
(куличики, тоннели, горки)
В. А сталкивались ли вы с тем, что было невозможно строить постройки,
лепить куличики? А с чем это было связано? Почему?
Дети. Потому что, он сухой был.
В. Посмотрите, что в этой ёмкости? – песок. Он какой? – сухой.
Можно из него, что нибудь слепить? Дети убеждаются, что нет.
В. Показываю на другую ёмкость. А это что?
Дети. Тоже песок.
В. А чем же они отличаются друг от друга?
(цвет у одного тёмный, у другого светлый)
В. Погрузите руки в этот песок. Что вы можете сказать о свойствах этого
песка? Он липкий, влажный, мягкий, все песчинки соединились, слиплись,
держат друг друга песчинки
В. Показываю воронку? Что это? - воронка. Для чего она нужна? - для того,
чтобы было удобно наливать жидкость)
Попробуйте через воронку насыпать песок, он сыплется, легко выходит? -
дети убеждаются, что нет.
Показываю сито. Что это? Где его применяют? В песочнице, для просеивания
песка Попробуйте через сито. Получается просеять песок мокрый?
В. Почему же он не проходит? - он мокрый, сырой. Что песку помогает? –
вода. Что она делает? – скрепляет песчинки. Зато из сырого песка можно, что
делать? (лепить, делать постройки, дети лепят и убеждаются. А что
произойдёт, если поделки из песка положить в сухое место, под солнце? (они
высохнуть, рассыплются)
В. Вывод: Влажный песок хорошо сохраняет форму, а сухой нет.
В. Посмотрите, пожалуйста, на столе лежат иллюстрации. Внимательно
рассмотрите и выберите те, где применяется песок, и выставите их на
мольберт.
В. Спрашиваю детей, почему он выбрал именно эту картинку.
В. Ребята, у меня для вас есть сюрприз, посмотрите на экран. Идёт показ
фильма» Рисование песком картины»
В. Понравилось, хотите попробовать стать художниками?
Пройдите к столам и нарисуйте то, что вам хочется. Играет музыка.
В. Спрашиваю у детей, что они нарисовали, можно ли кому-нибудь подарить
или перенести с одного места в другое? В следующий раз я покажу вам, как
сделать, чтобы картина не рассыпалась.
В. Вам понравилось наше занятие?
Эти рисунки выполнены Ярославом О.вместе с бабушкой.
РИСУНКИ ДЕТЕЙ
Дима.К.
Андрей.Г
Миша.К.
Даша.К
Настя.К