Автор: Ирина Викторовна Пугачева
Должность: Старший воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №47"
Населённый пункт: МОРДОВИЯ РЕСПУБЛИКА, САРАНСК
Наименование материала: Методический материал для педагогов.
Тема: «Речевое развитие детей на основе использования дидактических игр в различных видах деятельности»
Раздел: дошкольное образование
«Речевое развитие детей на основе использования дидактических игр в
различных видах деятельности»
«Говорить умеют все, но говорить правильно, лишь единицы из нас». Эти
слова, прочитанные мной однажды, натолкнули меня на мысль о том, что так
важно научить ребенка не просто говорить, а правильно выражать свои
мысли.
Культура речи – очень важная часть личностной характеристики. Но, к
сожалению, в наше время уровень владения русским языком среди молодежи
снижается, так - же снижается и интерес к литературе. Вследствие этого и
дети, которые только учатся говорить, слышат неправильную речь. И
неумение говорить правильно превращается в замкнутый круг. Поэтому
определение направлений развития правильной речи у детей относится к
числу важнейших педагогических задач.
Согласно ФГОС ДО «Речевое развитие» включает в себя:
владение речью, как средством общения и культуры;
обогащение активного словаря;
развитие связной, грамматически правильной диалогической и
монологической речи;
развитие речевого творчества;
развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического
слуха;
знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на
слух текстов различных жанров детской литературы;
формирование звуковой культуры речи, как предпосылки обучение
грамоте.
Речь у ребенка развивается постепенно, вместе с его ростом и развитием.
Годовалый малыш начинает активно передвигаться в пространстве и
накапливать опыт. Этот опыт отражается в начале речевого развития. Но
ребенок растет и этого опыта становится недостаточно. Ребенок попадает в
детский сад, и воспитателю необходимо продолжить формирование и
развитие речи в комплексе с общим развитием ребенка.
И тут на помощь приходят дидактические игры, которые являются не только
игрой для деток, но и прекрасным средством их обучения и развития.
К.Д.Ушинский отмечал, что дети легче усваивают новый материал в
процессе игры.
Дидактические игры – это вид учебных занятий, организуемых в виде
учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и
отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой
деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения.
(В.Н.Кругликов, 1988.)
Дидактические игры способствуют:
развитию познавательных и умственных способностей;
развитию речи детей;
социально-нравственному развитию ребенка.
Дидактические игры различаются по обучающему содержанию,
познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам,
организации и взаимоотношениям детей, роли воспитателя. Все
дидактические игры можно разделить на:
игры с предметами (игрушками);
настольно-печатные игры;
словесные игры.
Игры с предметами основаны на непосредственном восприятии детьми
свойств предмета. В этих играх дети учатся устанавливать сходства и
различия предметов, знакомятся с их свойствами. Примером таких игр
можно назвать «Что это такое?», «Опиши предмет», «Чудесный мешочек»,
«Подбери нужный предмет».
Настольно-печатные игры знакомят детей с окружающим миром. Дети
развивают свои математические способности, внимание, логику, речевые
навыки. Это такие игры как «Парные картинки», «Часть и целое», «Лото»,
«Игры-путешествия».
Словесные игры построены на непосредственном использовании речи. Это
наиболее эффективный метод развития мышления и речи у детей. Словесные
игры могут возникать в любом месте и в любое время, что очень удобно, для
использования их, к примеру, на прогулке.
Но для успешного развития речи ребенка не достаточно просто играть. Очень
важна компетентность педагога в данном вопросе. Чтобы создать условия
для успешного развития речи ребенка педагогу необходимо:
•
самому уметь правильно говорить;
•
изучать методическую литературу по данной теме;
•
опираться на опыт прошлых лет и применять современные технологии.
Таким образом, педагог, как и ребенок должен постоянно развиваться и
самообразовываться. Ведь образованный педагог – это образованные дети, а
следовательно, образованное общество в будущем.