Напоминание

«Речевое развитие детей на основе использования дидактических игр в различных видах деятельности»


Автор: Ирина Викторовна Пугачева
Должность: Старший воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №47"
Населённый пункт: МОРДОВИЯ РЕСПУБЛИКА, САРАНСК
Наименование материала: Методический материал для педагогов.
Тема: «Речевое развитие детей на основе использования дидактических игр в различных видах деятельности»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Речевое развитие детей на основе использования дидактических игр в

различных видах деятельности»

«Говорить умеют все, но говорить правильно, лишь единицы из нас». Эти

слова, прочитанные мной однажды, натолкнули меня на мысль о том, что так

важно научить ребенка не просто говорить, а правильно выражать свои

мысли.

Культура речи – очень важная часть личностной характеристики. Но, к

сожалению, в наше время уровень владения русским языком среди молодежи

снижается, так - же снижается и интерес к литературе. Вследствие этого и

дети, которые только учатся говорить, слышат неправильную речь. И

неумение говорить правильно превращается в замкнутый круг. Поэтому

определение направлений развития правильной речи у детей относится к

числу важнейших педагогических задач.

Согласно ФГОС ДО «Речевое развитие» включает в себя:

владение речью, как средством общения и культуры;

обогащение активного словаря;

развитие связной, грамматически правильной диалогической и

монологической речи;

развитие речевого творчества;

развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического

слуха;

знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на

слух текстов различных жанров детской литературы;

формирование звуковой культуры речи, как предпосылки обучение

грамоте.

Речь у ребенка развивается постепенно, вместе с его ростом и развитием.

Годовалый малыш начинает активно передвигаться в пространстве и

накапливать опыт. Этот опыт отражается в начале речевого развития. Но

ребенок растет и этого опыта становится недостаточно. Ребенок попадает в

детский сад, и воспитателю необходимо продолжить формирование и

развитие речи в комплексе с общим развитием ребенка.

И тут на помощь приходят дидактические игры, которые являются не только

игрой для деток, но и прекрасным средством их обучения и развития.

К.Д.Ушинский отмечал, что дети легче усваивают новый материал в

процессе игры.

Дидактические игры – это вид учебных занятий, организуемых в виде

учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и

отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой

деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения.

(В.Н.Кругликов, 1988.)

Дидактические игры способствуют:

развитию познавательных и умственных способностей;

развитию речи детей;

социально-нравственному развитию ребенка.

Дидактические игры различаются по обучающему содержанию,

познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам,

организации и взаимоотношениям детей, роли воспитателя. Все

дидактические игры можно разделить на:

игры с предметами (игрушками);

настольно-печатные игры;

словесные игры.

Игры с предметами основаны на непосредственном восприятии детьми

свойств предмета. В этих играх дети учатся устанавливать сходства и

различия предметов, знакомятся с их свойствами. Примером таких игр

можно назвать «Что это такое?», «Опиши предмет», «Чудесный мешочек»,

«Подбери нужный предмет».

Настольно-печатные игры знакомят детей с окружающим миром. Дети

развивают свои математические способности, внимание, логику, речевые

навыки. Это такие игры как «Парные картинки», «Часть и целое», «Лото»,

«Игры-путешествия».

Словесные игры построены на непосредственном использовании речи. Это

наиболее эффективный метод развития мышления и речи у детей. Словесные

игры могут возникать в любом месте и в любое время, что очень удобно, для

использования их, к примеру, на прогулке.

Но для успешного развития речи ребенка не достаточно просто играть. Очень

важна компетентность педагога в данном вопросе. Чтобы создать условия

для успешного развития речи ребенка педагогу необходимо:

самому уметь правильно говорить;

изучать методическую литературу по данной теме;

опираться на опыт прошлых лет и применять современные технологии.

Таким образом, педагог, как и ребенок должен постоянно развиваться и

самообразовываться. Ведь образованный педагог – это образованные дети, а

следовательно, образованное общество в будущем.



В раздел образования